Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа м просвещение 1974

Обновлено: 08.07.2024

Литературное развитие – развитие способностей к восприятию искусства слова, а также умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь эстетическими критериями; это и процесс развития собственного литературного творчества.

Критерий литературного развития – это уровень читательского восприятия самостоятельно прочитанного произведения.

Читательское восприятие – умение самостоятельно выявить и понять тему, идею, авторскую позицию, оценить поступки героев; умение воссоздать в воображении целостный образ на основе художественных деталей.

Выявление зоны ближайшего развития – происходит через вопросы, поставленные учителем и направленные на выявление различных сторон читательского восприятия

(эмоции, воображение, мышление).

Уровень актуального развития – выявляется через вопросы, поставленные учащимися после самостоятельно прочитанного произведения, которые позволяют определить направление внимания учащегося.

Литературное творчество – это ведущий элемент содержания литературного образования, воплощение своих идей в системе читательских и речевых умений.

Умение (читательское)

1) действие или система действий

2) готовность и способность к действию.

Если Вы хотите более глубоко изучить темы раздела, то можете обратиться к следующей литературе:

    Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова (1,2,3 классы).

Тема 1: Литературное образование и литературное развитие младшего школьника

(авторская программа М.П. Воюшиной)

Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы предлагается ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях:

Объективных и субъективных условий медиавосприятия и т.д. Цикл .

. развития и внедрения медиа в образовательный процесс. В звене среднего профессионального образования важно сформировать у будущего специалиста культуру восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, . подготовке в учреждениях среднего профессионального образования . технологий в дальнейшей профессиональной деятельности. Это требует включения медиаобразования в технологию . их .

1) собственно обучение чтению.

2) получение ребенком литературного знания, т.е. литературное образование и литературное развитие.

Проблема литературного развития школьников изучается представителями разных наук: психологами (развитие социальных способностей), социологами (состояние общества с точки зрения его художественного развития в данный момент истории), методистами (исследуют литературное развитие в связи с процессом обучения школьников).

Обратитесь к определению литературного развития, в чем же оно проявляется? (см. терминологический словарик).

Литературное развитие – процесс возрастной: на изменение восприятия художественного произведения влияет жизненный и читательский опыт, расширение кругозора. Одну и ту же книгу мы воспринимаем по-разному в 10 и в 17 лет, по-разному выражаем свои впечатления словесно.

В то же время литературное развитие – это учебный процесс: характер обучения обязательно влияет на ход литературного развития (может способствовать ему, а может и тормозить).

В связи с этим учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития школьников.

Обратитесь к определению критерия литературного развития младшего школьника (см. терминологический словарик).

Что является принципиальным (найдите ключевые слова)?

Для того чтобы определить результат развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые ранее не изучались детьми.

Что такое уровень восприятия?

Степень образной конкретизации, т.е. способность воссоздать в воображении целостный образ на основе художественных деталей.

Степень образного обобщения, т.е. в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Методика выявления уровня литературного развития зависит от цели проверки

Для выявления уровня актуального развития используется постановка вопросов к тексту учащимися. Эти вопросы позволяют учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном чтении. Уровень восприятия устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности.

Хрестоматия по литературе для 2-го класса часть 1-я.

Составитель: доктор педагогических наук Воюшина Мария Павловна.

Саша вышел во двор и огляделся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь.

Ну, машина — это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.

Саша подошел к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.

— Здравствуйте, дядя,— сказал Саша.

— Здравствуй, малый, если не шутишь, — ответил шофёр.

— Я не шучу.— Саше понравилось, что шофёр назвал его малым.

Это для него звучало необычно. «Ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух. — А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды,— сказал шофёр.— Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.

Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.

В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнёхонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжёлым, он улыбнулся: ерунда, мол, не такие таскали. Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.

Шофер залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.

— Заходи, когда будет время,— сказал он. Саша крепко пожал ему руку и ответил:

— Обязательно зайду. Я ведь живу в этом доме.

Шофёр уехал, а у Саши на руке осталась широкая темная полоса — это шофёр вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шофёрскую заметину. Так и ушел Саша домой, но шофёра теперь считал лучшим своим другом. Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.

— Эй, тётка! — грубо крикнул шофёр.— Нашла где стоять, а то толкну машиной, костей не соберешь!

И Саша всё это услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг шофёр. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:

— Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! — Он кричал высоким тонким голосом.

Вот сейчас что-то должно было случиться.

— Ух, ты! — сказал шофёр.— Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! — он оглушительно рассмеялся.

Больше он ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой. А тут впервые ему сказали такие слова. И кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имя. А Саша стоял перед ним как дикий зверёк,— решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль и обиду. Тогда он сказал:

— Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.

Он тронул машину и помахал Саше рукой. А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, но потом передумала. Разве можно ругать человека заблагородные поступки? Нет, конечно! И бабушка это отлично знала. Тем более, что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей захотелось запеть эту песню вслух, так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползались в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки, когда они стали непонятно зачем поправлять шапку у Саши. Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек.

Ученик задает вопросы только к одному эпизоду. Отсутствует целостное восприятие.

Такой уровень восприятия художественного произведения оценивается как низкий.

Он соответствует детям 3-5 лет.

И так далее: дети могут задать по 30-35 вопросов по содержанию произведения.

Вопросы, поставленные учеником, не требуют размышления. Внимание сосредоточено на событии. Ученик не видит проблемы.

Такой уровень восприятия говорит об отставании в литературном развитии.

Ученик обращает внимание на мотивы поведения действующих лиц, дает им оценку.

Устанавливает причинно-следственные связи.

Однако уровень обобщения связан, прежде всего, с оценкой персонажа. Об авторе не вспоминает.

Мы видим высокий уровень литературного развития. Ученик видит авторскую позицию, определяет проблему, способен увидеть основной конфликт, обращает внимание на название и отдельные художественные детали.

Совет: проведите диагностическое исследование

Примеры похожих учебных работ

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

. ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие. Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста. .

Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста

. сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. Цель исследования: Изучение влияние мышления на развитие восприятия у дошкольников в возрасте 6-7 .

Диагностика развития восприятия у детей старшего дошкольного

. умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. Таким образом, целью исследования стала диагностика уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет) с нарушением зрения. Объектом исследования - процесс .

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Развитие восприятия у детей старшего дошкольного .

. проверить влияние занятий по рисованию с натуры на развитие восприятия старших дошкольников с ОНР. Задачи исследования: 1.Изучить состояние вопроса развития восприятия старших дошкольников с ОНР в психологической, педагогической и .

Развитие восприятия мимики у детей дошкольного возраста с задержкой психического .

. уровня развития восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР; 3. Выявить исходный уровень развития восприятия . дал ответы на многие вопросы психологии выразительного поведения: - . с помощью нее можно сказать гораздо больше, чем с .

Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

. вопроса; - от общей культуры ребенка, умения наблюдать; - от развития его речи. Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин. Иначе говоря, уровни могут сосуществовать. В развитии восприятия . восприятия. «Можно сказать .

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

7. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 4 класса // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. - Л., 1972.

8. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. - М., 1969.

9. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения. - М., 1971.

10. Левидов A.M. Автор - образ - читатель. - Л., 1977.

11. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). - М., 1978.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

13. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.

14. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.

15. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе. - Л., 1983.

16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

17. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный анализ литературного произведения избирателен по материалу, который вовлечен в разбор. Очень часто во время анализа литературного произведения учитель опирается на самые показательные и открытые в идейно-художественном плане элементы, которые ведут к общему представлению о произведении. Однако отбор важнейших проблем и доступных для учащихся элементов не должен приводить к искажению смысла литературного произведения, ведь одним из главных условий школьного анализа остаются охват всего произведения и сила общего впечатления. Выбор мотива анализа литературного произведения ни в коем случае не должен перекрывать внимание к другим элементам и сферам произведения.

Школьный анализ основывается на сложившиеся в методической науке и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь анализа (изучения) литерного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный, регламентирующийся правилами ход разбора литературного произведения. Выделяют следующие пути анализа литературного произведения:


Каждый из этих путей обладает своими свойствами, которые определяют процесс анализа, процесс постижения литературного произведения обучающимися. Эти свойства определяют условия выбора того или иного пути: учителю необходимо четко понимать, почему он прибегает к конкретному пути анализа литературного произведения.

Выбор пути анализа литературного произведения мотивируется художественной природой литературного произведения, целями, которые ставятся перед собой учителем, уровнем развития учащихся. Впрочем, каждый из данных путей может быть использован в любом классе, но при соответствующих видоизменениях, так как в полной мере доступными данные пути анализа литературного произведения становятся только на определенном уровне развития учащихся.

Для того, чтобы целостно вести анализ литературного произведения, необходимо осознать каждый из четырех путей анализа в его специфике: изучить его функции и выявить его свойства и особенности.

литературного произведения

Среди достоинств данного пути Владимир Георгиевич Маранцман выделяет последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли, эмоциональность, рассмотрение литературного произведения во взаимодействии формы и содержания.

Данный выбор анализа основывается на:

возрастные особенности учащихся;

художественное своеобразие произведения;

педагогические цели, которые преследуются учителем.

В основе композиционного пути лежит непосредственно

сюжет литературного произведения.

Основные положения данного пути:

Изучение произведения приближено к первичному читательскому восприятию. Основная цель – усиление эмоционального воздействия на ученика.

Привлечение внимания к опорным моментам текста, авторским отступлениям. Каждый этап рассматривается как развитие авторского замысла.

В центре опорных моментов ставятся характеры героев литературного произведения, которые раскрываются и прогрессируют в ходе развития сюжета произведения.

Пейзажи, внутренние и внешние портреты героев, художественные детали не отделяются от основного восприятия произведения – рассматривается попутно.

Проблемы философского типа, нравственного или эстетического типа рассматриваются в связи с конкретными ситуациями, которые их вызывают.

Завершением изучения литературного текста становятся выводы о его актуальности и востребованности на сегодняшний день.

Пообразный путь анализа литературного произведения

Основные положения пообразного пути:

1. При анализе охватывается произведение полностью, и его основная идея раскрывается через раскрытие судеб главных героев (главного героя).

2. Персонажи произведения группируются по отношению к главному герою (семья, друзья и. т.д.)

3. Идейная и художественная стороны литературного произведения раскрываются через систему образов.

4. Выбор опорных героев и опорных моментов в художественном тексте.

5. Одним из положений этого пути является также самостоятельная работа с текстом – домашнее чтение.

Данный метод предполагает анализ персонажей литературного произведения, то есть составление характеристики . Характеристика героя состоит из:

Биографических сведений о герое

Характер: основные качества личности и их проявление в художественном тексте

Поступки героя: причины и исход

Взаимоотношения с окружающими: взаимодействие с остальными группами персонажей

Внешний порт героя

Речь героя и ее особенности

Авторская характеристика героя

Отношение читателя к образу героя

Также возможны следующие дополнения к характеристике:

Место персонажа в системе образов литературного произведения

Приемы раскрытия образа героя

Образ героя в критической литературе

Значение данного героя в истории литературы и в общественной жизни с соответствующей исторической эпохи по сей день

Современное понимание образа

Пообразный путь – один из тех путей, который соответствует задачам и целям литературы. Этот традиционный анализ способен при правильном построении дать оптимальные результаты.

Проблемно-тематический путь анализа

литературного произведения

Основные положения проблемно-тематического анализа:

Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.

Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.

Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.

Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения.

Если говорить о плюсах данного пути, несомненным достоинством является тот факт, что он, путь, дает общее представление о произведении, охватывая его и рассматривая с разных углов. И, соответственно, минусов выступает возможность упущения деталей.

Приемы изучения проблемно-тематического пути делятся на :

Анализ композиции литературного произведения, сюжетных линий, образов и т.д.

Прием сопоставления жизненного материала с вымыслом

Историко-литературные, историко-культурные комментарии к тексту

Стилистический анализ произведения

Выразительное чтение произведения

Прием устного словестного рисования

Сопровождение чтения живыми впечатлениями

Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию.

Таким образом, выбор пути анализа литературного произведения определяется уровнем литературного развития учащихся, а также целями, которые ставятся учителем. Для того, чтобы между учащимися и текстом произведения (автором текста) развился диалог, необходимо сделать анализ литературного произведения легким и естественным для учащихся.

1  Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей : в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М. : Просвещение : Владос, 1995 – с. 220

2  М.А. Рыбникова. Методы преподавания литературы. Москва, 1930. - С. 59

Читайте также: