Какие чувства и настроения своего времени выразил в музыке композитор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Кафедра Начального образования

1класс, 2 четверть

Студенток: Дубовик З.,

Преподаватель: Кусонская Т.С.

Цель урока: развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи урока

Развивающая: продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки. Развивать творческое воображение детей средствами музыки. Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к культурному наследию .

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Учитель : Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (дети отвечают: веселое, радостное, бодрое…)

Правильно, настроение у меня очень хорошее, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. И я вижу, что вы сегодня пришли на занятие, тоже с хорошим настроением. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? ( приветствие в миноре ). Что бы вы в этом случае сказали про моё настроение. ( Дети отвечают: грустное, печальное).

Правильно ребята, сегодня у нас с вами занятие необычное мы будем говорить о чувствах и настроении в музыке, ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.

Изучение нового материала.

Скажите, кто пишет музыку?

Ученики : Композиторы.

Учитель: С какими композиторами мы с вами уже знакомы?

Ученики: Д.Б.Кабалевский, П.И.Чайковский.

Учитель открывает портреты этих композиторов.

Учитель: Какие музыкальные произведения этих композиторов мы с вами уже слушали?

Учитель : Ребята, скажите, а характер, настроение в этих произведениях разное или всегда одинаковое?

Ученики: Настроение в произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная .

Учитель: А почему музыка всегда разная, от чего это зависит?

Ученики : Это зависит от настроения и чувств человека, который пишет музыку…его состояние души…

Учитель: Кто узнал это произведение и его композитора?

Учитель : Какие чувства у вас вызывает это произведение?

Ученики : грусть, печаль, тревогу…музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая.

Ученики: (Ответы детей)…

Учитель : Ребята, а мы можем вылечить эту куклу, поднять ей настроение?

Ученики : Да.

Учитель : А как?

Ученики: Спеть песню.

У читель : А какая песня должна быть по настроению?

Ученики : Весёлая.

Учитель: А какие весёлые песни вы знаете?

Ученики: Ответы детей.

Учитель : Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте, сначала приготовим наши голосочки, разогреем их уже знакомой распевкой (распевка Лиса).

1.
Я под стеклом, я на витрине
Смотрю в окно в дождливый час.
И день, и ночь от той картины
Не отвожу стеклянных глаз.
Все проходят мимо, а одна девчушка
Говорит: "Какая грустная игрушка!"

Припев:
Папа, подари, папа, подари,
Папа, подари мне куклу!
Папа, подари, папа, подари,
Папа, подари мне куклу!

2.
Всю ночь снаружи дождик капал,
Играли ветры на трубе.
И снилось мне, что дочка с папой
Решили взять меня к себе.
А наутро было чудо - так и вышло,
Вновь приходят папа с дочкою-малышкой.

Припев.

3.
А значит, я счастливой буду.
Меня возьмут, сбылись мечты!
Как хорошо, когда кому-то
На этом свете нужен ты!
И смеется за окном девчонка звонко,
Есть теперь простая радость у ребенка:

Припев:
Папа подарил, папа подарил,
Папа подари мне куклу!
Папа подарил, папа подарил,
Папа подарил мне куклу!"

Закрепление.

Учитель: Какое настроение в этом музыкальном произведении?

Учитель : Ребята, я сегодня вам приготовила музыкальные инструменты. Посмотрите…назовите, какие.

Ученики : колокольчик, треугольник, бубен, барабан, металлофон, трещотка, ложки.

Ученики : …ласковая, нежная, заботливая…

Ученики: Марш.

Учитель: Какие вы выберите музыкальные инструменты, которые правильно помогут передать характер и настроение марша (дети с соответствующими инструментами исполнят марш).

Учитель: Посмотрите, сколько у меня шариков, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение?

Ученики: Нет.

Учитель : А чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого шарика было своё настроение?

Ученики : Рот.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

ОН ВЫРАЗИЛ ПЕЧАЛЬ Объяснение: НЕ БЛАГОДАРИ

+

скрипка как аристократичный инструменты

Другие вопросы по Музыке

Категория

Категория

Письменно в тетради ответить на вопрос "существует ли сейчас такая любовь, как у орфея и эвридике, может ли в наше время один человек пожертвовать своей жизнью ради другого" пример.

Категория

Надо построить g dur в ум вв vii, c moll(гармонический) в ум 7., g moll(гарм.) ув 2., d dur в м вв 7. и des dur в d7. заранее и целую в щёчки)).

Категория

Д43, д2, ув2, ум7, ум5, ум77(подругому д77), т6, м64, б64, м7, ув4, ум53, д7, ч8, д43, ув2, м7, объяснения (от какой ступени строится, из каких аккордов состоит и во что разрешаетс.

Возрастная категория: 9-11 классы.

Тип урока: изучение нового материала.

  • раскрыть своеобразие личности художника Серебряного века;
  • раскрыть особенности музыкального языка А.Н.Скрябина.

Оборудование к уроку: презентация по теме урока, музыкальные фрагменты произведений А.Скрябина.

I. Вступительное слово:

– Какими событиями наполнена история России на рубеже XIX-XX веков?
– Как называется в русской культуре эта эпоха? Почему?
– Подберите словесный ряд для характеристики Серебряного века (блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, волшебство, сияние, дымка, туман, тайна, шёпот, голоса, свечение, глаза…).

Слайд 2:

I. Работа по теме урока:

Слайд 3:

Слайд 4:

По семейной традиции образование Александр получил во Втором Московском кадетском корпусе. Однако, всем было понятно, что из скромного, хрупкого юноши не получится бравого офицера.

Слайд 5:

Слайд 6:

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Звучит Прелюдия №4.

Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:

Так беспомощно грудь охладела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Эта трагедия осложнила жизнь Скрябина-пианиста, но страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю, он становится прекрасным фортепианным композитором. В период болезни Скрябин создаёт целый ряд произведений для левой руки.

Звучит Ноктюрн №2 для левой руки.

Слайд 7:

Слайд 8:

Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В тёмных глубинах
Духа творящего,
Вы, боязливые
Жизни зародыши,
Вам дерзновенье
Я приношу!

III. Заключительный этап урока:

Слайд 9:

Слайд 10:

Жизнь Александра Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года. По ряду свидетельств смерть его была мистической. Снимая свою последнюю квартиру на Арбате, Скрябин настаивал на заключении контракта сроком на три года, то есть до 14 апреля 1915 года.
Его современникам казалось, что композитор ушёл слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его была действительно коротка, но это была жизнь гения.
Вячеслав Иванов откликнулся на горькую утрату сонетом:

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побеждён иль победитель,
По ком, – немея кладбищем чудес, –
Шептаньем лавров плачет муз обитель?

Звучит Соната №3.

Слайд 11:

Музыка Скрябина отражает внутренний мир художника, живущего в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий и всем существом устремлённого навстречу грядущему обновлению. Отсюда её энергетика, импульсивность, непрерывная изменчивость и игра нюансов.
И, конечно же, уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется, прежде всего, тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи.

Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

В.Брюсов.

Слайд 12:

Разговор о музыкальных мирах Александра Николаевича Скрябина – великого русского композитора и пианиста – хочется закончить словами самого композитора из своего дневника:

Когда музыка не нуждается в словах

Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Действительно, как уяснить себе содержание такой музыки, где нет не только поэтического текста, как в песне, но даже скупого программного названия? А ведь таких в музыке великое множество: почти все симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей - например, квартеты и квинтеты, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т. д.

Несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.

Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл.

Огромная сила воздействия классической музыки вызвана тем, что композиторы обобщали в музыкальных образах типические интонации и обороты, почерпнутые в народном творчестве или в массовой, широко бытующей музыке своего времени.

Вслушайтесь в звучание Двенадцатого этюда А. Скрябина ре-диез минор. Это произведение, взволнованное и целеустремлённое по характеру, вызывает у слушателя глубокие и яркие переживания. Иногда этюд называют патетическим, однако такое название не следует считать признаком программности: оно лишь указывает на присущий произведению общий приподнятый тон звучания. Такая приподнятость чувствуется во всём: и в пульсирующем триольном ритме, и в мелодических взлётах, и в порывистости ритмического рисунка мелодии, наконец, в необычайной цельности всей пьесы, которая, хотя и включает в себя три раздела, всё же сохраняет единство общей патетической идеи.

Воздействие этюда таково, что программность здесь, пожалуй, была бы даже излишней. Всё, что присуще человеку - воля, мужественность, порывистость, страстность, - всё нашло воплощение в этой музыке, столь любимой слушателями многих поколений.

Произведения, подобные Двенадцатому этюду Скрябина, обнаруживают одно очень важное свойство музыки – говорить с человеком о нём самом, минуя слова. И удивительно: слова зачастую оказываются совершенно ненужными, порой они даже мешают (не случайно некоторые композиторы признавались, что не очень любят писать и слушать программную музыку). Человек оказывается способным воспринимать и понимать музыку без дополнительных объяснений и комментариев.

Отчего это становится возможным?

Наверное, оттого, что и музыка понимает человека, если способна угадывать его тайные стремления и порывы. Она обращается к человеку напрямую, действуя собственными, только ей присущими средствами, так что, слушая её, человек как бы заново оценивает свою жизнь, свой внутренний мир, лучше начинает понимать самого себя.

В главном эти индивидуальности сходятся - в признании того, что в грустной или весёлой, торжественной или озорной, певучей или угловатой музыке слышатся вся грусть, всё веселье, всё торжество или озорство, на какие только способна жизнь. И не беда, если у кого-то грусть связана с грустью человека, а у кого-то - с осенним увяданием природы, если кто-то все музыкальные настроения связывает с миром людей, а кто-то мыслит себя шире, в единстве с природой и окружающей жизнью. Ведь всё это – различные грани единого, цельного, неразделимого, что воплощает в себе музыкальное содержание.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Скрябин. Этюд № 12 до-диез минор (интерпретация В. Горовица), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Читайте также: