Какое влияние оказывает семья на формирование характера ребенка обж кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность - ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба - это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношениям с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Оценить 379 0

Влияние семьи на формирование характера ребёнка .

Т.В. Шмарова, МБОУ гимназия «УВК №1"

структурное подразделение детский сад г. Воронеж

«Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры.

Нет семьи – растет сорная трава под названием, перекати – поле.

Дом – это место, переступая порог которого, ты сбрасываешь

всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься

сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном

значении школы и других организаций, все-таки основы

Виктор Розов, писатель.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность - ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.
Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба - это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношениям с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер ("Детей ласкать нельзя - они распускаются"). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: "Ты никогда не делаешь так, как нужно", "Ты всегда делаешь то, что нельзя".

Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: "Ты должен трудиться. Мы же трудимся." Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он вовсе не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.

"Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, - говорят иные родители. - Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать". В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

Основой воспитания положительных черт характера (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных.

Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае - своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему придя с работы вечером о своей усталости и попросить его: "Помоги мне, сынок". Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.


Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семьи.

Ключевые слова: семья, воспитательная среда, развитие, внешняя среда, характер человека, личность, отношение.

С момента рождения и до самой смерти человек формирует и совершенствует особенные черты своей личности. Каждый ребёнок после появления на свет уже обладает индивидуальным типом темперамента. И. П. Павлов выделял четыре основных типа нервной системы, которые отличают людей друг от друга по характеру протекания процессов возбуждения и торможения. По мнению учёного, врождённый темперамент слабо поддаётся корректировке в процессе взаимодействия человека со внешней средой. Однако, сангвиники, меланхолики, холерики и флегматики в чистом виде встречаются крайне редко. Как правило, человек обладает, в большей или меньшей степени, характерными свойствами всех типов нервных систем.

На успешность человека в жизни и взаимодействии с окружающим миром в значительной степени влияет его характер.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова под характером человека понимается совокупность психических, духовных свойств, обнаруживающихся в его поведении. [1, с.7]. Характер формируется под влиянием внешней среды, социума, воспитания. Это такие устойчивые свойства конкретной личности, которые определяют способ взаимодействия с окружающими и реагирования на те или иные ситуации. Под чертами характера понимают те особенности, которые отличают конкретного индивидуума. Например, такие черты, как решительность, самостоятельность, чуткость, смелость формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром под влиянием врождённых особенностей темперамента и волевых усилий.

Можно выделить следующую классификацию свойств характера.

  1. Эмоциональные: сентиментальность, раздражительность, нежность, ранимость, вспыльчивость.
  2. Моральные: отзывчивость, честность, добропорядочность, ответственность.
  3. Волевые: терпеливость, выдержка, мужество, трудолюбие, решительность.

Характер человека может изменяться под влиянием внешних условий, жизненной ситуации, волевых усилий, направленных на достижение новых целей. В настоящее время большинство учёных признает, что все положительные и отрицательные черты, заложенные в личности, формируются, главным образом, под воздействием семьи и воспитания в детстве.

Семья рассматривается как отдельная малая социальная группа, члены которой объединены браком или кровным родством, ведут общее хозяйство, имеют совместное жилье и быт, наделены обязанностями по отношению друг к другу.

Одной из главных функций семьи является воспитательная. Посредством рождения и воспитания потомства каждая отдельно взятая семья реализует духовное развитие общества в целом. По мнению И. В. Гребенникова семья выступает своеобразным посредником между ребёнком и обществом. Усваивая нормы и правила поведения в семье, ребёнок получает представление о морали и способах поведения в современном обществе. [5, с. 20]. Взаимодействие со старшими родственниками даёт возможность ребёнку развивать необходимые для жизни качества, его культурные особенности.

От того, насколько эффективно организована воспитательная среда, зависит формирование базовых особенностей личности и дальнейшая судьба маленького человека.

Воспитательная среда включает себя все способы ухода за ребёнком и его развития, начиная от средств гигиены и заканчивая игрушками, учебными материалами. Любая жизненная ситуация, начиная от крупной покупки и заканчивая днём рождения родственника, может стать педагогически значимой и дать толчок к развитию как положительных, так и отрицательных черт характера.

Передача накопленных знаний, воздействие на поведение ребёнка и его особенности осуществляется с помощью общения со взрослыми. Считывая эмоции родителей, ребёнок учится оценивать ту или иную жизненную ситуацию, а наблюдая различные модели поведения, выбирает способы реагирования и взаимодействия с социумом.

В семье ребёнок формирует для себя образ мира, наследует жизненные привычки и установки родителей. Он формирует свой образ жизни и отношений с людьми по тому примеру, который видел в детстве от взрослых.

Семья приобщает ребёнка к различным видам деятельности, таким как игровая, общение, познавательная, учебная, трудовая, предметная. Без развития соответствующих навыков и умений ребёнок не сможет полноценно и успешно жить в обществе. Основной ошибкой старших членов семьи в процессе обучения ребёнка соответствующим его возрасту навыкам является стремление делать за него ту работу, с которой он уже справляется самостоятельно. Это, в свою очередь, приводит к развитию таких негативных черт характера, как инфантилизм и нерешительность. Как раз в дошкольные годы рекомендуется находить разные способы, чтобы научить ребёнка самостоятельно справляться с простыми сложностями и помогать развивать решительность и любознательность. Если целенаправленно помогать ребёнку стать самостоятельнее в младшем возрасте, поощрять каждую попытку изучить свойства предметов и овладеть новыми навыками, в будущем у него разовьются целеустремлённость, усидчивость и самоконтроль. Кроме благоприятной среды для формирования навыка и развития характера в целом, необходимо целенаправленное положительное подкрепление, которое создаёт у ребёнка ощущение успеха.

По нашему мнению, необходимым условием гармоничного воспитания характера ребёнка является тренировка его волевой сферы. Хорошо развитая воля создаёт предпосылки к дальнейшему самовоспитанию человека во взрослом возрасте, к его успешности на работе, в учёбе, взаимодействии с коллективом. В семье развитие волевой сферы ребёнка осуществляется в процессе приобщения к учебной и трудовой деятельности, когда взрослые ставят перед ребёнком цель и контролируют процесс выполнения с обязательным поощрением за малейшие достижения. Такие простые, казалось бы, действия, как уборка игрушек, мытье посуды требует от маленького человека совершения волевых усилий.

В семейной системе ребёнок наследует нравственные убеждения, которые затем становятся стимулом к совершению тех или иных поступков. А воля, в свою очередь, способствует воплощению в жизнь целенаправленных действий. Таким образом, семья влияет на мировоззрение и поведение маленького человека, формируя у него свои особенные способы реагирования на жизненные ситуации.

В основе характера любого человека, помимо темперамента и воли, лежат те нравственные принципы, которыми он руководствуется в течение жизни. Это именно те правила, которыми пользуется человек в определении добра и зла. Семья влияет на формирование этих представлений посредством собственного примера, создания благоприятной среды для общения с социумом, приобщения к культурным достижениям, специальных методов игрового взаимодействия, беседы.

Следует отметить, что для гармоничного развития характера ребёнка недостаточно только искусственных воздействий на его личность. Чтобы пример милосердия, чуткости, честности, порядочности был усвоен, ребёнок должен получать искреннюю любовь и принятие, без которых его личность не может развиваться. Кроме того, эффективность семейного воспитания определяется единством выдвигаемых требований к поведению ребёнка, адекватность системы поощрений и наказаний, благоприятная неконфликтная обстановка в отношениях с родственниками, интерес к ребёнку и удовлетворению его потребностей.

Е. А. Личко подробно рассматривает влияние неправильного семейного воспитания на появление крайне неблагоприятных последствий в характере ребёнка. [3, с.102] Гипопротекция характеризуется отсутствием интереса к потребностям и эмоциональной жизни ребёнка, невключенностью в процесс его развития, безнадзорностью. Чаще всего гипопротекция носит скрытый характер, когда родители проявляют внимание к нуждам ребёнка лишь формально, ограничиваясь удовлетворением его базовых потребностей в еде, крове и одежде, но не интересуясь ни духовным миром, ни кругом общения, ни увлечениями. В наше время родитель все чаще пытается заменить живое общение гаджетами, которые позволяют не заниматься с ребёнком и не тратить на него время. Такая родительская ошибка часто приводит к развитию праздности, истеричности, безответственности ребёнка. Часто подобный тип воспитания сочетается со стремлением родителей во что бы то ни стало оправдать поступки чада в глазах общества, стремлением избежать даже заслуженного наказания. Несложно предположить, что подобное родительское попустительство приводит к ощущению собственной безнаказанности и непониманию допустимых границ. За этим следует асоциальное поведение, которое сложно поддаётся коррекции. Не получая достаточного тепла и ласки от домочадцев, ребёнок склонен уходить в себя, проявлять мечтательность.

Гиперпротекция проявляется в мелочном контроле за любыми поступками ребёнка, чрезмерной опекой, запретом на самостоятельные действия и решения. Постоянная слежка, строгая система запретов и наказаний, отсутствие возможности к получению собственного жизненного опыта создают опасную ситуацию, когда в характере ребёнка появляются черты несамостоятельности, инфантильности, нерешительности, боязни постоять за себя. Кроме того, ребёнок рано или поздно, начинает бунтовать против постоянных запретов, подчиняясь своей природной любознательности. В крайних своих проявлениях такой бунт может привести к полному отказу от родительской заботы, уходу из дома, асоциальному поведению.

Жёсткое воспитание в семье с серьёзными наказаниями за мелкие проступки способно не только очерствить душу ребёнка, но и привести к более серьёзным последствиям, таким как психические расстройства, отклоняющееся поведение, употребление дурманящих веществ.

В том случае, если родители возлагают на ребёнка большие надежды, ждут от него осуществления собственных жизненных ожиданий или возлагают на него ответственность за младшего члена семьи, это может привести к развитию лидерских качеств, желанию власти над другими, ответственности и решительности. Но несостоятельность и промахи ребёнка могут привести к неуверенности в себе и развитию боязни неудач.

В случае несогласованности между разными членами семьи в воспитательных воздействиях, ребёнок чаще всего принимает сторону того человека, который выдвигает к нему меньше всего требований. Это негативно сказывается на развитии его характера, формируя такие качества, как лицемерие, лень, безответственность.

По нашему мнению, для правильного формирования характера ребёнка необходимо, чтобы его самооценка была адекватной. Это возможно только в условиях его безусловного принятия и любви от близких людей. Любовь родителей является базой для развития сострадания, отзывчивости и чуткости по отношению к другим людям. А адекватная самооценка позволяет человеку дать характеристику своим чертам характера и испытываемым эмоциям, закладывает основу для самоконтроля поведения и поступков.

Дав ребёнку представление о добре, красоте, мужестве, сострадании, члены семьи закладывают в нем отношение к миру, формируют индивидуальность. Подросший человек сможет дать своё обоснование поступков, дать характеристику действиям, сформировать отличное от других мнение. Становление неповторимого восприятия жизни даёт толчок дальнейшему личностному росту и творческому развитию. Самостоятельность жизненной позиции даёт возможность ребёнку формировать свою оценку своих поступков и поступков других, эффективно взаимодействовать в коллективе, приобретать новые знакомства и осуществлять совместную деятельность.

Таким образом, в семье ребёнок формирует первоначальное представление о том, как строятся взаимоотношения в мире, получает знания об окружающей действительности, приобретает необходимые для жизни качества характера. От того, какой будет воспитательная среда, зависит формирование всех положительных и отрицательных черт маленького человека. Тот пример для подражания, который ребёнок усваивает при взаимодействии со старшими родственниками, формирует будущую модель поведения и способы реакции в тех или иных жизненных ситуациях. Если в семье царит мир и взаимопонимание, если родители заботятся друг о друге и учат этому ребёнка, если уделяется достаточно внимания его культурному развитию, совершенствованию навыков, взаимодействию со сверстниками, духовному миру, ребёнок вырастает гармоничной личностью с необходимыми положительными чертами характера успешного человека.

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. — 4-е изд. — М.: Азбуковник, 1997. — 943 с.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Речь — 2010. — 256 с.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. — 4-е изд. -СПб.: Изд-во Питер, 2008. — 672 с.

5. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.- 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная среда, семья, внешняя среда, жизненная ситуация, развитие, характер человека, асоциальное поведение, благоприятная среда, духовный мир, маленький человек.

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Кононок Валерия Александровна, педагог-психолог городского центра психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Общеизвестен тот факт, что семья традиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможет вложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующую жизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определё нные функции:

• определять формирование личности ребёнка;

• обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;

• прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;

• закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье. Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.

Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.

Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.

Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.

Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда ребенок немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Физическое развитие в семье

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками. Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребё нка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни.

Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Становление личности

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами. Есть два направления этого процесса:

• целенаправленное влияние родителей на ребё нка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;

• наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

учат правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;

• учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;

• учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;

• обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.

В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности. Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.

При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность. Родители внимательно выслушивают ребенка, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.

В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности ребенка. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.

В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация. Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.

При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

• восприятие ребёнка таким, какой он есть;

• эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию ребенка и смотрит на проблему его глазами;

• конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи :

• отыскивать время для простого общения с ребенком;

• быть активным участником семейной жизни;

• способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;

• иметь понятие об этапах жизни ребёнка;

• не давить на ребенка, позволяя ему самому принимать решения;

• позволять ребенку отстаивать собственное мнение;

• относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;

• уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Всех нас окружают люди. С момента рождения и до момента смерти мы находимся среди других людей и не можем не взаимодействовать с обществом и не быть его частью. В течение всей жизни, развиваясь, мы подвергаемся воздействию различных факторов, важнейшим из которых является влияние нашего ближайшего окружения — нашей семьи.

Что такое семья

Психологи определяют семью, как группу взаимодействующих людей, которых объединяют супружеские отношения и родственные связи. Семьи могут быть разные по количеству членов и структуре, но все они имеют одну задачу — взаимопомощь во всестороннем развитии каждого члена семьи.

Объединенные общим жильем, бытом, бюджетом, родственной связью и семейными ценностями люди становятся единой группой. К составу семьи относят мужа, жену и их детей. Все остальные родственники остаются близкими и родными, но как бы на расстоянии.

Место ребенка в семье

Мы уже выяснили, что такое семья и кто к ней относится. Какую же позицию в ней занимает ребенок? В системе семейных отношений ребенок — наиболее слабое звено, он маленький, мало к чему приспособлен и нуждается в защите и заботе. Одеть, накормить, обогреть и защитить — таковы основные родительские инстинкты.

В то же время, он не имеет ни знаний, ни умений, ни опыта, поэтому его учат. Учат всему, что умеют и знают сами. Дети очень восприимчивы к окружению, поэтому многие элементы характера, поведения, реакций взрослых членов семьи они копируют, как маленькие обезьянки.

Семья является основополагающим звеном в жизни и развитии детей. Именно она имеет наибольшее влияние на их формирование и становление как личностей.

Роль семьи в воспитании детей

В жизни каждого из нас, родители, и семья в целом, занимают особое место. Ребенок с первых лет жизни попадает в атмосферу своей семьи и впитывает те нормы поведения и отношений, которые были приняты именно в его окружении.

Семья — важнейший фактор влияния на ребенка. Именно ее ежедневное, длительное влияние формирует личность малыша. Непрерывный, изо дня в день, воспитательный процесс не заменит ни один детсад, ни одна школа, даже интернатного типа.

Главные ответственные за воспитание люди — это мама и папа. Именно они отвечают за то, каким вырастет их ребенок.

Любовь ребенка к родителям выражается в том, что он во всем им подражает. Воспринимая как пример поведение родителей, малыш перенимает и хорошее, и плохое. Повзрослев, человек начинает копировать ситуации родительской семьи. Часто он выбирает партнера или супруга, похожего на отца (мать), модель семьи также строится по типу родительской.

Какой путь изберет человек во взрослой жизни, какую профессию выберет, как будет строить отношения с противоположным полом — все это закладывается в детстве.

Семьи бывают очень разные как по составу, так и по жизненным обстоятельствам. Воспитание детей в многодетных семьях будет сильно отличаться от воспитания ребенка-инвалида, или от бережного отношения возрастной пары к единственному ребенку. А обстановка внутри обычной полной семьи будет совсем непохожа на авторитарность матери-одиночки. Но в каждой семье, независимо от состава и обстоятельств, роль главного воспитателя лежит на родителях.

Но не только положительные аспекты личности формируются семьей. Весь негатив, с которым сталкивается ребенок, также влияет на его формирование.

Реакция ребенка на конфликты в семье

В каждой семье время от времени возникают конфликты. Это могут быть разные точки зрения, столкновения интересов, принципиальные разногласия по важным вопросам. Это нормально, ведь все люди разные, воспитывались в разных семьях и имеют свое мнение. Если такие выяснения отношений нечастые, не очень агрессивные и не перерастают в рукоприкладство — не стоит волноваться за ребенка. Стоит объяснить ему, что это просто спор, что мама и папа уже помирились и все хорошо.

Но при частых скандалах ребенок начинает сильно переживать, ведь он любит обоих родителей. Малыш проецирует конфликт на себя, считая, что в ссоре виноват именно он, и это отражается на его здоровье и внутреннем состоянии. Сильное чувство вины вызывает стресс и может по-настоящему травмировать детскую психику.

Накричав, или, что намного хуже, отшлепав ребенка, родитель будет чувствовать вину и угнетенность. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой вред будет нанесен малышу. Чувство вины, ненужности, отверженность самыми близкими людьми — вот неполный перечень того, что приведет вашу кроху к пониженной самооценке, замкнутости и депрессиям.

Примеры положительного влияния

Итак, атмосфера, в которой растет ребенок, напрямую влияет на то, какой личностью он станет, какие бытовые привычки сформируются, какое окружение и модель семьи в будущем он выберет. Каждый из членов семьи, не только родители, вносит свою лепту в эмоциональный фон и в отношения.

Примеры отрицательного влияния

Кроме положительного влияния, семья может оказывать и отрицательное. Прежде всего, это происходит в неблагополучных семьях, а также семьях, в которых высокий уровень сложных условий. К таким можно отнести такие условия, как:

  • бедность;
  • низкий уровень развития родителей;
  • неполная семья;
  • равнодушное отношение к ребенку;
  • нежелательная беременность, и, следовательно, нежелательный ребенок.

Бесконтрольность ребенка, когда родители слишком заняты своими делами, может быть опасна. Предоставленные себе дети нередко часто ищут развлечений не в тех местах, попадая в дурные компании.

Гиперопека также отрицательно влияет на формирование ребенка. Находясь под неусыпным контролем бдительных родителей, он теряет волю и инициативу, вырастая боязливым, нерешительным, робким и неуверенным в себе. Ни о защите своих интересов, ни о самозащите речь не идет совсем — запуганный контролем ребенок не способен даже просто дать сдачи обидчику.

Холодность по отношению к ребенку может быть обусловлена различными причинами, в которых мы не будет сейчас разбираться, это тема для отдельной статьи. Важно то, что дети не получают полноценного эмоционального развития в обстановке безразличия и эмоциональной отверженности. Отсутствие любви бьет по малышам гораздо сильнее, чем отсутствие новой игрушки или модного велосипеда. Без любви и внимания, чувствуя себя ненужным, ребенок зарабатывает неврозы и озлобленность по отношению к тем, кто, по его мнению, эту любовь получил.

Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.

    Между родителями и детьми существует разумная привязанность.
  1. С раннего возраста ребенок развивает коммуникативные навыки. Он способен просить и объяснять, с ним можно договориться.
  2. Родители совместно ухаживают за детьми, что дает им почувствовать заботу каждого из родителей.
  3. Понимание особенностей детского развития.
  4. Соответствующее возрасту сексуальное воспитание, не входящее в противоречие с моралью и конституцией.
  5. Достаточное количество внимания, которое получают дети.
  6. Адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие непосильных требований и нагрузок.
  7. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
  8. Разумное планирование финансов семьи, знакомство детей с основами планирования.
  9. Обучение детей согласно возрасту домашним делам. Не нужно требовать непосильного. Помыть яблоки способен уже 2-х летний малыш, а 3-х летний может помочь маме достать ложки к обеду, в 5 лет можно детей ознакомить с пылесосом и т.д.

В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека — это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку — это адекватная любящая семья.

Читайте также: