План охраны судна кратко

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " ПЛАН ОХРАНЫ СУДНА. СОСТАВ ПЛАНА ОХРАНЫ СУДНА 1. Меры по предотвращению появления на судне оружия, опасных веществ и устройств, предназначенных для применения." — Транскрипт:

1 ПЛАН ОХРАНЫ СУДНА

2 СОСТАВ ПЛАНА ОХРАНЫ СУДНА 1. Меры по предотвращению появления на судне оружия, опасных веществ и устройств, предназначенных для применения против людей, судов или портов; 2. Определение мест ограниченного доступа на судне и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним; 3. Меры по предотвращению несанкционированного доступа на судно; 4. Процедуры ответных действий при угрозе или нарушении охраны, включая положения по обеспечению критически важных операций на судне или при взаимодействий судно/порт;

3 СОСТАВ ПЛАНА ОХРАНЫ СУДНА 5. Процедуры выполнения любых инструкций по охране, которые могут отдавать Договаривающиеся правительства при уровне охраны 3; 6. Порядок эвакуации при угрозах или при нарушениях охраны судна; 7. Обязанности членов экипажа судна по обеспечению охраны; 8. Процедуры аудита деятельности по охране; 9. Процедуры тренировок, учений и упражнений по плану;

5 СОСТАВ ПЛАНА ОХРАНЫ СУДНА 15. Процедуры проверок, испытаний, калибровок и техобслуживания всего судового охранного оборудования; 16. Периодичность испытаний или калибровки любого охранного оборудования; 17. Указание мест установки точек пуска судовой системы оповещения; 18.Процедуры, инструкции и руководства по использованию судовой системы оповещения, включая испытание, включение, выключение и возврат в исходное положение и по ограничению ложных сигналов тревоги.

6 СОСТАВ ПЛАНА ОХРАНЫ СУДНА Одобрение плана охраны судна производится Договаривающимся правительством или от его имени признанной в области охраны организации

7 СОСТАВ ПЛАНА ОХРАНЫ СУДНА Процедуры плана охраны судна включают: Организационные и материальные меры по охране судна, принимаемые при уровне охраны 1 для постоянного поддержания. Дополнительные или усиленные меры охраны судна при переходе на уровень охраны 2. Возможные подготовительные действия, которые могут быть предприняты на судне при получении инструкций по переходу на уровень охраны 3 и указаний от тех, кто принимает контрмеры при происшествии или его угрозе.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО ОХРАНЕ СУДОВ И ПОРТОВЫХ СРЕДСТВ

ПРЕАМБУЛА

1 Дипломатическая конференция по охране на море, состоявшаяся в Лондоне в декабре 2002 года, приняла новые положения для включения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года и настоящий Кодекс с целью усиления охраны на море. Эти новые требования очерчивают международную структуру, с помощью которой возможно сотрудничество со стороны судов и портовых средств с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих обеспечению охраны на морском транспорте.

2 После трагических событий 11 сентября 2001 года, на 22-й сессии Ассамблеи ИМО в ноябре 2001 года было единогласно принято решение выработать новые меры в отношении судов и портовых средств для принятия их в декабре 2002 года на Конференции Договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС-74 (известной как Дипломатическая конференция по охране на море). Подготовка к Дипломатической конференции была поручена Комитету по безопасности на море (КБМ) Организации на основе документов, представленных государствами-членами, межправительственными, а так же неправительственными организациями, имеющими консультативный статус в ИМО.

3 КБМ, на своей первой внеочередной сессии, проходившей также в ноябре 2001 года, организовал Межсессионную рабочую группу по охране на море с целью ускорения разработки и принятия соответствующих мер. Первое заседание Межсессионной рабочей группы КБМ по охране на море состоялось в феврале 2002 года, результаты обсуждения были направлены на рассмотрение 75-й сессии КБМ в мае 2002 года, когда специальная Рабочая группа КБМ разработала далее эти предложения. На КБМ-75 был рассмотрен доклад этой Рабочей группы, и было рекомендовано продолжить работу в сентябре 2002 года на следующем заседании Межсессионной рабочей группы КБМ. На 76-й сессии КБМ были рассмотрены итоги сессии Межсессионной рабочей группы КБМ, заседавшей в сентябре 2002 года, итоги заседания, состоявшегося в декабре 2002 года, непосредственно перед Дипломатической конференцией, и заседания Рабочей группы КБМ в ходе КБМ-76. Была согласована окончательная версия предложенных текстов для рассмотрения на Дипломатической конференции.

4 Дипломатическая конференция (9-13 декабря 2002 года) приняла также поправки к существующим положениям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), способствующие ускорению выполнения требования об оборудовании судов автоматическими идентификационными системами, и приняла новые правила для включения в главу XI-1 СОЛАС-74, касающиеся нанесения опознавательных номеров судов и необходимости иметь на судне Журнал непрерывной регистрации истории судна. Дипломатическая конференция приняла также несколько резолюций Конференции, включая резолюции, касающиеся внедрения и пересмотра Кодекса, технического сотрудничества и совместной работы с Международной организацией труда и Всемирной таможенной организацией. Было признано, что после завершения работы вышеупомянутых двух организаций может потребоваться пересмотр и внесение поправок в определенные новые положения, касающиеся охраны на море.

5 Положения главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и данного Кодекса применяются к судам и портовым средствам. Расширенное применение СОЛАС-74 в отношении портовых средств было согласовано на том основании, что в СОЛАС-74 имеются ускоренные меры, обеспечивающие скорейшее вступление в силу и результативность упомянутых положений по охране. Однако, далее было решено, что положения, касающиеся портовых средств, должны относиться только к взаимодействию судно/порт. А вопросы, касающиеся всей охраны портовых территорий, станут предметом дальнейшего обсуждения при проведении дальнейшей совместной работы Международной морской организации и Международной организации труда. Было также решено, что положения не должны распространяться на конкретные ответные действия при нападении или на какую-то бы то ни было необходимую деятельность после таких нападений.

6 При составлении проектов этих положений учтена необходимость обеспечить совместимость положений Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ) и гармонизированной системы освидетельствований и оформления свидетельств.

7 В положениях представлены значительные изменения в подходе международного морского сообщества к вопросу об охране на морском транспорте. Признается, что эти положения могут оказаться значительным дополнительным бременем для некоторых Договаривающихся правительств. Поэтому полностью признается важность технического сотрудничества в деле оказания помощи Договаривающимся правительствам при применении упомянутых положений.

8 Выполнение этих положений потребует постоянного эффективного сотрудничества и взаимопонимания всех вовлеченных сторон или всех тех, кто использует суда и портовые средства, включая судовой персонал, портовый персонал, пассажиров, структуры, представляющие интересы груза, управленческий персонал судна и порта и всех тех представителей национальных и местных властей, кто несет ответственность за охрану. Существующая практика и процедуры должны пересматриваться и изменяться, если они не обеспечивают адекватного уровня охраны. В интересах усиления охраны на море дополнительная ответственность ляжет на представителей судоходства и портов, а также на национальные и местные власти.

9 Руководство, представленное в части В данного Кодекса, следует учитывать при выполнении положений главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и части А данного Кодекса, касающихся охраны на море. Признается, однако, что сфера применения этого руководства может меняться, в зависимости от характера портового средства, судна, и особенностей выполняемых им рейсов и/или от груза.

10 Ничто в данном Кодексе не должно истолковываться или использоваться таким образом, чтобы не соответствовать основным правам и свободам личности, предусмотренным международными инструментами, особенно если это касается тружеников моря и беженцев, включая положения Декларации МОТ об основных принципах, правах и труде, также как и соответствующим международным трудовым стандартам, применимым к морякам и портовым рабочим.

11 Признавая, что Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками обеспечивает возможность членам иностранных экипажей быть допущенными государственными властями на берег, при условии что судно, на котором они прибыли в порт, выполнило формальности по приходу, а государственные власти, не имеют причин отказать в разрешении сойти на берег по причинам, связанным со здоровьем, государственной безопасностью или общественным порядком, Договаривающимся правительствам, при принятии планов охраны судов и портовых средств, следует осознавать тот факт, что судовой персонал живет и работает на судне, и людям необходимо сходить на берег и иметь доступ к расположенным на берегу и предназначенным для моряков учреждениям, включая медицинские.

ЧАСТЬ А

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
ГЛАВЫ XI-2 ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО
ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 ГОДА С
ПОПРАВКАМИ


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Введение

Данная часть Международного кодекса по охране судов и портовых средств содержит обязательные положения, на которые делается ссылка в главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.

1.2 Цели

Целями данного Кодекса являются:

.1 создание международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих происшествия, связанные с нарушением охраны судов или портовых средств, используемых в международной торговле;

.2 распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море;

.3 обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной;

.4 предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны; и

.5 обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море.

1.3 Функциональные требования

Для достижения своих целей, данный Кодекс объединяет большое количество функциональных требований. Не ограничиваясь перечисленным ниже, они включают:

.1 сбор и оценку информации в отношении угроз охране и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;

.2 требование соблюдения протоколов связи для судов и портовых средств;

.3 предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;

.4 предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;

.5 обеспечение средствами подачи сигналов оповещения в случае происшествия или угрозы происшествия;

.6 требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценках охраны; и

.7 требование о подготовке персонала, учениях и занятиях для освоения планов охраны и процедур.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Для целей данной части, если специально не оговорено иное:

.2 Правило означает правило Конвенции.

.3 Глава означает главу Конвенции.

.4 План охраны судна означает план, выработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц или судна от рисков нарушения охраны.

.5 План охраны портового средства означает план, выработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, их грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны на территории портового средства.

.6 Лицо командного состава, ответственное за охрану судна означает лицо, подотчетное капитану, назначенное компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компании, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.

.7 Должностное лицо компании, ответственное за охрану означает лицо, назначенное компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицом командного состава, ответственным за охрану судна.

.8 Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану означает лицо, назначенное ответственным за выработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства и за связь с лицами командного состава, ответственными за охрану судов, и с должностными лицами компании, ответственными за охрану.

.9 Уровень охраны 1 означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны.

.10 Уровень охраны 2 означает уровень, при котором, из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны.

.11 Уровень охраны 3 означает уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения.

2.2 Термин судно, когда он используется в данном Кодексе, включает морские передвижные буровые установки и высокоскоростные суда, определенные в правиле ХI-2/1.

2.3 Термин Договаривающееся правительство, в связи с любой ссылкой на портовое средство, когда он используется в разделах 14-18, включает в себя ссылку на Назначенный властный орган.

2.4 Термины, не определенные иначе в данной части Кодекса, имеют то же самое значение, которое придается им в главах I и ХI-2 Конвенции.

3 ПРИМЕНЕНИЕ

3.1 Данный Кодекс применяется к:

.1 следующим типам судов, совершающих международные рейсы:

.1* пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда;

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

.2 грузовые суда, включая высокоскоростные суда, вместимостью 500 и более; и

.3 морские передвижные буровые установки; и

.2 портовым средствам, обслуживающим такие суда, совершающие международные рейсы.

3.2 Несмотря на положение пункта 3.1.2, Договаривающиеся правительства решают вопрос об объеме применения данной части Кодекса к тем портовым средствам на их территории, которые, хотя и используются главным образом судами, не совершающими международные рейсы, вынуждены иногда обслуживать суда, приходящие из международного рейса или уходящие в международный рейс.

3.2.1 Договаривающиеся правительства основывают свои решения по пункту 3.2 на оценке охраны портового средства, выполненной в соответствии с данной частью Кодекса.

3.2.2 Любое решение, принимаемое Договаривающимися правительствами по пункту 3.2, не должно вести к снижению уровня охраны, предусмотренного главой ХI-2 или данной частью Кодекса.

3.3 Данный Кодекс не применяется в военным кораблям, вспомогательным судам военно-морского флота и другим судам, принадлежащим Договаривающемуся правительству или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы.

3.4 Разделы с 5 по 13 и раздел 19 данной части Кодекса применяются к судам и компаниям, как указано в правиле ХI-2/4.

3.5 Раздел 5 и разделы с 14 по 18 данной части Кодекса применяются к портовым средствам, как указано в правиле ХI-2/10.

3.6 Ничто в данном Кодексе не предопределяет права и обязанности государств по международному праву.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ

4.1 При условии соблюдения положений правил ХI-2/3 и ХI-2/7, Договаривающиеся правительства устанавливают уровни охраны и предоставляют руководство по защите от происшествий, связанных с охраной. Более высокие уровни охраны предполагают наличие большей вероятности происшествия. Для установления соответствующего уровня охраны принимаются к рассмотрению следующие факторы:

.1 степень доверия к информации об угрозе;

.2 степень обоснованности информации об угрозе;

.3 степень конкретности информации об угрозе или степень неизбежности угрозы; и

.4 потенциальные последствия такого происшествия.

4.2 Договаривающиеся правительства, если они устанавливают уровень охраны 3, издают, при необходимости, соответствующие инструкции и обеспечивают относящейся к охране информацией суда и портовые средства, к которым может относиться этот уровень.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОХРАНЫ СУДНА
Организационная структура охраны судна представлена на схеме 1.
Схема 1

chema1

∗) Имя, должность и информация для связи с Должностным Лицом Компании, даны Дополнении 3.
**) Если имеется в штатном расписании.
***) ЛКС на судне является Капитан.
Для организации работы и осуществления мер по охране судна создается судовой комитет безопасности в составе:
– Капитан
– Лица командного состава, имеющие обязанности по охране: старший помощник, старший механик.

Цель работы:Изучить состав и назначение Плана охраны судна в соответствии с международными и национальными требованиями.

Содержание отчёта:Отчёт должен содержать обоснование Плана охраны судна,его цели и задачи в соответствии с Кодексом ОСПС и Российским законодательством,описать структуру Плана по всем уровням охраны.

1.Международные и национальные требования и рекомендации по разработке Плана.

2.Основные цели Плана.

3.Уровни охраны судна по различным операциям на судне.

4.Структура и разделы плана.

5.Контроль защищённости судна.

6.Полномочия и ответственность капитана в соответствии с Планом.

7.Участки ограниченного доступа по трём уровням охраны судна.

Теоретические сведения к Практической работе:

Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией Компании План охраны судна. Никакие изменения одобренного плана, касающиеся охраны судна и охранного оборудования, не должны задействоваться до тех пор, пока соответствующие поправки к плану на будут одобрены Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией).

Основные цели Плана:

1)своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению;

2) предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране как на судне, так и во взаимоотношениях судна с судоходной Компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.

Судовой план охраны готовится с учетом вероятных рискованных ситуаций, с которыми может столкнуться судовой экипаж, его способности и подготовки, возможности установления безопасных охраняемых зон на судне и средств наблюдения и обнаружения, которые имеются на судне.

План должен содержать три уровня охраны:

уровень охраны 1 означает обычный уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;

уровень охраны 2 означает повышенный уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;

уровень охраны 3 означает исключительный уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения. При этом уровне охраны судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством.

План охраны судна разрабатывается на основе руководства, представленного в части В Кодекса ОСПС.

План должен содержать следующее:

• подробное изложение организационной структуры охраны судна;

• подробное изложение взаимоотношений судна с Компанией, портовыми средствами, другими судами и соответствующими властями, несущими ответственность за охрану;

• подробное изложение мер по предотвращению того, чтобы на судне не оказались предназначенные для применения против людей или портов оружие, опасные вещества и устройства, на перевозку которых нет полномочий;

• перечисление участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;

• подробное описание мер по предотвращению несанкционированного доступа на судно;

• процедуры ответных мер при угрозе происшествия или несанкционированных действиях, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;

• подробное изложение мер охраны, предусмотренных для 3-хуровней охраны

• порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны;

• обязанности и область ответственности всех членов экипажа судна, привлеченного к охране;

• процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;

• процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;

• процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности на основании опыта или изменившихся обстоятельств;

• сведения о лице командного состава, ответственного за охрану судна;

• сведения о должностном лице Компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;

• процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;

• частоту проведения испытаний или калибровки любого судового оборудования охраны, если оно имеется;

• указание мест размещения точек запуска судовой системы оповещения;

План охраны судна подвергается регулярным (на плановой основе) пересмотрам (обзорам) и внутренним аудиторским проверкам не реже одного раза в год. Целями обзора и внутренней аудиторской проверки являются:

• проверка соответствия плана своему назначению, а также требованиям международных и национальных стандартов, норм и правил;

• оценка правильности и эффективности предусмотренных мероприятий по охране судна;

• выявление недостатков и несоответствий плана и выработка предложений по их устранению;

• выработка предложений по совершенствованию плана и приведение его на уровень современности на основании опыта эксплуатации или изменившихся обстоятельств;

Полномочия и ответственность капитана. Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасности и охраны судна, а также обращению к Компании или любому правительству за помощью, если она требуется.

Капитан, располагая предоставленными ему полномочиями и неся всю полноту ответственности за охрану и безопасность судна, судового персонала, груза и имущества, обеспечивает:

• организацию службы на судне, предусматривающую эффективные предупредительные или адекватные ответные меры при угрозе происшествия или несанкционированных действиях;

• распределение обязанностей, полномочий и ответственности судового персонала, вовлеченного в охрану;

• регулярное рассмотрение плана охраны судна на предмет его соответствия своему назначению на основе оценки охраны судна;

• плановое проведение учений и тревог по морской безопасности и охране судна.

Практическая работа №1.2 Контроль доступа на судно и защищённости судна.

-Изучить цели и задачиконтроля доступа на судна и защищённости судна в соответствии с Кодексом ОСПС.

Отчёт должен содержать обоснование подготовки персонала Компании и членов судового экипажа,его цели и задачи по контролю доступа на судно и защищённости судна в соответствии с Кодексом ОСПС и Планом охраны судна.

1.Какими правовыми актами устанавливаются требования к подготовке берегового персонала и членов судового экипажа в отношении контроля доступа на судна и защищённости судна .

2.Изложить вопросы и требования по которым осуществляется контроля доступа на судно .

3.Изложить требования к участкам ограниченного доступа.

4.Изложить требования контролю защищенности судна.

Теоретические сведения к Практической работе:

Контроль доступа на судно. Планом охраны судна должно предусматриваться ограничение доступа на судно, а также регистрация и контроль всех, кто привлекается к работе на судне в порту или на якоре. Это осуществляет вахтенный матрос у трапа судна в соответствии с должностной инструкцией и вахтенный начальник.

Планом охраны судна должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем средствам доступа на судно, а именно:

- посадочным трапам и аппарелям;

- посадочным дверям, бортовым иллюминаторам, окнам и лацпортам;

- швартовным тросам и якорным цепям;

Для каждого уровня охраны планом охраны судна должно быть установлено, какие средства должны применяться, чтобы удостоверить личности посетителей в целях допуска их на судно и для того, чтобы допущенные лица могли беспрепятственно оставаться на нем.. В плане должны быть предусмотрены положения, которые бы обеспечивали регулярное приведение пропускных систем к уровню текущих требований и принятие дисциплинарных мер при нарушении установленного порядка.

Планом охраны судна должны быть определены меры по контролю доступа на судно по трём уровням охраны .

Участки ограниченного доступа на судно. В плане охраны судна должны быть определены участки ограниченного доступа, которые должны вводиться на судне, указаны их границы, время применения ограничений, меры, которые должны применяться для контроля доступа на них по трём уровням охраны, а также меры, которые должны применяться для контроля деятельности внутри этих участков.

Участки ограниченного доступа устраиваются для:

• предотвращения несанкционированного доступа на судно;

• защиты пассажиров, экипажа судна и персонала портового средства или иных органов, уполномоченных находиться на судне;

• защиты важных, с точки зрения охраны, участков на судне;

• защиты груза и судовых запасов от самовольных действий.

Все участки ограниченного доступа должны маркироваться, ясно указывая на то, что доступ на них ограничен, и что несанкционированное нахождение в пределах участка является нарушением режима охраны. Следует рассмотреть вопрос об установлении специальных систем контроля доступа на такие участки. Порты, иллюминаторы и окна, которые могут служить путями доступа, должны быть надежно закрыты и иметь, по возможности, ламинированное остекление. Крышки иллюминаторов должны быть закрыты, а барашки обтянуты. Внутренние двери на таких участках, обеспечивающие непосредственный доступ к ключевым местам, таким как мостик, радиорубка, машинное отделение и каюта капитана, должны быть усилены и должны иметь специальные системы контроля доступа и автоматической аварийно-предупредительной сигнализации.

В число участков ограниченного доступа могут включаться:

• ходовой мостик, машинные отделения и иные посты управления;

• посты управления противопожарным оборудованием и системами;

• помещение рулевой машины;

• помещение подруливающего устройства;

• помещения, где находится оборудование и системы охраны и обнаружения, а также органы управления ими и системой оповещения;

• помещения вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, а также иные аналогичные помещения;

• помещения, откуда есть доступ к цистернам с питьевой водой, насосам или клапанным коробкам и трубопроводам;

• помещения провизионных кладовых и холодильных установок;

• помещения, содержащие опасные грузы или опасные вещества;

• помещения, где находятся грузовые насосы и органы управления ими;

• грузовые помещения и помещения для судовых запасов;

• жилые помещения экипажа;

• любые другие участки, куда должен быть ограничен доступ в целях поддержания защищенности судна, установленные должностным лицом Компании, ответственным за охрану, на основании проведения оценки охраны судна.

На участках ограниченного доступа могут находиться только:

• члены экипажа, несущие вахту в этих помещениях;

• судовой персонал, за которым закреплено заведование этого оборудования или помещения;

• обслуживающий и ремонтный береговой персонал в сопровождении вахтенного или ответственного по заведованию;

• должностные лица государства порта, осуществляющие контроль системы охраны и имеющие на то полномочия, в сопровождении членов экипажа.

Наблюдение за обработкой груза и доставкой судовых запасов и снабжения. Эта мера направлена на:

• предотвращение самовольных действий с грузом;

• предотвращение приема и хранения на судне груза, не намеченного к перевозке;

• предотвращение приема судовых запасов и снабжения без проверки;

• предотвращение самовольных действий с судовыми запасами и снабжением.

Контроль защищенности судна. Экипаж судна должен иметь возможность следить за обстановкой на борту в целом, за участками ограниченного доступа на судне, и за участками вокруг судна. Это можно реализовывать с помощью:

• вахтенных, охранников и палубных дозорных;

• автоматических устройств обнаружения вторжения и средств слежения за обстановкой.

В темное время суток и при ограниченной видимости на судне в порту, на якоре или на ходу должны освещаться палубы, места доступа на судно и его наружный контур без создания помех для требуемых навигационных огней и без нарушения требований безопасности мореплавания.

В дополнение к основной системе освещения используются стационарные или переносные светильники интенсивного света (прожекторы) для освещения территории, подозрительных лиц, транспортных средств или плавсредств, приближающихся к судну.

Планом охраны судна должны быть определены процедуры и оборудование, необходимые при каждом уровне охраны, а также средства, гарантирующие, что оборудование для слежения за обстановкой будет способно действовать непрерывно, с учетом возможного воздействия погодных условий или перерывов в подаче электропитания.

Угроза для судов при нахождении в море. Капитанам судов, при следовании в районах, где известны случаи нападения, Компанией судна должны даваться конкретные рекомендации относи­тельно действий, которые должны ими предприниматься при уровнях охраны 1—3. Правительства, в чьих территориальных морях проходит плавание или при намерении войти в их территориальное море, должны предлагать судам следующие рекомендации:

• изменить маршрут или отсрочить намеченный проход;

• идти конкретным курсом или следовать в конкретную точку;

• взять на борт дополнительный персонал или оборудование;

• участвовать в координации прохода, прибытия в порт или отхода из порта, чтобы сделать возможным сопровождение патрульным судном или самолетом (вертолетом).

Читайте также: