Этапы создания педагогической технологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

40-50 годы 20 века. Термин введен Андерсеном, Ф. Уитвортом, М. Майером.

Технология понималась как введение техники в обучение.

50-60 годы 20 века, Б.Скиннер, С.Гибсон, Т.Сакамото и др.

Технологии рассматривались в двух направлениях: ТСО и эффективность организации учебного процесса.

70 годы 20 века, М.Эраут, Р.Станенас.

Технологии рассматривались в двух направлениях: информационные технологии и решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом.

80 годы 20 века

2 направления: информационные технологии и многоаспектный подход (дальнейшее осмысление сущности педагогического процесса).

Тенденция сближения 2 направлений: информационного и дидактического.

Пример: технология дистанционного обучения

1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения; в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения (Г.К. Селевко).

• Под технологией понимают процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть технология- это процесс, в котором спланирована последовательность действий).

• Технология – это педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов.

• Педагогическая технология – это проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике.

• Педагогическая технология — система способов; приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий (Коджаспирова, 2010);

• разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Коджаспирова, 2010).

Массовую разработку и внедрение педагоги¬ческих технологий относят к середине 1950-х гг. и связывают с возникновением технологиче¬ского подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской шко¬ле. Первоначально под педагогической тех¬нологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого на¬правления и одновременно фундаментом было программированное обучение.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ.doc

Таковыми основаниями являются:

  • успехи и достижения современной науки (дидактики, психологии, методики и др.);
  • передовой педагогический опыт;

- собственный профессиональный опыт, интуиция, уровень профессионального развития;

  • соответствие проектируемой технологии особенностям образовательного процесса учебного учреждения;
  • системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;

- оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;

  • данные о воспроизводимости опыта применения данной технологии в других однотипных условиях;
  • соответствие форм и методов основным целям обучения на данном этапе;
  • соответствие методов содержанию обучения;
  • учет психологических возможностей обучающихся;
  • учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности учащихся;
  • учет особенностей групп (классных коллективов);
  • - учет конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических и др.);
  • выбор и создание системы диагностики, позволяющей педагогу содержательно интерпретировать результаты;
  • разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;

- создание технологически выверенной динамики развития обучающихся.

Поэтому проектируя авторскую технологию, по В. М. Монахову, необходимо её поуровневое описание:

1-й у р о в е н ь - концептуальный, представляющий стратегические задачи, решаемые технологией, описывающий сущность технологии, основные элементы и компоненты, их функции;

2-й уровень - процедурный, раскрывающий сущность каждого компонента как в отдельности, так и в совокупности в процедуре создания, внедрения и развития новых педагогических технологий;

3-й уровень - предметно-конкретный, представляющий сущность, этапность, содержание конкретной разработки новой педагогической технологии по тому или иному учебному предмету;

4-й уровень -- материализация технологии: здесь дается описание возможных результатов и выходов, завершающих создание новой педагогической технологии и обеспечивающих ее полноценное внедрение и функционирование в практике работы школы.

Концептуальные положения В.М. Монахова:

  • проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат;
  • любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке, дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса;
  • каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.

Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений.

3. Этапы проектирования педагогической технологии и конструирования учебного процесса.

Выбор и проектирование педагогической технологии представлены следующими этапами:

первый этап- теоретическое обоснование новой технологии обучения, включающий:

  • диагностическое целеполагание, анализ будущей учебной деятельности, цель обучения, характер задач, особенности группы;
  • определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов (учебные планы и программы в модульном решении);

второй этап - разработка технологических процедур в границах данного дидактического модуля.

Исходя из того что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.

Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:

  • выбор организационных форм, наиболее адекватных дидактическому процессу;
  • актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т. е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;
  • подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента и его включение в содержание ДМ;
  • четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;
  • познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
  • возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
  • фиксация индивидуальных траекторий самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом);

третий этап ~ разработка методического инструментария педагога для данного дидактического модуля.

Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.

Технология формирует у педагога представления об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков (занятий), которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.

Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой;

Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям учащихся на язык планируемых технологических результатов.

Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения.

В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Педагог проектирует содержание диагностики исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по трем уровням (высокий, средний, низкий).

Вопросы для обсуждения:

7. Сложно ли, на Ваш взгляд, спроектировать собственно-авторскую педагогическую технологию? Свой ответ обоснуйте.

ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК БАЗОВЫЕ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

План лекции

1. Педагогическая техника - индивидуальный уровень владения педагогической технологией.

2. Уровни профессионального развитии педагога.

1. Педагогическая техника - индивидуальный уровень владения педагогической технологией.

Педагогическая техника как форма организации поведения учителя или воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

Вспомнив лингвистический смысл слова технология, происходящего от греческих слов техно - искусство и логос - слово, наука, можно сделать вывод, что педагогическая техника является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.

2. Уровни профессионального развитии педагога.

1) Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся (И. Ф. Харламов и др.). Совокупность различных профессиональных умений преподавателя называют педагогической техникой, которая является базовым компонентом педагогического мастерства.

2) Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиции.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Мотивационная характеристика

Педагогической технологии метод проектов

· Технология метод проектов основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

· Технологию метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.

· Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельной постановке проблемы, выбора темы проекта.

· Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, способное вызвать активную познавательную деятельность воспитанников.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Совокупность методов возможно представить следующей классификацией:

· Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы,тематические беседы,исследование (исследовательский проект),поэтапное выполнение действий.

· Творческие методы: презентация.

· Информационные методы: составление модели источников информации,сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержатель­ной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подго­товленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях. Определим следу­ющий алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Также технология проектной деятельности может быть исполь­зована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках непосредственно образовательной деятельности). Такие занятия имеют определенную структу­ру и включают в себя: создание мотивации проектной деятель­ности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрываетея его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

Вопросы для обсуждения

1. На современном этапе в работе с детмьи дошкольного возраста особенно востребованными стали проектные технологии. Почему?

2. Каковы сильные и слабые стороны технологии метода проектов?

3. Почему технологию метода проектов называют развивающей? Ответ аргументируйте.

4. Какие характеристики метода проектов являются наиболее существенными для развития современного ребенка дошкольного возраста?

5. Проанализируйте свою деятельность по использованию технологии метода проектов. Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки и реализации в образовательном процессе. Назовите основные трудности и способы, которыми их можно преодолеть. В чем главный образовательный результат использования в образовательном процессе метода проектов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С.Е. Анфисова // Сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 66-70.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. - 65 с.

3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000. - 120 с.

4. Воспитатель ДОУ № 8, 2009 стр.77 Проектный метод как способ реализации субъективного подхода.

6. Воспитатель ДОУ № 9, 2008 стр.20 Экологический проект по трудовому воспитанию.

7. Воспитатель ДОУ № 3, 2009 стр. 126 Метод проектов в экологическом воспитании.

8. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. – М., 1999. – 167 с.

9. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е.С. Заир-Бек. – СПБ., 1994. – 276 с.

10. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М., 2004. – С. 81-91.

11. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И.А.Урмина, Т.А.Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

12. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004. - С. 300-305.

13. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. - С. 59-160.

14. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - №4. – С. 26-31.

15. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

16. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - №5. – С. 75-100.

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. - 115 с.

18. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева [и др.]. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

19. Проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийск, 2002. - 65 с.

20. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.

21. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев – М. : АРКТИ, 2005. - 56 с.

22. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М., 1999. - 95 с.

24. Управление ДОУ № 3, 2005 стр.18 Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе.

25. Управление ДОУ № 7, 2006 стр.76 Боровлев А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования.

26. Управление ДОУ № 8, 2008 стр.81 Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.ТЦ. Сфера, 2008г.

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, технологизация .

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные электронные, информационные) с огромными обучающими ресурсами.

Появились новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые стали неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внесли в него определенную специфику.

Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности влиять на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность.

Педагогическая технология стала рассматриваться как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижений цели обучения.

Проанализировав ряд работ, посвященных педагогическим технологиям, можно сделать следующие выводы.

Педагогические технологии - новый этап в развитии педагогики. В настоящее время педагогическая технология рассматривается как один из видов человековедческих технологий, которые базируются на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.

Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею целей.

Применение современных образовательных технологий может превратить обучение, в своего рода, производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Любая педагогическая технология должна отвечать ряду технологических критериев.

Такие авторы как В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, считают технологизацию объективным процессом, подготовившим этап эволюции образования для решения качественно иных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать .


Основные качества современных педагогических технологий

Для описания таких сложных объектов, как педагогические технологии следует выделить их основные общие качества.

"Сущность и основные этапы работы современных здоровьесберегающих технологий, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

обеспечение высокого уровня реальногоздоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры,как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,знаний о здоро.

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про.

Педагогическая коррекция как процесс, его основные этапы.

Педагогическая коррекция как процесс, его основные этапы В современный исследованиях принято считать, что коррекционная и реабилитационная работа – это «компоненты единого воспитатель.


Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деят.

Читайте также: