Деятельность воспитателя в период адаптации детей к детскому саду

Обновлено: 02.07.2024

Что такое адаптация

В период адаптации можно наблюдать эмоциональную и физическую нестабильность — ребенок может часто плакать, скучать по маме, расстраиваться по мелочам, перестать кушать или спать. Это нормально.

3 степени адаптации

Процесс адаптации может протекать по-разному. Выделяют несколько уровней адаптационного процесса:

Легкая степень адаптации

С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Иногда могут появляться моменты отрицания, но они быстро проходят. Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя.


Продолжительность адаптации: 7-14 дней.

Средняя степень адаптации

Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в первые минуты после расставания с родителями, после чего быстро включается в игру. Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с другими детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений.

Продолжительность адаптации: 14-21 день.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно, отрывая от мамы. Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки, например, забыть цифры, буквы. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых.

Продолжительность адаптации: до 60 дней.

Ребенок не может долгое время находиться в напряжении. Спустя некоторое время он или придет в норму, или в случае тяжелой степени адаптации может заболеть. Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня. Другим может потребоваться несколько недель или месяцев.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, необходима совместная работа воспитателя и родителей.

Советы воспитателю: как облегчить процесс адаптации

Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и с родителями влияет на то, как в целом пойдет весь процесс и как быстро он закончится.

Работа воспитателя с родителями

Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю в первую очередь нужно установить контакт с родителями.

Пригласите родителей на экскурсию по детскому саду, прежде чем они приведут туда ребенка. Пусть они посмотрят, где их дети будут спать, играть, кушать и заниматься. Ознакомьте их с распорядком дня. Спокойствие родителей — это залог положительного отношения ребенка к детскому саду. Любое волнение родителей будет передаваться и детям.

Договоритесь с родителями, чтобы они приводили детей в садик с разницей в 5-10 минут. Это позволит вам встретить каждого ребенка индивидуально и установить с ним контакт, чтобы процесс расставания с родителями прошел более безболезненно.

Когда контакт с родителями установлен, можно выстраивать отношения с детьми.

Работа воспитателя с детьми

Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они рядом с вами чувствовали себя в безопасности.

При первом знакомстве с малышом будьте ласковы с ним. Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь, предлагайте свою помощь, проявляйте к нему интерес, например, задавайте вопросы о его настроении и самочувствии. У ребенка с первой встречи должно сложиться впечатление, что вам можно доверять, что вы друг, который всегда поможет.

Познакомьтесь с ребенком в неформальной обстановке. Например, присоединитесь к малышу с мамой на прогулке. Тогда ребенок будет воспринимать вас как знакомого, увидев в детском саду.

Создайте в группе теплую и домашнюю атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в комфорте и безопасности. Это можно сделать с помощью предметов декора — комнатные цветы, небольшие домики или уголки для уединения. Дети могут приносить свои игрушки, чтобы рядом были знакомые предметы.

Периодически прикасайтесь к детям и обнимайте их. Тактильный контакт дает им чувство защищенности и помогает быстрее адаптироваться.

Вовлекайте детей в групповые и индивидуальные интересные игры. Если дети будут увлечены, их переживания отойдут на второй план. Кроме того, игры помогут сформировать в лице воспитателя образ лидера, который в любой ситуации придет на помощь.

Алгоритм адаптации к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это поэтапный процесс. Задача воспитателя - регулировать эти этапы и направлять родителей.

Посещение детского сада лучше начинать с дневных и вечерних прогулок с группой. Мама остается рядом с ребенком на время этих прогулок. В течение первой недели можно приводить ребенка на несколько утренних часов. Если возможно, мама остается в группе с ребенком, если нет, то просто приходит за ним после утренней прогулки.

В течение второй недели время пребывания малыша увеличивается до обеда. Он кушает вместе с остальными, после чего мама забирает его домой. На третьей и четвертой неделе ребенка можно оставлять на дневной сон и забирать его сразу после сна или после полдника.

После четвертой недели ребенка можно оставлять в детском саду на полный день. Во время адаптационного периода важно приводить ребенка самым первым или самым последним, чтобы он не видел слез других детей. Лучше накормить ребенка дома, поскольку многие дети отказываются есть в незнакомой обстановке, тем более непривычную еду.

Завершение адаптации

Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении 7 дней ребенок:

Не плачет без причины и не спрашивает про маму

С интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем

Хорошо спит, ест и не болеет

Успех адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе.

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
На страницах нашего сайта Вы найдете:

  • статьи, публикации, памятки, касающиеся вопросов воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста;
  • опыт работы наших педагогов с детьми и родителями;
  • полезную информацию, которая поможет вам в решении широкого круга повседневных воспитательных проблем.

Надеемся, что наш сайт поможет вам избежать сложных ситуаций, возникающих в процессе воспитания, обучения и общения с детьми!

Информация для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

При наличии льготного права на внеочередное и первоочередное определение ребёнка в МБДОУ Симферопольского района заявители (законные представители ребёнка) в срок до 1 мая 2020 года обязаны обновить информацию о наличии льготы, согласно п. 3.42 Административного регламента.

Дополнительно сообщаем: срок действия документа, подтверждающего наличие льготы на внеочередное и первоочередное зачисление ребёнка в МБДОУ, у родителей - граждан из подразделений особого риска, сотрудников, обеспечивающих правопорядок на территории Северо–Кавказского региона РФ, сотрудников Следственного комитета РФ, прокуроров, судей, военнослужащих, сотрудников полиции, сотрудников органов уголовно–исполнительной системы, сотрудников федеральной противопожарной службы, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников таможенных органов:

- во время массового основного комплектования (справки с апреля по август 2020 года) - до 01.09.2020;

- в дальнейшем - в течение 30 (тридцати) дней со дня выдачи.

Срок действия документов, подтверждающих статус многодетной семьи, наличие инвалидности у ребёнка или у одного из родителей, определяется сроком, указанным в данном документе.

Для подтверждения необходимых документов в управлении образования можно переслать сканированные копии на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

При постановке детей на учет необходимо предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) ребёнка (паспорт) (скан-копия);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя ребёнка (скан-копия);
  • свидетельство о рождении ребёнка (скан-копия);
  • свидетельство (справку) о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования Симферопольский район;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии для постановки на учет в группы компенсирующей и комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • документ, подтверждающий право на внеочередное или первоочередное определение ребенка в МБДОУ, при его наличии (скан-копия);
  • родители (законные представители) детей, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно представляют документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Для внесения изменений в заявление о постановке ребенка в электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения Симферопольского района (Внести ДОО 1 и ДОО 2) необходимо заполнить заявление (приложение 1) и переслать скан-копию заявления на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Для перевода ребёнка из очереди одного дошкольного учреждения в другое необходимо заполнить заявление (приложение 2) и переслать скан-копию с подтверждающими документами на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

При переводе ребёнка из очереди одного МБДОУ муниципального образования Республики Крым в МБДОУ Симферопольского района необходимо:

− заявление о переводе ребёнка из одного МБДОУ муниципального образования в другое МБДОУ по форме, согласно Административному регламенту муниципального образования;

− согласие на обработку персональных данных по форме, согласно Административному регламенту муниципального образования;

− документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) (паспорт) (скан-копия);

− документ, подтверждающий полномочия законного представителя ребёнка (скан-копия);

− свидетельство о рождении ребёнка (скан-копия);

− свидетельство (справка) о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования Симферопольский район (скан-копия);

− вид на жительство в Российской Федерации или документ, подтверждающий право Заявителя на пребывание в Российской Федерации (для иностранных граждан) (скан-копия);

− документ, подтверждающий право на внеочередное или первоочередное определение ребенка в МБДОУ, при его наличии (скан-копия);

− заключение психолого – медико-педагогической комиссии для постановки на учет в группы компенсирующей и комбинированной направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Автор: Иванова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "АК каен"
Населённый пункт: г.Буинск, Буинский район
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду
Раздел: дошкольное образование

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К

a)
знакомство с материалами (краски, ручки и бумага);
b)
рисование пальчиковыми красками (вместе с другими детьми) (правила рисования: мыть руки после работы, не пачкать детей и окружающее и т.д.);
c)
простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и т.д.);
d)
рисование рядом с другими детьми (у каждого свои инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);
e)
рисование гуашью, кисточками (сначала одной краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на листе бумаги и т.д.).
1.

Рисование красками на камне.
a) совместный поиск природного материала b) знакомство с материалом c) рисование гуашью, кисточками и т.д.
2.

Работа с песком.

a)
рисование на песке;
b)
создание из песка фигурок с помощью формочек;
c)
создание из песка горок, ямок и т.д.
3.

a)
знакомство с материалом (бумага цветная, клей, ножницы);
b)
приклеивание готовых деталей;
c)
разрезание бумаги
Лепка из теста.

a)
знакомство с материалом (тесто);
b)
простейшие приемы работы с тестом (разминание, катание колбасок, шариков, отщипывание).


Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Профессия воспитателя детского сада – одна из благородных и нужных людям.


Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок".

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.

Такие игры, как "Книжка – угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребенок ест с аппетитом;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими.
  • Играет.

Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.

В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды.

Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

Читайте также: