Школа для животных как правильно воспитывать питомцев
Обновлено: 04.07.2024
Очень важно, чтобы в школе, которая в том числе призвана формировать культуру будущего, нашлось время не только на обучение детей предметам школьной программы, но и на воспитание у них умения чувствовать и сопереживать, помогать тому, кто нуждается в постоянной опеке и заботе.
преподаватели
Дводненко Евгения Сергеевна – учитель истории, первой квалификационной категории.
Уровень образования: высшее профессиональное, окончила Новосибирский государственный педагогический университет (очное отделение).
Сведения о повышении квалификации:
Содержание программы
Учебный план включает в себя следующие разделы (темы) обучения:
- Давайте познакомимся! – 8 часов.
- Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные – 6 часов.
- Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов.
- Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 4 часа.
- На приеме у Айболита – 5 часов.
- Мы с тобой друзья! – 6 часов.
Цели программы
Основная цель программы – формирование у обучающихся ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании – какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
- формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
- развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Результат программы
Личностные результаты:
- интерес к изучению домашних животных;
- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно–прикладного искусства, музыка и т.д.);
- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
- желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты:
- навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
- приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
- навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
- навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- в ценностно–ориентационной сфере – сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере – сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.);
- представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
- в трудовой сфере – использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
- в эстетической сфере – умение оценить красоту животного;
- в сфере физической культуры – элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Материально-техническая база
Учебный кабинет площадью 34,3 м2 соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Материально–техническое обеспечение:
Перечень оборудования:
- ученическая доска – 1 шт.;
- стол ученический – 9 шт.;
- стул ученический – 18 шт.;
- стол для преподавателя – 1 шт.;
- стул для преподавателя – 1 шт.;
- шкаф для хранения принадлежностей – 2 шт.
Учебно–методический комплект:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Рабочая программа
Срок реализации – 1 год
Составила: Ильинская Е.И.
Пояснительная записка
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных (на примере собак и кошек);
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к домашним животным;
- формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию, представленную в различной знаковой форме — в виде текстов, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью .
Предметные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере — расширение представлений о взаимосвязи человека и домашних животных; освоение элементарных естественнонаучных знаний, необходимых для понимания важности соблюдения правил содержания домашних животных (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); понимание зависимости внешнего вида животного и его физического состояния; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
- в трудовой сфере — владение навыками ухода за домашними питомцами;
-в эстетической сфере — умение видеть красоту и выразительность домашних животных;
- в сфере физической культуры — элементарные представления о значении совместных прогулок, игр с домашними питомцами, о пользе нормированной физической нагрузки на здоровье, выносливость, эмоциональный настрой (свой и своего питомца).
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
К концу 1-го года обучения (2 класса) учащиеся узнают:
- о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
- об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;
- историю одомашнивания животных, причины одомашнивания;
- о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания,
- к концу 1-го года обучения учащиеся научатся:
- основным принципам ухода за домашними питомцами;
- основным правилам обучения домашнего животного;
- навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами;
-правилам правильного кормления домашних питомцев;
-пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами.
Содержание курса внеурочной деятельности
1-ый год обучения - 2 класс
1. Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.
3. Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки?
5. На приеме у Айболита . Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
6. Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.
Календарно — тематическое планирование.
Наименование раздела,
тема занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Давайте познакомимся! Домашние животные – кто это?
Инструктаж по технике безопасности.
Учебная презентация 1.1. Давай познакомимся. Вместе нам лучше
Пробуждение интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца
Почему люди заводят домашних питомцев?
Развитие понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе.
сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь.
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные!
Учебная презентация 2.1. Как мы появились в доме человека. Знакомимся с родословным деревом кошек и собак.
Рабочая тетрадь, стр. 14-19
Отрывок из мультфильма
Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь.
Как грамотно выбрать питомца
Учебная презентация: 2.2. Как мы появились в доме человека. Такие разные собаки, такие разные кошки.
Встреча с кинологом или представителями приютов для собак.
Рабочая тетрадь, стр. 24 – 25
Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь.
Как мы устроены, и как за нами ухаживать?
Учебная презентация 3.1. Как мы устроены и как за нами ухаживать. Четыре лапы, хвост и не только
Учебная презентация 3.2. Как мы устроены и как за нами ухаживать.
Рабочая тетрадь, стр. 26-31
Развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным, сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь.
Школа для животных: как
Беседа по главам: Пойми меня. Наш язык. Как разговаривать при помощи позы.
Учебная презентация 4.1. Школа для животных. Как общаются животные.
Незнакомая собака- как правильно себя вести.
Рабочая тетрадь, стр. 40-47
Формирование представлений об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце.
Формирование навыков безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными.
На приёме у Айболита.
Беседа по главам: Как ты себя чувствуешь. Поможет ветеринар.
Мультфильм: Доктор Айболит
Рабочая тетрадь, стр. 56-63
Формирование представлений о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина.
Мы с тобой друзья!
Учебная презентация 6.1. Мы с тобой друзья. Необычная прогулка.
Рабочая тетрадь, стр. 64-67
Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам..
Книги про хвостатых и усатых
Учебная презентация 6.2. Мы с тобой друзья.
Книги про хвостатых и усатых.
Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства
Во 2-м классе на освоение программы отводится 34 часа.
Пояснительная записка
Во 2-м классе на освоение программы отводится 34 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Результаты освоения программы:
Личностные результаты:
— интерес к изучению домашних животных;
— умение выражать свое отношение к домашним животным различными
художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные
жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
— готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным;
сопереживать и сочувствовать им;
— желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних
животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты:
— навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование
этапов, оценка результатов своей деятельности;
— приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних
животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение,
фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
— навыки работы с источниками информации, связанными с домашними
животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
— навыки эффективной коммуникации — взаимодействие со сверстниками и
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об
экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних
животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними
животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о
нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной
жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе
нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального
настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с
домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Наименование разделов и тем
Количество часов по программе
Сокращение и увеличение часов
Количество часов практически
Школа для животных: как
Давайте познакомимся! (8 часов) Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.
Как мы устроены и как за нами ухаживать? (6 часов) Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки?
Школа для животные: как правильно воспитывать питомцев. (5 часов)
На приеме у Айболита (4 часа)
Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Мы с тобой друзья! (5 часов)
Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.
Появление собаки дома – это не только радость, но и ответственность. Причем касается это как крохотных чихуахуа, так и мощных немецких овчарок, да и простые дворняги не являются исключением. Поэтому очень важно знать, как воспитывать щенка, чтобы впоследствии не пришлось пожалеть о решении завести питомца.
Воспитание собаки – ключ к гармонии и дружбе
Когда необходимо начинать дрессировку и воспитание щенка
Очень важно не упустить время. По сути, воспитание нужно начинать уже с момента, когда щенок появится в квартире. К дрессировке можно приступать чуть позже – для большинства собак этот возраст составляет 3-4 месяца. И только самых крупных псов, вроде сенбернаров, алабаев и кавказцев, начинают дрессировать примерно в 7-8 месяцев. Эти великаны долго остаются щенками, и раньше не понимают, что от них требуется.
Социализация – важнейшая часть воспитания щенка в 1 месяц
Воспитание щенка начинается с социализации. Желательно, чтобы он рос или, как минимум, встречался с другими собаками ежедневно, проводя в их обществе как можно больше времени. Если не сделать этого в первые же недели жизни, то высока вероятность, что пес вырастет просто диким – будет бросаться на других животных, доставляя немало проблем хозяевам.
Главные правила воспитания собак
Очень важно знать основные правила воспитания и дрессировки, чтобы впоследствии не приходилось думать, как перевоспитать собаку, а ведь это почти невозможно.
Одним из главных правил является постоянство. То есть, хозяин не может быть непоследовательным. Если что-то разрешено, то это должно быть разрешено всегда. То же можно сказать про запреты. К примеру, несколько раз разрешив щенку утащить еду со стола или поспать на подушке хозяина, запретить в будущем эти действия будет почти невозможно.
Лакомство позволит закрепить эффект
Кроме того, хозяин должен быть твердым. Если он хотя бы иногда будет идти на поводу у собаки, то она быстро поймет, что право лидерства может быть оспорено. Это не приведет ни к чему хорошему.
Воспитание щенка – с чего начать
Чтобы воспитать щенка, необходимо много времени и сил. К тому же нужно знать действительно много – опытными кинологами за год не становятся. Но опыт приходит постепенно, и очень не скоро заводчик будет точно знать, как правильно воспитывать собаку.
Щенок должен запомнить имя
Многие заводчики, прежде чем завести питомца и узнать, как вырастить щенка, придумывают ему кличку. Приучение к ней является первым шагом дрессировки. Услышав имя, собака должна понять, что обращаются именно к ней. Менять кличку нельзя ни в коем случае. Это уже признак непостоянства и дополнительный риск того, что пес вырастет непослушным, даже если это добродушный лабрадор или меланхоличный миттельшнауцер.
На заметку! Если заводчика интересует вопрос, щенку 2 месяца – с чего начинать воспитание, то начинать рекомендуется именно с приучения к имени, которое он проносит всю жизнь.
Приучение к месту и туалету
Что делать, если щенок не хочет гулять, и скулит на прогулках
Такое бывает сравнительно редко – чаще всего в случаях, когда хозяин взял брошенную кем-то дворняжку из приюта. Собака просто боится вновь остаться одна. Нужно успокаивать её, отвлекать от плохих мыслей лакомством. Обычно через несколько недель страх проходит, и пёс получает удовольствие от прогулок, как и положено.
Как выработать недоверчивое отношение к чужим
Собака (особенно это важно для дружелюбных пород, вроде хаски, самоеда, лаек) должна видеть друзей только в членах своей семьи. Все остальные – потенциальные противники. Без этого пес не станет хорошим охранником. Начать вырабатывать это качество лучше с двух-трех месячного возраста.
Игры – важная часть воспитания
Следует попросить знакомого человека, которого собака не знает, угостить её лакомством. А когда она потянется за едой, хозяин должен забрать вкусняшку и слегка стукнуть её – не больно, просто вызывая неприязнь.
Как приучить к осмотру и домашнему грумингу
Если собака довольно хлопотная в содержании, например, йоркширский терьер или болонка, то особенно важно приучить её к определенным процедурам. Впрочем, это актуально и для других пород. Оптимальный возраст – 2-3 месяца. При этом процедуры не должны доставлять питомцу дискомфорта, тогда он быстро привыкнет к ним.
Не следует давать собаке тянуться к другим животным
Любые попытки контакта с незнакомыми животными (как собаками, так и кошками, хомяками, морскими свинками) должны пресекаться.
Хозяину не стоит позволять собаке драться с ним
Как приучить щенка к поводку и ошейнику
Желательно надевать ошейник не на прогулке, а дома, перед выходом из квартиры. В первом случае пёс будет воспринимать ошейник как ограничение свободы. А во втором – как сигнал к тому, что сейчас будет прогулка. В последнем случае он будет слушаться охотнее.
Как отучить щенка грызть мебель
Это ещё одна неприятная привычка, которая может отравить жизнь хозяевам, если её вовремя не пресечь. В первую очередь нужно просто отвлекать щенка, предлагая ему вкусняшки и любимые игрушки. Если это не сработает, можно прикрикнуть и даже слегка шлепнуть – наказание не должно вызывать боль, только легкий дискомфорт и понимание, что пес поступил неправильно.
Инструкции по дрессировке первых навыков
Навыки у собак могут быть разные. Например, если его сфера занятости – охота, то навыки нужны одни. Если охрана – то другие. Поэтому желательно обратиться к экспертам, которые подробно расскажут, что делать в конкретной ситуации и при работе с определенной собакой.
Какие команды должен знать щенок
Идеальная собака знает и выполняет все команды. Но если новичку интересно, как правильно воспитывать щенка, то достаточно, чтобы он выучил хотя бы базовые команды. В первую очередь это:
Пусть на этом воспитание взрослой собаки не завершается, но такое знание здорово облегчит жизнь в будущем.
Как часто нужно заниматься дрессировкой щенка
Здесь многое зависит от характера собаки, то есть, от породы. С некоторыми питомцами желательно заниматься раз в несколько дней, но по часу-два, чтобы животное запомнило команду.
Важно! Крупные породы собак зачастую имеют меньшую скорость усвоения, поэтому их тренировки должны быть более длинными.
Но с большинством пород такой прием не работает. Лучше делать сеансы короткими, по 10-15 минут, но проводить их каждый день. Воспитание взрослой собаки идет уже иначе – здесь нужно проявить большую настойчивость.
Самые распространенные ошибки владельцев
Не все заводчики знают, как растить щенка, и нередко допускают грубые ошибки. В первую очередь это:
- несвоевременное начало дрессировок (слишком рано или поздно);
- непостоянство;
- отсутствие привычки доводить начатое до конца;
- отсутствие хладнокровности – заводчик срывается и начинает кричать на щенка, чего делать нельзя.
Изучив руководство для владельцев по воспитанию щенка, изложенное выше, и запомнив перечисленные выше советы, каждый заводчик сможет правильно воспитать любимца и в будущем не столкнется с лишними трудностями.
Читайте также: