Докажите или опровергните суждение о том что уже в первобытном обществе существовала богатая кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос:

Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура

Подробный ответ:

Исходя из того, что период с названием "первобытное общество" заканчивается изобретением письменности, а духовная культура включает в себя письменность, как обязательный элемент, говорить о богатой духовной культуре не стоит. В то время в обществе только закладывались и развивались народы, народности, а духовная культура подразумевает культурно-историческое единство. Человек ещё только овладевал технологией металлов. Царило насилие и поклонение силам природы. Человек не понимал природы явлений. В то время создавался базис, на основе которого и развилась позднее эта культура.

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов - принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.

Социальные институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления - середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны - развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами - одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр - Иерусалим.

Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам - царство зла. Другая область - Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область - сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить - означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Преемственность - основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Обоснуйте или опровергните суждение о том что теснее в первобытном сообществе была богатая духовная культура . 50 баллов тому, кто приведет 2 Образца. эссе.

Это зависит от того, что именовать "богатой" духовной культурой и чем она обязана быть богата. Духовная культура первобытного общества была богата мифологическими и магическими представлениями, как то:

* Анимизм, то есть представление о существовании духов, одушевляющих всё сущее, и шаманизм, как учение о влиянии на этих духов при подмоги ритуалов;

* Волшебное мышление, то есть нерациональный метод мышления, построенный на суевериях и заблуждениях вроде "закона подобия" (наведение порчи методом укалывания в куколку), "закона имён" (веры в то, что медведя нельзя нарекать по имени, а то он придет из леса).

В духовной культуре первобытного сообщества бытовали легенды о сотворении мира, устные песни и сказания. Не было никакой записываемой литературы, так как люди были безграмотны.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н ответы на вопросы

Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

Ответ

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

Читайте также: