Докажите что орден иезуитов был эффективным орудием борьбы с реформацией история 7 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Успехи реформации и народные движения против церкви напугали и папу римского и феодальный мир Европы. К середине XVI в. от католической церкви отпали: Англия, Шотландия, часть Германии и Швейцарии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии, и даже в папских владениях было много сторонников ереси, а среди духовенства были сторонники реформы церкви и папства.

Папа и верхушка церкви совместно со всей феодальной реакцией, напуганной ростом массового движения, объединились для расправы с гуманизмом и ересью. Идеи, которые выдвигали гуманисты и передовые люди, – первенство разума, свобода совести, свобода научного исследования, ограничение феодальной власти церкви и реформа церковной жизни – вызвали ожесточенное сопротивление папства.

Для борьбы с прогрессивными движениями и наукой папство в XVI в. усилило инквизицию, создало орден иезуитов и пыталось укрепить свое положение в церкви с помощью созванного по требованию императоров и королей Испании, Франции и Германии Тридентского собора. Этот собор, созванный для реформы церкви, был так организован, что оказался выполнителем воли папы, и хотя заседал с перерывами восемнадцать лет (1545–1563 гг.), ноне посмел решить ни одного вопроса в духе малейшего ограничения папской власти. Путем подкупа, застращивания, угроз и прямого обмана папа и его ставленники добились от собора нужных им решений о неограниченности папской власти и против реформации.

Середина XVI в. ознаменовалась разгулом инквизиции, деятельность которой возродил папа Павел III. Во главе инквизиции он поставил зверя в образе человеческом – палача Караффу (в 1555 г. он был избран папой под именем Павла IV).

Десятки тысяч людей сожгла тогда инквизиция в разных странах Европы [55].

Религиозные ордена, как особые боевые организации церкви, непосредственно подчиненные папе, стали создаваться еще в XII в., во время крестовых походов, В 1118 г. для охраны захваченных крестоносцами на Востоке земель и для защиты пилигримов был создан из дворян‑рыцарей орден (общество) тамплиеров (или храмовников), еще раньше был создан орден иоаннитов, а в конце XII в, – тевтонский орден, бывший орудием немецких князей и папы римского, стремившихся к завоеванию славянских и прибалтийских земель.


Медали, выбитые в память Варфоломеевской ночи папой Григорием XIII и королем Карлом IX

В XVI в. для борьбы с реформацией стали создаваться новые ордена. Среди них особое место заняли иезуиты.

Орден иезуитов отличается от всех других орденов католической церкви. Все монашеские ордена на словах проповедуют аскетизм, бедность, опрощение. Их члены живут в монастырях и обращают свою проповедь главным образом к народным массам. В отличие от них иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду аристократии, в среду богатых и особенно правящих кругов разных государств. Втереться в доверие к правящим кругам, к влиятельным лицам, к землевладельческой и финансовой аристократии, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления реакции – такова задача иезуитов. В связи с тем, что они обращаются не к народной массе, а к аристократии, иезуиты не требуют от своих членов обета бедности и опрощения, наоборот, они требуют, чтобы члены их ордена хорошо одевались, были воспитанны, умели себя держать в высшем обществе, были образованны, хорошо ориентировались в политике.

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола (родился в 1491 г.). Человек невежественный, но огромного честолюбия, он стремился чем‑нибудь выделиться. В 1521 г., будучи на офицерской службе в армии, Лойола был ранен. Военная карьера стала для него навсегда невозможной. Болезнь после ранения и чтение религиозных книг сделали Лойолу религиозным фанатиком. К тому же он страдал галлюцинациями, уверяя, что видит Иисуса, деву Марию, дьявола и т, д. Его религиозный фанатизм и сумасбродство смущали даже церковников, и он трижды привлекался инквизицией по обвинению в ереси.


Чтобы держать людей в своих руках, Лойола разработал сложную утонченную систему взаимного доносительства и шпионажа. Доносы и шпионаж считались благочестивым делом.

Орден иезуитов нашел приверженцев среди аристократии разных стран и быстро разросся. Он приобрел влияние на близкие к правителям круги, в частности на женщин из аристократии. Иезуиты старались прибрать к своим рукам школу, чтобы поставить преподавание в ортодоксальном католическом духе.

В то время, когда папский престол шатался и народы Европы освобождали себя от гнета римской церкви, иезуиты сыграли крайне реакционную роль. Орден иезуитов – олицетворение реакции – не раз изгонялся из ряда стран в периоды общественного подъема по требованию прогрессивных классов общества. Но в периоды реакции орден этот, при поддержке правящих классов, вновь развивал свою деятельность. Так было, например, в Европе после Французской революции конца XVIII в. Напуганные революцией господствующие классы повсюду восстановили орден иезуитов. Тогда‑то особенно иезуиты развернули свою реакционную деятельность и в России: как Екатерина II, так после нее и царь Павел I и русские крепостники‑помещики видели в иезуитах людей, которые способны спасти крепостнический строй от революционного взрыва.

Орден иезуитов существует и до сих пор. Число его членов ныне доходит до 26 тысяч. Он поныне придерживается старой тактики – влиять на политику правительств и на аристократию.

Усиление реакции в тех или иных странах и ныне ведет к усилению ордена иезуитов, подъем революционного движения, наоборот, бьет и по иезуитам. Так, под давлением народного движения в начале XX столетия иезуиты были изгнаны из Франции, но в 1928 г. французская реакционная буржуазия разрешила им вернуться в страну. В 1940 г., при реакционном правительстве маршала Петэна, иезуиты вновь получили большое влияние на школу во Франции. В 1931 г. восставший испанский народ изгнал иезуитов из Испании; в 1939 г. генерал Франко, вместе с восстановлением власти помещиков и буржуазии, восстановил и могущество ордена иезуитов.

Из иезуитов ныне комплектуется высшая иерархия католической церкви и советники папы. В их лице рабочее движение имеет коварных, непримиримых, вероломных и хитрых врагов.

Папа Римский и Россия

Мечты Ватикана об установлении мирового господства католической церкви относятся к очень раннему периоду существования папства. Взоры папства устремлялись не только на Запад, но и на Восток, в частности на Россию. Папство давно стремилось насадить католицизм в России. От этой мечты оно не отказалось и до сих пор.

Уже в XI в. папа Григорий VII пытался, путем вмешательства в междоусобицу русских князей, утвердить свою власть в России.

Римские папы в начале XVII в. сделали новую попытку воспользоваться гражданской войной и польской интервенцией в России для установления здесь своего господства.


Члены духовно‑рыцарских орденов. Иоаннит, тамплиер, меченосец и рыцарь тевтонского ордена

Известно, что Лжедмитрий был ставленником польских магнатов и иезуитов. Папа римский Климент VIII и иезуиты поддерживали самозванца, рассчитывая, что если ему удастся завоевать русский престол, то он распространит в России католическую веру. В соглашении, заключенном Лжедмитрием с иезуитами в Польше, прежде чем тот пошел на Москву, говорилось, что иезуиты дадут самозванцу денег на наем войска для похода на Москву, а тот дает за это папе обязательство, что вся Россия перейдет в католическую веру [60].

Папа пытался насадить католицизм на Украине и в Белоруссии при помощи польских панов. Начиная с конца ХVI столетия польские помещики для закрепления своего господства и полонизации населения в украинских и белорусских землях стали насильственно насаждать католическую веру. Так как украинские и белорусские крестьяне видели в католицизме религию своих угнетателей – польских панов и не соглашались принимать эту веру, то, с согласия римского папы Климента VIII, паны и ксендзы стали насаждать так называемую униатскую веру.

Униатство представляло собой нечто среднее между православием и католицизмом: обряды были православные, а догматы, вероучение – католические. Иезуиты считали, что народ не разбирается в тонкостях вероучения, а знает только обрядовую сторону религии, и поэтому, навязав ему униатство, можно будет со временем провести окатоличивание населения. Вопрос об унии, т. е. об объединении церквей – православной и католической, был решен на церковном соборе в Бресте в 1596 г. Созданная католическими попами и иезуитами уния встретила поддержку и части высшего православного духовенства Украины, связанного своим имущественным положением и происхождением с польской землевладельческой знатью. Униатская церковь с самого начала находилась под властью римского папы. Если вначале разница между православием и униатствм была незначительная, то уже в 1720 г., на Замойском униатском соборе, в униатской церкви были введены чисто католические порядки.

Римский папа требовал от польских панов, чтобы они не шли ни на какие уступки православному населению и заставляли его переходить в унию (или католичество).

Но народные массы Украины и Белоруссии не хотели унии и католицизма, так как в навязывании им этой религии справедливо видели новое средство их дальнейшего закрепощения панами. В ответ на усиление панского – крепостнического, национального и религиозного гнета в XVII в. поднялись на Украине массовые крестьянские восстания. Восстание украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого было направлено не только против панов, но и против католицизма и унии. В числе требований Хмельницкого было уничтожение унии, прекращение преследований православной веры католиками и запрещение иезуитам проживать на Украине. В 1649 г. в договор, заключенный между Хмельницким и польским королем после разгрома Хмельницким польской армии у Зборова, вошли эти требования украинского народа.

В освободительной войне, которую вел в XVII в. украинский народ против польских панов и которая закончилась присоединением Украины к России, за спиной шляхетской Польши стоял и Ватикан.

Польские паны и римский папа, однако, забыли урок истории. В панской Польше, созданной после первой империалистической войны, населению Западной Белоруссии и Западной Украины также насильственно навязывали католицизм. Власти закрывали православные церкви, превращали их в костелы, преследовали и избивали православных священников, устраивали налеты на церкви и разжигали религиозную вражду среди населения. Паны и в наше время видели в навязывании католичества средство ополячивания украинцев и белоруссов. Все это в панской Польше делалось с благословения папы римского.

После падения царизма в 1917 г. папа лелеял надежду, что он сможет воспользоваться упадком православной церкви в России для насаждения католицизма. Папа Бенедикт XV в 1918 г. послал даже свое посольство в Советскую Россию, но оно не было допущено. Надежды папы завоевать Россию для католической церкви опять рухнули. Массовое безбожное движение в Советской стране привело к упадку влияние всякой религии. Это, а главное – победа социализма в нашей стране, явилось причиной того, что папство находится в лагере злейших врагов СССР.

Конец папского государства

Подданные папского государства ненавидели власть попов. Народ неоднократно восставал против этой власти.

Неудивительно также, что все революционные выступления в XIX в. в Италии были направлены и против власти папы, а белый террор особенно свирепствовал в его владениях.

Еще во время революции 1848 г. в Риме народ требовал упразднения государственной власти папы. Папа решил разделаться с народом огнем и мечом. 18 ноября 1848 г. папа Пий IX приказал своей наемной швейцарской гвардии стрелять в толпу. После же победы революции в Риме загримированный тт переодетый папа бежал (24 января 1849 г.) из Рима и стал призывать австрийского императора и французского кровавого генерала Кавеньяка (палача, потопившего в крови восстание парижских рабочих в июне 1848 г.) на помощь для удушения революции в Риме. В это время в Риме было созвано учредительное собрание, которое 5 февраля 1849 г. подавляющим большинством голосов решило лишить папу светской власти.

В 1860 г. в двух областях папского государства – Марка и Умбрия – был устроен опрос населения: хочет ли оно оставаться под властью папы. В области Марка 133 тысячи человек высказались против того, чтобы остаться в папском государстве, и лишь 1212 высказались за то, чтобы остаться под властью папы. В Умбрии 97 тысяч высказалось против папского владычества и лишь 308 человек за это владычество! Эти цифры свидетельствуют о ненависти, которую питал народ к папской власти. Власть римского первосвященника в середине XIX столетия держалась на штыках французского императора Наполеона III.

Раздробленность Италии была пережитком феодализма и являлась серьезным препятствием для капиталистического развития страны. Национальное движение Италии первой половины XIX столетия одним из основных своих требований выдвигало требование объединения Италии, а следовательно, и ликвидации папского государства. Главной силой, которая тогда могла выступить против феодальной раздробленности, была буржуазия. Однако решающую роль в объединении Италии сыграло революционное движение народных масс, в частности движение, возглавленное замечательным революционеров Гарибальди.

В связи с назревавшими в Европе революционными событиями папа Пий IX решил созвать в Ватикане (в Риме) церковный собор. Собор открылся под председательством папы 8 декабря 1869 г. Приехало свыше 700 человек – кардиналов, епископов, попов со всего света. Больше всего споров вызвало внесенное на обсуждение собора предложение о признании непогрешимости папы.


Схема карты Италии середины XIX в.

Штрихами отмечена территория папского государства. Цифры обозначают годы присоединения отдельных областей и герцогств к Пьемонту, ставшему центром нового воссоединенного королевства Италии.

Несмотря на протесты части участников (55 епископов в знак протеста уехали с собора), 18 июля 1870 г. Ватиканский собор принял догмат о непогрешимости папы.

Правда, итальянский король Виктор‑Эммануил предлагал Пию IX признать полную власть папы во всех церковных делах, оставить за ним почести монарха и обладание частью города Рима на правом берегу реки Тибра. Но папа отказался от этих предложений и проклял короля за присоединение Рима к Италии (через 60 лет папа Пий XI, при иных условиях, принял подобные предложения итальянского правительства!.

Так закончилось бесславное существование государства, управлявшегося попами.

Духовенство всех религий и, особенно, римский папа утверждают, что они обладают секретом правильной жизни, что, если бы их слушали, жизнь на земле была бы справедливой, хорошей. Несколько лет назад в одном из своих посланий папа Пий XI писал, что, если бы дать руководителям церкви государство, территорию, где люди жили бы по папскому указанию, он, папа, построил бы идеальный порядок в таком государстве. Но ведь папы имели свое государство, которое существовало тысячу лет! И история этого церковного государства лучше всего свидетельствует против всех учений и рецептов попов о том, как жить, как управлять государством. Папское государство было феодально‑абсолютистским государством, где в добавление к тяжелому феодальному гнету над народными массами существовал еще поповский гнет.

В 1929 г. через 60 лет после падения папского государства, в результате переговоров папского престола с итальянским правительством было воссоздано папское государство – Ватикан. Страх эксплоататоров перед коммунизмом является причиной воссоздания папского государства и растущего влияния папства в наше время в буржуазных странах.

Орден Иезуитов это католический монашеский орден, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой, утвержденный в 1540 папой римским Павлом третьим. По уставу ордена главной задачей была борьба за сохранение в "чистоте" католического вероучения и его распространение, борьба за укрепление неограниченной власти папы. Мораль их сложилась такой: все средства хороши для достижения цели ( коварство, двуличие, лицемерие). Орден основан на началах безусловного повиновения младших, по положению в ордене, старшим. Возглавлялся пожизненно избираемым генералом, живущим в Риме. Орден был важнейшим орудием папства в борьбе с Реформацией и Просвещением. Ввиду всеобщей ненависти к Ордену он закрывался, но потом открылся снова. Из России иезуиты были изгнаны в 1820 году.
Орден Иезуитов - самый крупный и богатый из существующих католических орденов и является важным орудием Ватикана.

Успехи реформации и народные движения против церкви напугали и папу римского и феодальный мир Европы. К середине XVI в. от католической церкви отпали: Англия, Шотландия, часть Германии и Швейцарии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии, и даже в папских владениях было много сторонников ереси, а среди духовенства были сторонники реформы церкви и папства.

Папа и верхушка церкви совместно со всей феодальной реакцией, напуганной ростом массового движения, объединились для расправы с гуманизмом и ересью. Идеи, которые выдвигали гуманисты и передовые люди, — первенство разума, свобода совести, свобода научного исследования, ограничение феодальной власти церкви и реформа церковной жизни — вызвали ожесточенное сопротивление папства.

Для борьбы с прогрессивными движениями и наукой папство в XVI в. усилило инквизицию, создало орден иезуитов и пыталось укрепить свое положение в церкви с помощью созванного по требованию императоров и королей Испании, Франции и Германии Тридентского собора. Этот собор, созванный для реформы церкви, был так организован, что оказался выполнителем воли папы, и хотя заседал с перерывами восемнадцать лет (1545–1563 гг.), ноне посмел решить ни одного вопроса в духе малейшего ограничения папской власти. Путем подкупа, застращивания, угроз и прямого обмана папа и его ставленники добились от собора нужных им решений о неограниченности папской власти и против реформации.

Середина XVI в. ознаменовалась разгулом инквизиции, деятельность которой возродил папа Павел III. Во главе инквизиции он поставил зверя в образе человеческом — палача Караффу (в 1555 г. он был избран папой под именем Павла IV).

Десятки тысяч людей сожгла тогда инквизиция в разных странах Европы [55].

Религиозные ордена, как особые боевые организации церкви, непосредственно подчиненные папе, стали создаваться еще в XII в., во время крестовых походов, В 1118 г. для охраны захваченных крестоносцами на Востоке земель и для защиты пилигримов был создан из дворян-рыцарей орден (общество) тамплиеров (или храмовников), еще раньше был создан орден иоаннитов, а в конце XII в, — тевтонский орден, бывший орудием немецких князей и папы римского, стремившихся к завоеванию славянских и прибалтийских земель.


Медали, выбитые в память Варфоломеевской ночи папой Григорием XIII и королем Карлом IX

В XVI в. для борьбы с реформацией стали создаваться новые ордена. Среди них особое место заняли иезуиты.

Орден иезуитов отличается от всех других орденов католической церкви. Все монашеские ордена на словах проповедуют аскетизм, бедность, опрощение. Их члены живут в монастырях и обращают свою проповедь главным образом к народным массам. В отличие от них иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду аристократии, в среду богатых и особенно правящих кругов разных государств. Втереться в доверие к правящим кругам, к влиятельным лицам, к землевладельческой и финансовой аристократии, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления реакции — такова задача иезуитов. В связи с тем, что они обращаются не к народной массе, а к аристократии, иезуиты не требуют от своих членов обета бедности и опрощения, наоборот, они требуют, чтобы члены их ордена хорошо одевались, были воспитанны, умели себя держать в высшем обществе, были образованны, хорошо ориентировались в политике.

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола (родился в 1491 г.). Человек невежественный, но огромного честолюбия, он стремился чем-нибудь выделиться. В 1521 г., будучи на офицерской службе в армии, Лойола был ранен. Военная карьера стала для него навсегда невозможной. Болезнь после ранения и чтение религиозных книг сделали Лойолу религиозным фанатиком. К тому же он страдал галлюцинациями, уверяя, что видит Иисуса, деву Марию, дьявола и т, д. Его религиозный фанатизм и сумасбродство смущали даже церковников, и он трижды привлекался инквизицией по обвинению в ереси.


Чтобы держать людей в своих руках, Лойола разработал сложную утонченную систему взаимного доносительства и шпионажа. Доносы и шпионаж считались благочестивым делом.

Орден иезуитов нашел приверженцев среди аристократии разных стран и быстро разросся. Он приобрел влияние на близкие к правителям круги, в частности на женщин из аристократии. Иезуиты старались прибрать к своим рукам школу, чтобы поставить преподавание в ортодоксальном католическом духе.

В то время, когда папский престол шатался и народы Европы освобождали себя от гнета римской церкви, иезуиты сыграли крайне реакционную роль. Орден иезуитов — олицетворение реакции — не раз изгонялся из ряда стран в периоды общественного подъема по требованию прогрессивных классов общества. Но в периоды реакции орден этот, при поддержке правящих классов, вновь развивал свою деятельность. Так было, например, в Европе после Французской революции конца XVIII в. Напуганные революцией господствующие классы повсюду восстановили орден иезуитов. Тогда-то особенно иезуиты развернули свою реакционную деятельность и в России: как Екатерина II, так после нее и царь Павел I и русские крепостники-помещики видели в иезуитах людей, которые способны спасти крепостнический строй от революционного взрыва.

Орден иезуитов существует и до сих пор. Число его членов ныне доходит до 26 тысяч. Он поныне придерживается старой тактики — влиять на политику правительств и на аристократию.

Усиление реакции в тех или иных странах и ныне ведет к усилению ордена иезуитов, подъем революционного движения, наоборот, бьет и по иезуитам. Так, под давлением народного движения в начале XX столетия иезуиты были изгнаны из Франции, но в 1928 г. французская реакционная буржуазия разрешила им вернуться в страну. В 1940 г., при реакционном правительстве маршала Петэна, иезуиты вновь получили большое влияние на школу во Франции. В 1931 г. восставший испанский народ изгнал иезуитов из Испании; в 1939 г. генерал Франко, вместе с восстановлением власти помещиков и буржуазии, восстановил и могущество ордена иезуитов.

Из иезуитов ныне комплектуется высшая иерархия католической церкви и советники папы. В их лице рабочее движение имеет коварных, непримиримых, вероломных и хитрых врагов.

Глава 13 Борьба с Реформацией

Глава 13 Борьба с Реформацией А теперь перейдем к религиозной политике Сигизмунда I. Первая жена короля Варвара умерла в 1515 г. после долгой болезни. Германский император предложил Сигизмунду, которому уже исполнилось 50 лет, невесту – двадцатичетырехлетнюю итальянскую

Иезуиты рулят

Иезуиты рулят Речь идет о знаменитом ордене иезуитов. Вполне очевидно, что создавался он на базе Воинства и вобрал в себя весь его опыт и все агентурные связи — иначе невозможно объяснить молниеносный взлет ордена и его словно по мановению волшебной палочки возникшую

ИЕЗУИТЫ

ИЕЗУИТЫ Владеющая огромными территориями Испания все еще имела вес на политической арене. А иезуиты имели вес в Испании, хотя вскоре появляется и противовес: в лице Карла III государство впервые получило по-настоящему просвещенного короля. Иезуиты были обвинены в

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ В первой трети XVI в. экономика Женевы переживала тяжелый застой. Обострилась и политическая обстановка. Герцог Савойский и епископ Женевский, пользуясь ослаблением города, попытались расширить свои

Гуманисты и иезуиты

41. ИЕЗУИТЫ ДЕЙСТВУЮТ

Иезуиты

Иезуиты Политико-философской концепцией династии Бурбонов был абсолютизм, утверждавший среди прочего, что ничто из того, что находилось в рамках государства, не могло противостоять этому государству или его представителям. В середине XVIII столетия в той части Америки, о

Иезуиты в Канаде


Католическая церковь включает в себя несколько монашеских орденов. Одним из самых влиятельных является орден иезуитов. Он также известен как Общество Иисуса или Орден св. Игнатия. Создание ордена иезуитов относится к периоду Контрреформации XVI века и связано с именем Игнатия Лойолы. По состоянию на 2016 год он ведёт деятельность в более чем 100 государствах мира и насчитывает около 16 тыс. участников.

Образование ордена

Годом создания ордена иезуитов стал 1534, то есть через 17 лет после начала Реформации в Центральной Европе и одновременно с завоеванием испанцами империи инков в Южной Америке.

Иезуиты

Рис. 1. Иезуиты.

Основатель ордена, Игнатий Лойола, происходил из дворян баскского происхождения из города Аспейтия на границе современных Испании и Франции. В 1521 году он был серьёзно ранен в битве при Памплоне. Во время выздоровления он решил заняться духовным служением. В 1534 году Игнатий и ещё шесть молодых людей дали обет бедности, целомудрия и послушания папе Римскому в деле руководства миссией. В 1540 году Римским папой Павлом III был утверждён устав монашеского ордена. Игнатий Лойола возглавлял орден до своей смерти в 1556 году.

Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку, то есть в новые земли, открытые португальцами и испанцами. В Европе они противостояли Реформации и занимались в том числе и развитием образования. В 1565 году иезуиты появились в Польше, а в 1569 году их коллегиум возник в Вильно и вскоре, при короле Стефане Батории, был повышен до статуса академии.

Вместе с Игнатием орден создавали Пьер Фавр и Франциск Ксаверий. Последний вошёл в историю как первый католический миссионер в Японии. В рамках своих миссионерских путешествий в 1540-е годы он посетил восточное побережье Африки, города южной Индии, Малакку, Молуккские острова в современной Индонезии и город Кантон на юге Китая.

Игнатий Лойола

Рис. 2. Игнатий Лойола.

Деятельность ордена

Численность членов ордена за период с 1556 по 1615 год увеличилась с 2000 до 15 тыс. человек. Иезуиты занялись христианизацией Парагвая. В Китае они получили от императора право на распространение знаний по математике и астрономии. Под влиянием иезуитов Литва осталась католической, дети некоторых польских магнатов-протестантов вернулись в католичество. В 1580 году они создали коллегиум в Полоцке.

Эпоха просвещения стала для ордена тяжёлым периодом. В 1773 году папа Римский Климент XIV упразднил орден из-за давления со стороны королей крупных католических государств — Франции, Испании и Португалии. Несмотря на это, иезуитские миссии продолжали свою деятельность в Российской империи, Пруссии, Индии и Китае.

Орден был восстановлен в 1814 и его возглавил выходец из России — Фаддей Бжозовский из Полоцка. В XIX веке иезуиты открыли новые периодические издания, они занимались исследованиям по направлению естественных наук, среди них были не только богословы, но и палеонтологи.

Орден иезуитов, 1540 г.

Рис. 3. Орден иезуитов, 1540 г..

Что мы узнали?

Кратко основание ордена иезуитов изучают в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Европы периода Реформации и религиозных войн следует знать, кто основал его: этим человеком стал уроженец Пиренеев — Игнатий Лойола. С деятельностью иезуитов связан ряд достижений католической церкви, например, распространение христианства в Японии.

Читайте также: