Для чего люди получают дополнительное образование кратко

Обновлено: 30.06.2024

Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.

Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.

Далее вслед за школьной скамьей следует череда профильного образования, которое, по сути, также выступает обязательным (для работы). Оно может быть получено разными способами: бюджетно и платно, очно и заочно, дистанционно и пр. Здесь индивид самостоятельно определяет свою траекторию подготовки, как дипломированного специалиста: где учиться, по какой профессии и пр.

Второй вид образования – дополнительное, в рамках которого человек может получать новые знания и навыки в конкретном направлении. Выбор подходящего варианта происходит также добровольно и самостоятельно. Нередко именно наличие дополнительного образования позволяет продвигаться вперед, соответствовать реалиям, быть более эрудированным.

Дополнительное образование – это …

Дополнительное образование сегодня – это отдельная ниша в рамках которого может происходить общее становление личности, развитие определённых качеств и талантов, расширение кругозора и пр.

Приниципы дополнительного образования

Особенности дополнительного образования

Данный вид обучения предполагает соблюдение определенных принципов:

Дополнительное обучение может производится платно и бесплатно. В большинстве случаев курсы проходят на коммерческой основе. Средняя стоимость месячного абонемента достигает 1500-15000 рублей. Заниматься данным видом деятельности могут только квалифицированные специалисты, имеющие за плечами профильное (строго по направлению) и/или педагогическое образование.

Виды дополнительного образования

В зависимости от возраста слушателя и его возможностей можно выделить дополнительное образование: дошкольное и начальное (секции для детей дошкольного и школьного возраста), основное – для лиц в возрасте 14-18 лет (старшеклассников), среднее профессиональное – при колледжах, высшее – при вузах.

Дополнительное образование может преследовать разные цели:

В зависимости от целей, можно выделить две большие группы дополнительного образования. Первая группа общеобразовательная, призванная всесторонне развивать личность с учетом ее возможностей, талантов, способностей и желаний. Она представлена всевозможными детскими и студенческими кружками, подготовительными курсами и пр.

Вторая группа – профессиональная подготовка с целью пополнения профессиональной копилки современными знаниями и навыками, пригодными в трудовой жизни. Эта разновидность представлена профильными секциями: курсы бухгалтеров, курсы поваров, парикмахерские курсы, курсы по повышению квалификации, переаттестации, сертификации мастера и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности образовательной программы дополнительного профессионального образования

Детально рассматривать детские кружки мы не будем. Здесь в целом цель, миссия и особенности очевидны. Рассмотрим подробнее дополнительное профессиональное образование.

Как правило, подобные секции действуют строго при функционирующих колледжах, вузах, центрах дополнительного образования, имеющих лицензию, сертификацию, аккредитацию. В результате успешного завершения курса слушатели получают документ, подтверждающий факт прохождения обучения, обретения ими определенных качеств, знаний. В роли такого документа выступают удостоверение, сертификат, диплом и пр.

Особенности образовательной программы дополнительного профессионального образования

Учебная программа для студентов ДПО

Учебная программа в рамках дополнительного образования носит узко ориентированный характер и обладает такими качествами, как:

  • Четко регламентированная продолжительность. Обучение ограничено по времени. Оно может быть краткосрочным (несколько часов или дней), долгосрочным (год и более), среднесрочным (несколько месяцев). Данный критерий зависит от утвержденной программы обучения, расписания занятий, качества подготовки.
  • Направление. Слушатели будут погружаться в конкретную сферу деятельности, отрасль, специальность или область. Поэтому дополнительное образование позволяет развить новые черты или усовершенствовать имеющиеся познания и качества, углубить их.
  • Практический характер. Согласитесь, знание теории – хорошо, но важно уметь ее применять в жизни. Как правило, секции дополнительного образования носят практический характер, где слушатели постигают новые приемы, апробируют их непосредственно на занятиях, выполняют различные проекты, кейсы.

Дополнительное профессиональное образование сегодня представлено в самых разных вариациях: курсы по совершенствованию знаний в конкретной области, курсы по обучению в новой для себя отрасли или сфере, аттестация или переквалификация (переподготовка, переобучение), получение второго и последующего среднего профессионального или высшего образования и пр.

Учебная программа дополнительного профессионального образования предполагает выполнение нескольких этапов:

  • Тестирование слушателей с целью определения текущего уровня подготовки;
  • Утверждение индивидуальной программы обучения или подбор классической модели с учетом базовой подготовки участника;
  • Теоретическое погружение в ключевые моменты: понятия, методики, инструменты, приемы, правила, инструктажи и пр.;
  • Практическая подготовка: обучение конкретным навыкам работа в определенной программе, проведение мероприятий (стрижка, подготовка документов, презентации, мероприятий, анализ данных и пр.). На данный блок отводится более 60% курса или основная часть самообучения;
  • Аттестация. Прохождение экзамена или итогового тестирования, выполнение отчета или письменного проекта и его защита с целью проверки глубины подготовки, усвоения курса. По мере прохождения данного этапа выпускник получает соответствующий документ.

Как выбрать подходящий вариант для дополнительного обучения?

На сегодняшний день ниша дополнительного образования представлена множеством различных курсов, секций, учебных центров, каждый из которых предлагает широкий ассортимент услуг и направлений. Самый простой вариант выбрать дельное, подходящее и интересное – это сопоставить собственные желания и возможности.

Для начала следует определиться, в каком направлении Вы намерены развиваться: кардинально новое, профессиональное, общее. Кардинально новое предполагает, что человек планирует заняться тем, чем ранее не владел и не занимался. Характер подобных секций может быть самым разным: музыкальный, художественный или танцевальный и пр.

Как выбрать подходящий вариант для дополнительного обучения?

Как выбрать для себя вид и формат дополнительного образования?

Профессиональное дополнительное развитие соприкасается либо с уже имеющимся образованием (освоенная или покоряемая специальность), либо с трудовой деятельностью (должность, направление, отрасль).

Общее становление в рамках дополнительного образования призвано расширить кругозор, пополнить базовые знания новыми фактами и пр. Здесь человек выбирает секции с учетом собственных интересов.

Далее важно понять, какими ресурсами Вы располагаете на данный момент: как долго Вы готовы учиться, в каком центре, состав образовательной программы (на какие предметы будет делаться упор), способ аттестации и документ о прохождении обучения, условия обучения (расписание занятий, стоимость обучения, формат (очно, заочно, онлайн)) и пр. Здесь важно сопоставить возможности и желания, посильность и принять решение, куда Вы будете подавать заявление, где учиться.

Далее дело остается за малым: посещать предусмотренные расписанием занятия, выполнять домашнее задание, самообучаться, проходить проверки и аттестацию.

Все условия (оплата обучение, контроль знаний, защита и итоговая аттестация) подлежат неукоснительному исполнению.

Роль дополнительного образования высока. Оно способствует становлению и развитию личности, а также повышению качества профессиональной и иной подготовки, актуализируя уровень знаний и навыков индивида, повышая его конкурентоспособность на рынке труда, авторитет и престиж в глазах окружающих, подчеркивая стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в прохождении курсов дополнительного образования и выполнении различных проектов: подготовка к экзаменам и тестированиям, написание письменных проектов (контрольных работ, отчетов, исследований), решение кейсов и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход, учет всех требований, заявленных заказчиком.

В чем польза дополнительного профессионального образования?

Дополнительное образование – это не только возможность освоить новую информацию, стать лучше как специалист, но и стимул выйти из зоны комфорта, получить личностный рост. Если же говорить о дополнительном профессиональном образовании, то важность такого обучения обусловлена необходимостью следовать тенденциям рынка труда, быть готовым дать ответ различным кризисным ситуациям.

Важно понимать, что престижное базовое образование уже не гарант успешной карьеры. Все большую востребованность приобретает краткосрочное обучение (курсы повышения квалификации) от специалистов-практиков.


Почему стоит задуматься об учебе?

Времена, когда получение базового образования было достаточным шагом для успешной работы, давно прошли. Сегодняшние реалии таковы, что за время обучения в университете могут измениться как требования к различным профессиям (вводятся или совершенствуются профстандарты), так и сама востребованность направлений деятельности: какие-то виды работ уходят на второй план, отрасли испытывают потребность в более узкопрофильных специалистах.

Никто не умаляет важности теоретической базы, однако же сегодня больше ценятся специалисты-практики, которые не только предложат решение той или иной проблемы, но и реализуют эти планы. Современные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как раз и рассчитаны на получение актуальных практических знаний.

  • Обучение в режиме онлайн – экономия.

Использование дистанционных технологий позволяет успешно интегрировать обучение в свой привычный образ жизни. Кроме того, такой формат позволяет экономить деньги, время и силы, поскольку освоение программы проходит без личного посещения образовательной организации и не имеет сопутствующих расходов на образование, в некоторых случаях – на проживание и питание.


Возможность учиться в комфортной обстановке и в удобное время снижает уровень стресса, благодаря чему материал усваивается значительно лучше.



В чем польза дополнительного профессионального образования?

Кроме того, нельзя забывать и о том, что сегодня информационное поле достаточно обширно, поэтому многие испытывают сложности с фильтрацией информации, вычленением важного и полезного для себя. Такой проблемы не испытывают люди, решившие учиться на курсах: они занимаются по конкретизированному учебному плану и не имеют дела с несистематизированными подборками статей, интервью и вебинаров по нужной теме. Все данные актуализированы, а знакомство с ними последовательно.

Обучение – это всегда новые знакомства. Даже если человек не общается со своей группой, он знакомится со своим преподавателем, что в дальнейшем может стать весьма ценным контактом.

Еще одно достоинство ДПО состоит в том, что само погружение в образовательную среду влечет за собой формирование полезных привычек, вырабатывает потребность изучать что-то новое, не останавливаться на достигнутом. Все эти качества определяют успешного и востребованного профессионала.


Дополнительное образование — это всегда выход из зоны комфорта, признание, что есть вещи, которых ты не знаешь, хотя и состоялся в какой-либо профессиональной сфере. Иногда даже успешные предприниматели считают, что им больше нечему учиться. Однако ситуация на рынке быстро меняется: то, что было успешно и выгодно вчера, сегодня уже не приносит доходов и устаревает. И престижное базовое образование не является гарантией успеха — большую пользу приносят короткие учебные программы, в которых преподают люди с практическим опытом.

Дополнительное образование как ответ кризисам

Приходят кризисы, меняются деловые партнеры, возникают проблемы в коллективе и появляются новые конкуренты. Образование помогает освоить новые навыки и методики, узнать тенденции развития бизнеса.

Во время экономического кризиса обучение нужно, чтобы удержаться на плаву, развить управленческие навыки, разработать стратегии антикризисного управления. Кроме того, сейчас учиться идут именно те, кто точно знает, зачем снова садиться за парту и чувствовать себя студентом. Рынок отсеял людей, охотившихся за новыми дипломами ради статуса или из тщеславия. Бизнес-образование получают люди, которые знают, зачем учиться, на какие управленческие вопросы им нужно получить ответ, какой курс в этом поможет.

Как определить управленческий масштаб

5 причин для учебы

У каждого свои проблемы, но тех, кто решил, что ему нужно дополнительное образование, объединяют пять причин.

1. Необходимость постоянного обновления знаний

В бизнесе появляются новые тренды, маркетинговые площадки и методики, на ИТ-рынке разрабатываются новые сервисы. Отслеживать все новинки сложно, но если есть бизнес-тренер, который может ознакомить вас с интересными новинками, почему бы не воспользоваться его услугами? Кроме того, тенденции можно обсудить не только с преподавателями, но и с одногруппниками. Общение позволит по-новому взглянуть на свою работу, принять верные решения.

2. Практика против теории, офлайн против онлайна

Сейчас любую информацию можно найти самостоятельно в сети. Отчасти это верно — вы найдете несистематизированную подборку статей, интервью и вебинаров по нужной теме:

Придется потратить время на то, чтобы отфильтровать информацию.

Любой навык нужно отрабатывать и закреплять.

В этом преимущество офлайн-обучения: в группе с помощью различных техник можно моделировать ситуации ведения переговоров, работы с конфликтами в коллективе, публичных выступлений, повышения продаж. Для хорошего закрепления теоретического материала нужна команда.

3. Нетворкинг

На бизнес-курсах вы оказываетесь среди равных. У коллег по группе тот же круг проблем, свои наработки и механизмы работы, о которых они рассказывают на семинарах. Так что среди сокурсников вполне может оказаться ваш будущий деловой партнер, сотрудник или работодатель. Здесь можно завести полезные знакомства, попросить совета или помощи.

4. Учеба полезна для здоровья

Учиться никогда не поздно. Обучение для взрослого человека полезно даже чисто с физиологической точки зрения. Учеба требует усилий для усвоения нового материала, заставляет мозг лучше работать, тренирует внимание и память, снижает риск расстройства когнитивных функций. Тот, кто систематически учится, развивает самый важный навык 21 века — внимание и сосредоточенность.

5. Привычка учиться ведет к успеху

Успешные люди постоянно совершенствуются. Самостоятельно или на курсах они осваивают смежные профессии, изучают новые направления. Концепция непрерывного обучения — периодическое погружение в образовательную среду — позволяет выработать полезный навык усваивать новые знания, стремление их получать. Кроме практической пользы, оно спасает от рутины, подстегивает в поиске новых возможностей.


Постановка личных и карьерных целей

Автор: Светлана Щербак Развивайте компетенции вместе с нами! Десятки направлений обучения,
опытные преподаватели-практики, офлайн- и онлайн-форматы.
Узнать подробности и получить бесплатную консультацию

Дополнительное образование – сфера творческой деятельности. Но успех в ней зависит от организации работы, от уровня умений педагога, который ведет кружок. Тогда, может, не следует кружок называть кружком?

Стандарт или индивидуальность

Дети всегда в той или иной степени копируют своего педагога, а если еще не учить их мыслить, а, наоборот, – копировать, это приводит к страшным последствиям.

Тогда деятельность студии не будет убивать индивидуальность. Но чаще происходит наоборот: дети одинаково размахивают руками, одинаково интонируют, одинаково ходят, получается парад клонов. О какой индивидуализации образования может идти речь в общем образовании, если на студиях дополнительного образования всех учеников стандартизируют?

Если ребенок ходит в театральную студию – это совсем не значит, что он станет профессиональным актером в будущем. Если ребенок ходит в изостудию – это не значит, что он станет художником, и т.д.

Студии, объединения и кружки должны развивать личность, давать полезные жизненные навыки, которые пригодятся в любой профессии и сфере жизни, раскрывать детей.

На мой взгляд, у ребенка, посещающего любую студию, всегда должен быть выбор. Он сам должен решить, чем рисовать и что рисовать, что конструировать.

Хорошо, когда он может выбрать роль, принять решение, участвовать или нет в спектакле, стать звукооператором или осветителем. От этого будет гораздо больше пользы, чем от стандартизации: и педагог будет чувствовать себя комфортнее, и не придется заставлять ученика делать то, чего он не хочет.

Понятно, что в изобразительном искусстве при изучении одной конкретной техники работы всех детей будут похожи внешне, но пусть они будут разными по содержанию, по эмоциям, которые ребенок вкладывает в свой труд.

Самовыражение или навык

Родителям зачастую просто важно, чтобы их ребенок что-то сделал (родители – всегда благодарные зрители). Но эта позиция не совсем верна.

По-моему, родители и педагоги должны в постоянном взаимодействии выстраивать для ребенка систему координат этого мира.

Соответственно, если родителю не понравился спектакль или рисунок, нужно придумать такую формулировку, которая не обидит ребенка, а наоборот, поддержит его, поможет ему не потерять желания заниматься творчеством и дальше .

Кружок – это важно

Дополнительное образование нуждается во внимании не меньше общего. Ведь именно на студиях дополнительного образования формируются личностные и метапредметные компетенции. И у хороших педагогов это происходит уже давно. Быть может, общему образованию стоит что-то заимствовать у дополнительного?

Читайте также: