Как назвать лабораторию в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Экспериментирование представляет для детей живой интерес. Это огромная возможность для них думать, пробовать, а самое главное – самовыражаться.

В своей группе мы стараемся давать детям способность экспериментировать, побуждаем их к исследовательской деятельности, что позволяет в дальнейшем ребенку создавать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Хочу предложить вашему вниманию Центр познавательной опытно-исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки) нашей группы. Мы старались сделать его интересным, содержательным, насыщенным, оригинальным, эстетичным, безопасным. Я считаю, что у нас это получилось. Судите сами.

Мини-лаборатория, или Центр науки









Для организации самостоятельной детской деятельности, мною разработаны карточки-схемы проведения экспериментов многоразового использования (они заламинированы).






Спасибо за внимание!

Наша мини-лаборатория!

Наша мини-лаборатория! В начале лета решили создать мини - лабораторию в нашей группе. Договорились с ребятами, что будем приносить в группу все интересное, что.

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Образование – это способ вхождения человечества в мир науки и культуры. В процессе образования человек познает и впитывает разные культурные.

Организация центра науки в группах детского сада

Организация центра науки в группах детского сада Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира.

Если вы решили открыть собственный центр детского развития, но испытываете трудности в выборе названия, информация, изложенная в данной статье, поможет вам подобрать подходящий и оригинальный вариант. Вы сможете ознакомиться с основными стратегиями формирования ярких и запоминающихся брендов для подобных учреждений, а также изучить примеры названий уже открывшихся центров по всей России.

Принципы построения названий

Разумеется, большинство брендов, под которыми ведут свою деятельность подобные учреждения, так или иначе связаны с их специализацией – развитием, детством, досугом, талантами и т.д. Однако, несмотря на обширность тематики, существует несколько основных принципов построения подобных названий, которые подробно описаны ниже:

Уголок экспериментирования привлекателен для детей всех возрастных групп насыщенной материальной базой и возможностью почувствовать себя первооткрывателем

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

Исследовательская деятельность

Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Экспериментирование с водой

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Знакомство с приборами для опытов

Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.
  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.
  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.

Экспериментирование в паре

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Мини-лаборатория

Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

Требования к оформлению уголка

  1. Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  2. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  3. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок экспериментальной деятельности в старшей группы

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

  • название уголка;
  • номер группы/название, возрастная категория детей;
  • цели и задачи функционирования уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы, инструменты, приборы, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
  • картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Как назвать исследовательский уголок

Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад

Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории

Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Плакаты по технике безопасности — фотогалерея

Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания Иллюстрированные плакаты привлекают детей В стихотворной форме правила можно заучить вместе с воспитанниками

Схемы и алгоритмы — фотогалерея

На видном месте уголка размещается схема символьных обозначений действий в лаборатории Можно разместить подсказку, какими способами можно проводить исследования в уголке К тематической неделе экспериментирования в уголке размещаются алгоритмы соответствующих опытов На стенде размещаются темы опытов и алгоритм проведения в картинках

Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея

Сделать уголок ярким помогают картинки-рисунки В стенгазете содержатся познавательные материалы, рисунки и фотографии воспитанников В стенгазете описывается опыт исследовательской деятельности дошкольников Материалы стенгазеты мотивируют воспитанников к дальнейшим экспериментам

Хозяин уголка — сверстница воспитанников (самодельная кукла в полный рост), которая вместе с ними учится экспериментировать Хозяйка уголка всегда рада маленьким исследователям, у неё в запасе много идей для экспериментов Игрушка-хозяин встречает детей с подготовленными материалами для проведения опытов Весёлые хозяева уголка знают много игр-экспериментов и хотят научить им ребят

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

    Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.

Лаборатория в группе

На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Рабочая зона уголка экспериментирования

Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста

Использование проектора в детском саду

Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников

Мини-музей в уголке экспериментирования

Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей

Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея

Уголок оборудован стеллажом для материалов и инструментов, рабочей зоной, центром воды и песка В уголке оборудована зона практических исследований, стеллаж, имеется проекторное полотно В уголке есть место для демонстрации макетов, стенд с кармашками для бланков и информационных материалов

Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

Игра-эксперимент с водой в младшей группе

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

Опыт с воздухом в подготовительной группе

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Журнал наблюдений

Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат

Химическое шоу в детском саду

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей

Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_104dff12.jpg

hello_html_ma862b57.jpg

Актуальность выбранной темы 2

Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности 3

Современное состояние вопроса 4

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности 5

II Системность выполнения работы.

характеристика модулей 6

Принципы построения мини-лаборатории 7

Задачи экспериментирования в младшем дошкольном возрасте 9

Задачи экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. 10

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности 11

Перечень оборудования и материалов для работы лаборатории. 13

Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. 16

Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста . 21

Алгоритм - проведения опытов для детей дошкольного возраста 44

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в Казахстане возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней.

Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность , которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Следует отметить положительное влияние экспериментально - исследовательской деятельности:

на эмоциональную сферу ребенка,

на развитие творческих способностей,

формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.

Обучать всему новому, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

помогает связать обучение с жизнью,

формирует навыки исследовательской деятельности,

развивает познавательную активность детей,

приучает действовать самостоятельно,

планировать работу, доводить ее до положительного результата,

проявлять инициативу и творчество.

А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!

способность к исследовательскому типу мышления.

Модуль разделен на 4 сектора:

Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)

Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)

Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.

Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)

Материал подобран (сконцентрирован по определенному принципу:

- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение,должны вызывать положительные эмоции .

Принцип закрытости.

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Обновляемость материала.

Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста :

Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .

Приложение№1 (опыты для детей младшего дошкольного возраста)

Старший дошкольный возраст.

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Приложение №2 (опыты для старшего дошкольного возраста)

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини - лаборатории

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.

Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

действие показывает педагог;

действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Читайте также: