Что такое абрек кратко

Обновлено: 30.06.2024

Имя русского педагога середины и второй половины XIX века К. Д. Ушинского достаточно хорошо известно. А вот его последователь Дмитрий Дмитриевич Семенов практически забыт, хотя именно ему принадлежит заслуга активного внедрения в школьную программу такого учебного предмета, как география.

А вот и сам раздел, заключающий очерк «Кавказ.

«Абрек – слово, изобретенное кабардинцами, значит, заклятый. В жизни горца, как и в жизни всякого смертного, есть свои неудачи, несчастия и горе; но человек образованный, человек, проникнутый истинным религиозным чувством, умеет выносить эти неудачи, прибегая или к упованию и вере, или к рассудку. У горца же нет истинной веры, следовательно, нет и опоры, которая бы в минуту скорби могла врачевать боль его души и успокоить бури страстей. Мелкие несчастия, мелкие неудовольствия своей дикой жизни он презирает, он не понимает их; но горе ему и близким его, если зло или несчастье перельется через край его терпения, тогда эта переполненная капля, канет кровью.


Абрек первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление.

Известный борец за Советскую власть на Северном Кавказе чеченец Асланбек Шерипов (1897-1919) точно отразил, как народ воспринимал абречество:

На 1910-е годы приходится деятельность самых известных кавказских абреков. Область их действия сместилась к городам и крупным переселенческим аулам на равнине и в предгорьях, но укрывались они по-прежнему в горах. В это время абреки начали вмешиваться в экономические и религиозные дела горского общества. Сельским и окружным властям приходилось выполнять их требования об уменьшении налогового обложения горцев. Буба запретил горянкам-сунниткам идти осенью на обычные промыслы к шиитам Дербента. О росте влияния абречества на народное сознание свидетельствует стихийная канонизация в это время ряда погибших абреков, объявленных святыми (шейхами), например азербайджанского абрека Ших-Заде. Их могилы стали объектом поклонения в Азербайджане, Дагестане, Чечне и Кабарде. Самыми хитрыми и увилистыми всегда считались осетинские разбойники, которые сразу после своих набегов скрывались глубоко в горах, достигнуть которых человеку не выросшему в тех местах было практически невозможно. Тяжёлые условия жизни высоко в горах вынуждали горцев грабить, используя один и тот же путь по узкому ущелью, которое всегда охраняется с незапамятных времен — эта дорога всё для горцев, но и это не продолжалось долго. Бесконечные карательные экспедиции, вырубка леса во всех ущельях, постройка русскими солдатами дорог всё-таки вытянули горцев из их природного убежища на равнину.

Основным методом борьбы российских властей с абречеством в это время, как и в эпоху Кавказской войны, были военные рейды и карательные экспедиции. В 1908—1913 годах власти Дагестанской и Терской областей вынуждены были держать в районах действия абреков, в частности в Кайтаго-Табасаранском и Темирханшуринском округах, значительные отряды регулярных войск и местной милиции. Абреки Ших-Заде и Зелимхан Гушмазукаев погибли в боях с горской милицией, Буба Икринский и Саламбек Гараводжев из Сагойша сдались властям и по приговору военно-полевого суда были повешены в 1913 г.

В годы Гражданской войны Нагорный Дагестан, Чечня, Карачай, Ингушетия, Кабарда и Ставрополье стали ареной действия бандитских шаек и партизанских отрядов горцев. Некоторые небольшие города, как Хасавюрт, были дотла разорены ими и к 1921 году перестали существовать. Большинство бандитских шаек сражались в 1918—1920 годах на стороне шейха Али-Хаджи из даргинского с. Акуша и большевиков. Но некоторые поддержали врагов советской власти — аварских шейхов Узун Хаджи из аварского с. Салта и Нажмутдина Гоцинского.

Две банды абреков продержались в Чечне длительное время после окончания войны и были уничтожены в 1968 — 1970-х годах. Последний чеченский абрек Хасуха Магомадов был убит в 1976 году [5] .

Про абреков говорили, что они, уходя в горы (или в леса), принимали определенные обеты. Например, отказаться от богатства и всяких жизненных благ, не прикасаться к женщине и т.д. Абречество могло быть пожизненным или временным – до исполнения, например, обета совершить месть. Мотив ухода в абреки мог быть как позорным, преступным, так и благородным. Абреки были как одиночками, так могли и собираться в отряды. Самые знаменитые абреки были окружены легендами.

Абречество, таким образом, чем-то напоминает явление викингов, только в меньшем масштабе и с местной спецификой. Викингами первоначально тоже становились изгои, исключённые из традиционной родо-племенной структуры за преступление или за позор. Можно усмотреть здесь и некоторые аналогии с уходом в бродники, в казаки. Но горские абреки, если объединялись в шайки, те всегда оставались немногочисленными. Большой банде было бы трудно прожить и остаться неуловимой высоко в горах, где обычно скрывались абреки.

До середины XIX века мотивация абреков не выходила за пределы интересов, связанных с ближайшими кланами, со своим племенем и т.д. Положение изменилось с приходом русских войск. Присоединение Кавказа к Российской империи расширило поприще для абречества.

Русские стали называть абреками любых горцев, посвятивших себя повстанческой борьбе. Некоторые такие абреки (сами себя они называли муджахидами – борцами за веру, гази – участниками газавата, или хаджиретами) продолжали партизанствовать и после того, как большинство старейшин племён покорились русскому оружию.

С развитием в долинах Кавказа городов, промышленности и появлением русской администрации и богатых людей из туземной знати, абречество всё больше становилось формой социальной борьбы беднеющих горских низов. Абреки всё чаще занимаются тем, что сейчас называется рэкетом.

Так, владельцы нефтепромыслов в районе Баку ежегодно выплачивали шайкам абреков до 200 тысяч рублей. То есть абреки здесь стали неофициальной вооружённой охраной крупного бизнеса. Город Хасавюрт в Дагестане платил абрекам 2000 рублей в год за безопасность. Абреки банды Бубы из лезгинского селения Икра обложили данью рыбные промыслы Каспия и крупных землевладельцев.

Наряду с Наби в это же время получили известность в Азербайджане гачаги Кере, Камбар, Юсиф, Муртаза. Гачаг Керем с 1884 года мстил богатым землевладельцам за убийство своего отца помещиком. Базой Керема служил район Гянджи в Западном Азербайджане, но его отряд заходил и в Грузию, и в Дагестан. Царская администрация предпринимала безуспешные попытки разгромить или поймать его. В 1890 году непобеждённый гачаг Керем ушёл в Персию.

Когда в ХХ веке народам Кавказа пришлось пережить многочисленные войны за независимость, абречество стало уже готовой и испытанной формой вооружённого сопротивления насаждаемым извне порядкам.

Как видим, абречество было довольно сложным явлением, в котором переплеталось всё – и кровная месть, и разбой, и воинская доблесть, и заступничество за простой народ, и политическая борьба, продиктованная, социальными, национальными и религиозными мотивами.

| Позднее - горец-разбойник на Кавказе.

Политическая наука: Словарь-справочник

скиталец, разбойник. В прошлом у народов Сев. Кавказа изгнанники из рода, ведшие скитальческую, разбойническую жизнь. В эпоху обоснования российской империи на Сев. Кавказе абреками стали называть тех, кто вел одиночную борьбу против царизма и установленного им режима.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Горец, ведший борьбу против царской администрации и русских войск в период присоединения Кавказа к России.

* ► Говорили про него [Азамата], что он любит таскаться за Кубань с абреками. // Лермонтов. Герой нашего времени //; Несмотря на то, что казаки каждый час ожидали переправы и нападения абреков на кордоне не соблюдалось особенной осторожности. // ЛевТолстой. Казаки // *

Словарь Ожегова

АБРЕК, а, м. В период присоединения Кавказа к России: горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации.

Словарь Ефремовой

м.
Горец-партизан (в период становления царизма на Северном Кавказе).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

У кавказских горцев этим именем называют человека, принимающего на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывает довольно долгий — до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.

Читайте также: