Целостная система воспитания детей в педагогическом процессе доу

Обновлено: 30.06.2024

Воспитание – это специально организованный процесс, направленный на передачу подрастающему поколению накопленного жизненного опыта, формирование правильной модели поведения и реализации основных образовательных целей в рамках педагогического процесса.

Основная цель воспитания – культурное, полноценное и всестороннее развитие ребенка, способного к физическому и духовному саморазвитию.

Педагогически правильно организованное воспитание должно побудить ребенка к личностному и культурному росту, саморазвитию, стремлению развивать свои духовные и нравственные потребности и чувства.

Результатом воспитания является полноценная и гармонично развитая личность, способная продуктивно существовать в рамках современного социума.

Воспитание принято рассматривать с двух точек зрения:

  1. Воспитание как общественное явление – направлено на передачу подрастающему поколению исторического и культурного опыта.
  2. Воспитание с точки зрения педагогики – направлено на овладение воспитанниками духовным и социальным опытом, ценностями и отношениями.

Структура воспитательного процесса – это взаимосвязь его основных элементов (цель, содержание, методы, средства и полученные результаты).

Эффективность воспитания во многом зависит от установленного развивающего взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, основанном на взаимном уважении и сотрудничестве.

Таким образом, воспитание – это длительный и непрерывный процесс, который с течением времени переходить в самовоспитание.

Особенности воспитания детей в педагогическом процессе ДОО

Особенность воспитания детей в ДОО состоит в уникальности дошкольного возраста. Дошкольный период – это один из жизненных этапов, который значительно отличается от всех других жизненных периодов. Воспитание детей дошкольного возраста ориентируется и на общие закономерности процесса воспитания, и на своеобразие развития дошкольника.

Готовые работы на аналогичную тему

В целом можно выделить следующие особенности воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО:

  1. Ориентир на самоценность дошкольного возраста, его значимость во всем последующем развитии ребенка.
  2. Развитие личности ребенка как процесс усвоение социального опыта.
  3. Создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
  4. Организация необходимых для успешного развития ребенка видов деятельности.
  5. Предоставление ребенку возможности проявления субъективных позиции, опыта и активности.
  6. Взаимодействие в вопросах воспитания семьи и детского сада.
  7. Воспитание дошкольника имеет целенаправленный и непрерывный характер.

Воспитание детей в рамках педагогического процесса ДОО направлено на формирование целостной личности ребенка, формирование навыков взаимодействия с окружающими и успешным вхождением в современный социум.

Еще одной особенностью воспитания детей дошкольного возраста является обусловленность своеобразия развития психики детей и возможностей усвоение социального и культурного опыта.

Основные особенности воспитания детей в педагогическом процессе ДОО:

  • воспитание выступает как главный транслятор культурного опыта;
  • при организации воспитательного процесса педагог должен постоянно опираться на чувства детей;
  • правила и нормы должны сопровождаться жизненными примерами;
  • дошкольники в силу возраста и особенностей психики имеют неустойчивость в формировании определенных качеств и способов поведения, что требует от педагога организацию дополнительных занятий по их закреплению (упражнения, анализ жизненных ситуаций и т.д.);
  • осуществление обязательной педагогической поддержки и сопровождения ребенка в педагогическом процессе, с учетом его индивидуального темпа развития.

Условия и средства, обуславливающие успешность процесса воспитания детей в ДОО

Воспитание детей дошкольного возраста в рамках педагогического процесса ДОО требует соблюдения ряда условий и правил:

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и воспитанников.
  2. Предоставление воспитанникам возможности свободного выбора вида деятельности, средств, партнеров и т.д.
  3. Организация предметно-развивающей среды, способной удовлетворить потребности детей в различных видах деятельности, полноценном и всестороннем развитии, сохранении собственной индивидуальности.

Ведущими средствами воспитания детей дошкольного возраста являются, следующие виды деятельности:

  • трудовая
  • коммуникативная
  • познавательная
  • исследовательская
  • творческая
  • игровая

В процессе воспитания каждый ребенок приобретает не только новые знания, усваивает новые правила и нормы поведения, но и овладевает навыками различных видов деятельности. Именно деятельность выступает основой всего процесса воспитания. Важно организовать не просто разнообразные виды деятельности, но формы (индивидуальная, коллективная, массовая, совместно со взрослым и т.д.).

Успешность воспитания во многом зависит от профессионализма и мастерства педагога, его умения побудить ребенка на активную деятельность в общении, взаимодействии, труде, творчестве и т.д.

Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, задача педагога учитывать этот темп при организации педагогического процесса и воспитательного воздействия.

Воспитатель должен так же учитывать, что ребенок, как субъект педагогического процесса в ДОО проявляет себя следующим образом:

  • ребенок всегда открыт перед взрослым, он ему доверяет на природном уровне;
  • ребенок всегда с интересом и охотой принимает цели и задачи, которые ставит перед ним воспитатель;
  • старается проявлять в силу своих способностей активность и самостоятельности при совместной с воспитателем деятельности;
  • открыто выражает свои мысли, делится в воспитателем своими чувствами и желаниями.

Таким образом, если все перечисленное присутствует в процессе взаимодействия педагога и воспитанников, то это свидетельствует об эффективно организованном педагогическом процессе.

Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.

3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание. Содержание дошкольного воспитания регламентировано федеральными государственными требованиями.

4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств.

Методы в оспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Классификация м етодов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому).

Методы формирования сознания личности 1.Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях. 2.Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций; пример поведения; рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием; театрализация.


Методы организации деятельности и формирования опыта поведения 1.Приучение. 2.Упражнение. 3.Воспитывающие с итуации, в основе которых лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка. 4.Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.
Методы стимулирования деятельности и поведения 1.Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек). 2.Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий). 3.Создание для ребенкаситуации успеха. 4.Соревновательныеметоды.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса 1. Н аблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. 2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. 3. Беседы с детьми и родителями. 4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. 5. Обыгрываниепроблемных жизненных с итуаций. 6. Социометрия. 7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений.

Средства воспитания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):

1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы, растительный и животный мир.

Ведущие принципы воспитания: ориентация на развитую личность ребенка; воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня; единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов; опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями; гуманизация воспитательного процесса; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка; соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей; принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

ТЕМА 9.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.

3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание. Содержание дошкольного воспитания регламентировано федеральными государственными требованиями.

4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств.

Методы в оспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Классификация м етодов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому).

Методы формирования сознания личности 1.Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях. 2.Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций; пример поведения; рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием; театрализация.


Методы организации деятельности и формирования опыта поведения 1.Приучение. 2.Упражнение. 3.Воспитывающие с итуации, в основе которых лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка. 4.Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.
Методы стимулирования деятельности и поведения 1.Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек). 2.Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий). 3.Создание для ребенкаситуации успеха. 4.Соревновательныеметоды.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса 1. Н аблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. 2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. 3. Беседы с детьми и родителями. 4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. 5. Обыгрываниепроблемных жизненных с итуаций. 6. Социометрия. 7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений.

Средства воспитания – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):

1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы, растительный и животный мир.

Ведущие принципы воспитания: ориентация на развитую личность ребенка; воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня; единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов; опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями; гуманизация воспитательного процесса; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка; соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей; принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ. Организация воспитательно-образовательной работы и контроль за ней.

• Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс - целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.

Слово "процесс" свидетельствует о растянутости во времени, а слово "педагогический" говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса :

• обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

• воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

• оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

• воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу

Понятие педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле.

В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования.

В узком смысле, имеется ввиду - совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

• учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

• решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

• учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

• осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

• создание развивающей среды.

По мнению И. П. Подласого организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретных задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительный результатов и образования недостатков.

Планирование целостного педагогического процесса

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период

В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете

Структура годового плана работы

Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям: эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;

уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе; уровень деловой квалификации педагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

I. Основные задачи работы дошкольного учреждения, в этом разделеопределяются ведущие задач воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

III. Работа с кадрами, в этом разделе планируется подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

• IV. Работа с родителями, в этом разделе планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

• V. Административно-хозяйственная работа, в этом разделе планируются мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном планеотражены все разделы "Программы".

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ содержит в себе планирование утреннего отрезка времени, прогулок (утренней и вечерней, планирование занятий и планирование второй половины дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планирование обучения на занятияхвключаетсодержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание грампластинок и многое другое. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путем непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему.

А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля: цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или предупредить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков.

Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то делается это незаметно для детей и в очень корректной форме.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово для самоанализа предлагается воспитателю. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс, то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

• Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М. ,1992.

• Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. -1989. -№ 5,

• Стеркина, Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкол. воспитание. - 1992. - №2.

• Васильева, А. Старший воспитатель детского сада / А. Васильева [и др. ]. – М. ,1990.

• Орлик, Н. Тематический контроль в детском саду / Н. Орлик //Дошкол. воспитание. – 2000. - №3. – С. 59

Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие. – Балашов: 2005

Педагогический анализ и годовое планирование дошкольного учреждения По результатам проверок комплексных планов работы дошкольных образовательных организаций были выявлены следующие проблемы планирования:.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему формирования представлений.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни воспитанников Цель: применение здоровье сберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: -обучить детей методам.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи: - самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности; - развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.; - амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей (максимальное обогащение личностного развития на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми); - определяющая роль деятельности в воспитании (воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры); - развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции; - обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов; - непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Цель воспитания - ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре. Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.) Обеспечить базис личностной культуры - значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении. Воспитание дошкольников имеет свои особенности: -определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; -необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; -неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; -необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий: - личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; - создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности: - коммуникативная, - трудовая, - познавательно-исследовательская, - продуктивная, - музыкально-художественная, - конструктивная; - двигательная. при ведущей роли игры.

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных форм контактов со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

Субъектная позиция - личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми. Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом: - он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю; -охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем; -проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем; -охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем. Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач осуществляется правильно.

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья. Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения. Содержание воспитания связано с образовательными областями современного дошкольного образования: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое социально-коммуникативное развитие детей.

Принципы воспитания Принципы воспитания - это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства. Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова). Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесс. Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе Принцип создания перспектив движения к новым целям. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Принцип гуманизации воспитания. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.

Методы воспитания Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников. Приучение Упражнение в положительном поведении и поступках Воспитывающие (воспитательные) ситуации Игровые методы воспитания Выделяют несколько групп методов воспитания:

2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. рассказ воспитателя на моральную тему этические беседы обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций(в детском саду, семье, городе, стране). разъяснение нравственных норм и требований чтение художественной литературы

3.Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей ( побуждение детей к социально - одобряемому поведению). Наказание метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Поощрение -выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников Цель - вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально- ценностным действиям и поступкам. Методика поощрения рекомендует одобрять НЕ только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Формы наказания дошкольников : замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определенных прав или развлечений. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но НЕ о его личности.

1. Лекция 7. ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

План
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Воспитание и его реальная цель.
Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).
Формы воспитания.
Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ
(по Ю. К. Бабанскому).
Средства воспитания.
Ведущие принципы воспитания.

2. 1. Воспитание и его реальная цель

Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с
желанием получить результат. Собственно ради него конечного
результата – и разрабатываются теории, системы , технологии
педагогической науки, которые потом проверяются и утверждаются
практикой.
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования
у воспитанников качеств личности, системы отношений к
себе и к окружающему миру.
Цель воспитания - это ожидаемый
результат деятельности, направленный на
формирование личности человека.
Цель выступает мотивом такой
деятельности.

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в
достижении наивысших результатов в той деятельности, которой
занимался. И действительно, оказывалось, что человек способен к таким
высшим достижениям, только одному удается одно, а другому – другое.
Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского
фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песенки – с целью
определить, каков же был идеал у народа и перед нами возникает образ
человека разностороннего, умелого, трудолюбивого, доброго, веселого,
красивого, сильного.

Всесторонне развитая гармоничная личность - это цель, тот идеальный
желаемый результат, который выступает в качестве ведущей идеи,
идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.
Но
история
развития
человеческого
общества,
изучение
закономерностей развития индивида показали, что, во-первых, в одном
человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все
стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя
предрасположенность к восприятию окружающего мира и т. д.), а вовторых, социально-политические условия каждого общества, хотя и
влияют на создание благоприятных или неблагоприятных условий для
развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно,
личность, развитая в одинаковой степени, всесторонне воспитаться не
может.
История знает личности, феноменально
развитые в какой-то одной области:
П.И. Чайковский - в музыке, И.Е. Репин в живописи, А. Эйнштейн - в
математике, И.В. Курчатов -в физике и
т.д.
П.И. Чайковский
И.Е. Репин
Альберт Эйнштейн
И.В. Курчатов

Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти
равные достижения в нескольких направлениях - Леонардо да Винчи художник, математик, механик, М.В.Ломоносов - физик, литератор,
химик, А.С. Грибоедов - писатель, композитор, дипломат. И тем не менее
даже такие яркие личности не были развиты всесторонне в одинаковой
степени.
Леонардо да Винчи
М.В.Ломоносов
А.С. Грибоедов

8. 2. Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного
отношения к окружающему, себе, другим людям.
2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В
Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников –
всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья,
обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое
развитие и формирование личности.
3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия,
личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют
физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое,
экологическое, половое воспитание. Содержание дошкольного воспитания
регламентировано федеральными государственными требованиями.
4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов,
организационно-педагогических условий и средств воспитания.
5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного
процесса, коррекция хода и результатов.
6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей,
установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач
воспитания дошкольников в ДОУ.

9. 3. Формы воспитательной работы в ДОУ

Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного
воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель,
задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим
процессом, строить его на основе уважения личности, признания его
индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на
потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на
внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на
основе научных принципов в зависимости от следующих
факторов:
1. Цель воспитания.
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст воспитанников.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5.Особенности детского коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности ДОУ.
8. Уровень профессионализма воспитателя.
Форм воспитательной работы существует огромное
множество. Составить их исчерпывающий перечень
невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает
вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.
Есть лишь один эффективный путь - это классификация.
Из всего многообразия форм можно выделить несколько
типов, которые различаются между собой по определенным
признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды
форм, каждый из которых имеет бесконечное множество
различных вариаций конкретных форм.

Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые,
групповые.
Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов
воспитания, которые осуществляются с помощью различных
средств.

12. 4. Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому).

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и
детей, направленные на достижение воспитательной цели.
1. Методы формирования сознания личности
1. Словесные методы: этические
беседы, рассказ, разъяснение,
убеждение, чтение литературы;
анализ поступков героев книг,
мультфильмов, взрослых и детей в
жизненных ситуациях.
2. Наглядные методы: наблюдение
за поведением взрослых и детей,
демонстрация кино- и
видеоматериалов, жизненных
ситуаций; пример поведения;
рассматривание слайдов,
иллюстраций с воспитательным
содержанием; театрализация.

2. Методы организации деятельности и
формирования опыта поведения
1. Приучение.
2. Упражнение.
3. Воспитывающие
ситуации, в основе
которых лежит борьба
нормы и внутренних
побуждений ребенка.
4. Игровые методы:
игры-драматизации,
ролевые игры,
обыгрывание жизненных
ситуаций.

3. Методы стимулирования деятельности и
поведения
1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий
взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек).
2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной
награды, запрет, метод естественных последствий).
3. Создание для ребенка ситуации успеха.
4. Соревновательные методы.

4. Методы контроля и анализа эффективности
воспитательного процесса
1. Наблюдение за поведением, характером
общения и деятельности ребенка.
2. Специальные ситуации,
диагностирующие уровень воспитанности
ребенка.
3. Беседы с детьми и родителями.
4. Анкетирование специалистов ДОУ,
родителей.
5. Обыгрывание проблемных жизненных
ситуаций.
6. Социометрия.
7. Специально разработанные методики
оценки развитости личностных качеств,
направленности личности, способностей,
умений.

16. 5. Средства воспитания

Средства воспитания – система предметов, объектов, явлений,
которые используются в воспитательном процессе как
вспомогательные.
Классификация средств воспитания (Л. С. Выготский, И. П.
Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):
1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы
окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.
3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы,
растительный и животный мир.

6. Ведущие принципы воспитания:
-ориентация на развитую личность ребенка;
- воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня;
- единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов;
- опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со
всеми особенностями;
-гуманизация воспитательного процесса;
- сочетание
педагогического
руководства
с
развитием
самостоятельности и творчества ребенка;
-соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным
особенностям и индивидуальным возможностям детей;
- принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

Читайте также: