Деятельность экологических фондов кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

2. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

3. Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке:

60 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

ГАРАНТ:

См. порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации

4. Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

5. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Экологические фонды – это система общественных и государственных организаций, которые ставят своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные экологические фонды находятся в единой государственной системе, включая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Источниками средств экологических фондов являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан в виде:

  • платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и др. виды загрязнения;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
  • инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Важная сторона деятельности региональных экологических фондов — участие в мониторинге состояния окружающей среды, в мероприятиях по строительству природоохранных объектов и внедрению экологически приемлемых технологий, укреплению материальной базы природоохранных организаций.

Экологические фонды реализуют программы поддержки информационно-просветительской деятельности в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Цель программы — обеспечить доступ общественности к экологической информации; способствовать становлению и развитию СМИ, специализирующихся в области охраны природы, повышению их роли в формировании экологического мировоззрения населения; содействовать проведению мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Основные виды деятельности экологических фондов в этой области:

  • поддержка просветительных и информационных программ и проектов, реализуемых в СМИ;
  • издание просветительной, справочной, нормативной правовой и иной литературы;
  • создание специализированных циклов радио- и телепередач, кино- и видеофильмов;
  • выпуск плакатов, буклетов и иной полиграфической продукции, направленной на популяризацию экологических знаний;
  • создание и развитие систем массового распространения экологической информации;
  • проведение просветительных, методических, научно-практических и иных информационных мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Источники: Популярный экологический словарь. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. –М., 1999; Природопользование: словарь-справочник. Реймерс Н.Ф. –М., 1990.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Сущность экологических фондов ……………………………………….. 4
2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Список использованных источников ……………………………………

Файлы: 1 файл

+ На прожиг Экологические фонды.doc

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Сущность экологических фондов ……………………… ……………….. 4
2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Список использованных источников ……………………………………… 13

В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.

1. Сущность экологических фондов

Основная цель создания экологического фонда состоит в обеспечении стабильного долгосрочного финансирования для национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или небольших грантов для некоммерческих или неправительственных организаций (НПО) и
общественных объединений на реализацию проектов, направленных на сохранение биоразнообразия и более устойчивое природопользование.

Зачастую экологические фонды разрабатываются в ходе процесса долгосрочного планирования деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Однако экологические фонды являются не просто финансовыми механизмами. Они также служат в качестве:

  • полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды
  • источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению
  • фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия.

Основная привлекательность экологических фондов для международных доноров состоит в том, что такие фонды в течение длительного времени обеспечивают надежное управление и распределение средств, предоставляемых донорами. Обычно экологические фонды формируются посредством широкого консультативного процесса и управляются Управляющим советом (правлением), состоящим из представителей различных заинтересованных сторон (как государственных, так и частных). Экологические фонды создаются таким образом, что обеспечить надежный и прозрачный порядок функционирования, подотчетность и здравую практику финансового управления. Поэтому экологические фонды могут иметь возможность привлечь дополнительное донорское финансирование в случаях, когда доноры могут быть обеспокоены предоставлением средств государственному органу. Кроме того, управление и инвестирование активов экологического фонда практически всегда осуществляется внешними финансовыми институтами, отечественными или зарубежными, с тем, чтобы обеспечить доход на определенное время функционирования и специфические цели определенного экологического фонда.

Создание экологического фонда требует значительного вложения времени и ресурсов, а также долгосрочного обязательства по созданию нового института. В экологическом фонде можно задействовать одну или более стратегий по получению доходов, представленных в настоящем Руководстве.

Экологические фонды состоят из основных четырех компонентов:

  • Основные фонды, которые инвестируются с целью получения дохода.
  • Юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций.
  • Надзорная структура, которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры.
  • Управленческая структура, которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. В экологических фондах, создаваемых для сохранения ООПТ, экологические фонды работают тесно с национальными природоохранными организациями и администрацией ООПТ, которые обычно независимы от экологического фонда.

2. Ключевые задействованные стороны

В большинстве экологических фондов задействованы три ключевые стороны: (1) доноры, (2) НПО, (3i) государственные органы. Далее кратко представлены эти стороны и их мотивация.

Доноры предоставляют финансирование, которое обеспечивает функционирование экологических фондов. Глобальный экологический фонд (ГЭФ) являлся единственным самым крупным донором экологических фондов. К другим двусторонним и многосторонним донорам относятся: Агентство США по международному развитию (ЮСАИД), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк и Европейский Союз (ЕС). Доноры заинтересованы в усилении своих средств с тем, чтобы они оказали наибольшее влияние на достижение природоохранных целей. Обычно доноры принимают участие в консультировании по вопросу создания правовых рамок и утверждении финансовых условий функционирования экологических фондов. Они также проводят мониторинг реализации проектов, как они это делают в отношении любых проектов, реализуемых за счет средств донора. Доноров также привлекают экологические фонды как способ направления своей поддержки через негосударственный институт, что может привести к усилению децентрализации, подотчетности и прозрачности в управлении средствами фонда, а также принести другую пользу, например, усиление неправительственного сектора.

2) НПО-катализаторы

3) Государственные органы

Обычно органы власти развивающихся государств поддерживают экологические фонды, поскольку они заинтересованы в увеличении средств, направляемых на природоохранную деятельность, которые имеющиеся институты не могут привлечь или управлять ими вследствие правовых или функциональных ограничений. Мотивация государственных органов по управлению ресурсами состоит в том, что у них появляется возможность привлечь дополнительное внешнее финансирование на покрытие эксплуатационных расходов и иметь доступ к средствам, к которым они прежде не имели доступа (например, доходы от конверсии задолженности в природоохранные вложения). Зачастую доноры ставят создание экологического фонда в качестве условия для проведения конверсии задолженности в природоохранные вложения. В целом, государственные органы (например, по финансам, по управлению ООПТ) стремятся занять важную роль в управлении экологических фондов для направления грантовых средств экологического фонда на проекты, которые являются национальными приоритетами.

3. Виды экологических фондов

По своей деятельности, нет каких-либо стандартных экологических фондов. Форма функционирования экологических фондов зависит от общих целей определенного экологического фонда, его правовых рамок, роли в процессе национального планирования природоохранной деятельности и т.д. Структура, масштаб деятельности, приоритеты и процедуры отличаются в зависимости от цели и местной ситуации.

В плане финансовой структуры, различают три типа капитала, которым управляют экологические фонды, отличающийся по объемам инвестиций и диапазона расходования.

Благотворительный капитал имеет постоянные оборотные средства.

Амортизационный капитал начинает с определенной суммы денег, которая расходуется в течение предварительно определенного периода времени.

Возобновляемый капитал регулярно получают дополнительные финансовые ресурсы – например, доходы от специальных налогов, направляемых на природоохранные программы. В рамках экологического фонда можно управлять одним или более типами капитала.

Большинство экологических фондов создаются как частные фонды, которые являются независимыми от государственной власти, несмотря на то, что представители государственных органов представлены в правлении.

Парковые фонды направлены на поддержание одного или более национального парка в системе ООПТ. Грантовые фонды направляют ресурсы целевым группам (обычно это НПО и общественные объединения) для проведения различные природоохранных проектов и проектов по устойчивому развитию. Зачастую одна из основных целей состоит в усилении институтов гражданского общества (например, НПО и общественные объединения) для того, чтобы такие институты могли играть более активную и конструктивную роль в обсуждениях по экологической политике и установлении приоритетов.

Экологический фонд территории - наличие и распределение по территории естественных природных комплексов, природоохранных зон и поясов, особоохраняемых территорий, различных групп лесов, обеспечивающих средоформирующие и ресурсовоспроизводящие функции природных ландшафтов.[ . ]

Экологические фонды формируются за счет следующих средств: платежи за загрязнение ОС, штрафы за экологические правонарушения; средства, полученные по искам о возмещении вреда, от реализации конфискованных орудий браконьерного промысла; дивиденды различного рода; добровольные пожертвования. Есть предложения включить в доходную часть фонда также средства, поступающие от оплаты за природные ресурсы [128].[ . ]

Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т. д. была создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционировали за счет отчислений с предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий.[ . ]

Размеры экологических фондов существенно зависят от того, насколько жесткими являются санкции к виновникам загрязнения, а также от того, насколько хорошо отлажен весь механизм применения санкций. Таким образом, в целом "благополучие" экологических фондов покоится на аппарате экономических санкций (платежей, штрафов и т.д.), т.е. ориентируется на наказательную функцию природоохранного права. Хуже того, существует обратная зависимость между благополучием (состоянием) экологических фондов и состоянием окружающей природной среды, в силу которой держатели фондов заинтересованы в существовании предприятий-загрязнителей, причем в возможно большем их числе.[ . ]

Федеральный экологический фонд — внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10%, собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.[ . ]

В самой идее экологических фондов есть один настораживающий момент. Они будут тем больше, чем хуже экологическая обстановка на территории. Следовательно, держатели фондов не могут быть заинтересованы в улучшении состояния природной среды. За счет этих фондов у природоохранных служб создается возможность наращивать штаты, улучшать материально-техническое обеспечение, расширять организационные структуры и укреплять свой имидж и влияние. Растущее загрязнение среды приводит также к расширению фронта научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и, следовательно, к увеличению числа рабочих мест в сфере науки и образования. Чем крупнее будут территориальные экологические фонды, тем легче будет поддерживать все эти инфраструктурные новообразования.[ . ]

Федеральный экологический фонд действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. N 442 "О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ". Это самостоятельное государственное внебюджетное учреждение с правами юридического лица находится в ведении Минприроды России.[ . ]

Инвестиционные фонды. Инвестиционные и венчурные фонды, созданные в последние годы, располагают внушительным суммарным капиталом, часть которого уже инвестирована в российскую экономику. Фонды планируют выделить часть средств на природоохранные проекты, исходя из приоритетов отраслевых и целевых инвестиций. Российские коммерческие банки. Потенциал финансирования "зеленых" инвестиций пока еще очень ограничен. Наблюдается тенденция к поддержке инвестиций в экономику, как правило, при условии быстрой окупаемости проекта (в течение 2-2,5 лет) и ставках, составляющих примерно 25% годовых. Потенциальная величина среднего кредита невелика - около 1,5-2 млн. долларов. В целом, кредитование из средств отечественных коммерческих банков может быть успешным при поддержке экологических фондов, компенсирующих разницу между ставкой процента банка и рентабельностью предприятия.[ . ]

В настоящее время экологические фонды являются практически единственным дееспособным элементом структуры распределения финансовых ресурсов на природоохранные цели (рис.З) и могли бы играть определенную роль в реализации программ сохранения окружающей природной среды, так как фонды могли бы быть дополнительным спонсором проектов по сохранению окружающей среды и одним из элементов структуры управления реализацией этих проектов.[ . ]

Через территориальные экологические фонды могут осуществляться компенсационные расчеты с предприятиями. Например, если хозяйственный субъект заинтересован в размещении своего предприятия в районе с высокой экологической нагрузкой, он обязан внести в фонд средства, которые могут быть использованы фондом в качестве субсидий тем предприятиям, которые готовы участвовать в природоохранных мероприятиях. Величину взноса лучше всего исчислить экспертным путем, либо путем договора между распорядителем фонда и хозяйственным субъектом под патронажем местных органов власти.[ . ]

Анализ формирования средств экологических фондов показал, что платежи за загрязнение окружающей природной среды были и остаются основными источниками формирования средств экофондов. Если, по оценкам, в 1991-1993 гг. доля экологических фондов в общих природоохранных затратах в России была 4,9 - 4,7%, то к 1995 году финансирование природоохранных мероприятий из средств экологических фондов сравнялось с бюджетным и достигло оценочно при падении финансирования из средств предприятий 20-25%>.[ . ]

После консолидации Федерального экологического фонда Российской Федерации в бюджет, 17 из 89 территориальных экологических фондов были также консолидированы в бюджеты субъектов Российской Федерации, 30 остались самостоятельными юридическими лицами, а остальные - в ведении администраций субъектов Российской Федерации.[ . ]

Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом, дополняющим средства природопользователей и бюджетные средства.[ . ]

Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.[ . ]

В банках существуют специальные счета для средств экологических фондов. Деньги с этих счетов распределяются так: 60% - на реализацию программ местного значения, 30 -вышестоящего уровня (до республиканского включительно), 10% - мероприятий федерального значения. Данные пропорции закреплены в законодательном порядке, хотя и являются в целом ориентировочными. Запрещается расходование средств экологических фондов на какие-либо иные цели. Лица, виновные в нарушении целевого расходования средств, штрафуются на суммы в кратных размерах от минимальной оплаты труда органами Минприроды России.[ . ]

Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и дейст вуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы.[ . ]

В России функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, которая объединяет в себе федеральный фонд, краевой или областной и местный ( городской или районный) . Каждое звено системы экологических фондов имеет свой орган управления,подчиняющийся соответствующему уровню управления территорией.[ . ]

Книга написана и издана по просьбе многочисленных участников экологических школ-семинаров, проводимых Экологическим фондом России.[ . ]

Законодательной основой для формирования и функционирования экологических фондов является Закон "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., которым предусматривается создание для решения неотложных природоохранных задач единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. В июне 1992 г. создан Федеральный экологический фонд. Экологические фонды образуются за счет поступления платы за загрязнение окружающей среды от предприятий, учреждений и организаций и из некоторых других источников. Ядром системы внебюджетных фондов является Федеральный экологический фонд Российской Федерации - государственное внебюджетное учреждение [129].[ . ]

Для санитарно-гигиенических мероприятий, обновления основных фондов природоохранного назначения, выполнения различных иных работ в области ООС предприятия имеют право создавать специальные экологические фонды за счет: а) амортизационных отчислений по сооружениям и объектам природоохранного назначения; б) кредитов, субсидий банков и городского фонда охраны природы; в) доходов от хранения в банке средств экологического фонда; г) экономии платежей за загрязнение ОС, получаемой от снижения выбросов (сбросов) на предприятии; д) отчислений от прибыли предприятия. Все эти средства предприятий создаются в виде специального банковского счета и расходуются в соответствии с указанными выше целями.[ . ]

Эти проблемы отражаются на формировании и расходовании средств фондов экологических: основные загрязнители и плательщики средств в экологические фонды располагаются на территориях городов, поэтому в ряде случаев происходит конкуренция, соперничество между областным и городскими комитетами охраны природы за сбор и расходование экологических фондов, что особенно актуально в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита.[ . ]

Вместе с тем должен быть налажен жесткий контроль за расходованием экологического фонда территориальными финансовыми и природоохранными органами. Иначе может оказаться, что предназначенные для развития экологической деятельности средства будут использоваться прежде всего в той сфере, которая дает наибольшую прибыль. Нельзя допускать, чтобы фонд располагал значительными свободными средствами. Должны быть соответствующие размерам фонда планы природоохранных мероприятий, и эти планы обязаны неукоснительно выполняться под угрозой штрафных или административных санкций. Одним из эффективных способов использования средств экологических фондов предприятий является стимулирование труда в сфере ООС [130].[ . ]

Важным шагом стало решение о создании при Совете Межгосударственного экологического фонда, цель которого - выполнение согласованных межгосударственных программ, с уставным Фондом в 60 миллионов рублей и постоянными ежегодныш взносами каждого государства в размере 0,05 процента от национального доходе.[ . ]

Для проведения природоохранных мероприятий на предприятии городской фонд охраны природы приобретает, следовательно, ведущее значение. Любой руководитель предприятия будет добиваться в первую очередь субсидий из этого фонда [130]. В том случае, если предприятию удалось скопить значительные финансовые средства в собственном экологическом фонде (как правило, это бывает на крупных предприятиях), то целесообразно предоставить ему свободу распоряжаться своим экологическим фондом. Например, можно допускать возможность использовать свободные финансовые средства этого фонда на производственные цели, в частности, на обновление и совершенствование технологического оборудования основных производственных фондов. Это будет своего рода "внутренний кредит", который, разумеется, должен быть погашен в соответствии с общими правилами кредитной системы. На средства экологического фонда можно купить дополнительную квоту на загрязнение в порядке компенсационных расчетов. В этом случае природоохранные мероприятия перекладываются на продавца этой квоты.[ . ]

На территории Архангельской области функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, состоящая из экологического фонда области ( областной фонд ), объединяющего собственно областной фонд, а также многие районные фонды, и экологических фондов городов Архангельск, Северодвинск, Ко-ряжма, Вилегодского района и Котласского регионального фонда.[ . ]

Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников — собственных средств при-родопользователей, экологических фондов и экологического страхования, — в условиях рыночной экономики выходит на первое место.[ . ]

Ряд вопросов по деятельности экофондов затрагивает интересы ведомств природно-ресурсного блока. Так, в соответствии с порядком направления средств в экологические фонды определено поступление сумм, полученных по искам и штрафам за аварии и загрязнения, причиненные природным ресурсам (земли, воды, рыбных запасов, охотничьих угодий и т.д.), т.е. есть соответствующая статья в доходной части бюджетов фондов, однако практически нет аналогичных статей в расходных частях бюджетов.[ . ]

Платность природных ресурсов — важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.[ . ]

Авторы с благодарностью примут пожелания и замечания по данной книге и учтут их при последующих переизданиях. Свои замечания и предложения просим направлять по адресу: 117936, Москва, Ленинский проспект, д. 4, МИСиС, Экологический фонд России.[ . ]

Предприятия, эффективно осуществляющие ООС, имеют право на льготное кредитование. Банки, которые дают такие кредиты, в свою очередь, имеют налоговые льготы, дотации, а также льготные межбанковские кредиты. Освобождаются от налогообложения экологические фонды, поскольку их средства предназначаются предприятиям и организациям для проведения природоохранных мероприятий. Использование средств экологических фондов осуществляется на договорных условиях под процентные займы.[ . ]

Для решения неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и компенсации причиненного окружающей природной среде вреда, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очи­стных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т. д. на территории Российской Федерации образуются экологические фонды. Они создаются исполнительными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местного самоуправления.

Основные задачи экологических фондов:

- финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природоохранных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источники образования средств экологических фондов:

- средства, поступающие от предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан в виде платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, как в пределах нормативов, так и за сверхнормативное;

- средства, получаемые по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

- средства от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, а также от продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

- добровольные отчисления и взносы;

- средства в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого участия совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

- доходы от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

- средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий.

Основные направления использования средств экологических фондов:

- осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей природной среды, населения;

- разработка и реализация программ и мер по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

- проведение научных исследований и проектных работ в области охраны окружающей природной среды, оценки природных ресурсов, совершенствования экономического механизма природопользования, создания безотходных технологий;

- оказание финансовой поддержки по внедрению экологически чистых технологий;

- предоставление кредитов и субсидий предприятиям, осуществляющим строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт объектов природоохранного назначения;

- участие в создании и совершенствовании автоматизированных систем мониторинга окружающей природной среды;

- строительство, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения и другие природоохранные объекты;

- поддержка развития заповедников, национальных парков;

- экономическое стимулирование развития рынка экологических услуг;

- финансирование работ по ведению кадастров природных ресурсов;

- разработка эколого-экономической нормативно-методической, инструктивной документации по организации управления природопользованием;

- осуществление международного сотрудничества;

- выплата компенсаций гражданам на возмещение экологического ущерба их здоровью;

- развитие экологического воспитания и образования;

- премирование за активную природоохранную деятельность;

- формирование Федерального экологического фонда РФ;

- участие в развитии материально-технической базы местных органов охраны природы.

Часть средств (до 5 %) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья граждан, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды. Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью, запрещается.

Таким образом, в современных условиях экологические фон­ды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Только в 1997 г. фактические поступ­ления в фонды составили 1792, 2 млрд. р.; причем 42,2 % этих средств расходовалось на строительство природоохранных объектов и внедрение экологически чистых технологий.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: