Как должен учить учитель в школе

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы добиться этого учитель должен обладать такими характеристиками:

  • любит детей и проявляет к ним интерес;
  • знать психологию учащихся разных возрастов;
  • ценить личность ребенка;
  • уметь наблюдать за поведением детей и делать выводы;
  • оценивать интеллектуальный потенциал и строить стратегию индивидуального развития ребенка;
  • легко общаться с детьми, добиваться их любви и уважения;
  • успешно руководить детским коллективом;
  • глубоко знать свой предмет;
  • быть готовым к инновациям и стремится развиваться.

На наших глазах меняется страна, меняется и школа, меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни, поэтому современный педагог должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле. Какой он, современный учитель? Современный человек - это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени, выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощряет детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний.

Вот главные особенности, присущие современным ученикам:

  • легкое восприятие информации;
  • высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
  • умение быстро осваивать электронные новинки;
  • прагматичность;
  • слабая ориентация в проблемах реального мира;
  • невысокий уровень двигательной активности;
  • недостаточный самоконтроль;
  • снижение учебной мотивации .

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, современный учитель строит свою систему обучения, он должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является: помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение, уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.

Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение с детьми будет ему интересно, суждения школьников не покажутся ему глупыми и скучными, их дела будут его искренне интересовать и волновать. Это значит видеть в детях – личность, наделенных определенными характерами, с которыми следует считаться. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице показывая этим, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними, он должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учащихся. Он учит школьника трудиться, думать, творить, стремится, чтобы его ученик был соавтором: спорил, делился мнением, выступал, высказывал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества является важной, так как они передают знания из поколения в поколение.

Мне кажется, что настоящий учитель должен быть отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать школьника, подбодрить его в трудную минуту, но с другой стороны - педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. На протяжении всей своей профессиональной деятельности современный педагог сам учится, совершенствует свое мастерство, делится опытом работы со своими коллегами, проводит мастер-классы, открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи, проводит семинары. Учитель - это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Наш мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу, лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных, познавательных, и обладающих потенциалом детей.

Какие же учителя 21 века должны быть? Они должны быть: энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди, это педагоги, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.

Меняется мир, совершенствуется система образования , на смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми, это качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них знания, умения и навыки.

Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.

Какой же он, современный учитель? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога, а это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества

Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей, быть всегда интересен, потому, что УЧИТЕЛЬ большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

Я считаю, свою работу очень важной и горжусь своими детьми, так как в каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть. Учитель, педагог - сколько в себе таят эти слова! Я - учитель! И это звучит гордо!


На что сегодня не готовы учителя по отношению к детям, почему не стоит ждать от них душевного отношения и как сохранить уважение и сотрудничество ради счастья наших детей.


Ближе к концу Самого Лучшего Вечера в моей жизни мы оказались в туалете одновременно – я, наша классная руководительница и две курящие десятиклассницы. Классной показалась, что я тоже с сигаретой. Повторяю: показалось. Пока я шла, нет, летела домой, она позвонила маме. И вместо разговоров о том, какой Игорь все-таки чудесный, говорили мы с мамой совсем о другом.

Мама мне, конечно, поверила. Но я в свои 16 лет была девочкой гордой, порой до глупости. Не знаю, что меня особенно оскорбило: клевета или украденный вечер, но обиделась я на классную сильно.

И Алла Турашевна извинилась. И я пулей оделась и схватила портфель. И еле сдержалась, чтобы не броситься на шею Алле Турашевне. Сейчас жалею, надо было броситься.

Это не было унижением учителя. Ни один из моих одноклассников не ехидничал по этому поводу. Никому из нас не пришло в голову насмехаться над классным руководителем или возвести в ранг героя меня. Это была демонстрация профессионализма, основанного на уважении к ученику. Это была демонстрация достоинства школы и педагогов. У наших учителей было чувство собственного достоинства.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов прийти домой к ученику, чтобы перед ним извиниться? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя стали менее профессиональными. И тогда, и сейчас учителя есть разные. И те, кого безмерно любят дети, потому что есть за что. И те, кого они терпеть не могут, потому что есть за что. Но у современных учителей любить и уважать детей часто не хватает времени и сил, потому что они вынуждены любить департаменты и министерства. Такое количество никому не нужной, бессмысленной работы, часто граничащей с профанацией, можно делать либо от большой любви, либо находясь в рабстве. Такую нагрузку выдерживать может только робот, да и то до поры до времени.

Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей особого душевного отношения к нашим детям. У них просто нет ресурса на это. А тот, который есть, нам вместе надо беречь. Не звонить, например, в департамент и президенту, если учитель сделал что-то не так. Просто попытаться решить вопрос спокойно и полюбовно в границах класса.

Потому что на каждую нашу жалобу школа и учитель будет писать миллион объяснений, вместо того, чтобы учить наших детей. Нам надо понять, что наша задача – не перевоспитать учителя, а научить ребенка правильно и без ущерба для здоровья вести себя в любой ситуации. И защитить его там, где это необходимо.

Именно поэтому я всю жизнь люблю читать

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов обеспечить такой индивидуальный подход к своим ученикам? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что сегодня в школе нет детей, которым неинтересно сотый раз повторять то, что они помнят еще с позапрошлого года. Таких детей сегодня гораздо больше, чем в 1970 году. У современных учителей нет возможности подобрать ребенку сложные задачи и дать возможность их решать.

И плевать, что человек пишет абсолютно грамотно, записал на экзамене по русскому языку цифру с пробелом – все, ошибка. Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей, чтобы они развивали в наших детях любовь к литературе, истории и математике. У них нет на это сил и времени. Им за другое сегодня платят зарплату. Нам надо понять, что не стоит ругать ребенка за оценки. А если мы хотим, чтобы он знал и любил предмет, озадачиться этим должны мы, родители. Задача учителя – подготовить к ЕГЭ. А озадачиться развитием интереса к новым знаниям, формированием аналитических способностей должны мы, родители, хотим мы этого или нет. Таковы сегодняшние реалии.

И тогда он пошел со щенком к учителю биологии

У меня был подшефный класс. Рассказываю для тех, кто не помнит, что это такое: мы ушли в четвертый, а наша учительница взяла первый. И мы ходили в этот первый (а потом второй, третий и т.д.) класс как шефы. Когда мои подшефники учились в пятом, один из них, Сергей, нашел на улице щенка. Мокрого, грязного и больного. Сергей точно знал, что мама не разрешит занести щенка домой. Но так же точно он знал, что жить без этого щенка уже не сможет. И тогда Сергей пришел с этим щенком к Нине Васильевне, учительнице биологии. Домой. Нина Васильевна взяла щенка, отмыла его, вылечила и через пару недель пошла с ним и Сергеем к Сергеевой маме. И уговорила ее разрешить сыну привести домой друга.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов так глубоко вникнуть в ребячью жизнь и броситься на помощь? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя все вдруг стали черствыми и бездушными. А потому, что сегодня одна десятая часть из нас, как в анекдоте, работает на полторы ставки, потому что на одну им есть нечего, а на две – некогда. Остальные работают на две и больше. Потому что отчитываются в департаменты они не за количество спасенных щенков, а за количество учеников, участвующих в легкоатлетическом кроссе и посещающих внеурочные занятия.

Никто не спорит, что самым главным навыком, которым должен обладать учитель ( в современных, сложнейших, постоянно изменяющихся условиях ) – это умение учить детей. Учить так, чтобы и мотивировать, и вдохновлять, и знания оставлять в голове.

Всемирный экономический форум в Давосе

Каждый год в Давосе проходит Всемирный экономический форум , где и были оглашены самые востребованные навыки, которые будут необходимы любому человеку в самом ближайшем будущем.

1. Целостный подход к решению проблем

Любой специалист, а уж профессионал точно, должен уметь решить проблему , осознав причину. Бороться с последствиями не продуктивно. Всем понятен пример работы врача: грамотный специалист пытается найти основную причину заболевания, не занимается тем, что только выписывает горы таблеток для заглушения боли.

То же самое относится и к учителю : если педагог умеет грамотно проводить диагностику, анализировать результаты, задавать грамотные вопросы, а далее предпринимать определенные действия для решения проблем. Это и индивидуализация обучения, это и реальная работа с низкомотивированными учащимися (и с подключением администрации), и работа с одаренными детьми.

2. Критическое мышление

Критическое мышление – основной навык, который необходим не только учителям, но и детям. Потому что если человек умеет ставить под сомнение любую полученную информацию, то это приведет к отличным результатам.

Учитель, который умеет критично посмотреть на свою работу, умеет рефлексировать , обязательно найдет то, над чем нужно поработать. А значит, улучшатся образовательные результаты ребят, повысится интерес учеников к предмету, дети научатся правильно работать с информацией.

3. Креативность

В работе с современными детьми быть креативным для современного учителя, значит, быть интересным. Креативность –это умение нестандартно мыслить. Дети ждут от нас, учителей, типичной реакции не невыполненное домашнее задание, на неряшливость в работе, они привыкли и ждут от нас нотаций и воспитательных бесед.

А если поведение учителя будет отличаться от ожидаемого ( естественно, не в негативном плане ), то результативность также пойдет вверх. Работа учителя во многом требует творческого подхода, поэтому этот навык давно уже вышел за рамки предметов художественно-эстетического цикла.

4. Менеджмент

Учитель в сегодняшней школе – это еще и менеджер. Он умеет управлять потоком мыслей , умеет построить учебный процесс, умеет сплотить детский коллектив во время выполнения проектного задания, умеет построить такой коллектив, который в дальнейшем сможет самостоятельно решить любую поставленную задачу.

5. Взаимодействие с людьми

Этим навыком, ух, как пришлось овладеть в весенний период обучения с применением дистанционных технологий классным руководителям, которые были связующей нитью между школой и родителями. Часто именно учитель является мостиком между детьми и их родителями в период недопонимания и подростковых кризисов.

Поэтому обязательно нужно овладеть навыками эффективного взаимодействия. Детей тоже нужно научить взаимодействию в команде, в работе в группе. Этот навык обязательно пригодится им в будущем на работе.

6. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность понимать чужие эмоции, скрытые мотивы, а также умение держать свои эмоции под контролем. Специалисты сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект значит больше, чем IQ. Почему? Учитель, у которого развит эмоциональный интеллект, сможет объединять людей, при этом не вызывая негативных чувств, он сможет увидеть положительные стороны каждого ребенка, сможет научить детей оказывать помощь друг другу.

Детский коллектив , в котором есть такие ребята — это благотворная среда, где легко расти и получать смежные навыки, укреплять уверенность в себе. Также эмоциональный интеллект поможет грамотному решению конфликтных ситуаций без взаимных обвинений.

7. Умение принимать решение

Это умение принимать единственное решение из множества других, умение оценить положительные стороны каждого решения, ранжировать ценность каждого решения.

Если учитель обладает этим навыком, то он сможет и детей научить этому, научит их корректировать свое поведение, потому что если ребенок не умеет принимать решения, боится это делать, то это может привести к ухудшению ситуации, так как он не сможет оценить последствия своих действий для себя и окружающих.

8 Клиентоориентированность

Для нас клиентоориентированность – это, в первую очередь , ориентация на ребенка, его умения и знания в данный момент времени, в этом плане мы говорим о дифференциации обучения, о его индивидуализации. Получается, что тот учитель, который умеет построить урок таким образом, чтобы и сильные учащиеся могли почерпнуть что-то новое для себя, и слабоуспевающие ребята могли чему-то научиться, получает высокие результаты своей педагогической деятельности, повышаются учебные результаты каждого ребенка в отдельности.

Во вторую очередь , клиентоориентированность в школе – это умение слышать родителей, например, будь то выбор курсов внеурочной деятельности или модуль по ОРКСЭ. В любом случае, искренность и уважение – это те качества, которые особенно ценятся.

9. Ведение переговоров

Навык, тесно связанный с навыком взаимодействия с людьми. Каждому хочется быть услышанным , старшеклассники и ребята, которые испытывают трудности в обучении, особенно ждут этого от своих учителей. Со всеми нужно уметь договариваться. Тогда любой диалог пойдет конструктивно.

10. Гибкость ума

И не только ума. Гибкость характера. Гибкий мозг умеет работать в ситуации многозадачности . А именно в такой ситуации находится современная школа. Учителю нужно и научить, и воспитать, и к ОГЭ подготовить, и к олимпиаде, и суметь подготовить презентацию, и урок в онлайн, и клип на конкурс и проч.проч. Именно умение быстро адаптироваться к новому и качественно работать в ситуации неопределенности, позволит учителю получать удовольствие от своей работы, видеть цель и уверенно к ней идти.

Все навыки, которые мы перечислили выше, очень полезны не только с сфере педагогической деятельности, но в любой области нашей жизни. Какими навыками, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

Будьте счастливы при любой возможности!

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные события, мероприятия, постановления и распоряжения в сфере образования.

Всем известно, что учитель в первую очередь должен учить, вот только забывают педагоги о своем главном предназначении, и довольно часто родители жалуются, что в школе очень много педагогов коррупционеров, очень много педагогов, которые в свою очередь много себе позволяют пот отношению к ученикам. Давайте разберем самые главные моменты, а именно самые главные правила, что должен делать педагог, а чего он себе позволить не может по отношению к учащимся и их родителям. Как часто в школах педагог может сорваться на учеников, может крикнуть, обозвать, и даже ударить ученика?

Возможности учителя и правила, которые нельзя нарушать


На сегодняшний день – то в порядке вещей, как впрочем и для учащихся. Ученики тоже себе многое позволяют и тут возникает вопрос, а может ли себе позволить это же учитель? Тут выступают в качестве ответа правила, которые должен соблюдать педагог:
1. Никогда не повышать голос на ученика, даже если тот капризный, даже если сам ученик провоцирует конфликт
2. Никогда не конфликтовать с учащимся
3. Учитель не имеет право обзывать и бить учащегося
4. Учитель не имеет право намеренно занижать оценки
5. Педагог не имеет право разговаривать по телефону во время урока или вести беседы со своими знакомыми во время урока
6. Учитель не имеет право требовать, вымогать деньги, что-либо из подарков и прочее
7. Учитель не имеет право курить и выпивать на уроке, в присутствии детей (даже за школой, только в компании коллег и не на глазах учащихся)
8. Педагог всегда должен помогать учащимся даже в вопросах, не связанных с педагогической деятельностью (дать дельный совет, выслушать – это не только к психологу, но и к учителю. Порой ученикам не хватает какого-то толчка от своего любимого наставника и учителя, чтобы начать что-либо делать и двигаться вперед)
9. Учитель должен следить за опрятностью и должен соблюдать правила гигиены
10. Педагог с венерическими заболеваниями, гепатитом, а также заболеваниями передающимися воздушно-капельным путем не должен работать в школе и контактировать с детьми
11. Педагог должен соблюдать определенный дресс-код, никаких вызывающих и откровенных нарядов.

Возможности учителя и правила, которые нельзя нарушать


По сути учитель должен быть чистоплотен, должен одеваться спокойно, ненавязчиво, должен быть спокоен в своем деле. Педагог должен уметь разруливать конфликтные ситуации, как с учеником, так и с родителями ученика, также должен уметь преподать правильный урок. Никогда учитель в трезвом уме кричать на детей, обзывать и унижать не будет, особенно если дети совершенно не виновны, так же учитель не имеет право обобщать и наказывать целый класс, в качестве расплаты за поведение одного учащегося.
Как известно, в школе дети стали очень агрессивными, и помимо того, что педагог наказал учеников всего класса, куда попал под раздачу и виновник, виновнику еще больше достанется от своих же одноклассников. В таком случае стоит отметить, что учителю не нужно провоцировать агрессию, ее всегда нужно стараться подавить. Правила созданные для учителей мало кем в 100% исполняются, в основном только 30%, оставшиеся 70% стараются быть учителями с большой буквы, но мало кому все таки удается стать настоящим педагогом, который смог растопить детские сердца и остался на долгое время в памяти учащихся.

Читайте также: