Метеоплощадка в доу как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

Обновлено: 02.07.2024

Метеоплощадка – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников. Метеоплощадка позволяет организовать различные виды образовательной деятельности в детском саду – познавательную (наблюдения, экспериментирование), коммуникативно-речевую (беседы), художественно-эстетическую (зарисовка, фиксация наблюдений).

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Ни для кого не секрет, что экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, т.к. подрастающее поколение должно с самого раннего возраста знакомиться с природой и знать о проблемах экологии.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований, поэтому организация метеоплощадки в ДОУ играет одну из главных ролей в экологическом воспитании дошкольников.

Показания температуры воздуха, сила и направление ветра; наличие осадков; состояние неба и солнца; влажность воздуха - все это погода. Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимания самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов - более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка - дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Именно метеоплощадка поможет организовать наблюдения на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Благодаря метеоплощадке, воспитанники:

  • научатся определять направление и силу ветра;
  • сформируют элементарные экологические представления через прогнозирование;
  • научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать логические выводы;
  • продолжат развивать познавательную активность и любознательность;
  • расширят словарный запас;
  • воспитают бережное отношение ко всему живому на земле, любви к природе.

Реализация работы на метеоплощадке осуществляется по следующим принципам:

  1. постепенное (в течение учебного года и от возраста к возрасту) наращивание объема материала: от рассмотрения 1—2 приборов на площадке, 1—2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов;
  2. постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы — к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям;
  3. широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, различных видов изо-деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
  4. подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием метеоприборов.

Метеостанция, находящаяся на территории нашего детского сада расположилась на специально оборудованном месте, на котором расположено следующее метеорологическое оборудование:

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно. Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Работа на метеостанции позволяет:

  • наблюдать за небом и облачностью;
  • наблюдать за ветром, его силой;
  • определять стороны света и направление ветра с помощью флюгера;
  • измерять количество осадков;
  • определить время по солнцу;
  • определить температуру воздуха с помощью термометра;
  • проводить различные эксперименты и практические работы.

Продуманная организация и оборудование метеоплощадки обеспечат возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами: проводить многоразовые наблюдения за приборами; фиксировать наблюдения за приборами доступными для детей способами; обсуждать увиденное; отражать впечатления и представления о работе метеоплощадки в разных формах художественной и игровой деятельности.

Работой метеоплощадки можно заинтересовать не только детей, но и их родителей. Они станут вашими единомышленниками и помощниками.

Таким образом, метеоплощадка – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников. Метеоплощадка позволяет организовать различные виды образовательной деятельности в детском саду – познавательную (наблюдения, экспериментирование), коммуникативно-речевую (беседы), художественно-эстетическую (зарисовка, фиксация наблюдений).

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.

Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, необходимо оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Все дети детского сада во время прогулки смогут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Возникло много вопросов:

− Как сделать процесс наблюдения за явлениями погоды интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку?

− Где разместить метеоплощадку со специальным оборудованием, предназначенной для обучения воспитанников детского сада элементарному прогнозированию состояния погоды?

− Какими метеорологическими приборами должна быть оборудована метеоплощадка в ДОУ?

Задачи, которые решались на пути к цели:

− обустроить метеоплощадку (покрытие, заборчик, метеобудка, столик, скамейки, шест для флюгера, магнитно-меловой стенд);

− озеленить прилегающую территорию (посадка растенийсиноптиков);

− оснастить необходимым оборудованием: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, солнечные и песочные часы, осадкомер, флюгер, ветряной рукав, барометр, компас, а также материалами для экспериментирования;

− учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы;

− учить использовать прогноз погоды в деятельности.

Для начала мы определились с тем, из чего будет состоять наша метеоплощадка. Это важно для того, чтобы в дальнейшем рассчитать необходимые нам материалы и освободить пространство для работы и монтажа игровой метеостанции.

− учесть требования и мнения всех участников педагогического процесса создаваемого будущего;

− разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ.

G:\отчет о метеоплощадке\СХЕМА-ПЛОЩАДКИ.jpg

Наши мечты сбылись, в ходе реализации проекта огорожена и благоустроена площадка размером 5 х 5 м², на которой размещено оборудование для наблюдений за погодой и природными явлениями. Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Наши воспитанники получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них огромный интерес.



Теперь, с открытием метеоплощадки, ежедневно наши воспитанники проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

− определяют температуру воздуха в тени и на солнце;

− измеряют количество осадков с помощью дождемера;

− снимают показания барометра;

− с помощью флюгера и вертушек для измерения силы ветра дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал;

− с помощью ветрового рукава определяют направление и силу ветра;

− выставляют показания на стендекалендаре;

− сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп;

− изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу;

− определяют погоду с помощью растенийсиноптиков.

Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.

Перспективный план работы на 20182019 учебный год

Экскурсия на метеоплощадку.

Знакомство с видами облаков.

Опыт с рамкойискателем по определению видов облаков.

Наблюдение за снежинками. Опыты со снегом, льдом. Обустройство кормушек на метеоплощадке.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о декабре. Дать представление о том, как образуется снег. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о январе. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты. Расширить знания детей о феврале. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Продолжить работу с календарем природы.

Наблюдение за облаками. Опыт с рамкойискателем.

Знакомство с компасом. (Почему их два на площадке?).

Уточнить знания детей о частях света, о том, как работает компас.

Расширить знания детей о марте. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей об апреле. Учить детей видеть необычное в окружающем мире. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о мае. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды, опыты с песком, водой.

Познакомить с тайнами нашей планеты, удивительными фактами. Продолжать учить детей ставить опыты. Закреплять знания детей о приборах, продолжать вести календарь природы. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное, систематизировать свои наблюдения.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о июле. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

Мы очень рады, что наша работа оказалась не напрасной, дошколята каждый день с удовольствием и интересом идут на метеоплощадку, чтобы снова и снова наблюдать за сезонными изменениями и явлениями в природе. И глядя на огромную увлеченность наших ребят, хочется сказать, что включение ребенка в исследовательскую деятельность позволило значительно повысить образовательный процесс в ДОУ.

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. — 2002.- № 3. — с.76.
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 — е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): знание детей, ребенок, опыт, прибор, детский сад, погода, беседа, метеоплощадка, наблюдение, прогноз погоды.

Похожие статьи

Метеостанция в дошкольной организации (из опыта работы)

Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах экологического воспитания детей.

Также много вопросов у детей возникало во время наблюдений за облаками — как их различать, а на нашей метеостанции такого прибора не хватало.

Организация наблюдений в природе | Статья в журнале.

Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, наблюдение, ребенок, рост.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе.

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они.

Дети рисуют планы засадки растений, цветовой фон. Закупаем семена и ждем весны.

Детей очень заинтересовало, как из маленькой семечки развивается растение.

Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ.

Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать

Воспитатели с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений.

- на экологической тропинке детского сада созданы условия для оздоровления детей, их.

Экологическое воспитание под открытым небом

В детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический

Дети среднего дошкольного возраста не способны к продолжительным наблюдениям, однако в течение

Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно.

Наблюдение за свойствами воды | Статья в журнале.

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью — сложная задача. У них наблюдается плохое понимание речи, трудности в активизации словаря.

План проведения прогулки: Организационный момент. Беседа о воде. Наблюдение за свойствами воды.

Наблюдение как метод оценки качества образовательного.

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей.

Мотивировать детей так, чтобы они сами сделали предположение, почему происходит именно так, а не иначе. Хорошо, если спонтанное исследование удается отразить в продуктивной деятельности детей, пытаться нарисовать объект, или сделать схему; записать опыт знаками.

Пояснительная записка

Актуальность

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В нашем детском саду появился ребенок, чьи родители работают метеорологами. Ребенок очень интересовался погодными изменениями, задавал много вопросов и детям, и родителям, и воспитателям.

С самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.

В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. В связи с этим, у нас и возникла идея создания на территории ГБДОУ 81 Калининского района метеостанции, чтобы дети могли на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за приметами, которые указывают на изменение погоды (народные приметы).

II . Содержательная часть

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на территории ДОУ мини-метеостанцию.

Обоснованность достижения планируемых результатов

В процессе подготовки проекта к реализации мы постарались трансформировать развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с темой проекта. Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах экологического воспитания дошкольников. Мы решили шагать в ногу со временем. Инновационной для нас стала постройка на территории ДОУ метеостанции, которая стала важной составляющей частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Так собственными силами педагогов и родителей была создана на территории ДОУ метеостанция, в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала:

• метеорологическая будка, в которой лежат:

1. барометр (прибор для определения атмосферного давления),

2. шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха. Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются),

3. компас (прибор для определения сторон света),

4. линейка (прибор для измерения уровня осадков),

5. лупы (индивидуальные увеличительные приборы).

• зонт – осадкомер (прибор для измерения уровня осадков (снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии),

• ветряной рукав – рыба (прибор для определения направления ветра и его силы),

• флюгер (прибор для определения направления ветра),

• термометр для почвы и воздуха,

• стенд с подсветкой, на котором изображены виды облаков.

Критерии и показатели эффективности реализации идеи

Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.

При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.

Направленность на обеспечение качественного образования

С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.

Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т.д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Развитие педагогического потенциала: Изучив проблему экологического образования, творческая группа педагогов ГБДОУ № 81 пришла к выводу о необходимости создания проекта, который бы смог заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Для этого изучив литературу и интернет ресурсы, мы совместно с родителями создали и установили на территории ДОУ метеостанцию, которая поможет не только детям, но и другим педагогам в их исследовательской деятельности. Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогического коллектива, занимающегося проблемами детства. Самому педагогу стало в дальнейшем интересно и удобно знакомить детей с окружающим миром с помощью нового оборудования.

Развитие здоровьесберегающей деятельности: Знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Ведь движение – это жизнь. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций.

Образовательные достижения воспитанников: Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Дети могут проявлять и развивать себя творчески, зарисовывать изменения в природе, погоду с помощью символов в свои дневники наблюдений, создавать свои мнемотаблицы для составления рассказов об окружающем мире, самостоятельно начинают рассказывать друг другу и родителям о происходящих изменениях в природе, предсказывать погоду. Таким образом, идет всестороннее развитие личности. Свои впечатления и полученные знания дети отражают в творческих работах (рисунки, лепка, аппликация). Отображение впечатлений способствует появлению творческих способностей детей. В творческой работе дети уточняют представления об окружающем мире, природе, благодаря этому активно ее познают. Стараются, как можно точно отобразить те или иные характерные природные приметы, признаки объекта природы, иллюстрируют их.

Поддержка талантливых детей: Лучшие работы участвуют в детских творческих конкурсах. Некоторые дети начинают самостоятельно (под контролем педагога) проводить экскурсии для сверстников и родителей по экологической тропе, предсказывать погоду для родителей, научно обосновывая с помощью полученных знаний.

В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволяет не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дает толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.

Возможность использования в образовательной практике

Данный опыт был представлен на педагогическом совете ДОУ № 81, как инновационная деятельность, и расположен на сайте ДОУ в методической копилке, где с ним могут ознакомиться как педагоги, так и родители.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.

Методическая часть

Цель проекта: формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека; создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности.

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

Познакомить с профессией метеоролога.

Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).

Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым – с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами.

Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.

Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.

Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада.

Воспитывать основы экологической культуры.

Вид проекта: экспериментально – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.

Этапы проекта:

собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;

выявление интереса и уровня знаний у детей и родителей по теме;

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

изготовление и установка метеостанции, приборов – помощников;

внедрение в практику плана реализации проекта: работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

разработка плана мероприятий для всех участников проекта.

представление опыта работы: участие в мастерклассах, в конкурсах, публикация работы на сайте ДОУ, в СМИ;

анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Формы работы по проекту:

Наблюдения в природе

Книга народных примет

Чтение художественной литературы

Работа с родителями

Предполагаемые результаты:

1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и

представления через прогнозирование.

3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений

от природных факторов.

4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут

использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.

Перспективный план работы над проектом

Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями.

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду.

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.

Что такое компас?

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами. Учить определять стороны света.

Путешествие на территории детского сада.

Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером.

Обучать детей работе с компасом. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера.

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада. Изготовление флюгера.

Что такое осадки? Измерение осадков.

Познакомить со способами измерения осадков. Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним. Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками.

Занятие на метеоплощадке.

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром. Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Занятие на метеостанции, участке.

Чем измерить скорость ветра? Какой бывает ветер?

Познакомить со способами определения скорости ветра. Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

Занятие на метеоплощадке. Изготовление султанчиков, вертушек.

Знакомство с солнечными часами

Познакомить с солнечными часами.

Наблюдение за тенью.

Занятие на метеостанции, участке.

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним.

Занятие на метеоплощадке.

Какая бывает почва.

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

Занятие на метеоплощадке.

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.

Библиография

Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57

Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.

Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.

Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.

Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением.

Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах

экологического воспитания детей. На территории детского сада

установлена метеостанция. Она стала важной составной частью работы

по экологическому воспитанию дошкольников.

Метеостанция дала возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Обеспечила проведение наблюдений, практических работ, организацию систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.

Перед педагогами появились ряд задач, требующих решения:

- заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.

- сформировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

К чему и приступили незамедлительно педагоги старших и подготовительных групп.

На территории нашего детского сада метеостанция выполнена компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.

Наша метеостанция включает в себя

Метеорологическая будка Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.

При помощи метеорологической будки используя термометр, находящийся в ней и термометр находящийся под прямыми лучами солнца, появляется возможность сравнивать с детьми температуру на солнце и в тени, анализировать полученные результаты, проводить наблюдения за изменениями в зависимости от времени суток, погодных условий, времени года.

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Ветряной рукав - позволяет определить силу ветра. Штиль - рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колеблется рукав.

Легкий ветер - слегка колеблется рукав. Слабый ветер- ветер развивает рукав. Умеренный ветер - вытягивается рукав. Сильный ветер - качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Дождемер – используется для измерения количества выпавших осадков. Используя дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Снегомер - применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова. Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время. Ежедневно во время прогулки на метеостанции проводятся наблюдения за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Меловой стенд: Чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.

рисуйте и изучайте с малышами условные обозначения осадков, тумана, изморози и т. д. ;

показывайте вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;

Ловец облаков – простейший в использовании прибор.

С помощью ловца облаков дети научатся собирать информацию и сопоставлять уже имеющиеся показатели, делать простейшие метеорологические прогнозы. Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.

Уютный уголок на метеостанции с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.

Кормушка для птиц развивает чувство заботы об окружающей природе, позволяет вблизи наблюдать за птицами, изучать их повадки, узнавать их по расцветки оперения.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.

Метеостанция в нашем ДОУ - это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Читайте также: