Школьный туризм как средство организации досуга подростков

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшим институтом социализации и самореализации личности подростка является самодеятельное объединение, которое стимулирует социальную активность и создает дополнительные условия для формирования жизненной позиции. Социализации и самореализации личности подростка в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Одной из перспективных форм организации досуга подростков является туристский клуб, способный компенсировать дефицит условий социализации и самореализации личности подростка в других значимых сферах жизнедеятельности. Целенаправленно организованная в рамках туристского клуба экскурсионная деятельность учащихся является одним из наиболее действенных средств познания окружающего мира, условием творческого развития личности и формирования коммуникативной культуры личности, выступающей базовой предпосылкой успешной социализации. Осуществляемая в форме общественного объединения, она обеспечивает переход от стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели коллективного творчества. Туристский клуб мы считаем объединением, сформированным на основе теории средового подхода в воспитании. Школьный туристский клуб как детская организация имеет большой социализирующий потенциал. Он проявляется прежде всего через возможности коммуникативного пространства клуба в ходе туристских и экскурсионных поездок и путешествий. Социальные условия общественного объединения детей и молодежи обуславливают воспитательный эффект проявления социальной активности личности.


1. Горский В.А., Чепик В.Д. Туризм как образовательное пространство // Дополнительное образование. - 2002. - № 7. - С. 19.

4. Мануйлов Ю.В. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. - М. – Н. Новгород : Изд. Волго-Вятской академии госслужбы, 2002. - С. 24.

5. Мануйлов Ю.С. Воспитание через среду. // Воспитательная работа в школе. - М. : Народное образование. – 2008. - 144 с.

6. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - С. 233, 234.

7. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Актуальные проблемы современной педагогики : межвузовский сборник научных трудов. – Пенза, 2001. - С. 3-5.

9. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1997. - С. 105, 107-108.

Важнейшим институтом социализации и самореализации личности подростка является самодеятельное объединение, которое стимулирует социальную активность и создает дополнительные условия для формирования жизненной позиции. Подросток в совместной деятельности осваивает конструктивные способы общения, вырабатывает личностные нормативные качества. Самодеятельная общность предоставляет дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения, оценки и признания результатов своей деятельности, и в силу этого обладает огромным воспитательным потенциалом. Социализации и самореализации личности подростка в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Досуговое пространство для подростка - это зона общения, сфера раскрытия его способностей и реализации потребности в самовыражении и признании. В самодеятельной общности подросток учится глядеть на мир глазами другого, проигрывая множество ролей, он глубже познает себя, соотносит свои недостатки с ценностями другого и корректирует свое поведение.

Цель исследования

В настоящее время значительное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию у школьников навыков, необходимых для полноценного существования в социуме. Общественные объединения детей и молодежи обуславливают

воспитательный эффект проявления социальной активности личности. Так, выражая субъектную позицию, как высший уровень проявления социальной активности, личность испытывает потребность реализовываться в социальной деятельности совместно с единомышленниками, общаться с ними, создавать общий круг интересов, что указывает на психологическую готовность к восприятию воспитательных воздействий коллектива в общественном объединении. Большой социализирующий потенциал как детская организация имеет школьный туристский клуб. Он проявляется прежде всего через возможности коммуникативного пространства клуба в ходе туристских и экскурсионных поездок и путешествий. Таким образом, целью нашего исследования является исследование потенциала туристского клуба как средства социализации подростков.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами была сформулирована концепция создания среды, способствующей социализации подростков в виде школьного туристского клуба. Данное объединение является одной из перспективных форм организации досуга подростков, способно компенсировать дефицит условий социализации и самореализации личности подростка в других значимых сферах жизнедеятельности. Туристский клуб мы считаем объединением, сформированным на основе теории средового подхода в воспитании. Под средовым подходом в воспитании понимается система действий со средой, обеспечивающая ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

В основу деятельности школьного туристского клуба была положена экскурсионная составляющая. Целенаправленно организованная в рамках туристского клуба экскурсионная деятельность учащихся является одним из наиболее действенных средств познания окружающего мира, условием творческого развития личности и формирования коммуникативной культуры личности, выступающей базовой предпосылкой успешной социализации. Осуществляемая в форме общественного объединения, она обеспечивает переход от стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели коллективного творчества. В туристском клубе подросток оказывается в условиях, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирующих те личностные качества, которые не раскрываются и не востребуются в социально нормативных сферах жизнедеятельности.

Детские и юношеские организации являются в основе своей добровольными объединениями. Дети, подростки, юноши и девушки входят во внеучебное объединение по собственному желанию и обладают возможностью выйти из него. Добровольное вхождение в организацию позволяет детям, подросткам, юношам и девушкам как субъектам социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, а также адаптации и обособления в социуме.

Добровольные объединения школьников могут быть и воспитательными организациями, то есть являться фактором относительно контролируемой социализации. В зависимости от того, кто создает ту или иную организацию, в ней может осуществляться тот или иной вид воспитания. Это работа проводится в ходе взаимодействия детских и юношеских объединений, содержанием которого в общем виде является следующее: организация социального опыта; обучение и просвещение; стимулирование самодеятельности; самообразование и позитивное самоизменение; индивидуальная помощь в решении проблем личностного становления.

Любой клуб как общественное объединение имеет четко выраженный социокультурный контекст. Понятие клубной деятельности, по мнению ряда исследователей, близко к понятиям рекреационной и досуговой, но не тождественно им. Общим является то, что все они, во-первых, реализуются в свободное время, во-вторых, их реализация определяется возможностями, имеющимися в конкретных социальных условиях. Но рекреационная и досуговая деятельность могут быть реализованы в групповых и массовых формах, а клубная - в коллективных. По содержанию рекреационная и досуговая деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая дополнительно к этому имеет творческий компонент, а клубная, будучи непременно творческой, имеет созидательную направленность. Клубная деятельность организуется на принципах добровольного объединения учащихся, имеющих корреспондирующие между собой интересы, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей учащихся.

Школьный туристский клуб, по нашему мнению, безусловно, вписывается в клубную модель воспитания и является одним из видов общественного объединения подростков. Социокультурный контекст клуба - это общность людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия, сообщества похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. Для подростковой среды примером клубной модели социального воспитания может служить детско-подростковый клуб, военно-исторический клуб, поисковый отряд и т.д. С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. В первую очередь это детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направлено на активное включение индивидов в общество. К ним относятся культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.д., которые функционируют в системе досуга. Однако не все досуговые объединения имеют четко направленный социализирующий потенциал.

Главное в досуге заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. К сожалению, часто социализирующее воздействие на детей и подростков бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах его деятельности - в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Довольно существенное значение в социализации подрастающего поколения имеет школа. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера, эпизодична и не имеет массового характера. Важным и эффективным средством социализации выступают досуговые учреждения, которые являются учреждениями полифункциональными и мобильными, способными объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.

Роль туристских объединений школьников, в том числе подростков, отмечал еще в 20-30 годах ХХ века Б.Е. Райков. В современных условиях ресурсы в области социализации школьных объединений, к которым, безусловно, можно отнести туристский клуб, еще больше возросли. Урбанизация приводит к тому, что все большее количество детей и подростков живет в городах, где они имеют возможность общаться с большим количеством сверстников, при этом часто это общение бывает неподконтрольно взрослым. Сегодня туристско-краеведческие объединения школьников работают в школах, учреждениях дополнительного образования по месту жительства учащихся. Методологической основой построения системы дополнительного туристского образования в современных условиях является идея рассмотрения сферы туризма как расширенного образовательного пространства, на фоне которого осуществляется последовательная смена состояний развития личности, становление ее интересов, морально-нравственной позиции, ее самоопределение в быстро меняющемся мире.

Школьные клубы имеют различную направленность: спортивные, технические, художественные, научные и т.д. Деятельность в таких объединениях иногда захватывает подростков, оттесняя семью, школу, неформальные компании. Чем притягательны такие клубы для современных школьников? По результатам опроса, на первом месте (41%) стоит мотив использования полученных в клубе знаний, умений и навыков в выборе будущей профессии. На втором месте (39,5%) стоит желание узнать что-либо новое, расширить свой кругозор. Следующим по значимости (27%) стоит мотив стремления к общению в клубе с друзьями и интересными людьми.

Мировой опыт показывает, что одним из первых и продуктивных путей вывода из кризиса системы общественного воспитания является развитие клубной деятельности учащихся как в рамках учебно-воспитательных учреждений, так и за их пределами. Именно таким объединением является школьный туристский клуб. Актуальность и необходимость реализации клубной деятельности школьников в последнем случае диктуется тем, что большое число учащихся в свободное от школы время предоставлены сами себе. По данным исследований, педагогически организованный досуг учащихся составляет всего 5-7% от общего объема свободного времени. По тем же данным, 70% молодых людей не могут организовать свой досуг, а 26% заявляют, что не знают, чем занять свое свободное время, и были бы рады его вообще сократить.

Таким образом, личность в социальной роли члена общественного объединения приобретает опыт проявления социальной активности, удовлетворяя свои личностные и социальные потребности. Освоение роли члена общественного объединения связано, прежде всего, с осознанием личностью своей жизненной цели, цели своего вхождения в организацию, своего места, роли и образа жизни в ней (и за ее пределами), а также возможностей, представляемых ребенку объединением.

Результаты исследования и их обсуждение

Туристский клуб как среда представляет особый интерес в процессе социализации подростков. Только средообразующие действия способны продуцировать надлежащее значение жизненной среды. Это необходимо для того, чтобы подчинить ее влияние воспитательным целям и тем самым обратить среду в средство воспитания.

Как досуговое объединение школьный турклуб прежде всего способствует культурному отдыху подростков, направляя их свободное время в позитивное русло. Туристский клуб может являться фактором успешной социализации подростков. Он представляет собой один из видов внеурочной деятельности, в которой проявляются основные признаки оптимальности того или иного процесса: ритмичность, полнота этапа, прогрессирующая вариативность, которые обуславливают то, что внеурочная деятельность становится причиной и движущей силой исследуемого процесса, важными условиями которого являются последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных форм и создание ситуаций успешности во внеурочной деятельности.

К ведущим принципам деятельности школьного клуба можно отнести следующие.

  • Обеспечение ее общественно полезной и нравственно ценностной направленности.
  • Принцип насыщения деятельности в клубном объединении творческими элементами.
  • Дифференциации и индивидуализации занятий в клубном объединении.
  • Гедонистическая направленность деятельности. Работа в клубном объединении должна стать для школьника источником положительных эмоций, доставлять удовлетворение, радость.
  • Принцип отсутствия утилитарности, бескорыстия. Возникающие в процессе любительских занятий ценности могут иметь практическое назначение, но они не должны создаваться только ради утилитарного эффекта.

Знание перечисленных принципов и учет их в практической деятельности позволяют каждому руководителю клуба по интересам, в том числе туристского клуба, строить занятия, эффективные в организационно-практическом и педагогическом отношении.

Турклуб - сравнительно редкое явление в школе. Для того чтобы развивать туристско-краеведческую деятельность в объединениях по интересам, у школы часто нет подготовленных педагогов. Часто руководители детско-юношеских групп сами в прошлом прошли школу подготовки в подобных объединениях или являются просто энтузиастами своего дела. При должной организации туристско-краеведческая деятельность может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность школьников, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. В процессе осуществления всех поставленных выше задач школьники выполняют различные социальные роли, приобретая таким образом разнообразные социализирующие навыки.

Заключение

Рецензенты:

Марков А.П., д.п.н., доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург;

Моздокова Ю.С., д.п.н., профессор кафедры социальных технологий Российского государственного социального университета, г. Москва.

Туристские досуговые программы носят многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение таких программ состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Содержание

1. Особенности организации детского досуга…………………………………..4
2. Основные типы досуговых программ для детей……………………………..9
3. Разработка досуговых программ в детском туризме……………………….12

Работа состоит из 1 файл

Туроперейтинг..docx

Санкт-Петербургский Университет Культуры и искусств

Факультет культурологи и искусств

Кафедра социально-культурной деятельности

студенткой 4 курса

Введение………………………………………………………… ………………..Ошибка! Закладка не определена.

1. Особенности организации детского досуга………………………………….. 4

2. Основные типы досуговых программ для детей……………………………. .9

3. Разработка досуговых программ в детском туризме……………………….12

Список использованной литературы…………………………………………. 16

В последнее время все больше туристских предприятий и спортивно-оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении дополнительных досуговых программ для людей разных возрастных категорий, а также разного количества отдыхающих: от школьников до пожилых людей, от одного человека до больших экскурсионных групп.

Туристские досуговые программы носят многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение таких программ состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Детский туризм - интересный вид досуга для детей. Детский туризм – это познавательные экскурсии, детские лагеря. Это веселые каникулы, расширение кругозора, новые друзья и масса впечатлений для детей всех возрастов. Программ детского туризма во время школьных каникул и летнего отдыха существует достаточно много. Это, например, активный отдых, экологические лагеря, конные туры, треккинг и походы, водный туризм и рафтинг, робинзонады и образовательные центры. Детский туризм начинается с небольших поездок – школьных экскурсионных туров. Самые популярные маршруты для детского туризма в России – Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Самым распространенным видом детского туризма в России являются детские лагеря. Виды детских лагерей: оздоровительные лагеря и комплексы, спортивно-оздоровительные лагеря, а также международные детские центры. Стоит обратить внимание и на международный детский туризм. Это и погружение в новую культуру, и обучение языкам, и спортивный отдых.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Организация досуговой деятельности детей должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга дети более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность ребенка.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда ребенок остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени дети называют просмотр телепередач, различные игры с друзьями, компьютерные игры.

Говоря об организации досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг - это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

- на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту работы, учебы и обратно;

- физиологический отдых (ночной сон);

- оздоровительные и санитарно- гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);

- покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

- неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.

Детский досуг локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу.

При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.

У детей на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно.

Между тем, как показывают социологические исследования детей младших классов, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Можно вывести следующие основные характеристики детского досуга:

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности.

Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

4. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.

В плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием значительные возможности имеет дополнительное образование. На это нацелены обе его составляющие - и образовательная, и собственно досуговая деятельность.

При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, досуговая деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами.

Спецификой досуговой деятельности является организация и реализация различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.

Понятие досуг может употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).

Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала досуговой деятельности ребенка предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных досуговых программ.

За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются шесть типов программ:

- разовая игровая программа;

- конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

- длительная досуговая программа.

1-й этап — дети от 6 до 10 лет. Это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.


Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.

Школьный туризм относится к социальному туризму . осуществляется полностью или частично за счет средств российской Федерации. Субьектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.1. Официальный сайт. Федеральный закон о туризме.

Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых.

Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.

Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.

В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. В то же время современный школьник очень нуждается в таком влиянии. Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое. В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей.

В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.

В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше - не один раз.

Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма - они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано.

Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.

Детский и молодежный туризм – это отдых, который увлечет и заинтересует ребенка, независимо от его возраста. Виды детского туризма настолько разнообразны, что развлечение по душе сможет найти и любитель подвижных игр, и юный исследователь, и любознательный ребенок, мечтающий о приключениях.

  • 1 Современный детский туризм
  • 2 Задачи детского туризма
  • 3 Виды детского туризма и их характеристика
  • 4 Как увлечь ребенка туризмом?
  • 5 Детский туризм в мире
  • 6 Развитие детского туризма в России

Слушать статью в аудиоплеере

Детский туризм – это лучший способ привить ребенку самостоятельность, приучить к активности. Найти интересный, активный отдых для ребенка становится сложной задачей для его родителей.

Свежий воздух, интересные занятия, польза для тела и моральное удовлетворение – о детском туризме можно рассказывать бесконечно, ведь он помогает нашим детям расти здоровыми, уверенными в себе и счастливыми.

Современный детский туризм

Большими опасностями для подростков признаны малоподвижный образ жизни, увлечение компьютером, необщительность и замкнутость. Проблему может решить активный отдых для ребенка в походе, воспитывающий самостоятельность и взаимовыручку.

Спортивный детский туризм – это многодневные переходы, ночевки под дождем, ежедневная самостоятельная работа по установке лагеря, разжиганию костра, приготовлению еды. Трудности похода для настоящих туристов компенсируются красотами неизведанных мест, чувствами первопроходцев, удовлетворением от прохождения сложного маршрута.

Вне зависимости от выбранного вида туризма (пешеходного, водного, горного, лыжного), подросток в походе обязательно научится:

  • самостоятельности (к ней приучает распределение обязанностей в группе);
  • активности, упорству, выносливости (со спортивного маршрута никто по своему желанию не сходит);
  • взаимовыручке (в одиночку нельзя поставить палатку, собрать байдарку, пройти скальный склон);
  • уважению к походным опасностям;
  • умению переносить лишения (неизбежны плохая погода, жара, дожди, холодные ночи, натертые ноги);
  • дружелюбию (к этому приучает атмосфера хорошей спортивной группы);
  • практическим умениям (нужно уметь разжигать костер, ремонтировать вещи, готовить еду).

Первые дни похода трудны даже для опытных туристов. Но на третий – четвертый день новичок обнаруживает, что идти (или грести веслом) стало гораздо легче. Появляется время, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами. Привычная работа на биваке выполняется быстро, у костра можно послушать туристские рассказы или песни. Активные дети быстро привыкают к сложностям, их привлекают все более трудные походы. Опытный детский руководитель хорошо продумывает маршрут, заботится о безопасности детей.

Лучшей похвалой хорошему инструктору или руководителю становится рассказ мамы юного туриста, как ее Витя учил родных правильно готовить манную кашу (на воде, с сухарями и вареньем) и разжигал костер во дворе.

Задачи детского туризма

Понятие детского туризма является вполне логичным – это организованный для подростков, детей и молодежи отдых, который они проводят чаще группами, в кругу друзей и сверстников.

Вместе с тем, такой отдых имеет и ряд отличий от традиционных развлечений, которые любят взрослые.

Задач у детского туризма несколько:

  • социализация – ребенок сможет изучить национальные обычаи, познакомиться с культурным наследием, пообщаться с другими людьми, прививается чувство гордости за прошлое, патриотизм;
  • познавательная – осмотр достопримечательностей, походы на природе, посещение музеев – задачи, благодаря которым младшее поколение лучше узнает историю и другие интересные сферы деятельности;
  • развитие личности – цель детского туризма – привить любовь к разным областям отдыха, чтобы ребенок научился проводить время разносторонне, насыщенно и интересно;
  • физическое оздоровление – прогулки и походы снимают психологическое напряжение и физическую усталость, они укрепляют здоровье, помогают воспитать подрастающее поколение.

Отличий взрослого туризма от детского немало. Так, при организации отдыха детей следует максимально снизить риски негативных последствий. Такой отдых – это не столько развлечения, сколько получение жизненного опыта, формирование ценностных ориентиров, оздоровление нации. Но особенностью детского туризма является и то, что он должен быть интересным, иначе ребенок просто не увлечется новым для себя направлением, будет скучать.

История развития детского туризма уходит корнями в прошлый век – массовое строительство санаториев, лагерей для ребятишек, создание летних групп в школах, всевозможные экскурсии – все это появилось сравнительно недавно. Функции по организации детского туризма берут на себя преподаватели и классные руководители – они отправляются с детьми в поездки, посещают музеи, идут в походы.

Виды детского туризма и их характеристика

Современная классификация детского туризма возможна по нескольким признакам. Так, по географическому признаку отдых молодежи может быть внутренним – в пределах своего региона, города или страны, и выездным детским туризмом – например, за границей, хотя международный туризм среди детей не пользуется популярностью.

Гораздо интересней разделять отдых по целям и задачам, тематическим направлениям путешествий:

    – это посещение лечебных процедур и мероприятий, отдых в санаториях. Зачастую такие поездки рекомендованы по медицинским показателям, например, при искривлении осанки врачи выписывают путевки в санатории Липецкой области с лечебными грязями;
  • детский спортивный туризм – это командные соревнования, поездки с целью принять участие в футбольных играх, других видах спорта. Сюда же можно отнести и спелеотуризм, скалолазание;
  • детский познавательный туризм – посещение музеев, исторических объектов и достопримечательностей. Идеально, если детей будет сопровождать гид – человек, знающий историю, интересные факты, увлекательные события;
  • детский образовательный туризм – имеет черты сходства с познавательным отдыхом, ориентирован на путешествие, когда ребенок может узнать что-то новое, чему-то научиться. Например, посещение музея игрушки в Карачеве, где дети пробуют свои силы в мастерстве стеклодувов;
  • детский культурно-познавательный туризм – посещение выставок, объектов культурного наследия, литературных вечеров. Этот отдых больше подходит для детей сознательного возраста – подростков и молодежи;
  • детский экскурсионный туризм – прогулки могут совершаться как на природу, так и в черте города. Среди средств передвижения – лыжи, велосипеды, а также пеший отдых;
  • детский экологический туризм – связан с экскурсиями на луга, поля, в лес, когда ребенку предоставляется возможность познакомиться с разнообразной флорой и фауной;
  • детский водный туризм – это не только плавание, но и прогулки на морском и речном транспорте. Популярными городами для водного туризма являются – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону;
  • детский активный туризм – подходит для юных непосед. Спорт, экскурсии, безграничные игры на свежем воздухе – сюда можно включить массу направлений отдыха;
  • детский и семейный туризм – находка не только для подростков, но и родителей. Курорт выбирают таким образом, чтобы и ребенок не скучал, и взрослые нашли для себя занятие по душе.

Как увлечь ребенка туризмом?

Даже если родители сознают всю пользу туризма, вопрос, какими средствами привлечь детей заниматься туризмом становится большой проблемой. Достаточно просто увлечь подростка туризмом родителям, продолжающим ходить в походы. Иногда можно уговорить туристов – приятелей взять ребенка в поход, хотя это довольно сложно.

Выходом могут стать участие в скаутских группах, платные походы выходного дня, программы для детей, практикуемые туристскими клубами и секциями. Для родителей очень важно познакомиться с руководителем (инструктором) группы, который через несколько месяцев станет для подростка образцом для подражания, непререкаемым авторитетом. Хороший инструктор привлекает детей интересным рассказом о сложных походах, слайдами и фотографиями красоты пройденных рек или горных перевалов и вершин.

Для увлекающегося, физически здорового ребенка достаточно сходить в один поход, чтобы увлечься туризмом, проникнуться его романтикой, понять радость от больших нагрузок и походного отдыха.

Детский туризм в мире

Развитие детского туризма в России

Читайте также: