Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности в начальной школе окружающий мир

Обновлено: 25.04.2024

Цель проекта Создание пакета материалов о разнообразных веществах, окружающих в повседневной жизни , их свойствах и применении в практической деятельности человека .

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные результаты:

умение ориентироваться в многообразии веществ, окружающих человека в повседневной жизни; устанавливать связи между свойствами веществ и их применением в практической деятельности человека; оценивать опасности, подстерегающие человека при неправильном обращении с веществами; проводить опыты, опытным путем установить свойства веществ.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД :

умение устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; выделять главное в познавательном объекте; приводить доказательства.

Регулятивные УУД : умение формулировать цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; осуществляют рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение, слушать других и вступать в диалог, строить монологическую речь.

Личностные УУД:

умение наблюдать, называть наблюдаемые предметы и оформлять свои наблюдения; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать; умение оценивать собственную деятельность, свои достижения; умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, доверие к соучастнику деятельности; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. Организационный

Цель: подготовка к восприятию нового материала и действий по реализации проекта.

Предлагает учащимся конкретно-практическую ситуацию: заказ от бюро на проект в связи с не грамотным поведением в повседневной жизни (неправильное обращение с веществами).

С помощью вводной презентации организует обсуждение темы проекта, ставит проблему и задачи. Организует совместное планирование деятельности, определение вида продукта и формы презентации.

Цель: Запуск проекта.

Проводит мини-заседание, в ходе которого на основе выявленных интересов учащихся формирует три группы – по отдельным направлениям поиска, знакомит с индивидуальными заданиями для каждой группы:
- определение целей группы;
- распределение заданий.

После знакомства с темой проектной работы совместно с учителем обсуждают цель работы, задачи и этапы, определяют форму представления результатов проекта. В ходе совместного обсуждения вносят свои интересные предложения.

Определяют поле информации вокруг изучаемого объекта (что известно), вопросы, на которые они хотели бы получить ответ (что неизвестно, хотим узнать)

Исследуемый объект – растения родного края.

Цель проекта: формирование бережного отношения к растениям родного края как одного из компонентов природы, через создание цветочных часов.

Продукт проекта – макет цветочных часов.

ВложениеРазмер
dorozhnaya_karta_3_b.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

Предмет – окружающий мир

Исследуемый объект – растения родного края.

Цель проекта: формирование бережного отношения к растениям родного края как одного из компонентов природы, через создание цветочных часов.

Продукт проекта – макет цветочных часов.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

  • отстаивают свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректируют свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
  • слушают и слышат собеседника;
  • работают в группах;
  • ставят вопросы и формулировать ответы.
  • выбирают тему проекта;
  • составляют план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • выполняют проект самостоятельно;
  • работают по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • используют основные и дополнительные средства;
  • оценивают результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.
  • стремятся к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
  • продолжают формировать желание участвовать в процессе работы.

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Предлагает обучающимся прочитать записку, которую передал цветок. (В записке говорится о том, что он не может общаться со своим другом – цветком, так как тот засыпает в то время, когда герой просыпается и наоборот.)

Читает стихотворение о растениях родного края.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Организует работу в группах: предлагает обучающимся прочитать историю о том, как люди ориентировались при помощи богатств природы (по мху определяли север и юг, по цветам ориентировались на время и т.д.)

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

Работают в группах.

1.3 Постановка задач

Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

1. Собрать информацию о растениях, о их цикле, полезных свойствах и т.д.,

2. Выяснить, как жизненный цикл растений влияет на жизнь людей.

1.4 Формулировка гипотезы

Записывает ответы учеников на доске.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотез.

2. Организационный / подготовительно-планирующий

2.1 Планирование деятельности

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Просматривают видеоролик. Параллельно слушают речь учителя.

Отвечают на вопросы.

Составлен план реализации проекта:

2. Провести исследование жизненного цикла растений родного края.

3. Оформить результаты подтверждения или опровержения гипотез.

4. Защитить свое выступление о подтверждении или опровержении гипотез.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

поиск информации (история, записка), ее анализ, наблюдение (видеоролик, описание, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: истории
  2. Для подтверждения или опровержения гипотез: видеоролик, история, тетради, ручки, карандаши.
  3. Для оформления шаблона макета цветочных часов: листы А4, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка.

3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о жизненном цикле растений они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое жизненный цикл растений?

2. От чего зависит жизненный цикл растений? Чем похожи и чем отличаются растения?

3. Зачем человеку знать о жизненном цикле растений?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на подтверждение и опровержение гипотезы, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по использованию смарт-оборудования.

3. Помогает разделиться на группы.

5. Помогает сформулировать и записать подтверждение или опровержение гипотез.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы:

Опыт Смотрят видеоролик, слушают учителя, отвечают на вопросы, подтверждают или опровергают гипотезы.

1. Определена цель исследования: изучить жизненный цикл растений.

2 Поставлены задачи исследования:

-Предположить чем полезен данный цикл для человека.

4. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Цветы раскрывают бутоны не только летом.

- Цветы раскрывают и закрывают бутоны исходя из времени суток и времени года.

- Цветы не распускаются в одно и тоже время.

6. Общий вывод: Жизненный цикл растений все – таки разнообразен.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и просмотра видеоролика выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью системы голосования

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами при помощи системы голосования.

2. Формулируют общий вывод.

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в создании макета цветочных часов.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют стенгазету.

2. Готовятся к защите.

1. Макет цветочных часов.

2. Конспект выступления на защите.

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлен макет цветочных часов.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дорожная карта ученика

Примерный образец "Дорожной карты ученика".



План мероприятий ("дорожная карта")


Дорожная карта ученика

Для заполнения родителям.


Дорожная карта по самообразованию

Дорожная карта по самообразованию учителя.


ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя начальных классов за 2015 – 2016 учебный год).


Дорожная карта по самообразованию учителя

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствует учащихся. Мотивирование учащихся с помощью стихотворения.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

1.2 Выбор и формулировка темы

Подводит детей к теме внеурочного занятия, задавая вопрос «Как думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Просматривают ребус, расшифровывают его. Пытаются найти ответ на проблемный вопрос. Формулируют тему занятия.

1.3 Определение проблемы, формулировка цели и задачи

Предлагает ученикам сформулировать цель с помощью следующих слов (выводит на экран)

Определяют цель: расширить знания о строении и функциях органа зрения.

2.Организационный

2.1 Планирование деятельности

Проводит технику безопасности. Озвучивает правила работы в парах.

Проверяют готовность к работе.

Ознакомление с техникой безопасности и правилами работы в парах.

2.2 Подбор необходимого оборудования

Озвучивает список необходимого оборудования для проекта.

Проверяют наличие необходимого оборудования.

Выбраны необходимое оборудование.

3 Исследовательский

3.1 Сбор необходимой информации

Демонстрирует презентацию и предоставляет необходимую информацию в виде рассказа.

Получают, анализируют и обобщают информацию.

Получена необходимая информация.

3.2 Проведение исследования

Проводит технику безопасности. Дает точные указания. Контролирует деятельность учащихся, дает дополнительную информацию и задания по мере необходимости.

Принимают участие в деятельности. Проводят опыты. Выполняют указания. Слушают учителя.

Создание искусственной радуги

3.3 Формулировка выводов

Делятся результатами и выводами, формулируют общий вывод.

4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

Помогает заполнить отчет по проекту. Контролирует ход заполнения отчета.

5 Защита проекта

Проверяет правильность заполнения отчета. Показывает шаблон правильного заполнения отчета.

Представляют отчет. Проверяют правильность заполнения.

Проведены опыты. Получен отчет.

6 Рефлексия и самоанализ

Предлагает ученикам оценить результаты проектной деятельности с помощью раздаточного материала. Проводит самоанализ с помощью вопросов.

ТЕМА ПРОЕКТА : профессии от А до Я.

ОБЪЕКТ: профессии

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : обеспечение условий для формирования знаний о профессиях у детей через непосредственное включение в активные формы работы

ПРОДУКТ ПРОЕКТА : стенгазета "Мир профессий".

- приобретение начального опыта знаний окр. мира для решений учебно-познавательной и учебно-практич. задач.

-освоение доступных способов изучения общества

-углубление знаний о профессиях

-умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументировать свою позицию, подтверждать аргументами и фактами

-умение выслушивать собеседника

-владение монологич. и диалогич. формой речи

-целеполагание, как постановка учеб. задачи на основе того, что уже известно, а что нет.

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

-умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

-оформление и представление полученной информации

стремление к творч. знанию познавательной зад-чи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

-умение анализировать свои действия и управлять ими

Этап Д. У. Д. у. продукт

Задача: определение методологического аппарата и методов исследования

1 часть стенгазеты: общее оформление (название)

1.1. определение актуальности, обсуждение проблемы и выбор темы проекта У. - демонстрирует небольшой фрагмент мультфильма, проводит небольшой опрос, задает наводящие вопросы:

-О чем данное видео?

О каких профессиях рассказывают в этом мультфильме?

-Какие профессии вы знаете еще?

-Кто по профессии ваши родители?

-А знаете ли вы такие профессии как орнитолог, бухгалтер, кинолог?

Прочитайте тему проекта на слайде

Определяет проблемную ситуацию

Ребята, значит, есть и те профессии, о которых мы пока не знаем

Какова же наша проблема?

Что мы можем сделать, чтобы решить нашу проблему? у- просматривают видеоролик, отвечают на вопросы У., формулируют тему проекта

о различных профессиях

пожарный, учитель, милиционер, врач, строитель

механик, художник, писатель, швея

нет, мы не знаем

Тема нашего проекта : профессии от А до Я.

Мы не знаем всех профессий

Познакомиться с профессиями, о которых мы не знаем

1.2. формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы Предлагает ученикам сформировать цель с помощью след. слов: выводит их на экран) : узнать, познакомиться, выяснить, обобщить, сравнить, создать, нарисовать, оформить, придумать, сочинить.

Постановка задач У.

1. Что нам нужно сделать сначала?

4. Что последнее? Найти. и сделать.

На свете много различных профессий и все они важны и взаимосвязаны: книги, которые мы читаем появились благодаря людям разных профессий : писатель придумал текст, лесорубы заготовили древесину, химики сделали краску, верстальщик в типографии набрал текст

Давайте сформулируем гипотезу, т. е. предположение: профессий много, каждая. Цель: познакомиться с профессиями, о которых мы не знаем

Определить последовательность действий для решения проблемы

1. определить, какие профессии существуют

2. разделиться на группы

3. изучить материалы по конкретной профессии

4. найти информацию по каждой профессии и сделать стенгазету

Гипотеза: профессий много, каждая важна и все они взаимосвязаны.

1.3. определение методов исследования Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования,

Помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие

Методы для проведения

Исследования: эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях,

интернете и т. д., ее анализ, наблюдение (описание,

1.4. деление участников на группы, определение заданий для каждой группы Ребята, сейчас вы разделитесь на 10 групп по 3 человека

Давайте распределим, кому какой группе профессия попадется. Будем тянуть жребий -каждой группе нужно будет изучить эту профессию и подготовить стенгазету с кр. рассказом об этой профессии

Задача: организация и проведение исследования 2 часть: оформление профессий

2.1. определение источников и поиск информации Напоминает ученикам, на какой вопрос о

профессиях они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников

Источники информации о профессиях :

СМИ (теле и радио- передачи, печатные издания

рассказ взрослых (родителей, педагогов)

виртуальные экскурсии на предприятия

личный опыт и наблюдения

Ребята, перед вами компьютеры, журналы и книги, где вы можете найти необходимую информацию. Выбирают наиболее подходящие источники информации.

вопросы, анализируют и обобщают информацию

Найдены и записаны

ответы на вопросы:

«Какие профессии

2.2. проведение исследования и фиксирование результатов и формулировка выводов Проводит виртуальные экскурсии на

Контролирует деятельность

учащихся, дает дополнительную информацию и задания по мере необходимости.

Какие профессии вам достались?

Просмотрите имеющиеся книги и журналы, можете найти информацию в интернете, а кому необходимо, можете распечатать информацию на принтере.

Предоставляет возможность каждой группе

Высказать полученные результаты изучения информации проведения исследования сформулировать

выводы, зафиксировать все полученные

Помогает, если это необходимо, формулировать вывод. Участвуют в экскурсии, читают книги, статьи, интернет, советуются с учителем, участниками других

групп, просматривают видеоролики, фильмы.

Выполняют исследовательскую деятельности в рамках реализации проекта, формулируют вывод:

Профессий есть огромное множество и каждая важна по- своему. Труд каждого должен быть оценен, ведь все профессии взаимосвязаны направлены на помощь людям

Задача: определение и анализ результатов проведенной работы стенгазета

3.1. презентация итогового продукта своей работы Наблюдает и оценивает роль каждого участника проекта Презентуют итоговый продукт- стенгазету

3.2. оценка результатов и определение перспектив Выбирает лучшую стенгазету и лучший рассказ о профессии : 1, место

подбодрить тех, кто занял 2, 3 места

Ребята, спасибо вам за выступление, садитесь.

Посмотрите, у вас на столе лежит лесенка успеха. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, нарисуйте себя на верхней ступеньке

Если были трудности, то на нижней ступеньке

Были ли у вас трудности? Может, что-то было непонятно? Проводят самооценку и самоанализ личного участия в реализации проекта

Читайте также: