Чем привлекла гоголя история бедного чиновника кратко

Обновлено: 07.07.2024

сатирическая (обличающая его духовную пустоту) и сентиментальная (проникнутая состраданием к главному герою). Каким предстаёт на страницах гоголевской повести Акакий Акакиевич? В чём, на ваш взгляд, новаторство писателя?

Ответ или решение 2

Он показан как человек, способный на высокие чувства и благородные поступки (отказался от денег, которые дал ему Минский, выбросил их, а прилично одетый человек подобрал их), в чём другие писатели отказывали "маленькому человеку"

На мой взгляд Гоголь изобразил Акакия Акакиевича Башмачкина в этой повести с сатирической стороны, а не с сентиментальной. Гоголь не проникается состраданием к герою, а напротив, рисует его образ иронично и в каких-то местах высмеивает его поступки. Например то, когда Башмачкин решил меньше тратиться на разные надобности и решил экономить, только чтобы хватило ему денег на новую дорогую шинель. Или то, когда он пошел на званый вечер, слишком много там выпил, а когда шел домой, с него сняли шинель.

Главное меню

Популярные статьи

Проблема маленького человека в творчестве Гоголя

Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни Из прозы жизни и потрясать души верным изображением жизни”. Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением порой самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н. В, Гоголь. Величайшая заслуга Гоголя перед русским обществом, на мой взгляд, состоит не столько в том, что он вывел правдивые картины русской жизни в “Ревизоре” и “Мертвых душах”, и даже не в том, что сумел одним разом посмеяться над всем дурным, что существовало в современной ему России, сколько в том, что он создал бессмертный образ Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести “Шинель”.

В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между “маленьким человеком” и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть “Шинель” описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. Всю свою жизнь Акакий Акакиевич проводит в “переписываньи” бумаг на службе, и герой вполне доволен этим. Более того, когда ему предлагают занятие, требующее того, “чтобы переменить заглавный титул, да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье”, бедный чиновник пугается и просит избавить его от этой работы. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он “ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице”, и лишь в “переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир”. В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать.

Бапшачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь “великого человека” добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: “Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность. Огонь порою показывается в глазах его. ” И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не" это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: “значительное лицо”, к которому чиновнику советуют обратиться v3a помощью, “распекает” Акакия Акакиевича за неуважение

к начальству и выгоняет из своего дома. И вот исчезает с лица земли “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание. ” Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт “маленького человека” становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из “Медного всадника”, осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I, лишь системы ценностей этих двух героев различны.

История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему. Но Гоголь — мастер художественного обобщения. Он сознательно подчеркивает: “в одном департаменте служил один чиновник. ” Так возникает в повести обобщенный образ “маленького человека”, тихого, скромного человека, жизнь которого ничем не примечательна, но который, однако, тоже обладает собственным достоинством и имеет право на свой мир. Может быть, поэтому мы в конце концов жалеем уже не Акакия Акакиевича, а “бедное человечество”. И вероятно, потому наш гнев вызывает не грабитель, а “значительное лицо”, не сумевшее пожалеть несчастного чиновника.

И еще в конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир.

Н. В. Гоголь делает тон повествования комичным. В тексте сквозит постоянная ирония над Башмачкиным, даже дерзкие мечты его оказываются не чем иным, как стремлением непременно пустить мех куницы на воротник. Читатель должен не только войти в мир Акакия Акакиевича, но и ощутить неприятие этого мира. Кроме этого, в повести есть и авторский голос, и Н. В. Гоголь становится, таким образом, как бы посланником русской гуманистической традиции. Именно от имени автора говорит тот молодой человек, который, неудачно пошутив над Акакием Акакиевичем, “много раз содрогался потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным”.

В повести Н. В. Гоголя “Шинель” явно прослеживаются два аспекта авторского осуждения мира. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто “натрунились и наострились вдоволь” над “вечными титулярными советниками”, теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более, на мой взгляд, существенно обращение Н. В. Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на “маленьких людей”, которые живут рядом с нами.

Определяем время по часам Сначала сделаем муляж часов. Для его изготовления прекрасно подойдет коробка из-под торта, торт. Сложность в другом: многие годы и многие дети привели нас к мысли, что обычные настенные часы являются ненужной учебной нагрузкой и эти занятия нужно упрощать и делать поэтапно. Сначала мы делаем обычный циферблат, но минутные черточки .

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр Июльская революция 1830 года (фр. La révolution de Juillet) — восстание 27 июля против действующей монархии во Франции, приведшее к окончательному низложению старшей линии династии Бурбонов () и установлению либерального королевства со значительными властными полномочиями буржуазии. Причиной революции послужила консервативная политика короля .

Из темных недр безграничного космоса к Земле на огромной скорости мчится громадный астероид, грозя гибелью всему живому. Удар - и… До поры до времени это всего лишь страшная сказка, рассказанная на ночь беспечному человечеству. Однако любая сказка - "добрым молодцам урок". Не так давно, около года назад, мир облетела сенсационная весть о том, что 1 февраля 2019 г .

Чтение Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений русской классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребёнок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа и человечества в силу особенностей предмета. Литература, с одной стороны, является .

иллюстрация к повести

Фото: YouTube / Надежда Дорошенко: UGC

  • низенького роста;
  • подслеповат;
  • рябоват;
  • у него небольшая лысина, морщины;
  • редкие рыжие волосы;
  • цвет лица геморроидальный.

Так выглядит типичный представитель петербургской чиновничьей братии — Акакий Башмачкин. Свое имя герой унаследовал от отца. Когда его мать выбирала имя, младенец заплакал и скорчил такую гримасу, что стало сразу понятно — будет титулярным советником.

Копирование деловых бумаг — сущность бытия Акакия Акакиевича, смысл его жизни. От этого процесса его не отвлекали ни злые шутки молодых чиновников, ни их насмешки, ни проказы (они посыпали голову героя рваными бумагами, говоря, что это снег), ни изношенный мундир и прилипший к нему сор.

Он робко отвечал обидчикам только тогда, когда его толкали под руку и не давали возможности хорошо выполнить работу. А переписывал Башмачкин бумаги идеально — не делал ни одной помарки. Для более сложных задач Акакий Акакиевич не годился: задания посложнее вызвали у него нервное потрясение.

Переписывание стало смыслом бытия героя: возвратившись домой со службы, он быстро ел щи и садился копировать бумаги. Жизнь проходила мимо него: он не гулял, не развлекался, не ухаживал за женщинами. Счастье ему доставляло только переписывание бумаг.

Тихая и размеренная жизнь титулярного советника, зарабатывающего в год 400 рублей жалованья, круто меняется, когда он обнаруживает, что его старая шинель истончилась на спине и плечах. Поэтому суровые петербургские ветры его пропекали до костей. Его шинель настолько прохудилась, что коллеги по департаменту называли ее уничижительно — капот.

Башмачкин обращается к портному, который жил на верхнем этаже. Петрович — бывший крепостной Григорий, — осмотрев шинель, пришел к выводу, что ее уже нельзя латать — нужно шить новую. Это повергло героя в шок: траты на новую шинель были непосильны для его скудного бюджета.

Он решил наведаться к Петровичу еще раз, когда тот выпьет и, возможно, подобреет. Однако и во второй визит титулярного советника портной был неумолим. Акакий Акакиевич подсчитал, что для обновки нужно собрать 80 рублей.

Половина этой суммы у него была, а вот вторую можно было собрать, если жить экономно: отказаться от вечернего чая, не сдавать часто белье прачке, не жечь вечером свечи, ходить дома в носках, чтобы не стирать подошвы обуви.

Нужная сумма была собрана благодаря этим усилиям и премии, которую назначил начальник (она была больше на 20 рублей, чем обычно). Долгими вечерами Акакий Акакиевич обсуждал с Петровичем сукно, фасон и пр.

  • Новая шинель — причина трагедии Башмачкина.

Новая шинель придала главному герою уверенности в себе и кардинально изменила течение его жизни. Он почувствовал себя человеком: его заметили сослуживцы и поздравили с приобретением, он стал гулять вечерами, оставив переписывание бумаг, впервые отправился на вечер к столоначальнику.

Возвращаясь домой с вечеринки, Башмачкин становится жертвой разбойников — у него отбирают шинель. Однако не отражает всего трагизма этого события для героя краткое содержание. Шинель вернула ему человеческое достоинство, сделала его заметным, придала ему уверенности в себе и сил.

Ее потеря была равноценна потери Акакием Акакиевичем самого себя. Он начинает бороться за ее возвращение: обращается к приставу, а потом к генералу — старому приятелю. Никто из них не проявил ни сострадания, ни понимания, не оказал помощи.

От генерала Башмачкин шел, оглушенный выказанным презрением и безразличием. Он не чувствовал, как лютый холод пробрал его до костей. Вскоре герой заболел и умер.

Литературоведы отмечают такие особенности произведения:

  • Замысел повести и история создания.

Эта история подтолкнула Гоголя к написанию истории о маленьком тихом человеке, который внезапно бунтует, борется за свое человеческое достоинство. Написание повести заняло у автора семь лет: внутренние противоречия не давали ему возможности воплотить замысел (автор долго подыскивал фамилию героя, размышлял над его характером).

  • Тема и конфликт произведения.

Гоголь впервые коснулся проблемы противостояния жестокого и антигуманного мира и непримечательного человека, который вместе с тем является индивидуумом:

  • имеет свою историю жизни;
  • собственный жизненный уклад;
  • привычки, интересы, переживания.

Сюжет выстроен таким образом, чтобы читатель узнал о противостоянии простого человека и бездушного и жестокого мира, о его конфликте с людьми, которые наделены властью и которые не обращают внимания на чувства мелких сошек.

Акакий Акакиевич живет и умирает незаметно для всех. Его окружает нищета и уныние, но он этого не замечает, потому что не знает иного уклада. Новая шинель — это мечта, которая стала надеждой на светлое будущее. Ее покупка придала Башмачкину уверенности в себе, вернула ему достоинство и изменила течение его жизни.

Ее утрата стала символом утраты титулярным советником своей значимости. Обращение к власть имущим и их неуважение к ничтожному существу, каким был Акакий Акакиевич, — иллюстрация бездушности сытого и безразличного мира. Эта проблема стала одной из ключевых в повести.

  • Особенности композиции и жанр.

Чтобы читатель проникся судьбой Акакия Акакиевича, автор использовал особенный повествовательный прием — выстроил историю его жизни по образцу житий святых. Судьба Башмачкина — это судьба мученика. Страдальческая гримаса новорожденного Акакия стала сущностью его дальнейшей жизни.

В экспозиции читатель знакомится с историей рождения героя, узнает, как было выбрано ему имя, почему ему суждено было стать титулярным советником. Также автор знакомит с буднями Башмачкина в департаменте, вечерами, которые он проводит за переписыванием бумаг.

Завязка сюжета — это необходимость приобрести дорогую, но необходимую вещь — шинель. Этот процесс становится новым смыслом жизни для героя, меняет его уклад. Кульминационный момент случается, когда разбойники обирают беззащитного Башмачкина.

Решающими в развитии сюжета являются события, связанные с поиском Акакием Акакиевичем справедливости и заступничества у людей, которые наделены властью. Встреча с генералом показывает ничтожество маленького человека перед миром сильных, его обреченность.

В финале главный герой погибает. Эпилог произведения — это авторский вариант торжества справедливости: приведение Башмачкина заставляет трепетать тех, кто раньше его не замечал или унижал.

Философский подтекст повести, житийность истории главного героя позволили литературоведам определить жанр произведения как притчу.

Всё в этом герое заурядное:

  • внешность;
  • поведение;
  • способ жизни;
  • мечты, интересы.

Башмачкин — серая личность, безобидный и слабовольный.

Он меняется, когда становится обладателем новой шинели. Герой как бы примеряет новую роль счастливого и удачливого человека. Утратив мечту и новую жизнь вместе с украденной шинелью, Акакий Акакиевич впервые за долгую жизнь проявляет силу воли и характер: идет к приставу, ищет встречи с генералом. Потеряв веру в справедливость, он гибнет, но после смерти приобретает власть, которой был лишен при жизни.

Гоголь Николай Васильевич

п.1. Тематика и проблематика

  • 1. Описание жизни маленького человека и его взаимодействие с окружающими. Башмачкин представляется слабым человеком, лишенным способностей, не умеющим защитить себя. Все, что ему остается – это терпеть издевательства сослуживцев и высоких чинов. Терпеть до тех пор, пока не иссякнет последняя капля жизни.
  • 2. Ценность людей определяется положением в обществе. Значительное лицо не является нравственным человеком, но чувствует себя хозяином жизни. Он превращается в самодура, а подчиненные - в пресмыкающихся перед его авторитетом.
  • 3. Наряду с реальным миром, Гоголь вводит фантастический мир, который дополняет образ Башмачкина - как будто бы, вырывается наружу весь его скрытый потенциал. Дух дерзкий, решительный, сильный – он способен не только наводить дикий ужас на горожан, но и отомстить за себя.

Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.

  • 1. Главная проблема – отсутствие гуманизма. В повести подавляющее большинство персонажей эгоистичны, агрессивны, малодушны. В описании жизни Башмачкина и его сослуживцев не чувствуется высоких устремлений, интереса к жизни. Развлечения коллег Башмачкина – подтрунивать над жалким Акакием Акакиевичем. Сам Башмачкин настолько запуган, весь его интерес к миру переносится на любимую работу – Акакий Акакиевич переписывает от руки тексты. В таком незатейливом времяпровождении проходит вся его жизнь. Более того, Башмачкин ничего не делает для того, чтобы изменить свое плачевное положение в коллективе. Похоже, что он даже и толком не видит того, что с ним происходит.
  • 2. Равнодушие. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.
  • 3. Бедность. Человек, проводящий массу времени на работе, не имеет возможности купить даже необходимые вещи. Для достижения цели ему нужно экономить, во всем отказывать себе.
  • 4. Социальное неравенство. Башмачкин, при виде генерала теряется и робеет. Значительное лицо обрушивается громом на своего просителя, демонстрируя свое превосходство, относясь к нему, как к блохе.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.

Читатель проникается жалостью, состраданием к главному герою, на которого особенно повлияла крайне неприятная ситуация - кража новой шинели. Появление шинели – это событие, придавшее жизни Башмачкина смысл, позволившее ему радоваться и уважать себя. Когда шинель воруют, то у главного героя забирают самое ценное – веру в лучшую жизнь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.

Рассмотрим персонажей, препятствующих гармоничному существованию главного героя - образ Акакия Акакиевича противопоставлен практически всем персонажам повести. Это практически все чиновники, работающие с ним, охранники, начальство, ополчившиеся против Башмачкина без всякой причины. К их числу относится и значительное лицо, к которому он обращается по поводу кражи шинели и получает грубый решительный отказ. Шинель для Акакия Акакиевича - это не просто обновка, а новая жизнь, теплая, красивая, удобная, раскрывающая его потенциал.

Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.

И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.

п.4. Литературные приёмы

Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.

Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:

Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.

п.5. Конфликт произведения

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.

Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.

В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.

Читайте также: