Как написать пояснительную записку к методической разработке в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

__________________ Н.В. Якимова

При разработке методических рекомендаций были проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для текстовых документов. Методические указания действуют наряду со стандартами и другой нормативной документацией, на которую в них даны ссылки.

Данный материал поможет читателю-педагогу составить и оформить собственную методическую разработку.

2. Требования к составлению методических рекомендаций…………. 5

3. Требования к составлению методической разработки…………….….7

4. Требования к составлению методического пособия………………. 8

5. Технические требования к оформлению методической продукции…9

6. Список использованных источников…………………………………..12

Пояснительная записка.

В свете современных требований образования, педагоги дополнительного образования должны уметь разрабатывать методическую продукцию и адаптировать ее к реальным условиям образовательного процесса. Обновление содержания дополнительного образования, технологий обучения, форм организации учебной деятельности диктуют необходимость обеспечения образовательного процесса методической литературой.

Цель данных методических рекомендаций: методическое сопровождение процесса создания и оформления различных видов методических материалов, распространения сведений, подлежащих трансляции, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педагогических технологий.

Одна из задач, которая поставлена в данных методических рекомендациях, дать педагогам обобщенные и систематизированные представления об организации деятельности создания методических материалов и их оформления.

В рекомендациях дан алгоритм действий составления методического пособия, следуя ему, педагог сможет создать собственную методическую разработку, соответствующую требованиям нормативных документов регламентирующих создание методической продукции.

Использование данного материала возможно при разработке учебного занятия, при изучении и распространении педагогического опыта, в ходе аттестации.

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ


Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

 сведения об авторе (авторах);

 список рекомендуемой литературы по данной теме;

 приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

 фамилия, имя, отчество автора;

 название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

2. На втором листе вверху приводится аннотация , включающая лаконичные сведения о:

 сути рассматриваемых вопросов;

 предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, педагогам дополнительного образования);

 источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);

 возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях могут быть использованы настоящие рекомендации).

 Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

 обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

 определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

 краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации обучающихся и т.п.);

 обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

 описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

 дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

 вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

 предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

 планы проведения конкретных дел, мероприятий;

 методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

 примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

 методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

 схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

 примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ


Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам дополнительного образования в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:
- введение , где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия;
- теоретическую часть , где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- практическую часть , где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в дополнительном образовании;
- дидактическую часть , в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы учреждения, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Технические требования к оформлению текста

Текст должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет черный, высота букв, цифр и других знаков кегль 12-14 пт. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм. Текст выравнивается по ширине страницы, красная строка 1,5 см., исключить переносы в словах.

Работа выполняется шрифтом TimesNewRoman. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя шрифты разного начертания.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Основной текст отделяется от заголовка дополнительным интервалом. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Оформление заголовков

Наименования структурных элементов: "СОДЕРЖАНИЕ", "ОПРЕДЕЛЕНИЯ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЕ", следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент работы следует начинать с нового листа (страницы). Если основной текст подразделяют на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего документа.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. В работе должны быть сделаны ссылки на все иллюстрации. Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово "рисунок" и его наименование располагают посередине строки. При ссылках на иллюстрации следует писать ". в соответствии с рисунком…".

Оформление таблиц

Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Оформление приложений

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. На все приложения в тексте должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение", его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Воспитание патриотизма это сложный и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица Родины. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Решение этих задач возможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

I. Способствовать появлению у детей потребности в получении информации о родной стране;

II. Формировать интерес детей к Родине – стране, в которой мы живем через организацию совместной деятельности;

III. Воспитывать чувство гордости за Родину.

На сегодняшний день очень актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением интересно проводить свой досуг. Народная игра может по праву занять ведущее место в досуге детей, особенно старшего дошкольного возраста. Поэтому с целью организации досуговой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО была разработана картотека русских народных игр.

Еще одним важным аспектом патриотического воспитания детей дошкольного возраста является использование такого средства воспитания, как пословицы и поговорки, которые представляют собой неиссякаемый источник народной мудрости, накопленной веками. Кроме того, эти малые фольклорные формы являются ещё и прекрасным средством обогащения образной речи детей, усвоения ими важных жизненных законов.

Пословицы и поговорки содержат богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма и являются незаменимым средством духовно-нравственного воспитания, в том числе и патриотического как форма передачи мудрости и опыта народа, являясь своеобразной народной педагогикой. Для реализации полноценного использования этого средства воспитания в рамках проекта была создана картотека пословиц и поговорок о патриотизме, дружбе и взаимовыручке.

Стихотворения о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. С этой целью была создана картотека стихотворений о России, о Родине.

Проведенная работа способствовала формированию развития личностных качеств – чувства гражданской принадлежности, гордости за свою Родину, а также развитию мотивации для дальнейшей самостоятельной деятельности по данной теме.

Пояснительная записка музыкального руководителя к перспективным планам занятий ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перспективные планы музыкальных занятий разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока ( учебного занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного урока ( учебного занятия);

разработку серии уроков ( учебных занятий);

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);

разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

тщательно подойти к выбору темы разработки - тема должна быть актуальной, известной педагогу. По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;

определить цель методической разработки;

внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;

составить план и определить структуру методической разработки;

определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:

Презентация должна отражать:

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания презентации теме методической разработки;

соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

иллюстрационный материал презентации;

читаемость и дизайн текста;

цветовое решение презентации;

оптимальность количества слайдов;

эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах колледжа.

Требования к структуре и оформлению

методической разработки

    1. Структура методической разработки

    Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.
    2. Аннотация.
    3. Содержание.
    4. Перечень условных обозначений (при необходимости);
    5. Введение.
    6. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и подпункты)
    7. Заключение.
    8. Список использованных источников.
    9. Приложения.

    Титульный лист

    Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:

    наименование вышестоящей организации;

    наименование учреждения образования;

    название темы (раздела) (при необходимости);

    сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);

    выходные данные (год написания работы).

    Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).

    Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).

    Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).

    Ниже строчными буквами ( с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.

    Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).

    На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.

    Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

    В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

    В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений (приложение Б).

    Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.

    Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

    В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

    В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

    Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению В.

    Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

    Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются директором колледжа. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.

    Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

    Рецензия прилагается к методической разработке.

    2.2. Общие правила оформления

    Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А 4 (210х297) [1] . Количество знаков в строке должно составлять 60—70, межстрочный интервал — одинарный компьютерный количество тексто­ вых строк на странице — 39-40.

    Расстояние от левого края листа до начала текста 30 мм , от правого края не менее 8 мм , сверху и снизу – 20 мм от края листа.

    При компьютерном наборе используется гарнитура шрифта Times New Roman , размер – 14.

    Шрифт печати должен быть прямым, четким, черно­ го цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютер­ ные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах , важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (кур­ сивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др. Запрещается использование средств редакти­ рования и форматирования текста (уплотнение, коррекция интервалов, по­ лей и т. п.) .

    Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм .

    При наличии опечаток, описок и графических неточностей, обнаруженных в процессе выполнения работы, допускаются исправления, но не более 2-х на 1листе.

    Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

    Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

    Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится и записываются с абзацного отступа.

    Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.

    Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.

    Абзацы не нумеруются.

    Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.

    Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

    Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.

    Расстояние между заголовками раздела и подраздела - одинарный компьютерный интервал.

    Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.

    Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

    Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

    Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

    Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

    В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.

    В тексте не допускается:

    применять обороты разговорной речи;

    применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском(белорусском) языке;

    применять произвольные словообразования;

    применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской (белорусской) орфографии.

    В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

    Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.

    Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

    При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.

    2.2.2. Оформление иллюстраций и приложений

    Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.

    Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

    Например – Рисунок А.3.

    Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.

    Материал, дополняющий текст методической разработки, допускается помещать в приложение.

    Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.

    В тексте разработки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них.

    В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

    Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в разработке, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

    Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа после текста внизу страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста горизонтальной линией, длина которой равна 15 знакам печатающего устройства.

    Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

    Знак сноски выполняется арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта.

    Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

    Если сносок мало допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

    2.2.4. Построение таблиц

    Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии должно быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

    Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

    Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

    Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Расстояние от левого края листа до границ таблицы не менее 25 мм , от правого не менее 10 мм .

    Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

    Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм . Головка таблицы должна быть отделена двойной линией от остальной части таблицы.

    Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

    Данная разработка содержит комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику алгоритма действий применительно к методическим рекомендациям. Автором подчеркивается, что методические рекомендации могут быть краткие и развернутые и даются четкие указания, как правильно оформить те и другие. При этом дается конкретный алгоритм оформления данного методического мероприятия.

    Содержимое публикации

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ

    «Написание методических рекомендаций

    Подготовил:старший воспитатель МБДОУ

    высшей квалификационной категории

    Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

    В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

    Краткие рекомендации называются памяткой и могут содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

    Памятки составляются без титульного листа по следующему алгоритму:

    Основной текст (начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

    Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

    Месяц и год создания.

    Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи тому, кому они предназначаются в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

    Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости от количества информации. Алгоритм оформления методических рекомендаций:

    1. Титульный лист:

    Полное название учреждения

    Вид методической продукции (методические рекомендации)

    Должность педагога - автора

    Квалификационная категория педагога - автора

    ФИО педагога - автора полностью

    Месяц и год написания

    2. Второй лист: Аннотация (краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

    Пояснительная записка (Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта; целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

    Содержание (оно может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

    Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием).

    Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

    Читайте также: