Чем отличаются современные подходы к изучению детской речи кратко

Обновлено: 06.05.2024

Автор: Перешивалова Наталья Александровна

Населенный пункт: ст.Новый Перелюб

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное положение в детском сообществе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям условий для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком .

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: Задачи «речевое развитие дошкольника включает :

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия .

Принципы развития речи:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода развитию речи.

3. Принцип развития языкового чутья.

4. Принцип формирования явлений языка.

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7. Принцип обеспечения активной языковой практики

Средства развития речи:

1. Общение взрослых

2. Культурная языковая среда

3. Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности.

4. Художественная литература.

5. Изобразительное искусство, музыка, театр.

6. Занятия по другим разделам программы.

Вспомним Традиционные методы речевого развития детей.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи это элемент метода , можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.

Давайте вспомним, что включают в себя эти методы

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Требования при выборе инновационной технологии: ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

  • содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Технологии речевого развития:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии

Проектная деятельность: Монопроекты – это проекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области; Интегрированные проекты – в которых решаются задачи разных образовательных областей программы; Они могут быть краткосрочными (в младшей дошкольном возрасте) , в виде элементарного экспериментирования (в среднем возрасте), а в старшей дошкольном возрасте характеризуется познавательной социально-нравственной направленностью.

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Технология портфолио

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

Технология исследовательской деятельности.

Игровые технологии

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Моделирование

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

LEGO-технология

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО. Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний. Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь? Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Технология Синквейна.

Стихотворение без рифмы из пяти строк. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Технологии обучения образной речи:

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Вывод: Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду - создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; - обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; - способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Таким образом, при условии правильного организованного
педагогического процесса с применением игровых технологий, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений. Изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индиви-дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была обра-зована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) - ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие ме-тодики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся во-просы развития семантики детской речи, формирования языковых обоб-щений, элементарного осознания языка и речи.

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе (1983-1984, под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова. Она построена на основе деятельностного подхода. Программа связывала речевое развитие с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито в дальнейшем); преемственность, между, детским садом и школой.

Разработка Ф. А. Сохиным, методической теории включала психоло-гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас-пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94, методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина) :

- структурном - исследуются вопросы формирования разных структур-ных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

- функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи : обучение грамоте.

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с ок-ружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача - обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:

Таким образом, к настоящему времени методика исследования речи пред-ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис-тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Представлена специфика организации работы с дошкольниками по развитию связной диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста. Рассматриваются современные подходы к использованию разных методов и приёмов развития связной речи дошкольников, которые направлены на эффективное решение проблемы развития связной речи детей в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделено использованию разных видов игр для речевого развития дошкольников. Предложенные методы и приёмы могут быть использованы практическими работниками в дошкольных образовательных учреждениях и для развития коммуникативной компетентности дошкольников. Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни, она относится к группе ключевых компетенций, именно поэтому ее формированию следует уделять особое внимание в дошкольном детстве. Коммуникативные способности позволяют дошкольнику решать разного рода задачи, возникающие в процессе общения: преодолевать эгоцентризм; понимать состояние другого человека; выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Раскрытые в статье методические подходы являются эффективным средством для решения данной проблемы в дошкольном возрасте.


1. Арушанова А.Г. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26–33.

2. Знакомим дошкольников с фольклором (из опыта работы) / Л.В. Градусова, Н.А. Савко, Е.Н. Тропинская. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 52с.

3. Левшина Н.И, Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6. – С. 94–103.

5. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста // Детский сад теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36–47.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы методики развития связной речи дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях (А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой и др.). В них определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребенок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Вопросы технологии формирования диалогических умений, культура речевого общения рассматриваются в исследованиях Т.В. Антоновой, А.Г. Арушановой, М.В. Ильяшенко, М. Малетиной, А.А. Соколовой и др.

Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога. В решении задач развития диалогических умений используются разнообразные методы и приемы.

В методике развития речи (А.М. Бородич) рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа. Разговор – наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время, использует все моменты жизни детского сада. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

А.В. Запорожец отмечал, что огромную роль в социальном развитии ребенка и формировании диалогических умений имеет игра, в которой развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения и игровые. Оба типа отношений включают диалогическое общение.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги. А.Г. Арушанова указывает, что, принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

Особенно важной для развития диалогических умений является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней непосредственно, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения. Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный А.А. Максимовой, в который входят:

Кроме различных видов игр для формирования диалогической речи как средства общения, используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета (З.И. Курцева). Педагог дает образец словесной просьбы, которую дети могут повторить, а по мере накопления опыта общения ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях:

– С.Е. Привалова отмечает, что при выборе ситуаций необходим учет критериев: значимость этих ситуаций для детей, опора на жизненный опыт старших дошкольников; ясность и конкретность.

– З.И. Курцева рассматривает речевые ситуации общения как способ выбрать детям оптимальные речевые средства для приветствия, прощания, поздравления, просьбы и пр.

– Л.Г. Антонова большую роль отводит речевым ситуациям, помогающим детям овладеть правилами диалога: выбрать верный тон, показать, что ты хорошо знаешь то, о чем говоришь, подбирать нужные слова, чтобы быть в разговоре и убедительным, и красноречивым.

Таким образом, при обсуждении литературных произведений необходимо помогать детям увидеть коммуникативные умения, значимые в той или иной ситуации общения, протекающие изменения в речевом поведении героев от негативного к позитивному.

На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача развития диалогических умений, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму и метод обучения.

Монологическая речь – развернутый, организованный, произвольный вид речи. Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. По мнению исследователей, владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Монологическая речь – сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму. Без специального обучения дошкольники не способны освоить монолог на должном уровне.

Методика обучения монологической речи представлена в работах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой. Л.М. Гурович, А.А. Зрожевской, О.С. Ушаковой и др.

Виды монолога, которым обучают детей в детском саду, определились в методике достаточно давно. В дошкольном возрасте дети осваивают рассказывание как самостоятельное создание текстов и пересказ готовых текстов. Обучение детей рассказыванию включает: рассказывание об игрушках, предметах; рассказывание по картине; рассказывание из опыта; творческое рассказывание. Однако в современной методике в качестве ведущей классификации детских рассказов выступает классификация, отражающая функциональные характеристики текста: монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение. Каждый тип монолога выполняет свою функцию и имеет свою структуру.

Современная методика обучения дошкольников монологической речи основана на формировании у детей языковых обобщений, элементарных знаний об особенностях (назначении, структуре) каждого типа текста. Детей необходимо учить: понимать и осмысливать тему высказывания, определять ее границы; отбирать необходимый материал; владеть элементарными знаниями о построении текста и способах связи; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с нормами и задачами; строить речь преднамеренно и произвольно.

В обучении детей рассказыванию и пересказу рекомендуется использование разнообразных приемов: мотивационная установка; образец рассказа; анализ образца рассказа; совместное рассказывание (пофразовое, параллельное, сопряженное); план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов.

В связи со сложностью освоения детьми монологической речи обучение детей рассказыванию и пересказу осуществляется в организованной образовательной деятельности, что позволяет поэтапно формировать речевые умения детей, использовать коллективные формы работы (рассказывание по частям, коллективное составление рассказов, пересказ художественных произведений по ролям и др.). Вместе с тем в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность и достаточную речевую активность детей на занятиях. Разрешить данное противоречие позволяет использование в обучении монологической речи дидактических игр, игровых приемов.

Эффективным приемом формирования у детей элементарных знаний о структуре текста является моделирование (A.M. Бородич, Т.А. Ткаченко, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова и др.). Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане. Наглядное моделирование возможно использовать при обучении детей всем типам монолога: составлению описательных рассказов по игрушке; составлению повествовательных рассказов по картине; обучению творческому рассказыванию, пересказу. Рекомендуются разные виды моделей: предметные, схематические, предметно-схематические.

Рассказы дошкольников должны быть не только структурно оформленными, но и выразительными, содержать эпитеты, сравнения. Особенно это важно в рассказах-описаниях художественного типа (описание пейзажных картин, этюды о природе), при сочинении детьми сказок. О.С. Ушаковой, О.А. Акуловой, Н.В. Виноградовой рекомендуются приемы, способствующие формированию у детей умений осознанно использовать выразительные средства языка в связных высказываниях: слушание и анализ литературных и фольклорных тестов; привлечение внимания детей к образным выражениям в художественных произведениях; подбор эпитетов, характеризующих персонажей.

Таким образом, современная методика развития связной монологической речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Важным является формирование у детей осознанного построения связного высказывания; использование широкого спектра методов и приемов развития связной речи; систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи; преемственность в развитии связной речи детей на разных возрастных этапах. В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность.

Рецензенты:

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требуетспецифических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игра и т. п.) Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитети статусное положение в детском сообществе.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.

Основные направления работы по развитию речи в ДОУ:

1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи, развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя речи, морфология (изменение слов по родам, числами, падежам). Синтаксис.

Принципы развития речи:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода развитию речи.

3. Принцип развития языкового чутья.

4. Принцип формирования явлений языка.

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7. Принцип обеспечения активной языковой практики

Средства развития речи:

1. Общение взрослых

2. Культурная языковая среда

3. Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности.

4. Художественная литература.

5. Изобразительное искусство, музыка, театр.

6. Занятия по другим разделам программы.

Методы развития речи:

1. Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.)

2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Формирование личности человека в большей степени зависит от педагогического воздействия от того, насколько рано его начинают оказывать. Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе обучения речи.

Содержание речи, усваиваемой ребенком дошкольного возраста, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайщие улицы, город; процессы труда людей, природа – неживая и живая.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении осуществляется, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. В каждой группе создан уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе. В ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, воспитатель так же осуществляет коррекцию речи, что позволяет существенно повысить уровень коррекционной работы с детьми. Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются:

- расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

- убывание эгоцентризма детской речи;

- развитие функций речи;

- речь как орудие общения;

- речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности.

В четыре года в развитии ребенка происходит большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-лет новый способ познания – восприятие сведений на уровне слов – позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.

Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в манекене) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе.

Образовательная ситуации в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.

Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Она длится 3-5 минут в зависимости от возраста детей Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал)с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. К игровым – ситуации с дидактической куклой. Соотношениеигровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.

В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включаю более сложные игровые задачи. В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.

В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.

В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей.

В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т. д.

В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.

В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.

В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности – является необходимым условием для коллективного общения.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно- развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Но наши детские сады еще в недостаточной степени оснащены интерактивными оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры.

Интерактивные игры вызывают у детей: познавательный интерес; способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развитияречи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.

В целях повышения интереса детей к речевой активности хорошо использовать многофункциональные пособия для работы с подгруппой детей, индивидуально, совместно и затем в самостоятельной деятельности с детьми.

Для плодотворной работы воспитателю необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно-пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3. ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, опыта и творческого подхода педагога.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольноговозраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно- развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Речь является средством и способом реализации всех сфер жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста в основных линиях развития.

ВложениеРазмер
statya.docx 20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к развитию речи дошкольников

Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок - речевая личность. Становление речевой личности происходит не в линейной последовательности, а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность - способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятым, согласовывать свои желания с намерениями других участников общения.

Основой развивающей среды для становления такой личности является обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на речевую активность, на доверие, на ошибку и доброжелательное отношение. Приоритетами для развивающей среды должны быть общение, обсуждение, речевая творческая деятельность, размышления вслух без боязни ошибиться или иметь другое мнение чем взрослый. Главное - развить у ребенка способность, потребность и интерес к общению с окружающим миром, к познанию его и себя в нем [1] . Развитие речевой личности ребенка дошкольного возраста должно проходить через игровую деятельность (игра, игра-забава, упражнение, игра-занятие, занятия).

Следует использовать работу в малых группах: мини-занятия, что является современным подходом и полностью соответствует личностно ориентированной модели. Во время проведения мини-занятий время не регламентируется взрослым и полностью зависит от желания и активности ребенка, от эмоционально-волевой готовности и содержательной погруженности.

Ставить и решать речевые задания можно в любой деятельности, которой интересуются дети, вне рамок нормированного, определенного во времени организованного занятия-урока. Например, изготовление дидактического материала, как правило, инициирует или принимает на себя воспитатель. Интерес воспитанников к работе взрослого, при доверительном к нему отношении, проявляется в заинтересованных взглядах. Дети подходят ближе, внимательно рассматривают принесенные материалы, задают вопросы. Это и есть точка отсчета активности ребенка, спровоцированная элементом развивающей среды и не ограничена традиционными рамками. Не стоит активно призывать детей к совместной работе, игре, а тем более, отвлекать их внимание от свободной, самостоятельно выбранной деятельности, лучше - заинтересовать их: подготовить атрибуты к игре-драматизации по известной детям сказке, развернуть книгу с яркими иллюстрациями, предложить узнать по характерным признакам героя произведения. Во время его изготовления у воспитателя возникли определенные трудности, что обязательно вызывает у детей желание помочь ему, приобщиться к совместной работе. Параллельно с этим пересказываются фрагменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, вспоминается их внешний вид, делаются первые попытки проигрывания диалогов, и все это вместе работает на реализацию задач, которые и ставил педагог на фоне практической деятельности (изготовление атрибутов): пересказ сказки, подготовка к игре-драматизации. Выполнение задач происходит непринужденно, не в регламентированное время, не у фронтальной организации детей, когда интересы всех в полной мере не совпадают. Взрослый должен удовлетворить желание ребенка принять участие в совместной деятельности, параллельно реализуя речевые, познавательные, развивающие педагогические задачи.

Занятия как традиционная форма деятельности в дошкольном учреждении не изымается из практики работы, а просто имеет, не претендуя на первенство, исключительность, обязательность, занять должное место. Доминировать должна свободная, не регламентированная взрослым деятельность, где только режимные процессы остаются неизменными.

В общении с ребенком единственно возможный партнерский стиль. Понятно, что взрослый - партнер, который больше знает, дальновиднее, предусмотрительнее, умело действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами, как штрихами, подводит к ним детей. Но делает это так естественно, искусно и незаметно, что ребенку кажется, что это он сам сделал вывод, открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями. Педагогический такт, мастерство воспитателя в том и заключаются, чтобы, опираясь на знания индивидуального развития ребенка, отдельными шагами, репликами приближать его к успешному результату [2] .

Ориентируясь на принцип интеграционного подхода, уместно использовать в практике работы по речевому развитию пальчиковые игры, методы символической синектики и приемы моделирования, методы сендплея.

Эффективным средством решения проблемы развития речи ребенка является прием моделирования (замещение объектов, персонажей произведения геометрическими фигурами, которые отличаются по размеру, цвету, фактуре). Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст - это период интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, растет его речевая активность. Приемы моделирования можно использовать для пересказа известного произведения, составления новой сказки. Методы символической синектики помогают при описании объектов окружающей среды, составлении или пересказе сказок.

[2] Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.

Читайте также: