Допускается ли использование воды системы отопления для технологических целей в школе

Обновлено: 08.07.2024

Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с.

2.7. Требования к водоснабжению и канализации

2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

2.7.2. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.7.3. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

2.7.4. Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.7.5. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.

2.7.7. В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

2.8. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании

2.8.1. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.8.2. Сдача в аренду помещений общеобразовательных учреждений другим организациям, индивидуальным предпринимателям осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности их деятельности для здоровья обучающихся.

2.8.3. Помещения столовой или буфета размещаются на 1 этаже и имеют отдельный выход. В малочисленных учреждениях (с числом обучающихся меньше 100) при отсутствии пищеблока допускается организация питания детей в специально отведенном помещении по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.8.4. Спортивный или физкультурный зал размещается на 1 этаже и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для одежды. При отсутствии возможности оборудовать собственный физкультурный зал допускается использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к спортивным залам.

2.8.5. Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную.

2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.8.7. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

В помещениях общеобразовательных учреждений должна поддерживаться комфортная температура в переходной и холодный периоды года. Для создания благоприятного микроклимата школы оборудуются отопительными системами, способными обеспечивать допустимые и рекомендуемые значения температуры. Процесс проектирования, монтажа и эксплуатации строго регламентируется на законодательном уровне путем проверки на соответствие действующим СП и санитарно-гигиеническим нормам.

Основные требования к системам отопления школ

Отопление в здании школы устраивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательным организациям. Данное правило классификации указано в СП 251.1325800.2016. Согласно ему во всех общеобразовательных учреждениях (любые формы собственности и организации) должна предусматриваться система основного и дежурного (для помещений с переменным тепловым режимом) отопления.

Свод правил указывает, что школы относятся к категории общественных зданий. Исходя из этого следует, что системы отопления в таких сооружениях проектируются и устраиваются по СП 60.13330.2016 (актуализированный СНиП 41-01-2003) – общим нормам и правилам. С точки зрения конструкции и других инженерных особенностей отопление для школ почти ничем не отличается от сетей в других объектах общественного назначения.


При проектировании сети обогрева в образовательных учреждениях также руководствуются:

    ;
  • СП 118.13330.2012;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10.

Помимо этого, есть региональные стандарты, в которых представлены нормы отопления школы, расположенной в конкретном городе или области. Например, РМД 31-10-2011 – свод правил, применимый при разработке и экспертизе проектной документации для строительства и реконструкции общеобразовательных организаций на территории Санкт-Петербурга и пригорода.

В стандарте указана расчетная температура воздуха для проектирования отопления:

На территории Москвы действует другой региональный стандарт – МГСН 4.06-03. В нем также представлены расчетные температуры для проектирования систем отопления, а также типы обогрева, разрешенные к использованию в школах (водяной или воздушный).

Для обеспечения рекомендуемого температурного режима, а также создания надлежащих условий по безопасности для учеников и персонала школ выполняются следующие требования:

  • приборы водяного отопления предусматриваются в травмобезопасном исполнении;
  • температура теплоносителя должна равняться не более 95°С;
  • узлы отопительной системы проектируются с учетом техники пожарной безопасности;
  • отопительные приборы и трубопроводы должны иметь защитные ограждения и тепловую изоляцию;
  • температура поверхности изолирующих материалов не должна превышать 40°С.

Система отопления школы должна проектироваться и оборудоваться в строгом соответствии с вышеуказанными нормами. Несоблюдение правил влечет за собой административную ответственность с выплатой штрафа.

Проектирование систем отопления зданий школ

Для разработки проектной документации в отношении школьной отопительной системы используют нормы и правила, установленные в СП 251.1325800.2016 и СП 60.13330.2016. Согласно им:

  • расчетные значения температуры и кратности воздухообмена в школах принимают по
  • рекомендациям СП 118.13330.2012;
  • в общественных учреждениях разрешено монтировать отопление разных типов;
  • определяют удельный расход теплоты на отопление;
  • подбирают мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности
  • зданий.

Своды правил также определяют общие требования к системам, способы прокладки и подключения сети, разрешенные к использованию трубы и приборы.

Отопление в здании школы проектируется на основании технического задания заказчика. В нем представлены существующие условия на объекте (реконструируемые или ремонтируемые учреждения) или уровень энергоэффективности, который должны быть достигнут в результате устройства новой сети.

Проектирование осуществляется поэтапно:

  1. Разработка эскиза.
  2. Подготовка технико-экономического обоснования реализации принятого решения.
  3. Проведение расчетов и создание монтажного чертежа.
  4. Составление спецификаций на трубы, фитинги, материалы.
  5. Согласование и утверждение документации.

Тип разводки трубопровода, способ циркуляции теплоносителя в системе, типоразмеры и количество используемых элементов и материалов указываются в монтажном чертеже (схеме). Этот документ становится основным на этапе проведения работ по устройству сети на объекте, по нему в дальнейшем составляют смету по расходам.

Водяное отопление школы, выполненное из пластиковых труб, встречается чаще, другим другие варианты. Это обусловлено долговечностью, практичностью и невысокой ценой материала. Кроме того, пластик является более энергоэффективным решением, чем металл.

Водно-химический режим тепловых сетей должен обеспечить их эксплуатацию без повреждений и снижения экономичности, вызванных коррозией сетевого оборудования, а также образованием отложений и шлама в оборудовании и трубопроводах тепловых сетей.

Для выполнения этих условий показатели качества сетевой воды во всех точках системы не должны превышать значений, указанных в таблице Е.1 [4, 9].

В начале отопительного сезона и в послеремонтный период допускается превышение норм в течение 4 недель для закрытых систем теплоснабжения по содержанию соединений железа - до 1,0 , растворенного кислорода - до 30 и взвешенных веществ - до 15 .


При открытых системах теплоснабжения по согласованию с санитарными органами допускается отступление от действующих норм для питьевой воды по показателям цветности до 70° и содержанию железа до 1,2 на срок до 14 суток в период сезонных включений эксплуатируемых систем теплоснабжения, присоединения новых, а также после их ремонта.


Качество подпиточной воды по содержанию свободной углекислоты, значению рН, количеству взвешенных веществ и содержанию нефтепродуктов не должно превышать значений, указанных в таблице Е1. Содержание растворенного кислорода в подпиточной должно быть не более 50 .

Качество подпиточной и сетевой воды открытых систем теплоснабжения и качество воды горячего водоснабжения в закрытых системах теплоснабжения должно удовлетворять требованиям к питьевой воде в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496.

Использование в закрытых системах теплоснабжения технической воды допускается при наличии термической деаэрации с температурой не менее 100°С (деаэраторы атмосферного давления). Для открытых систем теплоснабжения согласно СанПиН 2.1.4.2469 деаэрация должна также производиться при температуре не менее 100°С.

Непосредственная добавка гидразина и других токсичных веществ в систему теплоснабжения не допускается.

Другие реагенты (серная кислота, едкий натр, силикат натрия и др.), используемые для обработки сетевой и подпиточной воды закрытых и открытых систем теплоснабжения, должны отвечать соответствующим требованиям.

При использовании для подготовки подпиточной воды теплосети технологий, связанных с изменением ее ионного состава (натрий- и водород-катионирование, мембранная обработка и др.), для оценки накипеобразующих свойств обработанной воды используется показатель - карбонатный индекс - предельное значение произведения общей щелочности и кальциевой жесткости воды , выше которого протекает карбонатное накипеобразование с интенсивностью более 0,1 .


В соответствии с данным определением предельное (нормативное) значение карбонатного индекса сетевой воды равно


, (Е.1)

где и - соответственно предельно допустимые значения кальциевой жесткости и общей щелочности сетевой воды, .


Нормативные значения при нагреве сетевой воды в сетевых подогревателях приведены в таблице Е.2, а при нагреве ее в водогрейных водотрубных котлах - в таблице Е.3 [4, 9].


Таблица Е.2 - Нормативные значения при нагреве сетевой воды в сетевых подогревателях в зависимости от рН воды

Отопление школы

Школа – это достаточно большой объект для отопительной системы. Важно чтобы воздух был одинаково хорошо прогрет по всей территории – ведь движение происходит постоянно.

Варианты отопления школ

Центральное водяное отопление

Одним из наиболее распространенных видов отопления школ является центральное водяное отопление низкого давления. Такое отопление позволяет регулировать и поддерживать температуру воздуха в помещении на одном уровне в течение дня. Конструкция нагревательных приборов-радиаторов должна обеспечивать легкое удаление пыли. Наилучшие в этом отношении гладкие плоские радиаторы, которые, кроме того, исключают возможность травм и ушибов.

Лучистое отопление

Все более широко применяется лучистое отопление, обладающее рядом гигиенических преимуществ. При лучистом отоплении уменьшается теплоотдача излучением, исключается возможность радиационного охлаждения, тепловой комфорт обеспечивается при более низкой температуре воздуха, что благоприятно сказывается на мышечном тонусе и работоспособности человека. Эта система отопления дает возможность осуществлять широкую аэрацию класса даже во время учебных занятий. Учащиеся испытывают приятное ощущение тепла и свежесть воздуха.


Воздушное отопление

В настоящее время имеются школы с воздушным отоплением, совмещенным с централизованной приточной вентиляцией. Атмосферный воздух механическим побудителем нагнетается в камеру, а затем кондиционируется, нагревается, очищается и увлажняется в специальных камерах. Обработанный таким образом воздух поступает в учебные помещения. Приточные отверстия располагаются над классной доской или в противоположной стене под потолком. Никаких других отопительных приборов в помещениях нет, каналы вытяжной вентиляции отсутствуют. Испорченный воздух благодаря постоянному подпору удаляется из класса через щели окон и дверей в рекреации, а затем в вытяжные каналы санитарных узлов.

Таким образом, температурный режим учебных помещений с воздушным отоплением значительно лучше, чем в классах с обычным радиаторным отоплением. Поступление больших объемов подогретого воздуха не только улучшает физико-химические свойства воздуха в учебных помещениях, но и создает положительное по отношению к рекреациям и открытой атмосфере давление, исключает поступление в классы загрязненного воздуха и инфильтрацию холодного воздуха через неплотности окон и стыков панелей.

Водяное отопление

Водяное отопление включает в себя множество отдельных элементов: трубы, нагревательные элементы, насосы, радиаторы и т.д. Чтобы на основе таких технических средств спроектировать отопительную систему для крупного объекта, специалисты должны обладать обширными знаниями, опытом и разбираться в действующих законодательных нормах.

Водяные системы в небольших зданиях могут строиться без использования электрических насосов, так как при правильном проектировании жидкость по трубам может циркулировать по естественным причинам. Школы обычно отличаются значительными размерами, потому в них необходимо организовывать водяные отопительные системы, в которых циркуляция жидкостей будет обеспечиваться работой насосного оборудования.

Электрические насосы – это мощные устройства, способные создавать серьезную дополнительную нагрузку на внутреннюю электрическую систему. Из-за ограничений по мощности электросетей в частных домах использование насосов может быть невозможным. В школах все обстоит несколько иначе, на таких объектах проекты электроснабжения редко испытывают недостаток мощности, потому для обеспечения нормальной работы отопительной системы можно использовать практически любое необходимое электрическое оборудование.


Чтобы водяная система работала исправно и бесперебойно, в школах можно использовать различные обогревательные котлы. Отопление может обеспечиваться газовым оборудованием, техническими устройствами, работающими на дизельном или твердом топливе. Если речь идет о государственных школах, то в таких строениях редко используется лишь электрическое оборудование, так как оно может быть слишком затратным, если учитывать большие размеры отапливаемых помещений. В частных школах нередко встречаются отопительные системы, использующие электричество в качестве основного источника энергии.

Проектирование отопления для школ

Функциональные и безопасные отопительные системы нужны не только для частных домов и загородных коттеджей, но и для любых других помещений. Проект отопления школы должен составляться профессиональными специалистами, обладающими продолжительным опытом работы в сфере и нужной квалификацией.

К инженерным системам для школ обычно предъявляются повышенные требования безопасности, так как основными пользователями объекта будут выступать дети.


Сегодня существуют различные методики и способы организации внутренних систем отопления в любых зданиях и сооружениях. В школах можно организовывать такие же отопительные системы, как и в частных домах. Разница между такими строениями заключается лишь в их размере и особенностях планировки. Школы – это крупные объекты с большим количеством отдельных внутренних помещений, внутри которых необходимо поддерживать комфортные температурные условия в течение всего учебного года.

Строительные нормы и правила​

  1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и аварийную противодымную вентиляцию общественных зданий следует проектировать в соответствии со СНиП РК 4.02-05-2001 и требованиями настоящего раздела.
  2. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) следует проектировать для зданий с расчетным расходом теплоты за отопительный период 1000 ГДж и более с возможностью регулирования в них отпуска теплоты на отопление по отдельным технологическим зонам и фасадам, характеризующимся однотипным влиянием внешних (солнца, ветра) и внутренних (тепловыделения) факторов.
  3. ИТП, встроенные в обслуживаемые ими здания, следует размещать в отдельных помещениях с самостоятельным входом или совмещать с помещениями установок вентиляции и кондиционирования воздуха. Высота помещений до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,2 м.
  4. Отдельные ветви систем водяного отопления следует предусматривать для следующих помещений:
  • конференц-зала или обеденного зала в столовых с производственными помещениями при них (для конференц-залов с числом мест до 400 и обеденных залов — до 160, при их размещении в общем объеме здания отдельные ветви допускается не предусматривать);
  • зрительного зала (включая эстраду), сцены (универсальной эстрады);
  • вестибюля, фойе, кулуаров: танцевального зала;
  • малых залов в зданиях театров, клубов, включая сцену;
  • библиотек с фондом 200 тыс. единиц хранения и более (для читальных, лекционных залов и хранилищ); предприятий розничной торговли (для разгрузочных помещений и торговых залов площадью 400 м2 и более);

При проектировании в школьных зданиях воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры и относительной влажности в пределах 30—60 %, а также обеспечение а неучебное время температуры воздуха не ниже 15С.

Отзывы о компании ООО "ИНТЕХ":





Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Составляем подробный график работ с зонами ответственности смежников, смету. Вы можете запросить отчет в любой момент и будете знать последовательность работ, когда объект будет готов и сколько денег стоить.

Отопление школы

Комфортный процесс обучения сложно выстроить без приятной температуры окружающей среды, и в холодное время года российским школам не обойтись без горячих батарей. В школах и других детских образовательных учреждений предъявляются требования не только к мощности и качеству системы отопления, но и к безопасности ее исполнения. Рассмотрим основные правила и этапы проектирования, а также виды систем отопления в школах.

В ближайшее время наши специалисты с Вами свяжутся. Благодарим за Ваше обращение к нам!

Требования к системам отопления в школах

Основные нормы проектирования систем отопления в школьных и дошкольных учебных учреждениях представлены документами:

  • СП 60.13330.2016
  • СанПиН 2.4.2.2821-10
  • СП 118.13330.2012

Системы отопления проектируются с соблюдением правил пожарной безопасности и энергоэффективности здания, с учетом функционала и категории помещений. Согласно СП 60.13330.2016, температура теплоносителя в трубах и радиаторах не должна превышать 95 °С, отопительные приборы оснащаются защитными ограждениями из негорючих материалов, трубопроводы изолируются. Во избежание травм температура поверхности доступных для контакта компонентов системы отопления не должна быть больше 40 °С.

Во всех помещениях предусматривают термометры для мониторинга температурного режима в каждой конкретной зоне.

Классификация систем отопления

Наиболее традиционный вариант — централизованное водяное отопление низкого давления, с питанием от центральной магистрали, которое состоит из металлических или пропиленовых труб, чугунных или биметаллических нагревателей, радиаторов, насосов, запорной арматуры и т.д. Плюсы такого варианта в экономичности, безопасности, равномерном прогреве приборов и соответствии большинству стандартов и правил.

Иногда водяное отопление объединяют с приточной системой вентиляции с механическим нагнетателем. В этом случае воздух нагнетается в камеру, где он кондиционируется, нагревается, очищается и увлажняется, а затем передается в учебные кабинеты. Такая комбинация дает возможность создать комфортный микроклимат с чистым и увлажнённым воздухом, но требует дополнительных затрат на вентиляционное оборудование, и отличается большими теплопотерями.

Воздушное отопление

Приборы в системе лучистого отопления переносят тепло посредством конвекции и инфракрасного излучения. Для обогрева школ используют пленочные электрические нагреватели. Преимущества лучистых систем состоят в простом монтаже, удобном и быстром регулировании температуры, а также равномерном нагреве воздуха и предметов в помещении. Недостатки: большие потери тепла и высокая стоимость.

Проектирование систем отопления

Чаще всего школы представляют собой малоэтажные здания с большим числом потребителей, для которых целесообразна горизонтально-поэтажная схема коммуникаций, с электрическими насосами для поддержания давления и циркуляции теплоносителя в сети.

Горизонтально поэтапная схема отопления здания

Горизонтально поэтапная схема отопления здания

В небольших зданиях, например начальных школах, дошкольных учреждениях и пристройках можно использовать системы с естественной циркуляцией жидкости по трубопроводам. При отсутствии поблизости тепловых магистралей и нехватке тепловой мощности в качестве автономного источника обогрева используют котлы, работающие на электричестве, газу или твердом топливе. Автономные системы актуальны для школ, расположенных в частном секторе и небольших населенных пунктах.

Автономная система отопления

Автономная система отопления с естественной циркуляцией

Схема прокладки коммуникаций устанавливает способ циркуляции теплоносителя, точки размещения разводных труб, виды соединений приборов и компонентов системы, конструкции стояков и т.д.

Выбор варианта отопления зависит от климатических условий, потребностей здания, тепловых мощностей и потерь, наличия тепловых и газовых магистралей вблизи объекта, состояния инженерных сетей, требований по энергоэффективности и, разумеется, бюджета. Современные системы отопления практически полностью автоматизированы, что обеспечивает повышенную безопасность, стабильность и качество их работы.

Проектирование производится по техническому заданию в стандартном порядке:

  • Эскизный проект.
  • Технико-экономическое обоснование.
  • Расчеты, подготовка рабочего проекта с монтажными чертежами.
  • Разработка спецификаций и смет.
  • Согласование проектной документации.

Доверять проектирование и монтаж системы отопления школ следует проверенным организациям с многолетним опытом работы и имеющим допуск СРО на проектирование и монтаж систем отопления. Все компоненты отопительной системы (нагреватели, трубы, арматура, вентили, элементы автоматики и т.д.) должны пройти государственную сертификацию и соответствовать требованиям ГОСТ, СП и пожарной безопасности.

Читайте также: