Что входит в понятие речевой ситуации 5 класс кратко
Обновлено: 18.05.2024
Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу. Типичной особенностью неофициального устного общения является диалогичность, постоянное перераспределение ролей — говорящий/слушающий.
Официальное общение может быть личным, непосредственным (деловая беседа, например) и публичным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад).
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля.
Составьте сложный, подробный план данного ниже текста (письменно), затем воспроизведите содержание текста по плану, упрощая лексику и предложения.
Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).
Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации.
Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.)
Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу. Типичной особенностью неофициального устного общения является диалогичность, постоянное перераспределение ролей — говорящий/слушающий.
Официальное общение может быть личным, непосредственным (деловая беседа, например) и публичным (выступление по радио, телевидению, лекция, доклад).
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля.
Составьте сложный, подробный план данного ниже текста (письменно), затем воспроизведите содержание текста по плану, упрощая лексику и предложения.
Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).
Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации.
Например, нейтральное, казалось бы, высказывание У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др. (Н. Штрекер.)
В понятие речевой ситуации входит речевое взаимодействие в конкретных обстоятельствах. Допустим, примеры таких речевых ситуаций: написать письмо, доложить о результатах работы, поговорить с другом, ответить на вопросы и т.д. Существуют основные компоненты речевой ситуации: 1) Участники общения; 2) Время и место общения; 3) Цель общения(является важным); 4) Предмет общения.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Как сформировать творческие умения пятиклассников и раскрыть способности каждого ученика? Предлагаемое типовое решение может оказаться востребованным в связи с введением и реализацией ФГОС. Проблемный диалог поможет учителю отказаться от репродуктивной формы "делай, как я".
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика решения профессиональных задач.
1) Проблемный метод.
Для формулирования учащимися темы урока используем проблемный диалог .
Ученикам предлагается три текста ( Приложение №1). Представьте себе, что вы редакторы и вам необходимо отредактированные тексты отдать авторам, которые:
А)писали художественное произведение;
В)записали своё общение на диктофон.
Чтобы решить задачу, вы должны разобраться в следующем:
Далее группам даётся одинаковое задание соревновательного характера (какая группа быстрее подготовится, начинает отвечать первой; другие группы оценивают ответ).
- В каком тексте авторы поставили цель - нарисовать картину словами, а в каком - объяснить явление? Докажите свой ответ.
- Замените глагол однокоренным существительным. (Воздействие).
- Ответьте так же по второму и по третьему тексту.
(Учащиеся работают в группах, совещаются и выбирают отвечающих).
Группы получают следующее задание:
Расшифруйте следующие ответы к нашим текстам:
(С кем говорят?) один – много или много – много.
( Где говорят?) официальная или неофициальная обстановка ( вторая и третья группа, готовясь к ответу, использует толковый словарь)
Учитель говорит: « Отвечая на вопросы к текстам, мы расписали речевую ситуацию. Теперь вы сами попробуйте сформулировать тему урока
( Что такое речевая ситуация?) и задачи, которые поставите каждый для себя .После этого учитель ещё раз спрашивает, на какие три вопроса надо ответить, чтобы разобраться в речевой ситуации.
В результате такой работы появляется на экране следующая запись:
- (с кем?) один – много; много – много;
Р.С. - (где?) официальная обстановка (о.о.), неофициальная обстановка(н.о.)
С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз .
Сегодня в Волгограде и Волгоградской области переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый, порывистый. Температура днем 15 – 17 градусов выше нуля.
Ну и погодка сегодня! Ни пойми ни разбери! То дождь, то солнце. И при этом не очень тепло, потому что ветер. В итоге, ничего хорошего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока 5 класса с указанием целей и УУД.
Таблица фрагмента урока с указанием целей работы и УУД(новая форма конспектов уроков при реализации ФГОС ООО).
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби" с указанием целей и УУД(новая форма конспекта урока при реализации ФГОС ООО).
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби" ( новая форма конспекта урока при реализации ФГОС ООО).
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Решение примеров и задач" (с указание целей и УУД- конспект урока в новой форме с указанием целей и УУД при реализации ФГОС ООО).
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Решение примеров и задач" (с указание целей и УУД- конспект урока в новой форме с указанием целей и УУД при реализации ФГОС ООО).
Работа с текстом статьи учебника. Работа в парах, тройках.Работа в группе способствует формированию УУД а) коммуникативных, б) познавательных, в) регулятивных .Обучающиеся учатсяа)-.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 1 г. Жуковский Московской области.
Тип урока : изучение нового материала.
Цели урока:
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение соотносить похожие явления в разных сферах человеческой деятельности, делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: развивать стремление самообучению и саморазвитию, творческую и умственную активность, стремление быть грамотным, культурным человеком.
Эстетические : формировать умение видеть красоту и богатство родного языка.
Технологии: проблемное обучение (проблемная ситуация), игровая (инсценировка), личностно-ориентированная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Освоение новой темы (тема не объявляется).
1) Беседа по слайду 2 о стилях одежды .
Куда можно пойти в такой одежде?
С какой целью её надевают?
Как называется такая одежда?
А теперь представьте, что человек в домашней одежде пришёл на стадион или в спортивной - на новогодний праздник. Какова будет ваша реакция?
Вывод: Смешон человек, который не умеет выбирать одежду согласно ситуации.
Стиль в одежде — это подбор одежды с учётом ситуации, в которой планирует оказаться человек.
Работа над грамотностью: объясните постановку тире в этом предложении.
3) Проблемный вопрос: Какое отношение имеет наша беседа к уроку русского языка. К речи, как вы думаете? Обсуждаются различные гипотезы.
314. Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
Д о к т о р: На что вы жалуетесь?
В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Д о к т о р: Температуру измеряли?
В а с я: Да я градусник вчера кокнул!
Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?
В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Д о к т о р: Да. Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
Чтение диалога по ролям и его обсуждение.
Почему смешон Вася?
Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре?
А с кем в разговоре можно употреблять такие слова?
Вывод: Значит, наша речь, так же как и наша одежда, зависит от ситуации, в которой мы оказались.
Давайте запишем в тетради ещё одно важное для воспитанного человека утверждение:
Речь — одежда для наших мыслей.
Работа над грамотностью: не забудьте правильно расставить знаки препинания в этом предложении.
Сегодня мы знакомимся с новым лингвистическим понятием — речевая ситуация.
5) Слайд 4. Итак, на пропущенной строке записываем тему урока: Речевая ситуация.
Раз речь — одежда для наших мыслей, следовательно, мы должны, так же как и при подборе обычной одежды, учитывать ситуацию, когда создаём высказывание, выбирая наиболее подходящие языковые средства. Запишите следующее утверждение:
Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации.
6) Работа с теоретическим материалом учебника. Давайте посмотрим в учебнике, при помощи каких вопросов мы оцениваем речевую ситуацию. Стр. 117. Цветик-семицветик: Кто? Кому? О чём? Где? Когда? Почему? Зачем?
Вопросов много. Мы их сократим до трёх основных: С кем? Где? С какой целью? И тогда зрительным образом, помогающим запомнить этот теоретический материал, для нас будет СВЕТОФОР (слайд 4).
7) Слайд 5. Работа с теоретическим материалом в виде схемы, которая переписывается учениками в тетрадь.
3 . Закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения практических заданий:
1) Слайд № 9. Знакомство со стилистическими синонимами. Вспомните упражнение 151, в котором надо было распределить такие синонимы, как глаза — вежды — мигалки по графам таблицы. Перед вами подобная таблица с нейтральными, книжными и разговорными словами.
Определите, какие слова будут уместны в любой речевой ситуации?
Какие ограничения в использовании имеют книжные и разговорные слова?
В какой речевой ситуации они могут быть использованы?
2) Слайд 8. В языке существует пять основных стилей речи, которыми люди пользуются в разных речевых ситуациях.
Слайд № 11. Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, в которой уместно использовать разговорный стиль речи (дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке с мамой, в магазине, в кабинете врача, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке).
Обратите внимание, что в кабинете у врача — это официальная обстановка!
Слайд 10. Распределите этикетные слова приветствия на две группы в зависимости от речевой ситуации (где? с кем говорим?): Привет! Здравствуйте! Чао! Приветствую вас! Добрый день! Моё почтение! Салют! Хай! Здравия желаю! Позвольте вас поприветствовать! Доброго здоровьица!
Какие слова приветствия используете вы, здороваясь с друзьями, родителями, бабушками, дедушками, учителями, продавцами?
3. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Пригодятся ли эти знания в жизни? Каким образом?
4. Домашнее задание.
Краткое описание документа:
"Описание материала:
Урок может представлять интерес необычным вхождением в лингвистическую тему (эвристическая беседа по стилям в одежде), а также различными по уровню сложности и способу выполнения заданиями:
1) анализ различного речевого (диалог в кабинете доктора) и языкового (стилистические синонимы) материала;
На уроке были использованы следующие технологии: проблемная, игровая, личностно-ориентированная, информационная (презентация).
Урок был показан в рамках педагогической ассамблеи учителей Московской области в ноябре 2013 года.
"Выдержка из материала:
Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 1 г. Жуковский Московской области.
"Тип урока: изучение нового материала.
• Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение соотносить похожие явления в разных сферах человеческой деятельности, делать выводы, сравнивать, обобщать.
• Воспитательные: развивать стремление самообучению и саморазвитию, творческую и умственную активность, стремление быть грамотным, культурным человеком.
"Технологии : проблемное обучение (проблемная ситуация), игровая (инсценировка), личностно-ориентированная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Освоение новой темы (тема не объявляется).
1) Беседа по слайду 2 о стилях одежды.Куда можно пойти в такой одежде?С какой целью её надевают?Как называется такая одежда?А теперь представьте, что человек в домашней одежде пришёл на стадион или в спортивной - на новогодний праздник. Какова будет ваша реакция?Вывод: Смешон человек, который не умеет выбирать одежду согласно ситуации.
3) Проблемный вопрос: Какое отношение имеет наша беседа к уроку русского языка. К речи, как вы думаете? Обсуждаются различные гипотезы.
Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?В а с я: Чао!Д о к т о р: На что вы жалуетесь?В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.Д о к т о р: Температуру измеряли?В а с я: Да я градусник вчера кокнул!Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.Д о к т о р: Да. Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
"Чтение диалога по ролям и его обсуждение.
Почему смешон Вася?Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре?А с кем в разговоре можно употреблять такие слова?Вывод: Значит, наша речь, так же как и наша одежда, зависит от ситуации, в которой мы оказались. Давайте запишем в тетради ещё одно важное для воспитанного человека утверждение:Речь — одежда для наших мыслей.Работа над грамотностью: не забудьте правильно расставить знаки препинания в этом предложении.
Сегодня мы знакомимся с новым лингвистическим понятием — речевая ситуация.
5) Слайд 4. Итак, на пропущенной строке записываем тему урока: Речевая ситуация.Раз речь — одежда для наших мыслей, следовательно, мы должны, так же как и при подборе обычной одежды, учитывать ситуацию, когда создаём высказывание, выбирая наиболее подходящие языковые средства. Запишите следующее утверждение:Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации.
6) Работа с теоретическим материалом учебника. Давайте посмотрим в учебнике, при помощи каких вопросов мы оцениваем речевую ситуацию. Стр. 117. Цветик-семицветик: Кто? Кому? О чём? Где? Когда? Почему? Зачем?Вопросов много. Мы их сократим до трёх основных: С кем? Где? С какой целью? И тогда зрительным образом, помогающим запомнить этот теоретический материал, для нас будет СВЕТОФОР (слайд 4).
7) Слайд 5. Работа с теоретическим материалом в виде схемы, которая переписывается учениками в тетрадь.
3. Закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения практических заданий:
1) Слайд № 9. Знакомство со стилистическими синонимами. Вспомните упражнение 151, в котором надо было распределить такие синонимы, как глаза — вежды — мигалки по графам таблицы. Перед вами подобная таблица с нейтральными, книжными и разговорными словами.Определите, какие слова будут уместны в любой речевой ситуации?Какие ограничения в использовании имеют книжные и разговорные слова? В какой речевой ситуации они могут быть использованы?
2) Слайд 8. В языке существует пять основных стилей речи, которыми люди пользуются в разных речевых ситуациях.
3. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?Пригодятся ли эти знания в жизни? Каким образом?
4. Домашнее задание.
Читайте также: