Деятельность завуча в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Завуч- заведующий учебной частью, заместитель директора среднего учебного заведения.

Должности завучей :

• Завуч по учебно-воспитательной работе (Составляет расписание, занимается методической работой, внутришкольным контролем).

• Завуч по научно-методической работе (Планирует и контролирует научную работу учащихся).

• Завуч по административно-хозяйственной работе (Контролирует хозяйственную деятельность школы, обеспечение учебного процесса).

При необходимости должности могут быть разделены (отдельно научная и методическая, учебная и воспитательная работа) или объединены (например, единственный заместитель директора в небольшой школе).

Должностная инструкция завуча школы

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора школы по учебной работе назначается и освобождается от должности приказом директора школы. На период отпуска или временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или учителя из числа наиболее опытных педагогов.

1.2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.3. В своей деятельности заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководствуется Конституцией и законами РФ, указами и декретами президента РФ, решениями правительства и Министерства образования субъекта РФ, органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе соблюдает конвенцию ООН и Закон РФ о правах ребенка.

2. Функции завуча.

Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе являются :

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль над развитием этого процесса;

2.2. Методическое руководство педагогическим коллективом;

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;

3. Должностные обязанности завуча :

3.1. Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся;

3.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий;

3.3. Принимает участие в работе по подбору и расстановке кадров, установлению объёма их учебной нагрузки, составляет расписание учебных занятий;

3.4. Обеспечивает создание необходимых условий для высокопроизводительного труда педагогических работников, повышения их квалификации, организует психолого-педагогическую и методическую учебу, проведение аттестации педагогических работников;

3.5. Руководит работой преподавателей, других педагогических работников, осуществляет учебный процесс, организует систему методической работы, направленной на совершенствование содержания, форм и методов обучения, организует работу по методическому обеспечению учебного процесса, оснащению учебных кабинетов и лабораторий учебной и учебно-методической литературой, современными средствами обучения;

3.6. Анализирует результаты учебной работы педагогического коллектива, организует работу по изучению передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс, постоянно информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, о новых педагогических технологиях;

3.7. Организует работу по приёму и выпуску учащихся, подготовке и проведению экзаменов, контрольных работ, подготовке к участию в конкурсах и олимпиадах;

3.8. Проводит работу по профессиональной ориентации учащихся;

3.9. Принимает участие в работе по подготовке заседаний педагогического (методического) совета учебного заведения, организует и контролирует выполнение его решений;

3.10. Организует работу предметных кружков, факультативов, занятий курсов по выбору;

3.11. Осуществляет контроль над учебной нагрузкой учащихся и соблюдением требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, правил и норм охраны труда;

3.12. Обеспечивает установление связей с родителями учащихся, общественностью по вопросам организации обучения и воспитания учащихся;

3.13. Осуществляет контроль над ведением учебной документации, обеспечивает своевременную подготовку установленной учётной и отчётной документации;

4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий);

4.2. Давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно подчиненным работникам;

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за пропуски, дезорганизацию учебно-воспитательного процесса, в порядке, установленном Уставом школы и Правилами поведения;

4.4. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий.

5. Ответственность завуча.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неисполнение предоставленных прав, заместитель директора школы по УВР несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по УВР может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по УВР привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора по УВР несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности завуча.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе :

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 35-часовой рабочей недели и утверждённому директором школы;

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. Представляет директору письменный отчёт о своей деятельности объёмом не более пяти машинописных страниц в течение десяти дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы, заместителем директора школы по административно-хозяйственной работе;

6.7. Исполняет обязанности директора школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора или приказа руководителя органа управления образованием.

Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками О чем мечтают дети, На всей, на всей планете? Мечтают путешествовать, И новый мир познать, Простых вещей основу, И таинства узнать! Под.

Организация воспитательной деятельности через социальную группу школы Вконтакте Колчанова И. Н. Кузнецова Т. И. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ ШКОЛЫ ВКОНТАКТЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

1.1. Заместитель директора по начальной школе назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по начальной школе его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или учителей из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заместитель директора по начальной школе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет в педагогической или руководящей должностях.

1.3. Заместитель директора по начальной школе подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заместителю директора по начальной школе непосредственно подчиняются: учителя начальных классов; воспитатели ГПД.

1.5. В своей деятельности заместитель директора по начальной школе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопас­ности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего тру­дового распорядка, приказами и распоряжениями директора, насто­ящей должностной инструкцией), трудовым договором. Заместитель директора по начальной школе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности заместителя директора по начальной школе являются:

2.1. Организация учебного процесса и методической работы в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС, контроль за осуществлением этого процесса.

2.2. Методическое руководство педагогическим коллективом начальной школы.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе начальной школы.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Заместитель директора по начальной школе выполняет следующие должностные обязанности:

— организует учебный процесс и методическую работу в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС, контроль за развитием этих процессов;

— организует методическое руководство педагогическим коллективом на­чальной школы;

— организует работу по обеспечению режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе начальной школы;

— участвует в комплектовании классов, принимает меры по сохранению контингента обучающихся;

- проблемы учебного процесса и методической работы в на­чальной школе;

результаты учебно-воспитательной работы начальной шко­лы;

- наличие и перспективные возможности педагогов началь­ной школы в области учебно-воспи­тательной работы;

- ход и развитие учебного процесса и методической работы начальной школы в рамках реализации ФГОС;

- форму и содержание посещенных уроков и других видов деятельности в начальной школе (не менее 180 часов в год);

- тенденции изменения ситуации в обществе и в образова­нии для корректировки стратегии развития Школы;

- последствия запланированной учебно-методической рабо­ты в начальной школе;

планирует и организует:

- текущее и перспективное планирование деятельности пе­дагогического коллектива начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС;

- участие в процессе разработки и реализации образова­тельной программы Школы;

- разработку необходимой учебно-методической документа­ции по начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

- осуществление систематического контроля за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся,

- ра­боту кружков и факультативов, посещение уроков и дру­гих видов учебных занятий, проводимых педагогически­ми работниками начальной школы;

- работу по подготовке и проведению переводных экзаме­нов в начальной школе;

- просветительскую работу для родителей (законных пред­ставителей), принимает родителей (законных представи­телей) по вопросам организации учебного процесса в на­чальной школе;

- контроль за учебной нагрузкой обучающихся начальной школы;

- правильное ведение учителями начальной школы классных журналов и другой установленной от­четной документации;

- изучение учащимися начальной школы правил для учащихся;

- повышение квалификации и профессионального мастер­ства педагогов начальной школы;

- работу учителей по выполнению учебных планов и программ;

— разработку необходимой учебно-методической документа­ции в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

— взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений школы обеспечивающих учебный процесс начальной школы;

— правильность и своевременность оформления журналов и другой отчетной документации педагогами начальной шко­лы в соответствии с учебным пла­ном и программами (не реже 1 раза в месяц);

— работу учителей начальной школы;

— соблюдение учащимися начальной школы Правил для учащихся;

— качество образовательного процесса и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся начальной школы;

— работу кружков, факультативов, секций, студий и т.п. в начальной школе;

— учебную нагрузку учащихся начальной школы;

— ход выполнения учебного плана и программ в начальной школе;

— планы работы педагогов начальной школы;

— методические документы обеспечивающие учебный процесс в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

— нормативные документы для участников образовательно­го процесса начальной школы в соответствии с ФГОС;

— фрагменты образовательной программы Школы и других стратегических документов;

— правила ведения отчетной документации в начальной школе в соответствии с учебным планом и про­граммами.

ведет следующую документацию:

— протоколы совещаний при завуче;

— протоколы собраний трудового коллектива.

— участников образовательного процесса начальной школы по принципиальным методическим вопросам;

проводит анализ и оценивает:

— стратегические документы Школы в части касающейся начальной школы (об­разовательную программу, учебный план и т. п.);

— предложения по организации учебно-методической рабо­ты в начальной школе и установлению связей с внешними партнерами;

— подготовленные к изданию методические материалы, разра­ботанные учителями начальной школы;

— в разработке образовательной политики и стратегии Школы, в создании соответствующих стратегических документов;

— в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов образовательной и методической работы началь­ной школы;

— в ведении переговоров с партнерами Школы по учебно-воспитательной работе в начальной школе;

— в аттестации педагогов и работе Педагогического совета;

— в подборе и расстановке педагогических кадров в началь­ной школе;

— приемку учебно-методических работ для начальной шко­лы, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций);

контролирует и оценивает:

— ход и результаты групповой и индивидуальной методи­ческой работы в начальной школе, налагает вето на методические разработки, чреватые перегрузкой уча­щихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профи­лактики, компенсации и преодоления возможных нега­тивных последствий.

— от имени Школы деловые контакты с лицами и организа­циями, способствующими совершенствованию учебно-ме­тодической работы в начальной школе;

— работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, утвержденному директором Школы;

— самостоятельно планирует свою работу на каждый учеб­ный год и каждую учебную четверть, представляет план работы на утверждение директору школы не позднее 5 рабочих дней до нача­ла планируемого периода;

— представляет директору письменный отчет о своей дея­тельности в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

— визирует приказы директора Школы по вопросам орга­низации учебного процесса и методической работы в начальной школе;

— исполняет обязанности директора Школы и его замес­тителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании прика­за директора.

— В профессиональной и внеслужебной деятельности руководствуется общепринятыми нормами нравственности и пра­вилами поведения, проявляет терпение, вежливость, тактичность, доброжелательное отношение и уважение к участникам образо­вательного процесса и другим лицам, примером собственного поведения способствует формированию общей культуры личнос­ти учащихся.

— Обеспечивает светский характер образования, не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

— Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

— В случае возникновения препятствий для надлежащего исполнения должностных обязанностей, незамедлительно доклады­вает об этом руководителю с указанием обстоятельств, препятству­ющих исполнению, и мер, предпринятых для их устранения.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ФГОС нового поколения; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. ПРАВА

Заместитель директора по начальной школе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися начальной школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее чем накануне.

4.2. Давать обязательные распоряжения учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования начальной школы, воспитателям ГПД, классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся начальной школы за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4. Принимать участие:

- в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов в соответствии с требованиями ФГОС;

- в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов образовательной и методической работы начальной школы;

- в ведении переговоров с партнерами школы по учебно-методической работе в начальной школе;

- в аттестации педагогов и работе педагогического совета;

- в подборе и расстановке педагогических кадров в начальной школе.

4.5. Вносить предложения:

- о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических проектов в начальной школе;

- по совершенствованию учебно-методической работы;

- о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников учебно-методической деятельности в начальной школе.

4.6. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, способствующими совершенствованию учебно-методической работы в начальной школе.

4.7. Запрашивать для контроля и внесения коррективов рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении.

4.8. Проводить приемку учебно-методических работ для начальной школы, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций).

4.9. Контролировать и оценивать ход и результаты групповой и индивидуальной методической работы в начальной школе, налагать вето на методические разработки, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.10. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора по начальной школе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-методического процесса заместитель директора по начальной школе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, заместитель директора по начальной школе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательствами.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Заместитель директора по начальной школе:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам организации учебного процесса и методической работы в начальной школе.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками начальной школы, заместителями директора школы.

6.7. Исполняет обязанности директора школы и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

6.8. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

С инструкцией ознакомлен(а): _______________________ ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Похожие документы:

Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе моу гимназии №2, курирующего основное общее образование Общие положения

. Директор МОУ гимназия № 2 ______________ (Шульгина Т. В.) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ заместителя директора по . начального . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы. 1.4. Заместителю директора по .

Должностная инструкция № Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Общие положения

. директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. 1.8. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.9. Заместитель директора школы по . образовательной системы начальной, основной .

Приказ № от должностная инструкция № заместителя директора по воспитательной работе

. Директор школы М.Р. Вологжина Приказ №____ от ___________ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № _____________ заместителя директора по воспитательной работе 1. Общие положения 1.1. Заместитель директора школы по .

Должностная инструкция 20 г. № Классный 1 Общие положения

Статья

Данная статья представляет собой краткий охват всего того, что входит в компетенцию современного заместителя директора по УВР на начальной ступени обучения. Названы также цели, функции, основные направления (организация ВШК, руководство деятельностью школьных кафедр и методических объединений) в работе заместителя директора.

Учителем учителей – а только учитель учителей и

является настоящим руководителем, которому

верят и которого уважают ,- можно стать лишь

тогда, когда с каждым днем все больше

углубляешься в детали, в тонкости педагогического

процесса, когда перед тобой открываются все

новые и новые грани того, что можно назвать

искусством влияния на душу человека.

В.А.Сухомлинский.

Современная общеобразовательная школа – это учебно-образовательное учреждение, призванное осуществлять обучение, воспитание, развитие и саморазвитие учащихся на всех возрастных этапах пребывания в школе. Школа – это живой организм, это люди – взрослые и дети, которые обеспечивают ее жизнедеятельность.

В деятельности этого организма огромная роль отводится людям, которые управляют обучением и воспитанием учащихся. Одну из главных профессиональных ролей в иерархии управления учебно-воспитательным процессом современной школы играет заместитель директора по начальным классам. Это представитель школьной администрации, работающий в начальной школе, творческий и компетентный человек, организующий и направляющий работу учителей начальных классов. Деятельность заместителя директора школы по начальным классам многоаспектная, однако главной задачей завуча является создание коллектива учителей-единомышленников, способных к организации качественной работы со своими воспитанниками. Изучение их профессиональной компетентности, интересов, профессиональных умений, результатов организации учебно-воспитательного процесса в детских коллективах – это задачи профессиональной деятельности заместителя директора по начальным классам.

В своей деятельности заместитель директора по начальным классам выполняет различные функции: организаторскую, методическую и административную.

Организаторские функции завуча:

- анализ состояния учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- выявление условий успеха и причин неудачи в организации деятельности начальной школы;

- прогнозирование деятельности всех участников процесса обучения и воспитания учащихся в начальной школе;

- разработка содержания, форм и методов предстоящей деятельности;

- оптимальный подбор профессиональных кадров;

- постановка задач и непосредственная помощь педагогам в осуществлении намеченных целей;

- анализ результатов работы и участия всех педагогов в ней.

Конечная цель организаторской функции заместителя директора – это обеспечение эффективности и качества деятельности всех участников педагогического процесса по развитию личности ребенка.

В процессе методической работы заместитель директора организует повышение педагогической квалификации учителей начальной школы, занимается организацией творческого роста педагогов, целенаправленно строит работу с молодыми педагогами, изучает педагогический опыт и мастерство своих коллег, обобщает достижения и наработки своих учителей, создает условия для максимального раскрытия их таланта и профессиональных умений.

Административная функция заместителя директора по начальным классам не является главенствующей в его повседневной деятельности. Ее основной задачей является подкрепление его методической и организаторской функции по созданию стройной учебно-воспитательной системы работы учителей начальных классов.

Важным проявлением административной функции является контроль качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Контроль предполагает анализ деятельности педагогов по созданию условий для развития личности школьника как субъекта учебной деятельности, становления классных коллективов, построения системы преемственности в деятельности начальной и старшей школы.

Особое место в практике работы заместителя директора по начальным классам занимает анализ и контроль календарно-тематического планирования и выполнения программ педагогами, результативности работы педагогов по выполнению запланированных мероприятий учебного и воспитательного плана, контроль за работой методического объединения учителей начальных классов

Аналитическая деятельность завуча начальной школы

Для того, чтобы работа завуча была успешной и приносила определенное удовлетворение от того, что силы затрачены не напрасно, необходимо уделить самое серьезное внимание организации собственной деятельности, планированию и прогнозированию своей работы. Для этого нужно максимально подготовить необходимые ему для работы материалы и спланировать свою деятельность. Такими материалами должны стать собственные планы на неделю, месяц, год, образцы памяток и справок и другие материалы, которые станут хорошим подспорьем завучу в работе.

Хорошим подспорьем в работе завуча является циклограмма его деятельности. Циклограмма – это документ в виде таблицы, который регламентирует деятельность заместителя директора в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы по отношению к таблице состоит в том, что имеет более четкую регламентацию деталей выполнения тех или иных производственных функций. Циклограмма может быть доведена до сведения учителей начальных классов. Проводя совещания с учителями начальных классов, завуч может ознакомить педагогов с запланированными мероприятиями или вывешивать циклограмму на доске объявлений. В недельной циклограмме указываются направления деятельности заместителя директора в ходе предстоящей недели.

Помимо недельной циклограммы необходимо иметь перспективное планирование работы по направлениям деятельности на весь учебный год, которое позволит завучу системно подходить к организации собственной деятельности и избежать авралов в работе.

Отправными точками планирования работы заместителя директора должны стать следующие направления:

1) организационно-педагогическая деятельность в начальной школе;

3) работа с педагогическими кадрами по повышению квалификации и профессионального мастерства, аттестация;

4) организация и управление учебно-воспитательным процессом;

5) система внутришкольного контроля в начальной школе;

6) сотрудничество с семьей и общественностью;

7) просветительская деятельность и методическая работа;

8) укрепление материальной базы начальной школы;

9) финансово-хозяйственная деятельность.

Каждое направление деятельности предполагает выполнение определенных профессиональных действий, которые и составляют систему работы заместителя директора, а их выполнение – прогнозом результативности его деятельности.

Основные направления деятельности заместителя директора школы по начальным классам

Основные направления работы заместителя директора школы в начальной школе определены целями и задачами работы современной школы. Именно осознание администратором этих целей дает ему понимание своей роли в организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Перед педагогами школы стоят две основных цели, реализация которых как раз и определяется умением руководства школы организовать процесс обучения и воспитания учащихся.

Первая цель состоит в том, чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную систему знаний, умений и навыков, развили свои физические качества и умение трудиться, удовлетворили свои познавательные потребности и интеллектуальный интерес, получили возможность в полной мере раскрыть свои умственные способности и склонности. Реализовать эту цель ребенок может только в том случае, если администрация школы, педагогический коллектив способны и имеют огромное желание создать условия для этого.

Вторая цель – это воспитание каждого ученика культурной, нравственной, творческой, активной и социально зрелой личностью. Эта цель осуществляется как в учебном процессе, так и в системе воспитательных мер, которые реализуются в большей степени после школьного урока.

Таким образом, для реализации целей, стоящих перед школой, необходимы умелые направляемые действия руководителей школы, отвечающих за свой участок работы. Реализация целей, стоящих перед школой, во многом зависит от тех направлений деятельности в работе заместителя директора, которые станут основой системы его работы.

Одним из важнейших направлений деятельности заместителя директора по начальной школе является хорошо организованное и продуманное сотрудничество с педагогическим коллективом школы. Оно предполагает сотрудничество с коллегами – учителями начальной школы, учителями-предметниками старшей школы, завучами, выполняющими различные административные функции. Хорошо отлаженное сотрудничество с педагогическим коллективом необходимо для того, чтобы видеть результаты деятельности педагогического коллектива учителей начальной школы не только на выходе детей из начальной школы, но и потом, в средней школе, и на выходе учащихся-выпускников. Сегодня много говорится о необходимости четко организованной преемственности между начальной и средней школой, однако зачастую все остается только словами. Преемственность – это и есть системное продуманное сотрудничество педагогов начальной, средней и старшей школы, основу которого составляет система работы заместителя директора по начальной школе.

Для того, чтобы сотрудничество было плодотворным, завуч должен использовать различные рычаги управленческой деятельности, которые позволят создать стройную систему работы с педагогическим коллективом. Реализация данного направления возможна через следующие виды деятельности завуча:

Не менее важным направлением в работе завуча является сотрудничество с учащимися. Не секрет, что зачастую завуч, обремененный огромным количество бумаг, циркуляров и планов, мало знает контингент учащихся в начальной школе. А когда ребята переходят на среднюю ступень обучения, встреча с завучем начальной школой бывает для них очень большой редкостью. Поэтому в своей работе я стараюсь уделять внимание вопросам изучения комфортности пребывания ученика в классе и в школе, взаимоотношениям учителя и ученика, вопросам адаптации первоклассников к школе, проблемам и потребностям своих подопечных.

Третьим направлением в работе завуча по начальным классам является сотрудничество с семьей учащихся. Именно знание среды ребенка, материальных и духовных условий его семьи позволят завучу и его коллегам не только помочь детям в трудной ситуации, но и предупредить проблемы в обучении и воспитании ребенка. И здесь в работе завуча реализуются те же рычаги деятельности. Это просвещение родителей, диагностика семьи и создание банка диагностических исследований, всеобъемлющая коррекционная деятельность.

Одной из важнейших функциональных обязанностей завуча начальной школы является создание стройной системы внутришкольного контроля.

Планирование ВШК определяется не спонтанно, а исходит из тех реальных недостатков, которые имеются в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, или из качественных показателей результатов профессиональной деятельности педагогов, результатов контрольных срезов классов, итоговых достижений учащихся начальной школы.

Для того, чтобы ВШК в начальной школе был действительно эффективным, он должен строиться на определенных принципах, главные из которых:

- определение приоритетных участков контроля;

По объектам контроля ВШК может быть: персональный (работа одного педагога); классно-обобщающий (на материале одного класса); комплексно-обобщающий (контроль в параллели).

Помимо выше перечисленных видов контроля проводятся проверки школьной документации: личных дел учащихся на начало и конец учебного года; соблюдения единого орфографического режима, работа педагогов с тетрадями учащихся; техники чтения учащихся начальной школы; дневников учащихся; выполнения планов воспитательной работы учителями – классными руководителями.

В рамках ВШК завуч и группа, осуществляющая ВШК, предлагают учителю выполнить с учащимися контрольные работы или устные задания по текстам администрации. На современном этапе в начальной школе используются как традиционные, так и тестовые контрольные работы. Основными административными контрольными работами являются:

1 контрольная работа – входная (проводится со 2 по 10 сентября);

2 контрольная работа – итоговая за 1 полугодие обучения (конец декабря);

3 контрольная работа – итоговая за учебный год (в мае).

В нынешнем учебном году с целью контроля за уровнем ЗУН и готовности школьников к продолжению обучения были проведены следующие контрольные срезы и работы:

- сентябрь – по итогам повторения за предыдущий учебный год по математике и русскому языку во 2-4 классах;

- конец октября – контрольные работы по математике и русскому языку за 1 четверть;

- декабрь – проверка овладением основных знаний за 1 полугодие;

- дважды была проведена проверка техники чтения во 2-4 классах.

Ниже приводится анализ всех проведенных контрольных работ.

Анализ и планирование работы методического объединения

Методические объединения учителей – наиболее распространенная и давно сложившаяся традиционная форма коллективной методической работы по повышению квалификации учителей.

Методические объединения занимаются разработкой и проведением мероприятий по повышению уровня учебно-воспитательного процесса и качества знаний учащихся, обсуждением и совершенствованием вопросов теории и практики обучения и воспитания, организацией обмена опытом работы и внедрением передового опыта в практику работы учителей, систематически ведут ознакомление с новинками научной и методической литературы, занимаются организацией и методикой классных занятий, планированием уроков по наиболее трудным темам новых программ, обсуждают их, организуют опережающие открытые уроки по этим темам наиболее опытными учителями и учебу на их практике молодых учителей , ведут совместную подготовку дидактического материала по новым темам и так далее.

Главным условием успешного решения учебно-воспитательных задач является четко продуманная система методической работы объединения, а это возможно только при четком, научно обоснованном планировании работы. План составляется с учетом конкретных условий: образования и опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предметам, с учетом задач преподавания данного предмета.

В Янаульском лицее долгие годы заведующим методическим объединением учителей начальных классов работает учитель высшей категории Хуснутдинова Г.Б. На первом заседании методического объединения (конец августа) проводится анализ работы за прошлый учебный год и принимается план работы на следующий.

Сегодняшнюю статью хочу посвятить работникам школы. Кто важен для школьной работы? Конечно же, это учитель, классный руководитель, родители, ученики (нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.

завуч и директор школы
Чем занимается завуч в школе

Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.

1. Ответственность завуча

Подслушано в другой школе

Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на родительском собрании и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе карантин по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.

Читайте также: