Творчество и проблема конкурентоспособности в педагогической деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогическое творчество преподавателя является основополагающим фактором для усвоения материала студентами и приобретения ими необходимых навыков профессиональной деятельности. Способность преподавателя донести информацию студенту, заинтересовать его материалом дисциплины и показать применимость полученных знаний умений и навыков в профессиональной деятельности – это основная задача каждого преподавателя высшей школы.

Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций общества. Её структуру составляют следующие компоненты [3, с. 67]:

1. Знание педагогической потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

2. Многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человеком, в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются обучаемым.

3. Собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство.

4. Высокая нравственная, эстетическая культура педагога.

Эффективность педагогической деятельности, кроме этих компонентов, требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе учебно-воспитательного процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий целям обучения и воспитания и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях [2, с. 113]. Именно противоречия являются движущей силой её развития, возникновения передового и новаторского опыта, стимулирования педагогической мысли. Развитие жизни общества, накопление новых знаний, социальный прогресс – все это требует изменения содержания педагогических функций. Между устаревшим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагогической деятельности с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества с другой, и возникает противоречие. Его разрешения осуществляется на основе анализа всех сфер жизни общества, выявления новых требований к человеку, и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания учебно-воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности. В данных условиях огромная роль принадлежит педагогическому творчеству.

В понимании педагогического творчества проявляются различные подходы [2, с. 84]. Один из них – создание объективно новых технологий обучения и воспитания. Если придерживаться этого критерия, то создается впечатление, что ему отвечают единицы преподавателей, что в корне ошибочно.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривают как отказ от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельности имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний, до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Мастер педагогического труда легко переходит от репродукции к творчеству и наоборот.

По сути дела вся педагогическая деятельность носит творческий характер. Любое учебное занятие, на котором удачно комбинируются известные методы и методики, в определенной мере является результатом творчество. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов – уже проявление творчества. Само построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, ибо любое занятие включает не только те, или иные схемы его проведения, но всегда разное состояние группы и наличие индивидуальности каждого обучаемого.

Необходимо также помнить, что педагогическая деятельность является не индивидуальной, а совместной. Она предполагает формирование и развитие личности обучаемого, его способностей и компетентности [1, с. 84]. А поскольку каждый обучаемый объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является творческой.

Педагогическое творчество, как и научное творчество, есть высший уровень деятельности человека. Психологическую структуру педагогического творчества можно представить схемой:

– субъект (или предмет творчества);

В данном параграфе более подробно раскроем сущность и содержание педагогического творчества.

Педагогическое творчество – индивидуально своеобразный процесс теоретической и практической деятельности преподавателя, направленный на поиск и осуществление оригинальных решений педагогических задач, способствующих повышению эффективности и качества профессиональной подготовки курсантов, слушателей вузов.

Итак, в педагогике различают творчество в теории, которое предполагает открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик.

Творчество в практической деятельности может проявляться в нестандартных подходах к решению педагогических задач; в разработке новых форм, методов, приемов проведения занятий; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть множество вариантов решения одной и той же проблемы и т.д. [4, с. 39].

По содержанию педагогическое творчество представляет собой определенную совокупность совместных действий преподавателей и обучаемых, направленных на формирование и развитие личности офицера.

Со стороны педагога педагогическое творчество выражается:

– в создании системы педагогического сотрудничества со своими учениками;

– в постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса на основе научного предвидения, самооценке педагогической деятельности;

– в оптимальном использовании многообразных средств педагогического воздействия;

– в исследовательской работе по развитию наиболее актуальных проблем педагогического процесса в вузе;

– в разносторонних увлечениях педагога, используемых в обучении и воспитании;

– в самосовершенствовании, саморазвитии себя как педагога.

Педагогическое творчество имеет свои особенности:

1. С одной стороны – это творение (обучение, воспитание, развитие) человека; с другой – это поиск и осуществление новых решений педагогических задач;

2. Творчество педагога – это сотворчество с обучаемым;

4. Ограниченность во времени;

6. Двойственный и относительный характер получаемых результатов;

7. Органическое сочетание различных видов творчества.

Педагогическое творчество необходимо отличать от оригинальничания, надуманности, прожектерства (прожект – несбыточный проект).

Прожектеры могут быть весьма изобретательны, но их идеи ложны, проекты не реальны, они не имеют под собой никакой научной основы. Сюда относятся изобретения якобы универсальных, эффективных для любых условий и случаев приемов, методов и форм проведения занятий. Прожектерством называют и те случаи, когда какую-то одну идею, концепцию, теорию объявляют единственно верной и приемлемой.

Поэтому призыв к творчеству – это на призыв к анархии и бесконтрольности, а к научно обоснованному выбору лучшего из возможного.

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сущности педагогического мастерства. В этих целях уясним некоторые понятия:

– общая культура педагога – это степень овладения общей мировой культурой. Сюда относят степень его интеллектуального развития, содержание его мировоззрения, уровень образования, отношение к труду, общая воспитанность, круг его интересов и запросов, формы повседневного поведения;

– педагогическая культура – весь мировой позитивный теоретический и практический опыт в области педагогики;

– педагогическая культура преподавателя – определенная степень овладения преподавателем мировым педагогическим опытом человечества. Она одновременно выражает и степень профессионального развития преподавателя, и основные требования к его поведению и деятельности.

Как профессионально-личностное явление педагогическая культура содержит в себе мировоззренческие, идейные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, физические и практические действенные аспекты.

Педагогическая культура воспитателя проявляется в учебно-воспитательном процессе через педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство преподавателя – это знания, умения и навыки, которые в сочетании с определенными личностными качествами позволяют ему решать задачи учебно-воспитательного процесса на высоком профессиональном уровне. По-другому – это способность воплощать педагогическую культуру на практике.

Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении целей учебно-воспитательной работы.

Внутренняя сторона педагогического мастерства включает знания, умения, навыки, профессионально важные качества преподавателя, положительное отношение к педагогическому труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские способности, соответствующие требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическая готовность к деятельности.

Основными слагаемыми педагогического мастерства являются:

– педагогическая и гуманистическая направленность преподавателя;

– знание военного дела в целом и его использовать при преподавании своего предмета;

– профессиональное знание учебного предмета, умения и навыки его преподавания;

– знание теории воспитания, умения и навыки в воспитании людей;

– умение нестандартно решать педагогические задачи;

– оригинальность в исполнении известных способов обучения и воспитания в связи с новыми задачами;

– поиск и применение новых методов, приемов, средств обучения и воспитания;

– эффективное применение педагогического опыта в новых условиях.

Из выше изложенного видно, что педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Когда эта компетентность отсутствует, то наблюдаются различные прецеденты в учебно-воспитательном процессе. профессиональное мастерство тесно связано с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

Педагогическое мастерство преподавателя выступает гарантом педагогического творчества.

Педагогическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных (экономических, политических, педагогических, психологических, научных) факторов.

К личностным факторам относятся:

а) содержание и уровень мотивации;

б) стремление преподавателя к поиску новых, эффективных форм и методов педагогической деятельности;

в) интеллектуальные и педагогические способности;

г) профессиональные знания, умения, навыки;

д) личностные качества преподавателя: увлеченность педагогической профессией; самостоятельность; инициативность; работоспособность; целеустремленность; коммуникабельность.

К социальным факторам можно отнести:

– недопущение перегрузок в педагогической деятельности;

– предоставление преподавателям времени на самостоятельную работу;

– содержание и характер требований, предъявляемых в вузе к личности и деятельности преподавателя;

– уровень и качество организации педагогического труда;

– отношение обучаемых к учебе, к творческой деятельности преподавателя;

– морально-психологический климат в педагогических коллективах;

– грамотно организованная методическая работа в вузе и на кафедрах;

– материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.

В становлении и развитии педагогического творчества встречается ряд противоречий внутреннего и внешнего плана.

К внутренним противоречиям в развитии педагогического творчества относятся противоречия:

а) между стремлением педагога к творческой деятельности и наличием у него соответствующих знаний, умений, навыков, личностных качеств;

б) между высокими творческими способностями преподавателя и отсутствием мотивации творческого решения педагогических задач;

в) между творческими устремлениями педагога и недостаточной активностью, инертностью обучаемых;

г) между сложившимся подходом к осуществлению учебно-воспитательной деятельности и его недостаточной эффективностью или несоответствием изменившимся условиям педагогического труда.

Внешними противоречиями выступают:

– между современными требованиями к творческой стороне педагогической деятельности и подготовленностью к ней преподавательского состава;

– между расширением прав преподавателей и чрезмерной, а порой и ненужной, регламентацией педагогической деятельности;

– между значимостью педагогического труда и его неадекватной оценкой, стимулированием со стороны руководства вузов;

– между накопленными отдельными преподавателями опытом педагогического творчества и его недостаточным использованием, внедрением в учебно-воспитательный процесс;

Анализируя вышеизложенное, убеждаемся в том, что развитию педагогического творчества способствуют:

1. Формирование у преподавателей устойчивой мотивации творчества.

2. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей к творческому труду.

3. Создание в вузе и на кафедрах оптимальных условий для педагогического творчества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Татар Валентина Михайловна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В. А. Сухомлинский. [7, c .5]

Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Ему свойственны одновременно и знание известного, доказанного, и фантазия, добросовестность, опора на закономерности, и случайность. Современная наука дает следующее определение творчества: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”. Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества [1, с. 232].

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

-наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность. которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата [1, с.401 ].

К тому же перед педагогом огромное число нередко труднопрогнозируемых, а иногда и непредсказуемых факторов, влияющих на формирование личности (например условия, характеры, вкусы, наследственность, традиции, судьбы, окружение и др.). Все это, с одной стороны, создает большие трудности в работе, с другой, - предоставляет огромный простор для творчества..

Особое место в характеристике черт современного творческого учителя занимает такое качество, как способность видеть проблему, выявлять противоречия. А воображение, творческая фантазия – важные источники эвристического мышления человека. Не случайно, кроме специфических черт современного стиля педагогического мышления, для всех творческих учителей характерны проблемное видение, альтернативность мышления, творческая фантазия, развитое воображение и т.п.

Современного творческого учителя отличает стремление достигать наиболее эффективных для конкретных условий результатов, даже если условия работы неблагоприятны. Нетворческие учителя причины неудач ищут прежде всего в объективных трудностях (ленивые, запущенные предыдущим учителем дети, сложные семьи, перегруженные программы, плохие учебники, неудачные руководители , недостаточная материальная база и т.п.). Творческие же, даже при этих объективных трудностях причины неудовлетворяющей их результативности обучения и воспитания ищут прежде всего в себе, в методике своей работы, совершенствуют, модернизируют, развивают ее, и в тех же условиях добиваются лучших результатов, чем их коллеги. Как показывает жизнь, успех в педагогической деятельности сопутствует только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, общая культура личности являются высоко развитыми. Последнее понятие многогранно, оно включает в себя разносторонность интересов, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудицию, общественную активность, корректность мышления и поведения, скромность и такт, чувство меры во всем, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, порядочность.

Постоянное развитие общей культуры личности – категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, но особенно к творческому, так как именно общая культура человека является тем фундаментом, на котором строится дидактическая, воспитательная, методическая, управленческая – любая творческая педагогическая технология [2, c .102]. Анализ практики, сама жизнь убедительно показывает, что даже при развитой в учителе способности к творчеству, но при недостаточном уровне общей культуры, его находки, изобретения не дают не обучающего, ни воспитательного эффекта, а нередко приводят и к отрицательным результатам.

Поскольку каждый учитель обладает в той или иной мере творческим потенциалом, то полезно рассмотреть механизмы толчка к творческой активности педагога. Как правило, они связаны либо с деятельностью руководителя или же следуют из того, что каждый учитель работает не сам по себе, а является членом педагогического коллектива. Одно из наиболее часто встречающихся в практике явлений – подражание. Если оно не механическое, органично соответствует личности того, кто заимствует, то по отношению к учителю, который воспроизводит чьи-то находки, по отношению к его прежнему опыту, подражание лучшему можно считать первой ступенью творчества.

Другой механизм возникает в процессе официального или неофициального наставничества, общения, влияния личности одного педагога на других, директора – на коллектив. При виде оригинального у учителя проявляется чувство изумления и доброй зависти. Сопоставляя увиденное с тем, что он сделал сам, видит, что может сделать больше, лучше, оригинальнее, т. е. происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

-уровень элементарного взаимодействия с классом: педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

-уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

- эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

- высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный [ 4, с. 18 ].

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:

- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

- педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход [4, с.129].

Осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся - непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда - вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство учителя.

Вывод: творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик [5, с.29]. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции.

Список литературы

Педагогическое творчество: проблемы развития на современном этапе. Аннотация. Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. В статье раскрываются сущность педагогического творчества, механизмы его активизации, условия для развития творческого потенциала учителей.

Ключевые слова:

Специфика педагогического творчества, выработка профессиональной позиции педагога.

Pedagogical creativity: problems of development nowadays. Summary.

The creativity of a teacher is a high form of a teacher’s activity on the transformation of pedagogical reality with a child in the centre of it. The article deals with the essence of pedagogical creativity, ways of its activation, conditions for development of teachers’ potential.

Specific of pedagogical creativity, development of professional attitude of a teacher


В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.

А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.

В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результат — конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса — оценка и интерпретация полученных данных — формулирование новых задач (В. А. Сластенин).

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Критерии педагогического творчества: по Коджаспировой

- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

- способность к самосовершенствованию и самообразованию;

- разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

- вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

- способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

Какими же качествами должен обладать творческий педагог≤

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.

Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой — либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие — умение открывать в этих предметах и явлениях что — то новое, необычное.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Творческий компонент своей педагогической деятельности активно реализовывали педагоги-новаторы 80–90-хх годов прошлого века в своих системах и технологиях, хотя подходы к его реализации были различными.

А. В. Хуторский выделяет несколько таких подходов:

1) ремесленный, когда школьники в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но в меньшей степени затрагивает творческую самореализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда, склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории относят и сторонников проблемного обучения. ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

6) коммуникационный, ккоторому относятся организационно-деятельностные, коммунарские методики и т. д., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Все выделенные подходы так или иначе позволяли педагогам выйти за узкие рамки традиционного образовательного и воспитательного процесса и развивать творчество детей, которое ориентировало их не на впитывание знаний в готовом и неизменном виде, а на критическое мышление и самостоятельный поиск и присвоение нового знания.

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью.

Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

- уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

- видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического вуза, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество), тем более, что сфера влияния данных предметов ограничена 1–2 занятиями в неделю. Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы.

Часто в образовательном процессе используется система объяснительно — иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят (на семинарских и практических занятиях), не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в институте следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При изучении различных дисциплин педагогического цикла студенты знакомятся с проектной деятельностью, выполняют творческие задания (разрабатывают нестандартные уроки, интересные формы воспитательной работы, нетрадиционные по своим темам экскурсии, игры, педагогические инновации, находят интересные варианты применения интерактивных средств обучения, работают с интерент-ресурсами и т. д.), изучают теоретические основы инновационных технологий обучения и воспитания, овладевают умениями по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций, совершенствуют навыки педагогического общения и совместной деятельности в образовательном процессе.

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности.

1. Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

4. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, образовательный процесс, творческая личность, творческий педагог, умение, педагогический процесс, профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Креативность как основа инновационной педагогической.

креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий.

Педагогическая креативность в управленческой культуре.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Организация личного труда учителя и роль творческой.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль.

творческая индивидуальность, творческая личность, педагогический артистизм, способность, качество, творческая индивидуальность учителя, творческая индивидуальность педагога, педагогическое творчество, высокий.

Мотивация творческой деятельности в педагогическом.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Личность преподавателя в образовательном процессе

Личность преподавателя в образовательном процессе. Автор: Раушкина Алла Владимировна.

В свою очередь образовательные учреждения нуждаются в грамотных, квалифицированных, творчески работающих педагогах.

Творчество педагога как норма профессиональной.

Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой.

Использование воспитателем актерских умений.

Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую технологию, но она

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема учителя – его профессионализма, мировоззренческой культуры, духовно – морального облика – одна из самых актуальных в педагогике и философии образования. Ведь именно от учителя, его личностных характеристик зависит реализация учебных планов, качество образовательных услуг, воспитания учеников, как в процессе учебы, так и внеурочное время. Поэтому исследование проблемы формирования личности современного учителя кажется мне вопросом безотлагательным.

Конкурентоспособный учитель должен владеть чрезвычайными возможностями влиять на проблемы мировоззрения личности, настроение и нравственность учеников. Учитель современной школы должен не просто учить, он должен формировать духовно интеллектуальную творческую личность, адаптированную к современным требованиям, разносторонне развитую, социально зрелую, которая успешно усваивает ценностный нормативный опыт поколений, производя свой собственный опыт деятельности, творчества, общения. Главными технологиями формирования современного конкурентно-способного учителя можно назвать такие: технология саморазвития, самоусовершенствования, самореализации, повышения профессионального и индивидуально – личностного уровня на протяжении всей педагогической деятельности и всей жизни ; технология системного применения компетентностного, личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе ; технология инновационности и умение адаптироваться в современном образовательном пространстве;

· Технология критического мышления;

· Технология формирования системы ценностей с учетом личных запросов, норм ситуации и вкусов для формирования духовно - ценностных ориентаций учащихся.

Конкурентоспособный специалист - это личность, которая является исследователь, создатель новых знаний, проектировщик своей жизни.

Черты присущие модели конкурентоспособного учителя я вижу следующие:

У - умение взять на себя инициативу

Р - реализация задуманного

Н – новаторство, новизна

Д - движение вперед

Ж - жизненный тонус

И - интеллект, инновации, инициативность

В современных условиях, постоянно меняться, лучше ориентируется, принимает решение, может человек творческий, гибкий, креативный, способный генерировать и использовать новые идей, замыслы, новые подходов и решения. Это человек, обладающий определённым перечнем качеств, а именно: решительностью, умением не останавливаться на достигнутом результате, владеть смелостью мышления, умением выходить за пределы того, что видят современники и видели предшественники.

1.2.Педагогичний менеджмент

формирования устойчивых познавательных интересов к знаниям и потребности в обучении и самообразовании.

Педагогическая наука и учительская практика накопили определенные подходы к управлению учебным процессом. Согласно им первичными функциями управленческого процесса выступают планирование, организация, мотивация, учебная деятельность и контроль. Функции управления связаны между собой и составляют единую систему. Ее эффективность зависит от координации усилий взаимного доверия и общей заинтересованности учителей и учеников.

Менеджмент должен стать неотъемлемой частью педагогического процесса. Только тогда, когда в школах учителя станут менеджерами по обучению - их ученики станут самостоятельными и успешными менеджерами собственного будущего.

1.3. Имидж современного педагога

Если ты думаешь на год вперед - посей семя,

Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево,

Если ты думаешь на века вперед - воспитай человека!

педагогической модели современного учителя является создание имиджа учителя новой формации - личности, способной к активной педагогической деятельности и постоянному самосовершенствованию.

Учитель всегда был и остается образцом эстетических вкусов, изысканных манер и высокого личного имиджа.

Положительный имидж - это профессиональные требования, которые ставит общество к современному учителю. Ведь личность ребенка формируется под влиянием личности учителя, иногда, даже бессознательно. Соответственно, профессия накладывает на человека определенные обязанности. Имидж каждого учителя индивидуальный, но вместе с тем содержит общие черты,

свойственные его профессии. Прежде всего, ему должна быть присуща психологическая черта, такая как уравновешенность. В структуре межличностных отношений должен преобладать демократический стиль

общения, стремление к сотрудничеству с коллегами, высокая самооценка.

Педагог должен уметь:

свободно изложить материал;

учитывать психологические и возрастные особенности учащихся;

владеть темпом речи (120 - 130 слов в мин.);

иметь общую и специальную грамотность;

обращаться к ученикам по имени;

иметь мгновенную реакцию на ситуацию;

уметь четко формировать конкретные цели, а также организовать учебную работу всех учеников одновременно;

уметь контролировать степень усвоения учебного материала.

Наличие у учителя таких умений проявляется в виде доброжелательной поведения и любви к детям. Одним из основных способов формирования имиджа является визуализация и вербализация. Поэтому вид личного имиджа учителя имеет такую структуру:

•габитарный имидж (от лат. Habitus - внешность)

• кинетический имидж (кинетика - движение)

Улыбка является исключительно важным несловесным знаком педагогического общения.

Главным орудием труда учителя является слово. В слове материализуется мнение. Именно мозг, а не слово, заставляет каждого по-своему реагировать на язык, он не только запоминает значение слов, но и надежно кодирует любой ощупь, душевный опыт, который мы получаем вместе со словом. Практика показывает, что знание законов нейролингвистического программирования, использование приемов аутотренинга, и суггестопедии, яркая, эмоциональная, образная речь учителя дает возможность управлять и даже манипулировать поведением учеников, влиять на их познавательную активность. Следует помнить, что мы сможем быть интересными и полезными для своих учеников, когда будем знать больше них. Но, конечно, мы не всегда можем быть рядом с ними. Поэтому мы должны научить их самостоятельно добывать знания.

Итак, учитель - это не просто профессия, а высокое звание, которое ко многому обязывает, заставляет почувствовать свою ответственность за судьбу каждого ребенка, который пришёл на урок.

 реализацию основных направлений модернизации системы образования;

 развитие и совершенствование творческого потенциала педагогических работников;

 овладение педагогическими работниками современными информационными технологиями;

 повышение рефлексивной культуры педагогического коллектива;

 создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и

 формирование потребности в творческой самообразованию в течение всей профессиональной жизнедеятельности;

 разработка и внедрение различных личностных моделей взаимодействия учащихся и учителей.

Концепция Проекта ставит перед собой цель реализовать проектную модель «Личность педагога в современном инновационном пространстве школы "

Личностная сфера состоит из собственных позиций учителя в сферах инновационного пространства современной жизни и уровней развития личностных характеристик в каждой сфере инноваций.

В здоровье сберегающей сфере - учитель - это человек со сформированной культурой здоровья и актуализированной потребности в здоровом образе жизни, который собственным примером пропагандирует здоровый образ жизни учащихся и их родителей. Учитель - является настоящим обладателем здоровья физического, психического, духовного, эмоционального, социального.

В культурной сфере - учитель - это человек с определенными важнейшими в жизни понятиями - жизненными ценностями, установленными нормами поведения.

В научно-познавательной сфере - учитель - это человек, способный к усвоению научных знаний в различных областях с высоким уровнем развития познавательной сферы, интеллектуальной активностью, стремлением к познанию, самообразованию, научной эрудицией. Стремится к исследовательской деятельности сам и вдохновляет к ней учеников.

В художественно-эстетической сфере - учитель - это человек, который способен воспринимать красоту окружающего мира (в природе, искусстве, человеке), стремится к увеличению красоты в мире.

В гуманистической сфере - учитель утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

В гражданско-правовой сфере - учитель - это человек, который имеет развитое гражданское самосознание, активную позицию, правовую грамотность, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность и чувство любви к Родине, способный к воспитанию будущих граждан государства - уверенных в себе, способных анализировать в будущем все важные и сложные проблемы.

В информационной сфере - учитель - это человек, который осознает роль информации в обществе, обладает знаниями законов информационной среды и новыми информационными технологиями. Умеет адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию.

Сферы деятельности учителя в условиях инновационного образовательного пространства школы представлены следующими категориями: взаимоотношения с учениками, с партнерами (администрацией, коллегами,

родителями, партнерами) и отношением к педагогическому делу (а также творческой и самообразовательной деятельности).

Сфера взаимоотношений с учениками нацеливает на соответствие требованиям современности культуры, интеллекта и эрудиции, нравственности, осведомленности даже внешнего вида. Интерес и любовь

к ребенку помогает создавать теплую атмосферу любви и поддержки в учебно-воспитательном процессе. Учитель уважает личность ученика и создает условия для развития в нем самоуважения и положительного представления о себе.

Главным в этом процессе возникает вопрос подготовки учителя к работе в новейшей школе, управляющий знаниями, которая меняется по содержанию и формам организации учебно-воспитательного процесса.

Надо ставить ориентиры на важнейшие векторы вызовов времени, которые определяют направления управленческих инноваций:

 ориентация на овладение технологиями социализации;

 необходимость обучения в течение всей жизни в условиях острой конкуренции на рынке рабочей силы;

 необходимость постоянно обеспечивать коммуникативность, которая выражается в знании информационных технологий;

 здоровый образ жизни, который в наше время выносится на рынок как важная способность рабочей силы.

Современная школа ставит перед личностью педагога ряд требований. Перечень качеств и черт личности можно продолжать долго, и все они имеют большую важность. Умение педагога состоит в том, чтобы научиться выделять для себя важное, стремиться выработать в их себе.

Читайте также: