Проект волшебный клубочек в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело педагога создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цель: способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через нетрадиционные формы работы : ниткографию и вязанию крючком.

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук

2. Совершенствовать движения рук и психических процессов:

Зрительного и слухового восприятия

3. Формировать навыки учебной деятельности:

Умение действовать по словесным инструкциям;

Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

4. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Месяц Неделя Тема Цели и задачи Оборудование

2 Знакомство с разновидностями приемов выкладывания нити Познакомить детей с различными приемами выкладывания нити Разные виды пряжи и ниток, картон, клей, ножницы

Продолжать упражнять в вязании цепочки из воздушных петель и использовать ее для изготовления различных украшений разноцветная пряжа, ножницы, бусины

Познакомить детей с изготовлением кулона- подвески из ниток приемом наматывания их на ватную палочку: упражнять в вязании цепочки из воздушных петель Кукла, образец кулона, ватная палочка ножницы

Продолжать выполнять несложную композицию, воспитывать желание работать в коллективе Ватман, разноцветная пряжа, крючок, иллюстрации весны, клей, ножницы, салфетка, краски

3 Кружочки Научить детей замыкать цепочку из воздушных петель в кольцо разноцветная пряжа

Плетение браслета Продолжать учить детей замыкать цепочку из воздушных петель в кольцо, вязать по кругу использовать готовые детали для составления композиции разноцветная пряжа, цветная бумага зеленого цвета, клей, ножницы, шаблон корзины

2 Плетение браслета (продолджение) Продолжать учить детей замыкать цепочку из воздушных петель в кольцо, вязать по кругу использовать готовые детали для составления композиции разноцветная пряжа, цветная бумага зеленого цвета, клей, ножницы, шаблон корзины

3 Выставка работ Оформление детьми детских работ Работы детей, выполненные в течение года

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии После аттестации долго думала над новой творческой темой, просмотрела немало блогов на Маам, проштудировала методическую литературу. Наконец,.

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии (продолжение)

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии (продолжение) Как быстротечно время! Не успели оглянуться: до конца учебного года осталось почти два месяца! Думаю, что ребятам было интересно заниматься.

По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, долгосрочный.

По содержанию: педагогический.

По числу участников проекта: группа детей, воспитатель.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

2. Актуальность проекта

Вязание является одним из самых древних видов прикладного искусства. Несмотря на это, многие и сейчас любят вязать. Ведь любая вещь, связанная собственными руками, уникальна и оригинальна. Будь это вязаная кофточка, нарядный джемпер, декоративная подушка, салфетка или вязаная игрушка.

Удивительно, как из обычной ниточки рождается новая, неповторимая вещь! Вязаные вещи сохраняют тепло ваших рук, впитывают ваше настроение и чувства. А многообразие цвета, красок, форм, возможностей? Как передать это детям? Как использовать это богатство?

Благодаря музейной педагогике, у детей развиваются познавательные процессы, пополняется словарный запас, развиваются тактильность, чувство цвета, эстетическое восприятие.

3. Цель проектирования

  1. Способствовать развитию у детей познавательных процессов.
  2. Познакомить с видом искусства - вязаные вещи, через этот вид искусства восприятию прекрасного, чувство цвета, яркости, нарядности, узорчатости, что дает радостное настроение, украшает быт.
  3. Развитие эстетического восприятия через создание мини-музея и организацию развивающей среды.

4. Задачи проектной деятельности

5. Обеспечение проектной деятельности

  1. Беседа, стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, рассматривание картин, иллюстраций в книгах.
  2. Познавательные занятия по развитию речи.
  3. Занятия по изобразительной деятельности.
  4. Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, на развитие сенсорики.

6. Ожидаемый результат

    1. Развитие познавательных процессов у детей.
    2. Активизация речи у детей, пополнение словарного запаса.
    3. Виденье и понимание прекрасного, эстетическое восприятие.

    7. Гипотеза проекта

    Если правильно использовать многогранные возможности по развитию познавательных процессов у детей через организацию мини-музея, то возможно более качественное развитие познавательных процессов, речи детей, эстетического восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, развитие сенсорики.

    8. Методы проекта

    9. Стратегия осуществления проектной деятельности

    10. Этапы управления проектом

    1. Концептуальный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формирование задач и цели проекта.
    2. Исходно-диагностический Поиск и разработка диагностического инструментария (показателей, критериев, дидактического материала) для отслеживания уровня, познавательных процессов, развития речи, пополнения словарного запаса, сенсорики. Организация и проведение диагностических исследований.
    3. Коррекционно-технологический Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
    4. Итогово-диагностический Оценка уровня развития речи, познавательных процессов, сенсорики, эстетического восприятия (вторичная диагностика).
    5. Заключительный Анализ достижения цели и полученных результатов, оценка реализации проекта, принятие решения о его распространении или закрытии.

    11. Содержание проектной деятельности

    Представлено тематическим планированием формирующего этапа.

    12. Презентация проекта

    Тематическое планирование формирующего этапа

    Примерный план занятий с детьми по выполнению проекта на 3 месяца (1 раз в неделю):

    Примерные конспекты занятий

    1. Привлечь внимание детей к миру животных.
    2. Познакомить детей с домашним животным – овцой.
    3. Познакомить с ее ролью в жизни человека.
    4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру.

    Активизация словаря: блеять, хлев, шерсть, ягненок, овца, баран.

    Овца – домашнее животное. Шерсть у овцы густая, иногда завитая, бывает белого, серого, черного, рыжеватого цвета. У ягнят шерсть густая, кудрявая, колечками. У барана большие выгнутые вниз рога. Ноги короткие. На пастбище они переходят с места на место, поедая траву. Если на них нападает хищник, они бьют его своими рогами, овцы не защищаются, а убегают. Овца питается травой, молодыми листьями. Зимой ее кормят сеном, мягкой соломой, а в воду добавляют немного соли. Живет овца зимой в теплом хлеву. Овца – полезное человеку животное. Из ее шерсти делают прекрасные шерстяные ткани, валяную обувь, вяжут теплые шапки, варежки, носки. Шьют шубы из овцы, а из молока делают очень вкусный сыр. Каждый год весной овца приносит 1-2 ягнят. Ягнята очень резвые, скачут, блеют, радуются, увидев мать.

    Цель: Расширить и дополнить знания детей о домашнем животном – овце.

    Познакомить детей с трудом человека, который пасет овец (чабан), воспитать уважение к труду чабана.

    Активизация словаря: чабан, отара, бурка, папаха.

    Овца питается растениями. Ест она много и часто, практически целый день. Овцы ощипывают траву и молодые побеги деревьев и кустарников. Поэтому в местах, где часто пасутся овцы, нет ни деревьев, ни кустарников.

    Человек, который пасет овцу (т.е. следит за ними, переходит с места на место, чтобы они поели, свежую травку) – это чабан. Его жизнь не легкая. Он все время в дороге, переходит через горы и реки. Можно предложить детям подумать, а где живет чабан, где его дом. Дом и семья у чабана, конечно, есть, но появляется он там не часто. Пасти овец - его работа.

    Только чабан не уходит на работу утром и не возвращается вечером, как родители многих детей. Он может уйти на работу весной, а вернуться летом. Где же он спит, отдыхает? Что бы укрыться от непогоды, он строит маленький домик в горах, в полях, иногда они делают шалаши, ставят палатки. Бывает и так, что им приходится ночевать под открытым небом, а ночи в горах даже летом очень холодные. Здесь чабану помогает его одежда – бурка и особенно шапка-папаха. Бурку и шапку шьют из теплой овечьей шкуры. Ляжет чабан на землю, положит под себя бурку да буркой и укроется. Спасает бурка и от дождя, и от ветра.

    Чем питается чабан? Обычно берет в дорогу лепешки, муку, что бы можно было самому на костре испечь лепешки. Воду берет из горных рек и ключей. Там она чистая, прозрачная и холодная. Ну, а основная еда чабана всегда с собой – это овечье молоко – оно очень сытное, питательное, вкусное. Вот и выручает овца чабана в дальнем пути. Из овечьего молока делают сыр.

    1. Физ-пауза.
    2. Вопросы к детям по картине.
    3. Обобщение.

    Цель (средняя группа): Украшать готовый силуэт овечки; намазывать силуэт клеем, обсыпать нарезанной пряжей и приклеивать, вызывать интерес к работе, желание внести свой труд в оформление музея, добиваться выразительных форм, подрисовать фломастером - глаза, нос, копытца.

    Материал: готовые силуэты, клей, пряжа, фломастеры.

    Примечание: в старших группах дети самостоятельно вырезают силуэт овечек, вместе с воспитателем нарезают (мелко) пряжу.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Развививать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки), нахордить неожиданные варианты их использования, учится конструировать и моделировать.

    Вид проекта : групповой Сроки проведения : краткосрочный (ноябрь 2017) Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. Цель проекта : познакомить детей с историей появления нитки (пряжи, ее разнообразием, назначением, применением), дать детям знания о том, что предметы, окружающие его с раннего возраста, возникают не сами по себе: их придумал, изобрел, изготовил человек много – много лет тому назад.

    Вид проекта : групповой

    Сроки проведения : краткосрочный (ноябрь 2017)

    Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

    Цель проекта : познакомить детей с историей появления нитки (пряжи, ее разнообразием, назначением, применением), дать детям знания о том, что предметы, окружающие его с раннего возраста, возникают не сами по себе: их придумал, изобрел, изготовил человек много – много лет тому назад.

    Задачи проекта: 1. Узнать об истории возникновения нитки, обратить внимание дошкольников на значение и ниток в нашей жизни. 2. Познакомить детей со свойствами и особенностями ниток в различных изделиях, с их свойствами и особенностями, открыть ее новые возможности. 3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность. 4. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах. 5. Развивать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки), находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать.

    Задачи проекта:

    1. Узнать об истории возникновения нитки, обратить внимание дошкольников на значение и ниток в нашей жизни.

    2. Познакомить детей со свойствами и особенностями ниток в различных изделиях, с их свойствами и особенностями, открыть ее новые возможности.

    3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.

    4. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

    5. Развивать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки), находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать.

    Актуальность В дошкольном детстве малыш открыт всему миру. С неимоверной скоростью ребенок впитывает в себя все многообразие открывшейся ему жизни. Все, что нам взрослым уже давно понятно и не удивительно - ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо. Как помочь ребенку не потеряться в этом мире, как научить видеть в обыденном и обычном, неприметном массу полезного для себя и людей, как научить пользоваться своими знаниями, как воспитать деятельного человечка – это то, что всегда волнует нас педагогов и родителей.

    Актуальность

    В дошкольном детстве малыш открыт всему миру. С неимоверной скоростью ребенок впитывает в себя все многообразие открывшейся ему жизни. Все, что нам взрослым уже давно понятно и не удивительно - ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо. Как помочь ребенку не потеряться в этом мире, как научить видеть в обыденном и обычном, неприметном массу полезного для себя и людей, как научить пользоваться своими знаниями, как воспитать деятельного человечка – это то, что всегда волнует нас педагогов и родителей.

    Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. При работе с нитью в разной технике, у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движений пальцев рук. Допустим, дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают свой творческий потенциал .

    Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.

    При работе с нитью в разной технике, у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движений пальцев рук. Допустим, дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают свой творческий потенциал .

    Детьми были выбраны темы индивидуальных исследований:

    1. Начальный этап – проектирование .

    формулировка проблемных вопросов; выдвижение гипотез;

    2. Технологический этап (реализация проекта) .

    Работа с родителями: привлечение родителей к сбору различных видов ниток; привлечение родителей и детей к участию в выставке

    Работа с родителями: привлечение родителей к сбору различных видов ниток; привлечение родителей и детей к участию в выставке "Волшебная ниточка«; Фотоальбом "Применение нитки в домашних условиях": Вышивка; Вязание; Плетение крючком; Макраме; Пришивание пуговиц; Сшивание двух частей; Пришивание заплатки; Шитье на швейной машинке.

    5.Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям). 6. Перспектива: Найти новые возможности использования нитки в разнообразной деятельности детей. Вывод: Нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности - нитка учит, забавляет и рукодельничает.

    5.Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

    6. Перспектива:

    Найти новые возможности использования нитки в разнообразной деятельности детей.

    Вывод: Нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности - нитка учит, забавляет и рукодельничает.

    Работа с детьми. «Как рубашка в поле выросла

    Работа с детьми.

    «Как рубашка в поле выросла". К. Ушинский - познакомить детей с произведением; развивать слуховое внимание; воспитывать у детей желание проявлять интерес к предметам окружающего мира.

    Художественное слово: чтение стихов о нитках. Воспитывать интерес к поэзии; учить детей разгадыванию загадок;

    Развитие логического мышления.

    формировать умение развивать сюжет, придумывать концовку.

    1.Я длинная и тонкая

    И смотана в клубок,

    Сбежала от котенка я

    2.Есть в клубочке, есть в катушке, Даже есть в игольном ушке. ( Нитка )

    3.Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Покачусь и под комод. ( Клубок )

    4.За иголкою плетется, След за нею остается. ( Нитка )

    5.Подруге моей отдают предпочтенье, Ей от меня - мое поздравленье. Но ведь и я не последняя в деле - В ушко ее для шитья меня вдели. ( Иголка с ниткой )

    Волшебные ниточки Раз, два, три, четыре, пять – я хочу вам рассказать: Жили-были подружки озорные – ниточки цветные. Эти ниточки дружили с легкими, озорными, ветерку послушными – шариками воздушными. Рядом с ними жил сосед: был он важный, жил без друзей – это был, конечно, клей. Как-то пальчики пришли и друзей себе нашли. Познакомились, сдружились, что из этого получилось?

    Волшебные ниточки

    Раз, два, три, четыре, пять – я хочу вам рассказать:

    Жили-были подружки озорные – ниточки цветные.

    Эти ниточки дружили с легкими, озорными, ветерку послушными – шариками воздушными.

    Рядом с ними жил сосед: был он важный, жил без друзей – это был, конечно, клей.

    Как-то пальчики пришли и друзей себе нашли.

    Познакомились, сдружились, что из этого получилось?

    Опыт№1 Воспитатель предлагает самостоятельно сделать нитку из кусочка ваты.(Приложение 1)

    Опыт№ 2 Рассмотрение образцов нитки (швейная, шелковая, хозяйственная; шерстяная,). Зачем в нити столько ниток? Кончиками пальчиков раскрутить конец нитки и увидите, что самая тонкая нить состоит из нескольких более тонких. Если слегка потянуть за отдельные нити, то они порвутся. Вывод: скрученные нити порвать тяжелее, потому что их много, и потому что обеспечивают дополнительное трение друг с другом. Состоит из множество ниток.

    Положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: состоит из волокон.

    Опыт№4 Нить пружинка. Пальцами левой руки держать один конец нити. Другой конец закручивать на палец правой. Когда нить закончится, отпустите пальцы левой руки. Нить приобретёт необычный зигзаг. Можно сделать любую фигуру(куклу) Вывод: нить эластична, легко придает форму, не мнется. Опыт №5 В ёмкость с водой нарезать нитки. Они не тонут. Вывод: нитки легкие. Опыт №6 Острая нить. Предложить разрезать пластилин с помощью нитки шелковой и шерстяной. Первой ниткой разрезать проще, так как она тоньше. Вывод: шелковая нить острая.

    Опыт№4 Нить пружинка. Пальцами левой руки держать один конец нити. Другой конец закручивать на палец правой. Когда нить закончится, отпустите пальцы левой руки. Нить приобретёт необычный зигзаг. Можно сделать любую фигуру(куклу) Вывод: нить эластична, легко придает форму, не мнется.

    Опыт №5 В ёмкость с водой нарезать нитки. Они не тонут. Вывод: нитки легкие.

    Опыт №6 Острая нить. Предложить разрезать пластилин с помощью нитки шелковой и шерстяной. Первой ниткой разрезать проще, так как она тоньше. Вывод: шелковая нить острая.

    Какие бывают нитки? Нитки разные нужны Нитки разные важны Ими вяжут, ими шьют, Но сначала их прядут И в клубочки их мотают, На катушки собирают.

    Какие бывают нитки?

    Нитки разные нужны

    Нитки разные важны

    Ими вяжут, ими шьют,

    Но сначала их прядут

    И в клубочки их мотают,

    На катушки собирают.

    Кто быстрее смотает клубок ! Нитки старые мотаем - Новых мама не даёт. Шерсть по комнате летает И к соседям пристаёт!

    Кто быстрее смотает клубок !

    Нитки старые мотаем - Новых мама не даёт. Шерсть по комнате летает И к соседям пристаёт!

    Какие вещи бывают из ниток Голубые варежки подарю я бабушке Я из ниток шерстяных, десять дней вязала их Пусть она их носит, руки не морозит!

    Какие вещи бывают из ниток

    Голубые варежки подарю я бабушке

    Я из ниток шерстяных, десять дней вязала их

    Пусть она их носит, руки не морозит!

    Где мы не могли бы увидеть детей, Из тех, кто не носит чудесных вещей

    Где мы не могли бы увидеть детей, Из тех, кто не носит чудесных вещей

    Просмотр презентации

    Позолоченная прялица,

    Я пряду, а нитка тянется,

    Я пряду, а нитка тянется,

    Мне моя работа нравится.

    Ниткография- рисование ниткой “ Не рвите цветы не рвите, пусть будет нарядна земля. А вместо букетов дарите, частичку труда и тепла. Цветок расцветёт на бумаге. лишь только я нитку беру. Его я любимой мамуле, от чистого сердца дарю.

    Ниткография-

    рисование ниткой

    “ Не рвите цветы не рвите, пусть будет нарядна земля.

    А вместо букетов дарите, частичку труда и тепла. Цветок расцветёт на бумаге. лишь только я нитку беру. Его я любимой мамуле, от чистого сердца дарю.

    Физкультминутка По дороге Коля шёл Клубок ниточек нашел Клубок маленький Нитки аленькие К нитке тянется Он за нитку взял Потянулся и поднял

    Физкультминутка

    По дороге Коля шёл

    Клубок ниточек нашел

    Клубок маленький

    Нитки аленькие

    К нитке тянется

    Он за нитку взял

    Потянулся и поднял

    Наше творчество. Ангелок из ниток Сколько ниток разноцветных Красных, синих, желтых, светлых… Мы из ниток этих разных Ангелочков сделаем прекрасных! Пригласим их всех на бал, На Новогодний карнавал.

    Наше творчество. Ангелок из ниток

    Сколько ниток разноцветных

    Красных, синих, желтых, светлых… Мы из ниток этих разных Ангелочков сделаем прекрасных!

    Пригласим их всех на бал, На Новогодний карнавал.

    Наше творчество. Изготовление узора из ниток на шапке

    Наше творчество.

    Изготовление узора из ниток на шапке

    Наше творчество. Весёлые помпончики

    Наше творчество. Весёлые помпончики

    Весёлые узелки Нашли запутанный моток Двенадцать мудрецов: Верёвку крутят так и сяк - А не найдут концов. Концы искали много дней И выбились из сил… - А может, нет концов у ней? - Мудрец Федот спросил. - А вдруг отрезали концы! - Спросил мудрец Василий. Заволновались мудрецы: - Украли! - Откусили! Шумят двенадцать мудрецов И взять не могут в толк, Что у верёвки без концов Есть где-то УЗЕЛОК

    Весёлые узелки

    Нашли запутанный моток Двенадцать мудрецов: Верёвку крутят так и сяк - А не найдут концов. Концы искали много дней И выбились из сил… - А может, нет концов у ней? - Мудрец Федот спросил. - А вдруг отрезали концы! - Спросил мудрец Василий. Заволновались мудрецы: - Украли! - Откусили! Шумят двенадцать мудрецов И взять не могут в толк, Что у верёвки без концов Есть где-то УЗЕЛОК

    Книжный уголок Посмотри, мой милый друг! Что находится вокруг? Книги о нитках. Я простая с виду нить Изготовлена из льна Мне досталось белой быть Только я здесь не одна… Нитки есть любого цвета, люди любят нас за это

    Книжный уголок

    Посмотри, мой милый друг!

    Что находится вокруг? Книги о нитках.

    Я простая с виду нить Изготовлена из льна Мне досталось белой быть Только я здесь не одна… Нитки есть любого цвета, люди любят нас за это

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Проект по социализации ребёнка

    с ограниченными возможностями здоровья

    Актуальность

    Доступность дошкольного образования один из значимых показателей социального климата в социуме, определяющий оптимальные условия для развития равных возможностей каждого ребёнка, сохранения здоровья и уровня готовности к школьному обучению.

    Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

    Перед педагогами нашей образовательной организации встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений.

    Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

    Наличие квалифицированных специалистов в нашем детском саду, их желание оказать помощь не только детям с ОВЗ в их ранней социализации и адаптации, но и их родителям в подготовке детей к обучению в школе и дальнейшей жизни, является прямым продолжением основных направлений развития творческих способностей и успешной социализации.

    Задача педагога так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям.

    Выполнение этой задачи позволит реализовать основополагающий принцип обучения детей с ОВЗ, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка.

    Свою задачу я вижу в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, коммуникативного, творческого развития всех видов деятельности.

    Цель проекта : создать условия для социализации ребёнка, с ограниченными возможностями здоровья, через построение социально-педагогической развивающей среды

    Задачи проекта:

    · Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.

    · Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы.

    · Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

    · Внедрение современных образовательных технологий.

    Ожидаемые результаты

    Участники проекта

    Ожидаемый результат

    Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

    Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

    Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

    Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

    Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев, мероприятий

    Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

    Технология разноуровневого обучения

    Коррекционно - развивающие технологии

    Технология проблемного обучения

    Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.

    Формы работы с родителями.

    Консультативно-просветительское сопровождение семьи .

    Родители являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОО. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

    Успех коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ во многом определяется тем, насколько четко организовано взаимодействие педагогов, специалистов и родителей. Данный проект позволит привлечь родителей к совместной деятельности

    Индивидуальная работа с родителями (консультирование, занятия) способствуют обучению родителей способам общения и взаимодействия с ребенком, обеспечивают развитие родительской компетентности и создают атмосферу сотрудничества и доверия между родителями и специалистами.

    Групповые занятия с детьми и родителями способствуют адаптации детей в небольших коллективах, обеспечивают объединение с другими семьями и преодоление изоляции и формируют активную партнерскую позицию родителей по отношению к специалистам.

    Семинары-практикумы для родителей . Проводятся 2 раза в год в виде тематического мастер-класса. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять на практике полученные знания. Семинары-практикумы обеспечивают информационную поддержку родителей, способствуют практической реализации совместных игр родителей с детьми в режиме реального времени и формируют навыки позитивного взаимодействия родителей с детьми.

    День открытых дверей – родители детей с ОВЗ посещают мероприятия, сами вместе с детьми участвуют в них, наблюдают за работой специалистов со своими детьми.

    Проведение совместных мероприятий, праздников , развлечений, во время которых родитель может видеть достижения своего ребёнка и участвовать совместно с ребенком, обеспечивая ему комфортное состояние (мама рядом).

    Проведение занятий для детей вместе с родителями . Участие в таких занятиях стимулирует родителей, они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

    Формы и методы работы с детьми.

    В работе с детьми с ОВЗ мы используем отдельные направления арт-терапии, как коррекционной технологии. Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии.

    Существуют различные виды терапии: все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаика, лепка, музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия и т. д.

    -музыкотерапию (воздействие музыкой) (отдельные занятия и сопровождение физкультурно-оздоровительной работы). Используется в качестве вспомогательного средства, как части других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

    -сказкотерапию для психологической, терапевтической и развивающей работы.

    -цветотерапию для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.

    В рамках проекта мы планируем продолжать использовать следующие направления технологии арт-терапии:

    -песочную терапию – занятия с применением песка и воды.

    -нетрадиционное рисование с детьми младшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать: (рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью). Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: (оттиск поролоном - оттиск печатками из ластика, восковые мелки + акварель , свеча акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки). В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: (кляксография с трубочкой, печать по трафарету, рисование поролоном, набрызг).

    Кроме педагогических технологий, мы используем и планируем дальнейшее совершенствование здоровьесберегающих технологий :

    -релаксация; в озможно проведение в любом помещении, но лучше в сенсорной комнате, она применима для любой возрастной группы. Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

    -пальчиковая гимнастик; р екомендуется всем детям с младшего возраста, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.

    -гимнастика для глаз ; ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

    -гимнастика дыхательная ; в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

    -гимнастика корригирующая ; в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

    -гимнастика ортопедическая ; в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для детей с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

    Модель социализации дошкольников с ОВЗ в ДОО

    В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения:

    - социальные партнеры ДОО

    Взаимодействие с каждой из перечисленных групп оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное и социальное развитие. Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации воспитанников с ОВЗ, которое включает в себя:

    · нормативно-правовое сопровождение процесса;

    · консультативно-диагностическое сопровождение воспитанников и семьи ;

    · организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;

    · создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды;

    · организацию досуговой деятельности.

    Результативность данной модели видим в успешной адаптации и социализации наших воспитанников в условиях детского сада, оптимизации коррекционно-развивающего поля в целом, в воспитании

    толерантности у всех участников образовательного процесса, повышение уровня педагогической компетентности коллектива детского сада и активного участия родителей в жизни ДОО.

    Развитие межведомственных связей

    При организации образовательного процесса осуществляется взаимодействие со специалистами следующих структурных подразделений муниципального образования Гиагинского района:

    -управлением социальной защиты населения,

    - МПК дошкольной организации,

    - ЦП МПК по Республике Адыгея

    Основная идея педагогической деятельности

    Структура среды состоит из 3-х компонентов. Управляющими параметрами в организации ДОО являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.

    Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

    Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т. е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

    Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

    Для детей с ОВЗ детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно, так как ребята учатся взаимодействовать друг с другом, вместе получают опыт взаимоотношений .

    Деятельностный этап .

    В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность успешно адаптироваться к условиям детского сада. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

    Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

    Показатели результативности и эффективности проекта

    Читайте также: