Проект зоны сенсорного развития в младшей группе детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Гришина Елена Ивановна

Населенный пункт: Брянская область Г. Брянск

Название проекта

Актуальность

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики.

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего возраста и их родителями.

Участники проекта

Педагоги, родители и воспитанники группы.

Цель проекта

- Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

- Формирования сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр.

- Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи проекта

- Формирование сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитии зрительной реакции на предметы окружающего мира, умение замечать их форму, цвет).

- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

- Развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности;

- Развитие цветоразличения, формовосприятия, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

- Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических фигур (шар, куб).

- Познакомить с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 летнего возраста.

- По рекомендации педагога изготавливать своими руками игры для развития сенсорных способностей своих детей.

- Повышений собственных знаний по теме проекта.

- Определить содержание работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет.

- Осуществлять сенсорное воспитание детей 3-4 лет.

- Создать предметно-развивающую среду, дополнив дидактическими играми по сенсорному развитию.

Сроки реализации

с 01 сентября по 15октября (1,5 месяца).

Вид проекта

Особенности проекта

Материально-технические: компьютер, принтер, картон, бумага, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, клей, конструктор, дидактические игры и т.д.

Информационные: книги интернет, журналы и т.д.

Продукт проекта

Ожидаемые результат

- повышение уровня сенсорного развития детей;

- пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;

- формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;

- формирование умения выделять существенные признаки и свойства предметов: их цвет, форму, величину, положение в пространстве и т. п.

- реализовывать потребности детей в продуктивных видах деятельности.

- обеспечение преемственности семейного воспитания в вопросах сенсорного развития детей и повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме.

- вовлечь родителей в участие в проектной деятельности.

- родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

- внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;

- разработка дидактического материала и дидактических игр;

- разработка методических рекомендаций для родителей;

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
  • подбор наглядно-дидактического материала;
  • подбор художественной литературы, репродукций картин;
  • организация развивающей среды в группе.

Основной этап:

  • ознакомление детей с художественной литературой;
  • проведение бесед;
  • рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
  • проведение занятий;
  • проведение мероприятия;
  • прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • рисование с детьми на … тематику;
  • создание продукта проекта и презентации.

Образовательная область

Содержание

Срок реализации

Участники

Беседы:

Сюжетно-ролевые игры:

Дидактические игры:

Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

"Большая и маленькая куклы".

Цель: различать и называть предметы по величине.

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины

Работа с родителями (консультации, привлечение к участию в проекте)

Просьба принести детскую посуду шести основных цветов.

В течение проекта

Занятия (совместная деятельность),

Занятия.

учить различать предметы по цвету, учить обследовать форму геометрических фигур.

Викторина

Работа с родителями (консультации, привлечение к участию в проекте)

Консультация для родителей:

В течение проекта

Знакомство с литературными произведениями:

Дидактические словесные игры и упражнения

Цель: Развивать разговорную речь детей, умения узнавать и называть цвета.

Работа с родителями (консультации, привлечение к участию в проекте)

Анкетирование родителей «Выявление интересов и

знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности.

В течение проекта

Занятия (совместная деятельность) по рисованию, лепке, аппликации.

По рисованию

Цель: Закреплять знания о смешивание красок для получения нового цвета. Развивать интерес к нетрадиционной техники рисования.

По лепке

  • Учить лепить предмет, состоящий из двух частей( шарика и палочки); соединять части, плотно прижимая их друг другу, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней.

Познакомить детей со способом модульной лепки (лепка из шариков);

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней;

По аппликации

«Узор на блюдце"

Развлечения

Цель: Закрепить знание детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина), вызвать интерес к играм с игрушками.

Цель: Формирование сенсорных представлений, развитие мелкой моторики рук.

Работа с родителями (консультации, привлечение к участию в проекте)

В течение проекта

Подвижные игры:

Физкультминутки:

Работа с родителями (консультации, привлечение к участию в проекте)

Консультация для родителей:

В течение проекта

Заключительный этап:

Содержание

Срок реализации

Участники

Мероприятие

Открытый показ

Развлечение

Выставка творческих работ детей

Разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с сенсорикой.

Разработанные рекомендации для родителей

В течение проекта октябрь

Достигнутые результаты:

Дети:

Благодаря целенаправленной работе с использованием многофункциональных пособий, у детей группы значительно повысился уровень сформированности ручной умелости и знания сенсорных эталонов.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах: апробирован дидактический материал, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.

В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей.

Сформированы или частично сформированы представления детей о форме, величине, цвете предметов;

Сформированы или частично сформированы навыки группировки предметы по заданному признаку;

Освоены или частично освоены навыки действия с предметами, определения их положения в пространстве;

Развита мелкая моторика рук;

Родители:

Родители получили методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры у детей , созданию условий проведения дидактических игр , консультации по изготовлению дидактических игр .

Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего возраста.

Педагоги:

Воспитателем составлены дополнительные разработки практических занятий, игр, досугов; изготовлен наглядный и дидактический материал, по сенсорному развитию; пополнение предметно – игровой развивающей среды и пособий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по сенсорному развитию "Познаём мир играя" будет полезен для педагогов младших групп. В приложении подобраны игры, конспекты досугов и НОД по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

Проект по сенсорному развитию


Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.


«Видеть, слышать, пробовать на вкус, нюхать, трогать.

Какими изумительными инструментами для этого одарила нас природа! Если дети активно пользуются всеми этими пятью чувствами, будь они в школе, дома, в деревне, в дождливую погоду, в солнечную,

Тип проекта: познавательно-игровой

Длительность проекта: долгосрочный(сентябрь — май)

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Постановка проблемы:

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Цель проекта: развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности детей младшего возраста.

Задачи проекта:

– способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей;

– формировать представление о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

– упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

Методы иформы работы:

При работе с детьми использовались разные методы и приемы:

– решение проблем игрушек;

– создание продуктивной деятельности.

В работе с семьей используются такие формы работы, как:

– информирование об успехах детей;

– целевые консультации, папки-передвижки;

– участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;

– участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.

– группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: по цвету, форме, величине;

– соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;

– устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;

– разным способам обследования предметов.

У детей обогатится чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.

План-график мероприятий

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

1.

Изготовление д/игр по сенсорному развитию.

2.

3

Д/игра «Где мой домик

4

1

2

3

4

1

Пополнение картотеки игр с использованием ИКТ.

2

3

4

1

подбор материала по формированию сенсорных эталонов для ИЗО деятельности.

2

3

4

2

3

4

1

2

3

4

1

Подготовка дидактического материала для проведения открытых занятий.

2

3

4

1

2

3

4

Игры с пальчиками «Алые цветки..”.

1

Выделить зону для использованного материала по формированию сенсорных эталонов.

2

3

4

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, окружающий мир, пальчик, рисование, предметно-развивающая среда, работа, сенсорное развитие, сенсорное развитие детей, сенсорное развитие ребенка.

Похожие статьи

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине.

Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего. )

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета).

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр.

Изучив проблему сенсорного представления у детей с 2 до 3 лет, мы решили создать комплекс дидактических игр, который способствует эффективному.

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной.

Важным направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в.

Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием.

Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка. А для полноценного сенсорного развития нам помогают дидактические игры, которые помогают сделать процесс обучения интересным.

Организация предметно-пространственной среды для детей.

Предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка.

В зоне развивающих игр все игры и пособия должны быть направлены на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики воображения, речи.

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

Делу обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно-пространственная среда.

Автор: Мугу Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ "Центр - детский сад № 46" г. Краснодар.
Описание: Данный педагогический проект буден полезен педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также родителям, т.к. в проекте указаны основные направления и способы работы для формирования и развития сенсорных эталонов. Также материал будет полезен и интересен педагогам, ищущим различные формы взаимодействия с родителями.

Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Предполагаемый результат:
• Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
• Совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;

Видно, что не у всех воспитанников данной подгруппы развиты сенсорно – математические эталоны.

3. Заключительный. На этом этапе представлено портфолио проекта, оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.

Количество Величина Форма Цвет Ориентировка в пространстве (ОВ)
Богдан + + + + +
Лера + = + + +
Диана = + = + =
Борис = + - + +
Сергей + = + + +
Маша - + = + +
Сева + = = + +
Леша + + + + =

Исходя из результатов повторной диагностики, можно утверждать, что данный способ формирования сенсорно - математических представлений эффективен.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнить и закрепить представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Постепенно, проект из познавательно - игрового, превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Читайте также: