Специфика деятельности педагога в доу как описывает автор виноградова н а

Обновлено: 04.07.2024

В монографии раскрываются отдельные аспекты проблемы развития профессионализма педагогов дошкольного и начального общего образования с позиций акмеологической теории профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, определяются современные тенденции, проблемы и противоречия, закономерности и перспективы прогрессивного развития профессионализма педагогов. Актуальность обращения к различным аспектам акмеологического знания обусловлена тем, что реализация новых Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения определили принципиальные изменения квалификационных требований к профессиональной компетентности педагогов ДОУ и учителей начальных классов.

Для педагогов дошкольного и начального общего образования, специалистов системы профессионального и постдипломного образования, ученых.

Читать онлайн Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Основная цель технологии – это создание предметно – развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием в соответствии требованиям ФГОС.

Задачи:

1. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;2. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;3. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;4. приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности

Основная часть.

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Технология создания предметно – развивающей среды рассматривается – как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает – обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет – педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Среда должна выполнять информационную, стимулирующую, развивающие функции.

Развивающая среда в детском саду всегда подчинена принципам: Трансформированности — среду можно поменять: раздвинуть столы, передвинуть ковёр…

Полифункциональности- предмет можно использовать в разных видах деятельности.

Педагогической целесообразности- все предметы необходимы, количество их достаточно, каждому ребёнку будет, чем заняться.

Эмоциональной комфортности- есть возможность играть, общаться, познавать, достигать успеха.

Безопасности- обязательны сертификаты на игрушки, столы и стулья должны соответствовать росту детей (есть паспорт группы), мебель прикреплена, углы у столов закруглены.

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

В групповом пространстве расположены следующие центры:

*музыкальный центр. При рассматривании музыкальных инструментов на картинке у детей возникает множество вопросов: а из чего сделан, а какой он, а как звучит? Мы с родителями, с музыкальным руководителем постарались наполнить не только различными музыкальными инструментами, но и играми, альбомами для рассматривания. Дети с удовольствием выполняют задания или самостоятельно играют и даже создают не большие группы, где выступают в роли музыкантов.

*театрализованный центр. Дети – это творческая личность, которая стремится все время познавать что – то новое. И именно театр им позволяет примерить на себя роли разных героев. При постановке театра с резиновыми игрушками требуется только голос и движения рук, так при театре масок добавляются движения, мимика.

*игровой центр. Мальчики, как известно очень любят машины. В данной зоне расположены машины разной величины и направленности.

*центр конструктивных игр. Сейчас век передовых технологий, и немножко отходят в сторону игры с пластиковым конструктором, но на его место пришел не менее интересный и сложный конструктор – лего. Лего у нас группе разных размеров, от самого маленького, до крупного. Во время игры развивается воображение, мелкая моторика рук, дети учатся общению друг с другом, развивается умение договариваться и слышать своего соседа.

*физкультурный центр. Здоровье нужно закреплять и поддерживать с малых лет, в чем нам помогает наш уголок. Массажные коврики мы используем во время хождения босиком после тихого часа. Мячи, скакалки, кубики – для гимнастики утренней и во время образовательной деятельности. Также все атрибуты используем во всевозможных играх (подвижных, малоподвижных, дидактических, как предметы – заместители и т.д.)

*центр безопасности по правилам дорожного движения. Здесь расположена информация о правилах дорожного движения. Дидактические игры направлены на запоминание этих правил.

*центр дидактических игр. Дидактическая игра способна развить у ребенка не только познавательные умения и навыки, но и усидчивость, умение слушать и самому давать ответы ( я так думаю, потому что…). Разновидность игр подобрана в соответствии с возрастом.

*центр художественной литературы. Привлекает внимание детей своей красочностью, разнообразием книг, альбомов для рассматривания. Здесь дети смогут найти книгу, которая им понравиться, а воспитатель прочитает и вместе с ребенком или детьми обсудит и выяснит что понравилось, а что не очень. Также в книжном уголке расположена методическая литература для индивидуальной работы с ребенком.

*центр ФЭМП. Этот центр создала с одной целью – привлечь внимание детей к математике. Расположила конверты для индивидуальной работы, дидактические игры, математические плазлы. Для организации работы с детьми использую художественную литературу: стишки, сказки, загадки. Дети с удовольствием принимают участие в работе, как с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности.

*речевой центр. В этот центре я расположила дидактические игры по развитию речи, картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, методическую литературу.

Заключение.

Технологический подход, то есть педагогическая технология гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Технология развивающей среды в ДОУ

В условиях современной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе.

Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры.

Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется, т. е. самой образовательной среды.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

В широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой социальное культурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Качество образования в ДОУ рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально- культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Проведенные научные исследования (С. Л. Новосёлова) подтвердили, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности.

Необходимым условием для достижения результативности по созданию благоприятной, психологически комфортной развивающей среды является целенаправленная, скоординированная и согласованная деятельность совместно с родителями.

Цели создания развивающей среды в ДОУ :

обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника.

обеспечение социально-культурного становления дошкольника;

содействие развитию ребенка как личности;

совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;

удовлетворение потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

1 обеспечить чувство психической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования;

2 организовать предметно-развивающую среду, с учетом разного вида деятельности, обеспечивающую творческую деятельность, игровую, познавательную.

3 развивать индивидуальность ребенка;

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.


Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.


Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

1. Центр театрализованной деятельности;

3. Центр физического развития;

5. Игровой центр

6. Центр развивающих игр;

7. Центр воды и песка;

9. Подвесные модули

10. Информационные блоки.










Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Уголки для родителей оснащены современными рекомендациями. На шкафчиках вывешиваются грамоты и благодарности.




Показатели оценки развивающей среды :

1. Положительное эмоциональное состояние ребенка в группе;

2. Отсутствие конфликтов среди детей и родителей.

3. Наличие выставки детской деятельности;




4. Динамика развития ребенка;

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумное и красивое пространство и его элементы. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.


Развивающие игры от 1 до 3 лет. Светлана Кантор.

Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. 2004-313с.

Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности. Дошкольное воспитание 2005 №4

Обогащение развивающей среды

Обогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалке

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалке Мои дети подросли и мы переехали в новую группу. В группе нам все нравилось, а вот раздевалка нам показалась скучноватой. И на помощь нам.

Оформление развивающей среды в старшей группе

Оформление развивающей среды в старшей группе Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию некоторые идеи по оформлению развивающей среды в групповом помещении. Таким образом мы оформили.

Организация развивающей среды: математический уголок

Организация развивающей среды: математический уголок В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Создание развивающей среды в старшей группе

Создание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы

Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 192 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

В пособии раскрывается сущность организации методической работы в современном детском саду. Подробно изложены традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, приведены практические примеры. Особое внимание уделено такой форме работы, как семинар-практикум. Даны конкретные технологии его использования в процессе руководства развитием разных видов детской деятельности: от предметно-игровой до экспериментальной. Кроме того, представлен обширный практический материал по организации методической работы в Детском саду Будущего.
Книга адресована старшим воспитателям и педагогам детских садов общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов, центров развития ребенка, а также студентам педагогических вузов.

Смотри также

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с. Для студентов специальности дошкольное обучение и воспитание. Предисловие. Теоретические основы методики развития речи. Предмет методики развития речи и задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Роль родного языка и.

Читайте также: