Советская педагогическая школа сухомлинский

Обновлено: 02.07.2024

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению.

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению.

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики — Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке — украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем — годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.


Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я — где крик петушиный
На заре по росе,
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…


Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.


Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, — и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.





Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина— высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

В.А. Сухомлинский перед войной окончил Полтавский педагогический институт, работал учителем начальной школы, был участником Великой Отечественной войны. В течение 22 лет с 1947 по
1970 год был бессменным директором сельской школы в Павлыше (Кировоградская область Украины).

Он создал удивительно цельную систему всестороннего развития личности. Воспитание, по В.А. Сухомлинскому, – это гармония социального врастания в общество, гуманизма и индивидуального подхода.

Основными направлениями педагогической системы В.А. Сухомлинского были: творческая мысль не только в учебе, но и в любом виде деятельности; производительный труд не только на уроках труда, но и во всем укладе жизни детей; сопереживание как основа нравственности; постоянное взаимодействие с природой.

Суть дидактических взглядов В.А. Сухомлинского выражена в следующих положениях: во-первых, учение – это мир человеческих взаимоотношений, а потому нужно помнить, что отношение ребенка к школе, знаниям, учебному предмету во многом зависит от того, какие взаимоотношения у него сложаться с учителем.

Во-вторых, учение должно приносить ребенку радость, а для этого учителю необходимо соблюдать следующие условия: учитывать индивидуальные особенности детей; в процессе обучения воздействовать не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей; бережно относится к оценке; вооружать учащихся навыками самостоятельного учебного труда.

Вся система нравственного воспитания в Павлышской школе строилась на принципах гуманного отношения к детям, воспитания через доверие, перспективного подхода к детям, опоры на положительное.

Трудовое воспитание и обучение, считал В.А. Сухомлинский, должно быть нацелено на то, чтобы воспитать мыслителя-труженика, привить ребенку любовь к труду мысли, соединенной с трудом рук.
В Павлышской школе использовались разнообразные виды детского труда: учебный и производственный, платный и бесплатный, кратковременный и долгосрочный, ручной и механизированный, индивидуальный и коллективный. Обращает на себя внимание раннее включение детей в производительный труд: первоклассникам выделялся небольшой участок земли, на котором они выращивали пшеницу; становились старше – работали в мастерских, на колхозных полях, фермах. Старшеклассники самостоятельно водили тракторы и комбайны. Все в школе делалось руками детей (прекрасный фруктовый сад, оранжерея), многое – и для села (построили стадион, разбили сады, парки). В школе работало до 50 кружков разной направленности: технические, сельскохозяйственные, художественные, чтобы у каждого школьника была возможность реализовать свое увлечение.

Учить ребенка, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием, воспитывать ребенка так, чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию – вот ядро педагогики В.А. Сухомлинского. Сегодня его идеи и демократическая по сути практика воспитания становятся особенно востребованными.

В истории России можно найти множество уникальных учителей, которые отличались новаторскими взглядами. Именно эти люди позволили изменить систему обучения детей. Педагогические идеи Сухомлинского заставили взглянуть на подрастающее поколение с точки зрения гуманизма. Василий Александрович предложил принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками.

Педагогическая деятельность сухомлинского

Краткая биография

Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в семье плотника. Мальчик появился на свет в небольшом селе Кировоградской области (Украина). Помимо него, в семье было еще трое детей, и все четверо стали сельскими учителями.

Педагогические идеи сухомлинского

Детство мальчика сложно назвать счастливым, ведь после Гражданской войны была вражда, разруха, голод. Сухомлинский закончил Полтавский пединститут, после чего начал преподавать украинский язык и литературу в сельских школах. В годы войны сражался на фронте, в это время его жена и сын находились в оккупации. Они оба погибли, но об этом Сухомлинский узнал только потом. Василий Александрович получил тяжелое ранение, и его комиссовали.

В 1948 году Сухомлинский вступил в должность директора школы. Именно она и стала его экспериментальным полигоном для внедрения следующих проектов:

  • семинары по психологии;
  • коллоквиумы по педагогике;
  • факультеты по этике семейной жизни для старшеклассников;
  • родительский клуб и другие.

Свои теории Сухомлинский подробно излагал в статьях и книгах. Его деятельность неоднократно была отмечена наградами.

Основные идеи

Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение.

Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. Педагогическая деятельность Сухомлинского позволила разработать экспериментальный метод. Именно он первым предложил проверять любую идею на длительной практике, т. к. это позволяет получить более точные результаты.

Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности:

Сухомлинский педагогические идеи

  • нравственность;
  • счастье;
  • долг и другие.

Педагогика Василия Александровича предполагала гуманистический подход. Задача учителя — развивать таланты учеников, поддерживать детские начинания и помогать им усваивать знания. Педагог — не надзиратель, но он имеет определенный авторитет.

Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей.

Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе.

На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей.

Уникальность методик

Для того чтобы понимать всю ценность идей Василия Александровича, нужно учитывать время, в которое он жил. СССР был тоталитарным государством, и коммунистическое воспитание предполагало авторитарную модель. Но Сухомлинскому удалось привнести идеи гуманизма в педагогику.

Педагогическая система сухомлинского

Педагог предлагал отказаться от оценок — отметки можно использовать только в старших классах. Стимулировать ребенка нужно другими способами, например, поощрением. Василий Александрович признавал личности детей наивысшей ценностью. Он ориентировался на нравственность и духовность.

Не все в советское время разделяли идеи педагога-новатора. Его критиковали в газетах, осуждали, но это не мешало ему делать свое дело. Книги и статьи автора были востребованными среди учителей и воспитателей.

Сегодня идеи Сухомлинского не потеряли актуальности. Многие учителя используют их в своей деятельности. Была даже создана специальная ассоциация, которая детально изучает методики гуманного воспитания, и педагоги России до сих пор следуют ее принципам.

Выпускники этой сельской школы спокойно поступали в городские институты. А принципы её покажутся знакомыми каждому: это принципы школ Финляндии и Швеции. Вот только создана она была в Украинской ССР в трудное послевоенное время, когда, казалось, было не до экспериментов.

Как советский педагог создал школу как будто из лучших стран будущего

Чему может научить детей политрук?

Отец Василя, мальчика из села под Херсоном, был плотником, мать — домохозяйкой; впрочем, она порой шила для людей. Но большую часть сил она тратила на то, чтобы четверо её детей горя не знали. Семья Сухомлинских была из тех, кто принял советскую власть горячо и скорее приобрёл, чем потерял. Отец семейства схватился за все открывшиеся возможности.

Он стал писать статьи о сельской жизни в газету, руководил и местной кооперацией, и, потом, местным колхозом, завёл при колхозе лабораторию для экспериментов с селекцией, помогал строить школу-семилетку и вёл там труды — давал мальчикам плотницкие и столярные навыки, которые по тем временам лишними быть не могли.

Троим сыновьям и дочери говорил: вы, мол, будете новую жизнь строить. А начинается новое общество — со школы. И сыновья с дочерью выучились, чтобы стать сельскими учителями и учить других детей. Сельских учителей нехватка была страшная! Так что выбор такой профессии был шагом большой гражданской сознательности.

Василь — теперь уже, по должности, Василь Олександрович — в семнадцать лет уже начал вести уроки, параллельно доучиваясь заочно в Полтавском педагогическом. Том самом, откуда вышел другой знаменитый педагог — Макаренко. По специальности Сухомлинский, большой почитатель родной культуры, стал учителем украинского языка и литературы. В 1938 году. Что значило — в двадцать лет, а ещё это значило — за три года до войны.

В школе Василя Сухомлинского

В 1941 году молодой учитель, поцеловав на прощанье беременную жену Верусю, пошёл в военкомат, не дожидаясь повестки. Должность получил — политрука. Звучит безопасно: следи себе за речами солдат да сдавай паникующих под трибунал. Но политрук на той войне просто так отсидеться не мог; очень часто именно политруку приходилось возглавлять атаку, когда застрелен был командир и солдаты падали духом. По крайней мере, Сухомлинский был из тех, кто возглавлял.

В груди политрука застрял осколок снаряда. С ним он прожил всю оставшуюся жизнь. Вышла она короткой. Пятьдесят один год.

После госпиталя Сухомлинский немедленно нашёл лямку себе по плечу: пошёл работать директором в посёлок Ува в Удмуртии. И как только стало возможно, навёл справки о жене. Увы, она стала одной из десятков тысяч жителей Херсонской области, убитых немцами. Он узнал только, что родился у них — сын. И его тоже убили с матерью.

После войны вдовцы и вдовицы в новый брак часто вступали быстро. Было ощущение, что надо торопиться начать новую жизнь. Сухомлинский женился на симпатичной ему женщине, русской, тоже учительнице, с которой познакомился ещё в Уве. Она приезжала с проверкой в его школу. Вместе они поехали поднимать школу в посёлок Павлыш в самом центре Украины. Посёлок этот, как и многие другие, был страшно перепахан войной.

Цель Сухомлинский перед собой и соратницей-женой Анной Девятовой поставил ни много, ни мало — воспитание идеального коммуниста. Нормально для политрука. Но что насчёт детей? Чему их учили и на что была похожа сама учёба? Неужели они часами зубрили Маркса и учились стрелять в контру?

Труд, отдых, инклюзия

Школа, которую возглавил Сухомлинский, работала принципиально по-новому. Во-первых, она была инклюзивна. Слов таких не знали, но таков был принцип Василя Олександровича: не исключать никаких детей ни при каких обстоятельствах, и если ребёнок не может осваивать что-то в общем темпе — не торопить, давать осваивать в своём.

Василий Сухомлинский с матерью

Вы можете такое представить в сорок восьмом году? А именно такие правила ввёл Сухомлинский и придерживался их до смерти в семидесятом. Благо сразу после войны проверками сельские школы не особо мучили, а когда начали — Сухомлинский был уже вооружён первыми результатами эксперимента.

Школа — это место, где начинается общество. В обществе должен пригодиться каждый. Значит, и в школе должен найти своё место каждый ученик. Вот принцип номер один.

Как коммунист, Сухомлинский, конечно, говорил о труде как о деле облагораживающем. По его представлениям, ребёнок должен был в течение всего школьного обучения делать руками много и разного: это помогало ребёнку учиться, развивало его мозг. Кроме того, детей приучали выражать любовь к близким, уважение к другим людям через труд, через созданное самостоятельно. Звучит странно? Чем тут можно восхищаться и какая тут связь с современными передовыми школами? Требуется перевод на современный язык.

Дети гораздо лучше познают мир не через абстракции, а через манипуляции с предметами и веществами. И даже абстрактные понятия они так осваивают быстрее и легче. Работа над поделками — это и развитие мелкой моторики, и постижение основ геометрии и физики. Работа в саду, в живом уголке — это база по ботанике и зоологии.

Случалось так, что ученика, не способного освоить программу со сверстниками, чуть не полностью переключали на поделки — и через три года работы руками с глиной, деревом, соломой, тканью он вдруг начинал осваивать то, что, казалось, никогда ему не поддастся в классе.

Умение же выразить свою любовь в сделанном руками как нельзя кстати в послевоенном СССР, где предметы быта не купишь быстро и без особых усилий, как можно сделать в двадцать первом веке, даже не выходя из дома. Наряду с культивацией подарка, сделанного своими руками, Сухомлинский культивировал уважение к матери — к той женщине, которая после войны поднимала на себе и детей, и государство, часто без какой-либо помощи мужчины. Не вернулись мужчины домой.

Это был принцип номер два. Труд. Работа руками. Вот лучший из способов детям познать себя и мир, развить восприятие и мышление.

Труд в том виде, в котором его познавали дети в школе Сухомлинского, больше всего напоминал проектное изучение в финских школах наших дней и экологические занятия в школах многих других стран. Помимо обязательной программы, не такой уж обширной, как можно подумать, в школе действовало восемьдесят кружков — и больше половины из них предполагали ручной труд. Каждый мог выбрать именно то, что ему интересно.

Велись кружки так, что незаинтересованных детей — не было! То же и с уроками. На уроках действовало правило — если ребёнок утомился сидеть в классе со всеми, он мог выйти. Просто посидеть в тихом месте или пробежаться по двору — как захочется. Послушать у дверей чужого класса, что рассказывают там — не проблема!

Такое сейчас практикуется и во многих европейских передовых школах. Но требует умения педагога вести за собой класс, чтобы возвращаться было — интересно, и требует от педагога невероятное количество сил. Где они брались?

Из принципа номер три. Свободное время священно. Оно касалось в школе Сухомлинского и учителей, и учеников.

Сухомлинский в специальных классах для родителей разъяснял, что детям очень важно пять-семь часов в день иметь время, которое они будут тратить только на себя, только по своему усмотрению, и, главное, это время не должно быть структурировано взрослыми. Он считал это важным фактором развития ребёнка. То же касалось учителей.

Читайте также: