Тематический план урока это

Обновлено: 02.07.2024

Перспективное, тематическое и поурочное планирование учебного материала. Тематический план, его значение в работе учителя биологии

Задачи занятия: выяснить методику разработки планов по выбранному разделу программы, научиться пользоваться школьной программой при разработке тематического плана.

Прежде чем приступить к обучению биологии, необходимо составить календарный или перспективный (годовой или полугодовой) план работы, на основе которого затем разрабатываются тематические планы (планируется каждая очередная тема программы того или иного раздела курса), планы предстоящих уроков или лабораторных занятий, экскурсий и других форм учебной работы. Детальное предварительное продумывание процесса обучения дает возможность учителю хорошо представить предстоящую учебно-воспитательную работу, сделать отбор методов и методических приемов, подготовить необходимые демонстрационный и раздаточный материалы, определить внеурочные и внеклассные задания для учащихся, избежать многих ошибок.

1. Календарный или перспективный план работы.

На первое полугодие план составляется перед началом учебного года, а на второе полугодие – в период зимних каникул учащихся или осенью сразу на весь год. Основная цель этого плана – правильное распределение последовательности учебного материала в соответствии с программой, выделение числа часов на каждую тему и установление календарных сроков ее изучения. С учетом местных сезонных особенностей учитель намечает в плане, какой необходимый демонстрационный или раздаточный материал и когда следует заготовить в природе, в какие сроки целесообразно провести предусмотренные программами учебные экскурсии.

В календарном плане, как правило, выделяют пять граф: порядковый номер, тема и подтемы, число часов, сроки изучения, отметка о выполнении. Темы на подтемы обычно подразделяют учителя, работающие в школе не первый год. Если нет уверенности, что разбивка на подтемы будет сделана правильно, то на первых порах в план включаются названия целых тем.

Календарный план (годовой или на каждые полгода) носит примерный, ориентировочный характер. Дело в том, что в течение какого-то отрезка времени могут произойти изменения намеченных сроков изучения того или иного материала по различным причинам (болезнь учителя и невозможность его замены, проведение общешкольного мероприятия, например Дня здоровья). В этом случае учителю впоследствии приходится уплотнять изучение некоторого материала. Если отставание не удается ликвидировать в первом полугодии, то часть программы приходится переносить на второе полугодие и вносить коррективы в ранее составленный план. В случае переноса части материала с первого полугодия на второе приходится сокращать число часов на оставшиеся темы или изучать какую-то из них при уменьшенном числе часов путем уплотнения изучаемого материала за счет удаления из него некоторых деталей.

В последнюю графу заносят сведения об отклонениях от намеченного плана, если они были, и их причину. Последняя графа, по существу, является учетной.

Используется и другая схема перспективного плана. Она включает порядковые номера, темы программы, часы, календарные сроки изучения, повторение (из предыдущих курсов, разделов изучаемого материала), экскурсии, внеурочные задания по заготовке природного материала и проведению опытов, внеклассные мероприятия (научный вечер, конференция). Такой перспективный план более полно отражает системный характер обучения биологии.

Органы образования, администрация школы могут потребовать составления календарного (перспективного) плана обучения, к тому же он необходим самому учителю в его работе.

Составление перспективного плана проводится с учетом достоинств и недостатков предшествующего плана.

2. Тематическое планирование.

Кроме годовых и поурочных планов, учитель биологии должен уметь составлять план на тему программы (тематический план). Тематический план изучения материала составляют на основе календарного. Он дает возможность учителю увидеть тему в целом, определить последовательность формирования понятий, практических умений, методов и приемов самостоятельной работы учащихся, помогает своевременно организовать подготовку, проведение программных опытов и наблюдений, носящих предварительный характер, а также систематически осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи в процессе овладения школьниками биологическими знаниями.

Чтобы спланировать ту или тему, надо глубоко знать ее материал в б ó льшем объеме, чем она представлена в учебнике, уметь сформировать ее учебно-воспитательные задачи, выделить понятия, которые могут быть углублены или сформулированы при ее изучении. Для написания тематического плана учитель должен:

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

ВложениеРазмер
pub-tsiya_15.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое и поурочное планирование.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.

· Количество часов, отведенное на блок/урок

· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение

· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика

· Социокультурный аспект (выделить отдельно)

· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ

· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)

Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.

Разные авторы предлагают разные варианты ТП:

· Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.

· Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.

Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:

· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;

· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


тематическое и поурочное планирование

Тематическое планирование -60 + 6 резервных часов. № Тема Тематическое планирование -60 + 6 резервных часов. № Тема Количество уроков Что должен знать ученик по .

Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская


Планирование представлено в формате Excel для загрузки в электронный журнал.


Тематическое и поурочное планирование для 7 кл

Тематическое и поурочное планирование для 7 кл на 34 часа( 1 час в неделю) к учебнику Н.Д.Угриновича.


Тематическое и поурочное планирование для 8 кл.

Тематическое и поурочное планирование для 8 кл. на 68 час ( 2часа в неделю) к учебнику Н.Д.Угриновича.


Тематическое и поурочное планирование для 9 кл

Тематическое и поурочное планирование для 9 кл на 68 часов (2 часа в неделю) к учебнику Н.Д.Угриновича.

Планирование работы представляет собой сложный и не быстрый процесс в деятельности каждого учителя, который он проходит перед подготовкой к каждому занятию. Данный процесс условно делиться на две части: ведение работы по календарно-тематическому плану и подготовка учебных проектов непосредственно к каждому уроку (что так же называется поурочное планирование). Основные документы, которых придерживается каждый учитель, являются школьный учебный план и специальная программа, что составляется на каждый учебный предмет.

Требования для тематического и поурочного планирования

Перед тем, как начать работу преподаватель должен имеющиеся часы по каждому уроку и классу распределить на весь учебный год, затем проводится календарно-тематическое планирование. В процессе планирования используется специальная брошюра с программами, в которой собраны соответствующие предметы и приведены примеры разделения часов на каждую тему по учебному материалу. Вносится изменения в расчасовку, могут по усмотрению самого учителя.

Тематическое планирование помогает рассмотреть весь материал учебной программы за счет правильного распределения часов. В базисном учебном плане представлены все темы уроков, варианты будущих практических работ, задания на дом, задания для контрольных работ.

Условно все тематическое планирование распределяется на следующие пункты:

  • Номер урока соответствующий теме;
  • Тема данного урока, тип его проведения;
  • Цель и задачи;
  • Методы преподавания;
  • Взаимозависимость между предметами;
  • Практическая часть преподавания (выполняется под руководством учителя);
  • Часть работы для самостоятельного изучения учащимися;
  • Визуализация;
  • Задания для выполнения дома учениками.

После тематического планирования учитель переходит к поурочному планированию. Благодаря чему можно определить структуру урока, тему, преследуемые цели, содержание и формы выполняемых работ.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поурочное планирование помогает правильно структурировать информацию по частям, выстроить данные по смыслу и хронологической последовательности, периодически помогая разгрузить учителя и сконцентрироваться на деятельности учащихся. Данный вид планирования проводится исключительно по желанию преподавателя, однако в учебном плане обязательно должны быть прописаны следующие пункты: структура урока, тема, цели, задачи, методы преподавания, задание на дом для учеников, применяемые учебные пособия и устройства. Для молодых специалистов предпочтительнее оформлять полную и развернутую запись своих уроков.

Составление технологической карты урока

Технологическая карта урока – это разновидность методического материала, которая помогает провести занятие на высоком уровне в любом учебном заведении.

Технологическая карта урока представляет собой графическую таблицу, при помощи которой легче создать структуру урока.

Любая технологическая карта имеет свое строение, в которое входят следующие пункты:

  • Тема и часы, где выделяются на ее изучение;
  • Каких результатов желаете достичь (метапредметных, предметных, личных);
  • Поэтапное изучение тем;
  • Проверка знаний в виде контрольных работ, для контроля усвоение учебного материала, а также приобретенных умений и знаний.

Такой учебный прием дает возможность эффективно наладить учебный процесс, помочь в реализации метапредметных, предметных и личных умений, который соответствуют ФГОС (второго поколения). Кроме этого, наличие данной учебной карты помогает четко распределить программу на семестр, полугодие и учебный год, а также сэкономить учителю время и силы для подготовки к очередному уроку.

Технологическая карта кроме выше перечисленных факторов помогает администрации общеобразовательных заведений осуществлять контроль над выполнением учебной программы в срок и следить за достижением запланированных результатов. Помимо этого такие карты помогают в определении и решении проблем с методической стороны учебного процесса.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Проведение анализа урока и самоанализ

Проведение анализа работы позволяет обнаружить и устранить неточности в преподавании. При проведении анализа за основу берется психолого-педагогическая теория и современный опыт преподавания.
При выполнении анализа стоит основываться на следующих пунктах:

  • Оценивание факторов - правильность и целесообразность поставленных целей урока согласно уникальности учебных материалов, необходимость данного урока как составляющей части в системе уроков по данному предмету, уровень подготовки учащихся;
  • Соблюдение структуры урока и соответствие ее с поставленными целями и задачами. Правильное распределение учебного материала на протяжении урока;
  • Закономерное применение разных форм и методов преподавания;
  • Использование оборудования в процессе проведения урока;
  • Координация действий, как учителя, так и учеников;
  • Соответствие содержания урока и аналогичных требований по учебным программам по данному предмету;
  • Изложение учебного материала в полной мере, достоверно, эмоционально и доступно;
  • Уровень морального воздействия, исполнение и реализация воспитательных целей;
  • Приведение примеров связи материалов урока с жизнью и работой;
  • Расширение познавательного интереса учеников;
  • Введение новых понятий;
  • Использование актуальной информации при вычитке учебного материала;
  • Систематизация работы для самостоятельного изучения;
  • Оценивание уровня педагогической подготовки учителя;
  • Рассмотрение готовности всего класса;
  • Соблюдение культуры общения и этики при преподавании;
  • Разъяснение работы, которую учащиеся должны выполнить дома самостоятельно;
  • Подведение итогов пройденного материала и выставление оценок;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке;
  • Выявление недоработок, варианты их возникновения и решения.

После вычитки учебного материала любой учитель должен провести самоанализ. Это помогает провести оценивание проведенного урока, при этом обязательно учитывается удовлетворительно или нет, была осуществлена педагогическая работа. Самоанализ относится к творческой деятельности, которая является неотъемлемой частью работы любого педагога.

Ведение педагогической деятельности на высшем уровне обязательно включает в себя соблюдение всех норм, составление тематического плана, поурочного планирование, тематической карты каждого урока. После проведения анализа выполненной работы и самоанализа учитель самостоятельно или с помощью педагогического коллектива вносит изменения в планы и приобретает новый опыт. Чтобы максимально эффективно отточить свои навыки, молодым специалистам стоит четко придерживаться норм и правил, следовать поурочному планированию и тематическим картам.

Тематическое планирование — это способ перспективной разработки обучения конкретному учебному предмету в течение учебного года, для обеспечения его целенаправленности и систематичности.

Значение тематического планирования

При подготовке к уроку педагог в первую очередь формулирует учебную задачу. Постановка задачи является ответственным моментом, так как она во многом зависит от понимания педагогом того, какое место и значение занимает данный урок во всей система обучения. Это необходимо для того, чтобы решение задач уроков постепенно работало на достижение общих образовательных результатов.

Определить педагогу место урока в системе, позволяет тематическое планирование и учебная рабочая программа.

Тематическое планирование представляет собой перспективную разработку процесса освоения учебной дисциплины в течение учебного года.

В настоящее время существует достаточно количество способов оформления тематического планирования. Минимизированный вариант тематического планирования – последовательное перечисление тем уроков внутри больших разделов, которые соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение данной дисциплины, с выделением уроков, направленных на повторение, обобщение и контроль. При таком оформлении педагог наглядно видит разбивку учебного содержания и порядок его изучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, тематическое планирование помогает педагогу контролировать темп обучения и выполнения учебной программы.

Однако, тематическое планирование сосредоточено на порядке изучения учебного содержания дисциплины, в то время как обучающие цели отходят на второй план. Для того, чтобы избежать данного противоречия необходимо использовать расширенное тематическое планирование.

Таким образом, тематическое планирование направлено на определение наиболее оптимальных путей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций педагогического процесса, в система уроков и внеурочных занятий по конкретно теме или разделу.

В данную систему могут входить уроки различного вида и типа, в зависимости от поставленной дидактической цели, а также иные формы организации внеурочной и внеклассной работы обучающихся.

Успешность тематического планирования во многом зависит от того насколько ясно и точно педагог представляет для себя, что именно должно быть усвоено учащимися, с чем их нужно познакомить и в какой последовательности. Именно поэтому тематическое планирование составляется на основании предварительно изученной учебной программы и образовательных стандартов. Все уроки в тематическом плане должны быть взаимосвязаны между собой. То есть это должна быть система, а не случайный набор уроков.

Только при осуществлении такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого урока, включенного в тематический план.

Схема тематического планирования

Одной из наиболее успешных и аргументированных схем тематического планирования была схема, предложенная отечественным педагогом М. И. Махмутовым.

Примерная схема тематического планирования:

  • Общая дидактическая цель урока или раздела учебных занятий.
  • Тип учебных занятий (уроков или урока).
  • Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
  • Основные источники информации и оборудование урока.
  • Система контрольных и проверочных уроков (виды контрольных работ).
  • Система опорных занятий и способов действий при их проведении.
  • Типы и виды самостоятельных работ.

Формирование новых способов действий и понятий:

  • Знакомство с новыми способами действий и понятиями.
  • Ознакомление с основными и второстепенными проблемами по изучаемой теме.
  • Типы и виды самостоятельных работ.

Формирование, на основании полученных знаний, новых умений и навыков:

  • Определение типов и видов самостоятельных работ.
  • Установление межпредметных связей.
  • Повторение пройденного учебного материала.
  • Определение типов и видов самостоятельных работ.

В основе данной схемы тематического планирования положена дидактическая структуры урока, компоненты которой включают в себя элементы понятий, знаний, способы действий, виды и типы самостоятельных работ, т. е. содержание и методы обучения.

Предложенная М. И. Махмутовым схема тематического планирования не является педагогической догмой, а всего лишь дает педагогу необходимое направление для самостоятельного творческого поиска способов и приемов организации образовательного процесса. Данную схему можно взять за основу, а содержание ее сделать на свое усмотрение, в соответствии с образовательной целью и задачами, а также в зависимости от педагогического мастерства учителя.

Целеустремленность педагога при составлении тематического планирования, конкретизация им ближайших задач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того как дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

Читайте также: