Что такое слушатель в музыке 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

если интересным ответом:
Музыка – что это такое? Что мы под этим понимаем и что представляет из себя музыка как неотъемлемое явление в современной повседневной жизни каждого.
Представьте, что вы ударили рукой по деревянному столу. Возник звук. Если вы ударили в колокол, он также зазвучит. Этот звук будет называться тоном. Тон – это единичный звук, который содержит в себе музыка.
Музыка – это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это язык звуков. Иногда мелодия состоит из звуков, которые следуют один за другим. Иногда они звучат вместе, гармонично.
иногда звуки сталкиваются друг с другом, но очень часто эти столкновения полны определенного значения. Музыка – это мелодия, которая определяется подъемами, падениями или ровням движением звука. Музыка как мелодия определяется также ритмом ударов, разделением на части, скоростью звучания, или темпом; имеет значение громкость и мягкость звуков.
Все эти звуки механические, рождаются чисто технически, но мы не задумываемся над этим, когда музыка, ее звучание доставляет нам определенное наслаждение. Мы не всегда можем выразить то состояние, которое музыка вызывает в нас. Мы прсто чувствуем, что музыка вызывает радость, печаль, веселье, нежность, любовь, негодование – все оттенки чувств, которые не всегда могут быть переданы словами.
Музыка нравится нам своей красотой, а не тем, какие мысли она воплощает. Хотя в случаях с ассоциациями, нам нравятся больше сами воспоминания, которые вызывает определенная музыка. Поэтому в этом случае музыка, которая сама по себе красива, может быть нам неприятна.
Мы можем получить удовольствие даже от единичного звука голоса, скрипки, рожка или другого инструмента. Мелодия как музыка может нравиться очень долго, можно хорошо знать ее, но восторгаться всякий раз так, как будто мы впервые слышим ее.
Музыка существует в различных формах, от гимна до симфонии, и в разных видах, от народной мелодии до опер. Музыка – это величайшее изобретение человечества, поскольку музыка способна благотворно влиять не только на эмоциональную структуру человека, но и на физическую структуру живых организмов в принципе. Музыка в данном случае выступает как средство, а все остальное уже осуществляется водой как первоначальным источником жизни. Музыка способна облагораживать и структурировать воду на физическом уровне, в результате чего подобное состояние воды благотворно влияет на организмы, включая человеческий организм. Музыка вдохновляет к позитивному мышлению, поднимает настроения. При этом музыка может быть и объективно негативной не зависимо от нашего восприятия и мнения, поскольку определенные колебания звуков, которые может содержать музыка, негативно отражаются на структуре воды и, следовательно, негативно влияет на организмы, т. к. все мы состоим из воды.
Музыка может доставлять удовольствие равно как и вызывать отвращение. Музыка способна связывать и влюблять. Музыка способна придать полноту картины действий, но также музыка может и опустошать. Музыка – это изобретение, которое имеет две стороны медали, впрочем, как и все нами же созданное. Музыка может уничтожить и ограничить, но так же может возвысить и придать сил. В любом случае музыка – это не средство злоупотребления, а явление, призванное нас развивать и воодушевлять.
Вот что такое музыка.


если коротко:
музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка - прекрасный способ стирания мыслей, плохих и не очень, самый лучший и самый давний.
Музыка - это самый сильный вид магии.
Музыка - это искусство печалить и радовать без причины.
Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Музыка - это моя религия.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. oo

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Каждое искусство имеет свой собственный язык и способы обращения к общественности. Например, в живописи это краски, мазки художника и готовый рисунок. Поэты во время сочинения стихотворений говорят с людьми на языке слов, создавая рифмы. В театре актёры передают свои эмоции и чувства зрителю. Средства музыкальной выразительности - это фактура, метр, темп, мелодия, размер и т. д.

  • Регистр, ритм и мелодия
  • Размер, темп и лад
  • Тембр и динамика
  • Метр и гармония
  • Фактура в музыке
  • Штрихи и форма

Основные средства музыкальной выразительности

Регистр, ритм и мелодия

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

 Значимость роли регистра

Ритм - это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия - это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Основные определения и средства музыкальной выразительности

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп - это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад в музыке

Лад - это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная - печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

Хор - это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Гармонии в создании и исполнении произведения

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония - последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Редства выразительности в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка - это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония - это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

Штрихи и форма как средства музыкальной выразительности

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они - на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.

Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.

Определение характера музыки по темпу и звучанию.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

    звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом. звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
  1. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
  2. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.

Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.

Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.

Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.

  1. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
  2. Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
  3. Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
  4. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.

Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.

Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.

3. воспитывать чувство патриотизма, интерес к русскому исполнительскому искусству, духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Вид: урок - портрет

Материал для слушания

1.Организация урока.

2. Актуализация знаний.

Внимательно послушайте произведение, определите:

А) название и автора.

Б) музыкальный образ: лирический, эпический, драматичекий

В) К какому жанру относится: вокальная или инструментальная?

Назовите исполнителей романса (проверка дом.задания)

3.Открытие новых знаний.

Что такое ария? (сольный номер в опере)

К какому жанру? ( вокальная музыка)

Какой тип голоса исполнял? (низкий мужской голос –бас)

Кто-нибудь может назвать исполнителя? (Ф.И.Шаляпин)

4.Постановка целей и темы урока.

Кто дагадался, о чём сегодня будет наш разговор? (о творчестве Ф.Шаляпина)

Правильно, о его мастерстве исполнителя .

Ребята, и это не случайно, 1 ноября ему исполнилось бы 144 года.

5.Освоение новых знаний.

Эпиграфом к уроку сегодня будут следующие слова:

«Мира восторг беспредельный

-Как вы думаете, каким поэтическим смыслом наполнил А. Блок эти слова?

Мозговой штурм: Что вы знаете о Фёдоре Ивановиче Шаляпине?

В течение урока давайте попробуем составить логическую цепочку, которая поможет вам рассказать об этом замечательном мастере.

Итак, первое словосочетание- Фёдор Шаляпин –

Кто он? Фёдор Шаляпин?

Биографическая справка.

Как вы думаете какая?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим видеоролик.

Видеоролик Избранники России. Шаляпин.

О чём мечтал Шаляпин?

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран.

Какой же он голос Ф.Шаляпина?

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин - великий русский певец-

Давайте проведём небольшое исследование.

Вы сейчас будете слушать фрагменты оперных партий. Свои наблюдения будете записывать в таблицу.

Слушание. Песня Варяжского гостя.

-Кто композитор? (Н.А.Римский-Корсаков)

-Какой характер исполнения? Подберите прилагательные?

- Какой музыкальный образ?

-Расскажите, какого героя вы представляете? Опишите его внешний облик?

Что помогло вам представить его? ( мастерство исполнителя, голос)

Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром.

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин - великий русский певец- актёр

И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Посмотрите видеоролик и попробуйте ответить:

-Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё - Шаляпин.

Работа с учебником, С. 26.

Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

Нужно прочувствовать то, о чем поешь…

Можно сказать, что правдивое исполнение-это мастерство исполнителя?

В настоящее время мы знаем огромное количество исполнителей оперных партий. И каждый прекрасен.

- Но в чём главное отличие мастерства Шаляпина от других исполнителей? В его необычайном голосе.

Высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Продолжите логическую цепочку:

Чтобы в этом убедиться, давайте послушаем фрагмент из оперы в разном исполнении.

Слушание Рондо Фарлафа в исполнении Шаляпина,

и Алексея Кривченя.

-Из какого музыкального произведения?

-Кто такой Фарлаф?

-Какой показан герой?

-Какой характер исполнения?

-Какой музыкальный образ?

-Чьё исполнение вам больше понравилось? (оба)

Песня Варяжского гостя

Энергичное уверенное пение

Быстрое и отчётливое пение

Картинная галерея

Голосом Шаляпина, его мастерством восхищались художники, писали картины, главным героем, которых был Ф.И.Шаляпин.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным".

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем "над горами". Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины - "Новый город", в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему - по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но, однако подметил, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак. Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и "русский дух".

Сейчас Кустодиевский "Портрет Ф. И. Шаляпина" находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Закрепление пройденного.

1.Где родился Ф.Шаляпин? (в Казани)

2.Назовите тип голоса Шаляпина? (бас)

3.Кем был Шаляпин?

4.Что такое мастерство исполнителя?

5.Послушайте фрагменты и определите название, произведение, автора, ответ запишите.

На уроке было всё понятно – красный цвет

Есть вопросы?- синий цвет

Ничего не поняли- зелёный цвет.

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Ф.И. Шаляпин русский певец, актёр, несмотря на то, что он последние годы прожил в Париже, умер там, он оставался душой в России. Мой дом- Россия говорил Шаляпин.

Домашнее задание

В каких операх и какие роли сыграл Шаляпин.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Песня Варяжского гостя)

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? (Суровая, мужественная, величественная музыка, мощная, могучая, гордая.)

Вопрос: Как называется низкий мужской голос? (БАС.)

Песня Варяжского Гостя из оперы "Садко"

О скалы грозные дробятся с ревом волны

И, с белой пеною крутясь, бегут назад.

Но твёрдо серые утесы выносят волн напор

От скал тех каменных у нас, варягов, кости,

От той волны морской в нас кровь-руда пошла.

А мысли тайны от туманов,

Мы в море родились умрём на море.

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,

Наносят смерть они без промаха врагу,

Отважны люди стран полночных,

Велик их Один-бог, угрюмо море

Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В пирах никем непобеждённый,

Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Со страха скорчась, обмирал

И, верной смерти ожидая,

Коня ещё быстрее гнал.

Так точно заяц торопливый,

Прижавши уши боязливо,

По кочкам, полем, сквозь леса

Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Читайте также: