История создания о как убийственно мы любим тютчев кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Жанр, направление, размер

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Темы и проблемы

Основная идея

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Автор: Самый Зелёный · Published 15.06.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 31.01.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.11.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Основная тема

Страстная любовь Тютчева

  • Неконтролируемая страсть завладела разумом, лирический герой не в силах сопротивляться
  • Запретная любовь осуждается обществом. Это чувство похоже на убийство, поскольку уничтожает все вокруг, ставит под сомнение правильность прежних убеждений
  • Его возлюбленная страдает, потому что именно ее поступок порицается в высшем свете, становится объектом для насмешек и открытого осуждения. Смерть героини объясняется невозможностью вынести столь сурового испытания.
  • Лирический герой ощущает свою вину и горько сожалеет о случившемся, не переставая испытывать муки любви, сопряженные с угрызениями совести.

После переживания сильных волнений и разочарования меняется образ героини: в ней нет прежней жизни, только душевная боль и неотвратимая надломленность.



Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция стихотворения

Что касается композиции, то ее можно условно разделить на две части. Они составляют целостную основу лирического повествования:

  • Вначале автор кратко размышляет над последствиями несчастной любви, где чувства привели к катастрофе
  • Приходит понимание собственной вины и ответственности за происходящее

История создания

Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

Общее настроение

Поэт обнаруживает свою вину перед Еленой Александровной, за то, что их связь подверглась резкому осуждению в свете. Прежде это была жизнерадостная молодая женщина. После встречи с лирическим героем она отвергнута всеми, оказавшаяся в полном одиночестве, но так и не научившаяся лицемерить. Это чувствуется в каждой строке, которая являет собой обнаженную душевную боль. Основная мысль глубокая и печальная.

Таким образом, в стихотворении Тютчев мысленно обвиняет себя, ищет причины несостоявшегося счастья. Не стоит забывать о том, что ему довелось пережить смерть любимой женщины. Жить с таким грузом на сердце невероятно тяжело.

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Анализ стихотворения — О, как убийственно мы любим…

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

Тютчев страдал потому, что не мог сделать Елену Александровну счастливой в том положении, в какое он ее поставил. Сознание этой вины увеличивало его горе и выражалось в укорах себе.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует молча.

Стихотворение написано очень эмоционально, об этом свидетельствует неоднократное употребление вопросительных и восклицательных знаков. Интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора, его взволнованность, его переживания, силу страданий.

В этом стихотворении Тютчев использует

Начинается и заканчивается стихотворение одними и теми же строками:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Это одно из произведений из цикла других, посвященных любимой, оно, как и остальные пронизано печалью и тоской. Поэт поднимает извечную проблему любви. Он, верно, подмечает тот факт, что самую большую боль причиняют близкие и любимые люди.

Поэт раскаивается в том, как он поступил со своей любимой. В первых строчках он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее объясняет детально, в чем же она состоит. Тютчев указывает на эгоистичность своей любви, которая принесла несчастье любимой женщине:

Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел – спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Тютчев как бы ведет разговор с самим собою, спрашивает и сам же отвечает на вопрос:

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

Он сравнивает образ Елены до их встречи и то, что случилось с нею потом:

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Первые и последние строчки стиха совпадают. Это говорит о раскаянье поэта, его сожалении о том, что он сделал. Также Тютчев обращает внимание читателя на то, что это не только его проблема. Так поступает очень много людей, и не все из них понимают, что же они делают.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим Что сердцу нашему милей!

Когда читаешь эти бессмертные строки, в душу закрадывается грусть, сожаление, тоска. Перед глазами встают образы людей, чувства которых погубил ты, и тех, кто надругался над твоими собственными.

Самое печальное то, что человек, любовь которого однажды истоптали в грязи, не всегда решается полюбить еще раз. Так появляются несчастные мужчины и женщины, которые уверены в том, что настоящей любви не существует.

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

Символика стихотворения

В течение всего произведения лирический персонаж ведет монолог. Он обвиняет себя в несчастье, произошедшем с его любимой женщиной, сначала делает акцент на своей вине, а затем детально описывает чувства и воспоминания. Эгоистичность по отношению к возлюбленной для героя стала фатальной ошибкой, которая впоследствии обернулась большой бедой.


Действительно, Елену убили постоянный стыд и общественное порицание, возникшие из-за легкомысленности писателя. Сначала характер Денисьевой стал меняться в худшую сторону, что подробно описывается в произведении, а потом девушка быстро состарилась и вскоре умерла. В этом Федор Иванович, безусловно, винил только себя. Все свои переживания он передал через персонажа стихотворения.

Образ женщины отражает жертвенность и слабость представительниц прекрасного пола, которых чувства топчут, будто скаковая лошадь на полном ходу. Девушка символизирует цветок, погибший из-за собственной красоты.

Последняя часть

Шестое четверостишие представляет лирического героя орудием Судьбы. Оказывается, что все те незаслуженные страдания в жизнь его возлюбленной внесли именно возникшие между ними чувства. Именно ради любви она отреклась от многих земных радостей. Эта мысль продолжается в седьмой строфе, где жизнь представлена обреченной на различные испытания. В восьмом четверостишии проясняется романтическая суть образов. Лирика Тютчева наполняется особым драматизмом, когда его герой начинает осознавать свою вину. Его любовь привела к ожесточению и боли избранницы. В девятой строфе любовь выступает злым огнем, который сжигает все до пепла, не оставляя ничего.

тютчев о любви

Особенности первой части

Первая строфа в произведении представлена в виде нескольких вопросов. Автор пытается разобраться, что же произошло за такой короткий промежуток времени. Почему пропала былая улыбка и на щеках возникли горькие слезы.
Следует отметить, что лирическому герою известны ответы на поставленные себе вопросы. Автор знает в чём дело, и от этого становится еще хуже на душе. Всего год назад, в полной эйфории влюблённости поэт был горд своей победой на любовном фронте, но что же стало с возлюбленной, отчего теперь нет былого восторга?

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

Жанр, направление, размер

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Середина произведения

Темы и проблемы

Особенности первой части

Первая строфа в произведении представлена в виде нескольких вопросов. Автор пытается разобраться, что же произошло за такой короткий промежуток времени. Почему пропала былая улыбка и на щеках возникли горькие слезы.
Следует отметить, что лирическому герою известны ответы на поставленные себе вопросы. Автор знает в чём дело, и от этого становится еще хуже на душе. Всего год назад, в полной эйфории влюблённости поэт был горд своей победой на любовном фронте, но что же стало с возлюбленной, отчего теперь нет былого восторга?

Основная идея

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Вариант 1

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник.

Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан.

Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему.

До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию.

Вариант 2

Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.

Вариант 3


Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и раздумья о нынешнем развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Образы и символы

В произведении представлен монолог лирического героя. Он обвиняет себя в том несчастье, что произошло с любимой женщиной. Изначально он обращает внимание читателя на свою основную вину, а затем подробно раскрывает свои эмоции, ощущения, пускается в воспоминания о возлюбленной. Он отмечает свой эгоизм, по отношению к любимой, который привел к беде, к трагическому фатальному исходу.

Образ героини стихотворения, возлюбленной Тютчева, слабый и жертвенный. Она представляется поэту красивым хрупким цветком, который погубили. Любовь же автор сравнивает со скакуном, топчущим возлюбленную на полном ходу.

История создания

Некоторые произведения литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Фёдора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молодую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвящённых Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

Основная идея

Лирический герой в порыве легкомысленной страсти обрекает на поругание и травлю возлюбленную. Их роман был обречен изначально, но они не смогли преодолеть обоюдную страсть и остановиться вовремя.

Кроме того, лирический герой должен осознавать, что он несет ответственность за любимого человека, за девушку. Герой же понимает, что виноват, уже после произошедшего несчастья.

Поэтому в стихотворении имеется также еще важная мысль, что нужно быть ответственным по отношению к другим людям, иначе легкомыслие, несерьезность, эгоизм в отношениях приведут к очень плачевному исходу. А в случае с Тютчевым и Еленой Денисьевой, она принесла себя в жертву их любви, а поэт не смог пожертвовать своими чувствами ради ее благополучия.

В стихотворении раскрывается тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объект светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Темы и проблемы произведения

В рассматриваемом стихотворении полно и глубоко Тютчев раскрывает главную тему – несчастную любовь, а также наиболее значимые проблемы таких взаимоотношений и их роковые последствия. Возникает вопрос – как и почему любовь может стать несчастливой, если она взаимна? И автор постепенно нам показывает процесс их взаимоотношений с самого начала и до конца. При описании начального периода их романа у героя и у его возлюбленной возникают радостные, светлые, нежные чувства. Но прошло менее года и счастливый, беззаботный, звонкий девичий смех сменился страданием, муками, болью. Почему же любовь становится убийственной?

Тютчев в произведении открыто отвечает на возникающий вопрос, пишет, что так рано девушку сгубила его страстная любовь. Также поэт говорит с читателями о том, что свои сокровенные и искренние мысли и чувства нужно беречь от внимания общества и обсуждений в свете. Он считает, что интриги, слухи, осуждение общества безжалостно сломали судьбу и жизнь девушки, что толпа бесцеремонно растоптала ее душу.

Композиция

Композиционно стихотворение условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к её истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стихотворения также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчёркивает переживания автора и лирического героя. Таким образом, автор закольцовывает стихотворение.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершённую мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

Особенности второй части

Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором. Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности.
Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось. Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует различные средства выразительности.

Жанр, размер, направление

Стихотворение написано в четырехстопном ямбе, что позволяет декламировать его плавно, легко, непринужденно.

Рифма в тексте перекрестная, также в строках чередуются рифмы женская и мужская.

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих. Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди.
Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой. Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.

Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком. Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины. Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

Анализ стихотворения — О, как убийственно мы любим…

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

Тютчев страдал потому, что не мог сделать Елену Александровну счастливой в том положении, в какое он ее поставил. Сознание этой вины увеличивало его горе и выражалось в укорах себе.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует молча.

Стихотворение написано очень эмоционально, об этом свидетельствует неоднократное употребление вопросительных и восклицательных знаков. Интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора, его взволнованность, его переживания, силу страданий.

В этом стихотворении Тютчев использует

Начинается и заканчивается стихотворение одними и теми же строками:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Это одно из произведений из цикла других, посвященных любимой, оно, как и остальные пронизано печалью и тоской. Поэт поднимает извечную проблему любви. Он, верно, подмечает тот факт, что самую большую боль причиняют близкие и любимые люди.

Поэт раскаивается в том, как он поступил со своей любимой. В первых строчках он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее объясняет детально, в чем же она состоит. Тютчев указывает на эгоистичность своей любви, которая принесла несчастье любимой женщине:

Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел – спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Тютчев как бы ведет разговор с самим собою, спрашивает и сам же отвечает на вопрос:

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

Он сравнивает образ Елены до их встречи и то, что случилось с нею потом:

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Первые и последние строчки стиха совпадают. Это говорит о раскаянье поэта, его сожалении о том, что он сделал. Также Тютчев обращает внимание читателя на то, что это не только его проблема. Так поступает очень много людей, и не все из них понимают, что же они делают.


О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим Что сердцу нашему милей!

Когда читаешь эти бессмертные строки, в душу закрадывается грусть, сожаление, тоска. Перед глазами встают образы людей, чувства которых погубил ты, и тех, кто надругался над твоими собственными.

Самое печальное то, что человек, любовь которого однажды истоптали в грязи, не всегда решается полюбить еще раз. Так появляются несчастные мужчины и женщины, которые уверены в том, что настоящей любви не существует.

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

Читайте также: