Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 12.05.2024

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

В связи с этим цель моей работы: развитие творческих способностей через театральную деятельность стала приоритетной в моей профессиональной деятельности.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

  1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
  2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.
  3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
  4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  5. Совершенствование познавательных процессов.

Воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом рекомендаций исследователей: Махоневой М.Д., Миланович Л.Г., Сорокиной Н.Ф., Чуриловой Э.Г.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.

Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.

Цель: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол, вызвать желание управлять куклами.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения театрального искусства, строением театра, с различными видами театральных кукол (би-ба-бо, марионетки, ростовая).
  2. Развивать познавательный интерес, психические функции (память, внимание) воздействуя на различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, тактильный).
  3. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
  4. Формировать коммуникативные навыки общения.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал:

  • телевизор,
  • DVD проигрыватель,
  • куклы: би-ба-бо, марионетка (клоун), ростовая (мышка),
  • декорации,
  • сундучок.

Ход занятия:

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Давайте встанем в круг и познакомимся.

Я, муза, покровительница театра.

А как зовут вас, я сейчас узнаю. Вы будете поочередно подавать левую руку друг другу и называть свое имя ласково.

Дети, а кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей)

Что вы там делали? (Ответы детей)

А кто вам показывал сказку? (Куклы)

Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. Итак, в путь.

Воспитатель: Повернись, повернись и в театре окажись.

Сейчас пройдут на свободные зрительные места те дети, у кого в одежде есть синий цвет (красный, зеленый, желтый).

Воспитатель: Звенит звонок, наша история начинается.

Педагог включает DVD проигрыватель и показывает слайды.

Воспитатель:

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места.

Покровительствовали театру две музы: веселая и жизнерадостная Талия и грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актерам разыгрывать веселые, смешные пьесы – комедии, а Мельпомена – грустные и печальные – трагедии.

Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья.

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы.

Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.

Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.

Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей.

В нашем городе Новокузнецке тоже есть театр, да не один.

Драматический театр – в нем разыгрывают спектакли взрослые люди – актеры.

Кукольный театр – в нем актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол. Посмотрите, какое это красивое здание. Снаружи оно украшено большими яркими куклами и афишами – красочными плакатами с фотографиями спектаклей.

Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена с занавесом. На сцене актеры разыгрывают спектакли с помощью кукол.

Есть уютные зрительные места.

И конечно много, много разных театральных кукол. А управляют куклами люди, профессия которых называется – кукловод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что должны уметь кукловоды. Ответы детей.

Правильно, чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь сильные и ловкие руки, чтобы управлять куклами.

Воспитатель: Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А можно попасть и на сказочную полянку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке – волшебный сундучок. Что же там внутри? Давайте посмотрим!

Воспитатель: Да там театральные куклы!

Петрушка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Вы узнали меня? Кто я?

Воспитатель: Ребята, Петрушка пришел к нам из театра кукол би-ба-бо. Одеваются такие куклы на руку, как перчатка.

На указательный палец одевается голова.

На средний и большой – руки или лапы игрушки.

Остальные пальцы кукловоды прижаты к ладони.

А рубашка – это туловище.

Петрушка: Я пришел к вам не один, а вместе со своими друзьями.

Воспитатель вынимает куклы из сундучка.

Воспитатель: Дети, кто хочет попробовать одеть куклу. Педагог приглашает 4 ребенка, помогает одеть кукол на руки.

Воспитатель: Куклы в театре би-ба-бо умеют наклонять головы, хлопать в ладоши, вертеть головой вправо и влево, кланяться (помогает детям выполнить упражнения).

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, из каких сказок пришли эти герои? (Ответы детей).

Вставайте в круг, чтобы всем хватило место.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая интересная кукла. Называется она – марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.

Воспитатель: Ребята, кто хочет попробовать управлять марионеткой (приглашает 2 детей по очереди). Тяжело? (Ответы детей).

Воспитатель: Кто-то еще к нам в гости пришел! (Вносит ростовую куклу).

Да это кукла – мышка. Посмотрите, какая она большая и необычная. У нее есть веревочки, чтобы одевать их на шею, резинки, чтобы одевать их на руки и ноги. Кто хочет померить куклу? (Приглашает одного ребенка, помогает одеть куклу).

Воспитатель: Посмотрите, какая это большая кукла, ростом с Дашу. Такая кукла называется ростовая. Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнет шагать – кукла станет двигать своими ногами.

Мышка, иди, поздоровайся с ребятами. Протяни свою руку и погладь …

Воспитатель: Присаживайтесь ребята на ковер. Давайте вспомним, куда мы сегодня путешествовали? (В театр)

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Цели и задачи опыта работы

В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Цель педагогического опыта : развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

2. Познакомить детей с различными видами театра.

3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

4. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

6. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

5. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год.

3. Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Результат работы опыта

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Каждый день я ребятам читала произведения из разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является : развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве [5, с. 86.].

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников :

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, детей смогли применить в повседневной жизни.

1. Акулова О. Театрализованные игры. [Текст]/ О. Акулова// Дошкольное воспитание. -№4 -2015г. -с. 24.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. [Текст]/ Е. А. Антипина – М. :ТЦ Сфера, 2013.- с. 128.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст]/ Л. В. Артемова – М:. Просвещение, 2013 г. – с. 127.

4. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно – методическое пособие [Текст]/Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец- СПб. : ООО Издательство Детство – пресс, 2011

5. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст]/ А. В. Белошистая// Пед. технологии. -2010.- №2

6. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы [Текст]/О. В. Бережнова, Н. В. Микляева- М. : Цветной мир, 2013

8. Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. [Текст]/ А. Н. Брызгалова – Мн. : Юнипресс, 2016 – с. 176.

9. Буренина А. И. Развитие детского творчества в театрализованных играх. [Текст]/ А. И. Буренина //Музыкальная палитра. - №1 – 2010. – с. 6-9.

10. Губанова Н. Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. [Текст]/ Н. Ф. Губанова – М., Мозаика-Синтез, 2013 с. -14-17.

11. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. [Текст]/ Т. Н. Доронова// Ребенок в детском саду. - №3.-2011 – с. 66.

12. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]/Е. И. касаткина //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

13. Козлова С. А. Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям [Текст]/ С. А. Козлова. -М. : Школьная пресса, 2011

15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Е. Н. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – 3-е изд. - М. : Мозаика – Синтез, 2012

16. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии [Текст]/А. П. Панфилова- М. : ИЦ Академия, 2012

17. Петрова Е. Театрализованные игры. [Текст]/ Е. Петрова// Дошкольное воспитание. -№4.- 2011- с. 32

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Обобщение педагогического опыта: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с применением ИКТ Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с применением информационно-коммуникационных.










Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

ВВЕДЕНИЕ

  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель проекта…. 3
  2. Задачи проекта . 3
  3. Актуальность. 3
    1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
    2. Формы работы над проектом…………………………………………6
    3. Научно-методическая работа . 7
    4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
    5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

    ВВЕДЕНИЕ

    Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

    -сформировать правильную модель поведения в современном мире;
    -повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
    -познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
    -совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
    Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цель проекта:

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

    Задачи:

    1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
    2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
    3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
    4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
    5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

    Актуальность

    В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

    Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

    Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

    Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

    Этапы реализации проекта

    (долгосрочный: январь 2018 – апрель 2019)

    I. Подготовительный этап:

    2. Определение срока реализации проекта (январь 2018 – апрель 2019).

    3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

    II. Практический этап:

    В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

    • Л. Выготского,
    • М. Каменской,
    • А. Брянского,
    • С. Рубинштейна.
    • О. Дьяченко,
    • Н. Ветлугиной и др.

    Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

    Проведение мероприятий:

    В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

    III Презентационный этап:

    Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

    Формы работы над проектом

    Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

    В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

    Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

    Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

    Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

    На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

    При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

    Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

    и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

    Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

    - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    - упражнения по формированию выразительности исполнения;

    - упражнения по развитию эмоциональности у детей.

    Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

    Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

    1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

    2) Создание атмосферы творчества;

    3) Развитие творческих способностей;

    4) Социально-эмоциональное развитие.

    Научно-методическая работа

    Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых – Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

    Интерес для практических работников представляют и методические

    рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные Л. П. Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных игр и дает подробную характеристику каждой.

    Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

    Материально-техническое обеспечение

    Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

    Результаты проектной деятельности

    Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н. Ф. Сорокиной)

    Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

    № пп

    Целевые ориентиры

    Критерии оценки

    Качество проявляется

    часто

    редко

    Не проявляется

    Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

    Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

    Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

    Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

    Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

    Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

    Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

    Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

    Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

    1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

    2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

    3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

    4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

    Исследования показали следующие результаты :

    • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
    • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень – 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад – 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
    • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

    такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

    Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

    2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

    3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

    4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

    5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

    6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с










    Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

    воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 2

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Цель проекта…. 3
    2. Задачи проекта . 3
    3. Актуальность. 3
      1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
      2. Формы работы над проектом…………………………………………6
      3. Научно-методическая работа . 7
      4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
      5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

      ВВЕДЕНИЕ

      Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

      -сформировать правильную модель поведения в современном мире;
      -повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
      -познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
      -совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
      Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

      Цель проекта:

      Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

      Задачи:

      1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
      2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
      3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
      4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
      5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

      Актуальность

      В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

      Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

      Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

      Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

      Этапы реализации проекта

      (долгосрочный: январь 2018 – апрель 2019)

      I. Подготовительный этап:

      2. Определение срока реализации проекта (январь 2018 – апрель 2019).

      3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

      II. Практический этап:

      В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

      • Л. Выготского,
      • М. Каменской,
      • А. Брянского,
      • С. Рубинштейна.
      • О. Дьяченко,
      • Н. Ветлугиной и др.

      Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

      Проведение мероприятий:

      В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

      III Презентационный этап:

      Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

      Формы работы над проектом

      Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

      В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

      Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

      Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

      Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

      На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

      При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

      Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

      и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

      Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

      - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

      - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

      - упражнения по формированию выразительности исполнения;

      - упражнения по развитию эмоциональности у детей.

      Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

      Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

      1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

      2) Создание атмосферы творчества;

      3) Развитие творческих способностей;

      4) Социально-эмоциональное развитие.

      Научно-методическая работа

      Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых – Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

      Интерес для практических работников представляют и методические

      рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные Л. П. Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных игр и дает подробную характеристику каждой.

      Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

      Материально-техническое обеспечение

      Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

      Результаты проектной деятельности

      Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н. Ф. Сорокиной)

      Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

      № пп

      Целевые ориентиры

      Критерии оценки

      Качество проявляется

      часто

      редко

      Не проявляется

      Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

      Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

      Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

      Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

      Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

      Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

      Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

      Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

      Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

      1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

      2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

      3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

      4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

      Исследования показали следующие результаты :

      • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
      • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень – 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад – 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
      • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

      такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

      Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

      ЛИТЕРАТУРА:

      1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

      2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

      3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

      4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

      5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

      6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с

      Читайте также: