Цивилизация как основная типологическая единица истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цивилизация — это магическое слово завораживает, со­здавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Не случайно, так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экранов телевизоров "вернуться в цивилизацию". Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человече­ства и в высокоразвитых обществах, и в бедных трудна, про­тиворечива, прозаична. Вопрос тем более актуален, что мо­лодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные мес­та. Одни ориентируются на Запад, другие — на Турцию, тре­тьи — на Иран, четвертые предлагают жить своим умом.

Возраст человеческого сообщества оценивается в 35—40 тысяч лет. На заре истории человек начал с одной и той же стартовой позиции" независимо от региона проживания, которую принято называть первобытнообщинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания человека: однотипность социальных структур, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т.п. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам. В совре­менном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов эко­номического развития, духовной, художественной культуры и т.п. Для того, чтобы систематизировать огромный массив исторических данных введем понятие цивилизации как ос­новной типологической единицы истории.

В силу универсальности и многозначности этой катего­рии она трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток его сформулировать. Р. Лоуи (США) назвал цивилизацию "беспорядочной мешаниной из череп­ков и лоскутьев" [15] . Он — археолог и, естественно, история представала перед ним в виде сохранившихся остатков чело­веческой деятельности. Для отечественного социолога, став­шего гражданином США, П. Сорокина цивилизации — это огромные музееподобные хранилища материальной культу­ры, выставленные на обозрение без какой-либо системы. О. Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры. В совре­менных публикациях российских обществоведов можно встре­тить синтезированные, усложненные дефиниции. А. Малашенко дал следующее определение: "Цивилизация, в нашей трактовке, есть совокупность отношений между людьми од­ной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктри­ной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов инди­видуального и общественного поведения"[16].

Можно было бы подобные примеры продолжить. Но об-, ратимся к определению, которое имеет то преимущество пе-! ред приведенными выше, что включает в понятие системность, отличается ясностью и простотой. А. Тойнби, английский историк и социолог, говорил, что цивилизации — это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Справедливо отмечено: циви­лизация — это сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования.

Что представляют собой факторы, определяющие суще­ство цивилизации, ее неповторимый облик? Ученые опреде­ляли их по-разному. Наиболее часто выделяли следующее: географическая (или природная) среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия, духов­ные ценности; политическая индивидуальность. Н.Я. Дани­левский, например, писал о цивилизации, что главное ". должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религи­озного, социального, бытового, промышленного, политичес­кого, научного, художественного, одним словом, историчес­кого развития" [17] .

Взяв за основу формулу А. Тойнби, а также то, что пред­лагается другими исследователями, сформулируем рабочее определение, которое удобно использовать при анализе ис­торического материала. Цивилизация — это сообщество лю­дей, объединенное основополагающими духовными ценнос­тями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в соци­ально-политической организации, культуре, экономике и пси­хологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Как видно из определения, в центре исторического процесса

— человек с особенностями его менталитета, сложными вза­имосвязями с обществом, а также общество как саморазви­вающаяся система. Такой подход позволяет освободиться от марксистского экономического редуционизма, то есть от жесткой привязки любых исторических явлений к экономи­ческому интересу, к способу производства.

Важным является понятие ментальности. Ментальность

— это наличие у людей того или иного общества определен­ного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по своему воспри­нимать и осознавать мир и самих себя[18]. A.Я, Гуревич писал: «Хаотичный и разнородный поток восприятий и впечатлений перерабатывается сознанием в более или менее упорядоченную картину мира, и это мировидение налагает неизглади­мый отпечаток на все поведение человека. Субъективная сто­рона исторического процесса, способ мышления и чувство­вания, присущий людям данной социальной и культурной общности, включается в объективный процесс их истории" [19] , В более широком историческом контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания.

На протяжении истории существовало и существует мно­жество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались или их разрушали, другие возникали на их обломках. Какова про­должительность существования цивилизации? Сколько-нибудь обоснованного мнения на этот счет не существует, но выска­зывались суждения-гипотезы. А. Тойнби и О. Шпенглер ут­верждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Л. Гумилев иного мнения — полторы тысячи лет. Эта проблема волнует специалистов давно. В 1848 г. бельгиец Кетле, используя чи­сто математические методы, пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации на примере древних империй составляет 1461 год, а затем он уточнил: погреш­ность в его расчетах составляет + 185 лет. Очевидно, что математизированный подход здесь не годится. Видимо, ло­гичнее вести речь о продолжительности существования кон­кретных цивилизаций, поскольку их возникновение, расцвет и гибель обусловлены слишком большим, трудно поддающимся усредненному учету количеством факторов.

А. Тойнби, изучая всемирную историю, предпринял по­пытку определить число самостоятельных цивилизаций, об­ладающих особыми, неповторимыми свойствами. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, рабо­тая над своей теорией, он сокращал их количество последо­вательно: до 36, затем до 21 и, наконец, до 13. Все остальные общества он считал побочными вариантами самостоятель­ных цивилизаций. Оставим в стороне вопрос о том, сколько цивилизаций включает человеческая история и какие из них сЧитать самостоятельными, а какие вариантами. В данном случае не так уже важно: 100 их или 13. Выделим в цивилиза-ционном многообразии магистральные потоки, которые с очевидностью просматриваются и оказывают существенное влияние на ход мирового развития. Введем укрупненную еди­ницу анализа — тип цивилизации (или иначе — тип разви­тия).

Выделение типов развития осуществляется по набору при­знаков, которые, с одной стороны, носят достаточно общий характер, а с другой — позволяют обозначить специфичес­кие особенности, характерные для многих существовавших и существующих обществ. Какие это признаки?

1. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития.

2. Взаимопереплетение культур.

3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точ­ки зрения перспектив развития.

В рамках одного типа развития, несмотря на наличие об­щих черт, наблюдается большое разнообразие во всех сфе­рах жизни. На основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития (цивилизации): непрогрессив­ной формы существования, циклического развития и про­грессивного развития. Рассмотрим их на материалах обще­ственно-исторического процесса.

Проблемы, связанные с естественной историей человече­ства остаются за пределами изложения. Это особо следует оговорить. В России 90-х гг. наблюдается всплеск интереса к естественной истории, издается научная и популярная лите­ратура [20] . Действительно, человек, существо не только обще­ственное, но и природное и развивается по законам приро­ды. Общественное и естественное в истории тесно взаимо­связано. К примеру, у человека нет генетической программы запрещающей убийство себе подобных. У животных есть та­кой генетически заложенный запрет. Тигры никогда не уби­вают тигров. В турнирных схватках самцов-волков, оленей, к абанов и т.д. — никогда не наносится побежденному последний смертельный удар. Отсутствие генетического запрета на убийство у человека сделало возможным людоедство, чело­веческие жертвоприношения, кровопролитные войны, гено­цид (массовое уничтожение людей) по расовому или соци­альному признаку. Даже в самых высокоразвитых обществах существуют профессиональные убийцы и профессиональные палачи. Человечество борется с убийством на протяжении всей своей истории путем правовых и моральных запретов. Однако искоренить это не удается. Человек уничтожил аст­рономическое число себе подобных на протяжении своей истории.

Однако при всей очевидности взаимосвязи общественно­го и естественного знания о влиянии биологических программ на жизнь больших социальных систем явно недостаточны. Этногенез (то есть естественно-историческое развитие наро­дов) изучается давно и систематически, но законы его оста­ются все еще непознанными. В связи с этим одни исследова­тели считают, что таких законов нет вообще, если они не просматриваются после стольких лет изучения. Другие, в частности, Л.Н. Гумилев, утверждают, что главный закон эт­ногенеза — это рождение, расцвет и уход народа (этноса) с исторической арены. Пока этот спор специалистов не разре­шен, ограничимся рассмотрением проблем общественно-ис­торического процесса.

В наши дни историки широко используют это понятие для характеристики исторического процесса, но единого (универсального) толкования нет. Наиболее распространенными и признанными являются два:

· цивилизация – совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других;

· цивилизация – предельно широкое понятие, обозначающее всю совокупность проявлений и предпосылок жизни человеческого общества.

Признавая огромное множество цивилизаций, историки задавались вопросом: какие факторы определяют существо цивилизации, ее неповторимый облик? Чаще всего выделялись следующие:

- географическая (или природная) среда обитания;

- система ведения хозяйства;

Как видно из этого определения, в центре исторического процесса – человек, с особенностями его миросозерцания, сложными взаимосвязями с обществом. Отсюда видно также, что общество – саморазвивающаяся система.

Типы цивилизаций

Как известно, на протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались, или же их разрушали (особенно в древности или средневековье), другие возникали на их обломках. Ученые задавались вопросом, какова продолжительность существования цивилизаций?

О.Шпенглер и А.Тойнби полагали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет одну тысячу лет. Отечественный исследователь Л.Н.Гумилев считал продолжительность цикла в полторы тысячи лет. Но все ученые использовали, как правило, данные истории древних империй. Поэтому целесообразнее вести речь о продолжительности существования конкретных цивилизаций, поскольку они возникают, достигают расцвета и гибнут под влиянием слишком большого количества факторов.

Второй вопрос, поднятый историками – каково число самостоятельных цивилизаций (помня о том, что цивилизация обладает особыми неповторимыми свойствами)?

А.Тойнби, изучая всемирную историю, сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, затем, работая над своей концепцией, он сократил их количество до 36, потом до 13. Все остальные общества он считал побочными вариантами самостоятельных цивилизаций.

Но если преследовать учебные цели, то понятно, что дело не в количестве, а в том, чтобы выделить в цивилизационном многообразии главные, магистральные потоки. Какие? Те, которые, во-первых, хорошо просматриваются, во-вторых, оказывают существенное влияние на ход мирового развития.

Именно в учебных целях авторы пособий вводят укрупненную единицу анализа – тип цивилизации (или иначе – тип развития).

Выделение типов развития осуществляется по набору признаков:

1) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и хозяйственного развития;

2) взаимопереплетение культур;

3) наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

В рамках одного типа развития наблюдается большое разнообразие во всех сферах жизни, не говоря уже о том, что есть общества, которые находятся и формируются на границе двух крупных миров, например, Востока и Запада. Они представляют собой своеобразный межцивилизационный синтез. Например, Испания и Россия находятся на границах христианского и мусульманского миров. Византия (IV-XV вв.) находилась на стыке европейского и азиатского ареалов. Если взять внутреннее строение Востока, то таким же свойством обладает индийская цивилизация, занимающая срединное положение между исламизированными обществами на западе (Ближний и Средний Восток) и конфуцианско-буддистскими обществами на востоке (Китай, Япония и др.). Впрочем, индийская цивилизация уникальна и сама по себе.

Итак, на основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития (или цивилизации):

· непрогрессивная форма существования;

Эти народы существовали вне исторического времени, в их общественном сознании отсутствуют понятия прошлого и будущего, нет идей о необходимости развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Этот тип цивилизации очень хрупок.

К типу циклического развития относятся восточные цивилизации. Восточные общества существуют в рамках исторического времени, но представление о времени имеет свои особенности. Очень своеобразно и мироощущение восточных народов. Ему свойственны харизматический характер, вера в сверхестественные силы, сосредоточенность на духовном.

Восточные общества построены на принципах коллективизма: личные интересы подчинены общим (государственным или общинным). Личностное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства является община. Причем, в общины люди объединены по разным принципам – семейному, клановому, кастовому, территориальному, родовому и т.п. Поэтому классовые категории к восточным обществам неприменимы. Понятие частной собственности в полном и точном смысле отсутствовало. Верховным собственником всего и вся выступало государство.

Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, т.е. были замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти, связи между общинами отсутствовали. И дело заключалось не только в общественно-политическом устройстве (деспотическом режиме), но и в характере самой общины. Она давала человеку все, что нужно, охватывала все стороны его жизни, создавала своеобразную экологическую нишу, иллюзию защищенности от внешней неблагоприятной среды.

Восточные общества являются традиционными. Традиция канонизировалась как высшая общественная ценность.

В таком обществе развитие шло циклами. Каждый цикл проходит несколько стадий – от укрепления централизованной власти до социальной катастрофы, или бунта народа, или нашествия иноземцев. На стадии катастрофы происходила смена правления (династии), ситуация стабилизировалась и общество выходило на новый виток. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии восточные общества имели богатейшую духовную жизнь и высокоразвитые науку и культуру, многие достижения которых заимствовали европейские народы.

К третьему типу развития (цивилизации) – прогрессивному – относят греко-римскую и ее преемницу современную европейскую цивилизацию, а также те общества, которые демонстрируют варианты европейского пути (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Все эти общества ассоциируются с понятием Запада, и в обиходе часто употребляют – западное общество, западная цивилизация.

Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека, и даже на протяжении жизни одного поколения. Прошлое воспринималось лишь как материал для извлечения уроков. Общество ориентировано на движение вперед. В таком обществе развиты независимые от власти горизонтальные связи (хозяйственные, социальные, культурные, духовные). Важнейшей ценностью является личностное начало, развиты гражданское общество, правовое сознание.

В наши дни историки широко используют это понятие для характеристики исторического процесса, но единого (универсального) толкования нет. Наиболее распространенными и признанными являются два:

· цивилизация – совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других;

· цивилизация – предельно широкое понятие, обозначающее всю совокупность проявлений и предпосылок жизни человеческого общества.

Признавая огромное множество цивилизаций, историки задавались вопросом: какие факторы определяют существо цивилизации, ее неповторимый облик? Чаще всего выделялись следующие:

- географическая (или природная) среда обитания;

- система ведения хозяйства;

Как видно из этого определения, в центре исторического процесса – человек, с особенностями его миросозерцания, сложными взаимосвязями с обществом. Отсюда видно также, что общество – саморазвивающаяся система.

Типы цивилизаций

Как известно, на протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались, или же их разрушали (особенно в древности или средневековье), другие возникали на их обломках. Ученые задавались вопросом, какова продолжительность существования цивилизаций?

О.Шпенглер и А.Тойнби полагали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет одну тысячу лет. Отечественный исследователь Л.Н.Гумилев считал продолжительность цикла в полторы тысячи лет. Но все ученые использовали, как правило, данные истории древних империй. Поэтому целесообразнее вести речь о продолжительности существования конкретных цивилизаций, поскольку они возникают, достигают расцвета и гибнут под влиянием слишком большого количества факторов.

Второй вопрос, поднятый историками – каково число самостоятельных цивилизаций (помня о том, что цивилизация обладает особыми неповторимыми свойствами)?

А.Тойнби, изучая всемирную историю, сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, затем, работая над своей концепцией, он сократил их количество до 36, потом до 13. Все остальные общества он считал побочными вариантами самостоятельных цивилизаций.

Но если преследовать учебные цели, то понятно, что дело не в количестве, а в том, чтобы выделить в цивилизационном многообразии главные, магистральные потоки. Какие? Те, которые, во-первых, хорошо просматриваются, во-вторых, оказывают существенное влияние на ход мирового развития.

Именно в учебных целях авторы пособий вводят укрупненную единицу анализа – тип цивилизации (или иначе – тип развития).

Выделение типов развития осуществляется по набору признаков:

1) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и хозяйственного развития;

2) взаимопереплетение культур;

3) наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

В рамках одного типа развития наблюдается большое разнообразие во всех сферах жизни, не говоря уже о том, что есть общества, которые находятся и формируются на границе двух крупных миров, например, Востока и Запада. Они представляют собой своеобразный межцивилизационный синтез. Например, Испания и Россия находятся на границах христианского и мусульманского миров. Византия (IV-XV вв.) находилась на стыке европейского и азиатского ареалов. Если взять внутреннее строение Востока, то таким же свойством обладает индийская цивилизация, занимающая срединное положение между исламизированными обществами на западе (Ближний и Средний Восток) и конфуцианско-буддистскими обществами на востоке (Китай, Япония и др.). Впрочем, индийская цивилизация уникальна и сама по себе.

Итак, на основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития (или цивилизации):

· непрогрессивная форма существования;

Эти народы существовали вне исторического времени, в их общественном сознании отсутствуют понятия прошлого и будущего, нет идей о необходимости развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Этот тип цивилизации очень хрупок.

К типу циклического развития относятся восточные цивилизации. Восточные общества существуют в рамках исторического времени, но представление о времени имеет свои особенности. Очень своеобразно и мироощущение восточных народов. Ему свойственны харизматический характер, вера в сверхестественные силы, сосредоточенность на духовном.

Восточные общества построены на принципах коллективизма: личные интересы подчинены общим (государственным или общинным). Личностное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства является община. Причем, в общины люди объединены по разным принципам – семейному, клановому, кастовому, территориальному, родовому и т.п. Поэтому классовые категории к восточным обществам неприменимы. Понятие частной собственности в полном и точном смысле отсутствовало. Верховным собственником всего и вся выступало государство.

Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, т.е. были замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти, связи между общинами отсутствовали. И дело заключалось не только в общественно-политическом устройстве (деспотическом режиме), но и в характере самой общины. Она давала человеку все, что нужно, охватывала все стороны его жизни, создавала своеобразную экологическую нишу, иллюзию защищенности от внешней неблагоприятной среды.

Восточные общества являются традиционными. Традиция канонизировалась как высшая общественная ценность.

В таком обществе развитие шло циклами. Каждый цикл проходит несколько стадий – от укрепления централизованной власти до социальной катастрофы, или бунта народа, или нашествия иноземцев. На стадии катастрофы происходила смена правления (династии), ситуация стабилизировалась и общество выходило на новый виток. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии восточные общества имели богатейшую духовную жизнь и высокоразвитые науку и культуру, многие достижения которых заимствовали европейские народы.

К третьему типу развития (цивилизации) – прогрессивному – относят греко-римскую и ее преемницу современную европейскую цивилизацию, а также те общества, которые демонстрируют варианты европейского пути (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Все эти общества ассоциируются с понятием Запада, и в обиходе часто употребляют – западное общество, западная цивилизация.

Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека, и даже на протяжении жизни одного поколения. Прошлое воспринималось лишь как материал для извлечения уроков. Общество ориентировано на движение вперед. В таком обществе развиты независимые от власти горизонтальные связи (хозяйственные, социальные, культурные, духовные). Важнейшей ценностью является личностное начало, развиты гражданское общество, правовое сознание.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

В наши дни историки широко используют это понятие для характеристики исторического процесса, но единого (универсального) толкования нет. Наиболее распространенными и признанными являются два:

цивилизация – совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других;

цивилизация – предельно широкое понятие, обозначающее всю совокупность проявлений и предпосылок жизни человеческого общества.

Признавая огромное множество цивилизаций, историки задавались вопросом: какие факторы определяют существо цивилизации, ее неповторимый облик? Чаще всего выделялись следующие:

географическая (или природная) среда обитания;

система ведения хозяйства;

Как видно из этого определения, в центре исторического процесса – человек, с особенностями его миросозерцания, сложными взаимосвязями с обществом. Отсюда видно также, что общество – саморазвивающаяся система.

3. Типы цивилизаций

Как известно, на протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались, или же их разрушали (особенно в древности или средневековье), другие возникали на их обломках. Ученые задавались вопросом, какова продолжительность существования цивилизаций?

О.Шпенглер и А.Тойнби полагали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет одну тысячу лет. Отечественный исследователь Л.Н.Гумилев считал продолжительность цикла в полторы тысячи лет. Но все ученые использовали, как правило, данные истории древних империй. Поэтому целесообразнее вести речь о продолжительности существования конкретных цивилизаций, поскольку они возникают, достигают расцвета и гибнут под влиянием слишком большого количества факторов.

Второй вопрос, поднятый историками – каково число самостоятельных цивилизаций (помня о том, что цивилизация обладает особыми неповторимыми свойствами)?

А.Тойнби, изучая всемирную историю, сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, затем, работая над своей концепцией, он сократил их количество до 36, потом до 13. Все остальные общества он считал побочными вариантами самостоятельных цивилизаций.

Но если преследовать учебные цели, то понятно, что дело не в количестве, а в том, чтобы выделить в цивилизационном многообразии главные, магистральные потоки. Какие? Те, которые, во-первых, хорошо просматриваются, во-вторых, оказывают существенное влияние на ход мирового развития.

Именно в учебных целях авторы пособий вводят укрупненную единицу анализа – тип цивилизации (или иначе – тип развития).

Выделение типов развития осуществляется по набору признаков:

общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и хозяйственного развития;

наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

В рамках одного типа развития наблюдается большое разнообразие во всех сферах жизни, не говоря уже о том, что есть общества, которые находятся и формируются на границе двух крупных миров, например, Востока и Запада. Они представляют собой своеобразный межцивилизационный синтез. Например, Испания и Россия находятся на границах христианского и мусульманского миров. Византия (IV-XV вв.) находилась на стыке европейского и азиатского ареалов. Если взять внутреннее строение Востока, то таким же свойством обладает индийская цивилизация, занимающая срединное положение между исламизированными обществами на западе (Ближний и Средний Восток) и конфуцианско-буддистскими обществами на востоке (Китай, Япония и др.). Впрочем, индийская цивилизация уникальна и сама по себе.

Итак, на основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития (или цивилизации):

непрогрессивная форма существования;

Эти народы существовали вне исторического времени, в их общественном сознании отсутствуют понятия прошлого и будущего, нет идей о необходимости развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Этот тип цивилизации очень хрупок.

К типу циклического развития относятся восточные цивилизации. Восточные общества существуют в рамках исторического времени, но представление о времени имеет свои особенности. Очень своеобразно и мироощущение восточных народов. Ему свойственны харизматический характер, вера в сверхестественные силы, сосредоточенность на духовном.

Восточные общества построены на принципах коллективизма: личные интересы подчинены общим (государственным или общинным). Личностное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства является община. Причем, в общины люди объединены по разным принципам – семейному, клановому, кастовому, территориальному, родовому и т.п. Поэтому классовые категории к восточным обществам неприменимы. Понятие частной собственности в полном и точном смысле отсутствовало. Верховным собственником всего и вся выступало государство.

Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, т.е. были замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти, связи между общинами отсутствовали. И дело заключалось не только в общественно-политическом устройстве (деспотическом режиме), но и в характере самой общины. Она давала человеку все, что нужно, охватывала все стороны его жизни, создавала своеобразную экологическую нишу, иллюзию защищенности от внешней неблагоприятной среды.

Восточные общества являются традиционными. Традиция канонизировалась как высшая общественная ценность.

В таком обществе развитие шло циклами. Каждый цикл проходит несколько стадий – от укрепления централизованной власти до социальной катастрофы, или бунта народа, или нашествия иноземцев. На стадии катастрофы происходила смена правления (династии), ситуация стабилизировалась и общество выходило на новый виток. Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии восточные общества имели богатейшую духовную жизнь и высокоразвитые науку и культуру, многие достижения которых заимствовали европейские народы.

К третьему типу развития (цивилизации) – прогрессивному – относят греко-римскую и ее преемницу современную европейскую цивилизацию, а также те общества, которые демонстрируют варианты европейского пути (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Все эти общества ассоциируются с понятием Запада, и в обиходе часто употребляют – западное общество, западная цивилизация.

Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека, и даже на протяжении жизни одного поколения. Прошлое воспринималось лишь как материал для извлечения уроков. Общество ориентировано на движение вперед. В таком обществе развиты независимые от власти горизонтальные связи (хозяйственные, социальные, культурные, духовные). Важнейшей ценностью является личностное начало, развиты гражданское общество, правовое сознание.

Подходы к определению сущности цивилизации, ее типология и предпосылки зарождения, философское и историческое обоснование. Сравнительный анализ западного и восточного типа цивилизации, их главные сходные и отличительные признаки, направления развития.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.11.2015
Размер файла 153,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Введение

Цель данной работы - анализ особенностей типологии цивилизаций и понятия цивилизации как типологической единицы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1) рассмотреть понятие цивилизации как типологической единицы;

2) выявить специфику типологии цивилизаций.

На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как современная социология и теория общества до сих пор не могут прийти к единому пониманию такого основополагающего понятия, как цивилизация. На протяжении многих веков это понятие становилось яблоком раздора между научными школами, и его трактовка до сих пор остается неоднозначной. Долгое время в России придерживались марксистско-ленинской трактовки цивилизации, однако, и она, как оказалось, не в полной мере отражает сущность этого понятия.

Объект работы - цивилизация.

Предмет работы - типология цивилизации и ее понятие.

1. Цивилизация как типологическая единица. Понятие цивилизации

Позднее - в 19-20 столетиях - понятие цивилизации становится еще более неоднозначным в трактовке разных авторов (см. Рис. 1):

Античная полисная цивилизация, выросшая из недр греческого и римского варварских обществ VIII-VI вв. до н.э., не перерастает в феодальную: к V в. н.э. на территории Западной Римской империи она приходит в состояние упадка и гибнет под ударами германских племен из-за неспособности разрешить свои внутренние противоречия. На смену античной цивилизации в Западной Европе приходит германское варварское общество, из недр которого вырастает затем западноевропейская феодальная цивилизация, приспособившая к своим потребностям отдельные элементы погибшей античной цивилизации (по словам Энгельса, первой великой эпохи цивилизации). Западноевропейская феодальная цивилизация (вторая великая эпоха цивилизации) не запуталась в своих противоречиях, как это случилось с античной, а, разрешив их, переросла в западноевропейскую капиталистическую цивилизацию (третью великую эпоху цивилизации).

Во-первых, было подвергнуто сомнению существование коренного качественного различия в материально-производственной базе рабовладельческого античного Средиземноморья, феодальной средневековой Западной Европы и восточных социально-политических образований древнего, средневекового и в значительной степени Нового времени. Видный ученый-востоковед В. Илюшечкин доказал в своих работах, что социально-экономический и политический строй этих организмов Европы, Азии и Северной Африки основывался фактически на одной и той же ступени развития производительных сил (хотя последние и претерпели значительную эволюцию). Он доказал также, что в экономическом отношении способы соединения рабочей силы со средствами производства являются там лишь разновидностями одной и той же по своему характеру рентной эксплуатации, рентного соединения рабочей силы со средствами производства.

Другие исследователи (В. Илюшечкин, М. Селезнев, Е. Боголюбова), ссылаясь на необходимость выделения в истории уровней общего, особенного и единичного, считают обязательным дополнить формационный подход цивилизационным. По мнению Селезнева, общий уровень всемирно-исторического процесса выражается в смене формационных и межформационньгх стадий, уровень особенного обнаруживает себя в возникновении, сосуществовании и радикальной трансформации локальных цивилизаций, уровень единичного - в появлении и существовании неповторимых социальных организмов. Акцент на первом уровне порождает выпячивание необходимости в истории, преувеличение второго ведет к гипертрофированию роли западных или восточных цивилизаций (чаще всего подобное акцентирование выражается в так называемом европоцентризме). Сосредоточение внимания исключительно на третьем уровне чревато преувеличением роли случайности в истории, что неизбежно ведет к релятивизации общественного развития.

2. Типология цивилизаций

Тип цивилизации - методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества;

2) восточный тип цивилизации;

3) западный тип цивилизации;

4) современный тип цивилизации.

При этом в общем смысле цивилизации объединяют по принципу противопоставленности западной и восточной цивилизации (см. Рис. 2):

Рис. 2. Сравнительный анализ западного и восточного типа цивилизации

Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин - родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ - целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов - табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к IIІ тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.

4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) - систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность.

Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества - индустриальное и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация - современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.

Заключение

Под понятием цивилизации в современных обществознании и культурологии понимаются следующие стороны термина:

- общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

- историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

- стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);

- локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Современная типология цивилизаций делит цивилизации на четыре типа:

1) природные общества;

2) восточная цивилизация;

3) западная цивилизация;

4) современная (глобальная) цивилизация.

Однако, для упрощения зачастую применяется деление на западный и восточный тип цивилизации.

Список литературы

2) Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. - 1991. - №3. - С. 29.

3) Бенвенист Э. Глава XXXI. Цивилизация. К истории слова. // Общая лингвистика. - М.: URSS, 2010.

4) Библер В. Цивилизация и культура. - М., 1993.

5) Бродель Ф. Материальная цивилизация. - М., 1988.

6) Грушин Б.А. Общее и особенное в моделях развития мира // Социологические исследования. - 1990. - №12. - С. 20.

7) Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - Т. 1: Теория и история цивилизаций.

8) Пономарёв М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Т. 1.

9) Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.: Современные тетради, 2003.

10) Современные теории цивилизаций. - М., 1995.

11) Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 1999.

12) Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - С. 239-281.

13) Фролов Э. Д Проблема цивилизаций в историческом процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. - 2006. - №2. - С. 96-100.

Подобные документы

Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

реферат [33,0 K], добавлен 27.02.2009

Этапы развития российской цивилизации. Территория российской цивилизации. Монархия, государство и социально-экономическое развитие России. Перспективы развития общества, культуры и цивилизации. Основные особенности развития российской цивилизации.

реферат [40,5 K], добавлен 24.07.2010

История китайской цивилизации. Искусство и ремесла династии Шан. Формирование ментальности людей китайской цивилизации. Основные принципы "жэнь". Главные особенности даосизма. История японской цивилизации. Синтоизм как основа японского менталитета.

реферат [27,1 K], добавлен 21.03.2011

Основные вехи и особенности становления славянской цивилизации. Разделение восточных славян на восточных и западных русских, а затем западных на украинцев и белорусов. Общность и различия исторического пути развития западного и восточного общества.

реферат [31,6 K], добавлен 21.03.2011

Процесс возникновения, дальнейшего развития и упадка дворцовой критской цивилизации в III-II тыс. до н.э. Предпосылки образования государства. Политическая, экономическая и социальная история минойской цивилизации, дворцовые комплексы на острове Крит.

Цивилизация это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Не случайно так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экрана телевизоров "вернуться в цивилизацию". Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в высокоразвитых обществах, и в бедных трудна, противоречива, прозаична. Вопрос тем более актуален, что молодые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, судя по всему, собрались возвращаться в разные места. Одни ориентируются на Запад, другие на Турцию, третьи на Иран, четвертые предлагают жить своим умом.

Возраст человеческого общества оценивается в 35-40 тыс. лет. На заре истории человек начал с одной и той же "стартовой позиции" независимо от региона проживания, которую принято называть первобытно-общинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания человека: однотипность социальных структур, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т.п. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам. В современном мире мы имеем колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной, художественной культуры и т.п. Для того, чтобы систематизировать огромный массив исторических данных, введем понятие цивилизации как основной типологической единицы истории.

В силу универсальности и многозначности этой категории она трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток ее сформулировать. Существует более ста определений цивилизации. Исходные принципы самые разные. Р.Лоуи (США) называл цивилизацию "беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев"'. Он археолог и, естественно, история представала перед ним в виде сохранившихся остатков человеческой деятельности. Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры: О.Шпенглер, Н.Бердяев, Ф.Нортроп, А.Крёбер и др. Для отечественного социолога, ставшего гражданином США, П.Сорокина цивилизации это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы. О.Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль культуры. Такой подход имеет богатую традицию и широко используется в теории и истории культуры.

Но сейчас наблюдается стремление, опираясь на существующие разработки, расширить рамки цивилизационного подхода до общеисторической методологии. Все большее распространение получает понятие о цивилизации как о социокультурной макро- или суперсистеме, имеющей внутренний механизм функционирования. В данном случае определение дается через категорию общества и его функциональных составляющих. Такой подход характерен для Н.Я.Данилевского. Он писал о цивилизации, что "главное должно состоять в отличении культурноисторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития". Труды известного английского социолога и историка А. Тойнби вызывают большой интерес. Он также представлял цивилизацию как целостную общественную систему: "Цивилизации это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы. Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии". В современных публикациях российских обществоведов можно встретить синтезированные, усложненные дефиниции, сформулированные с учетом традиции и сегодняшних приоритетов. А. Малашенко писал следующее: "Цивилизация, в нашей трактовке, есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения". Приведенные примеры свидетельствуют, что попытки определить базовую категорию цивилизационного подхода как общеисторической методологии идут в одном направлении: цивилизация это сложная общественная система, имеющая внутренний механизм функционирования.

Что представляют собой факторы, определяющие существо цивилизации, ее неповторимое своеобразие? Определялись они по-разному. Наиболее часто выделяли следующее: географическая (или природная) среда; система ведения хозяйства; социальная организация, религия (духовные ценности); политическая система. На одно из первых мест в этом списке в последнее время выдвигается ментальность (менталитет). Это понятие используется разными общественными науками: психологией, социологией, философией. Пионерами в применении этого понятия в истории стали французские учёные, принадлежавшие к школе "Анналов". Они ориентировались на поиск фундаментальных устойчивых структур сознания, которые, по их мнению, определяли стержень исторического развития. Единого общепринятого определения понятия ментальность (менталитет) не существует. Во французском философском словаре записано: "Менталитет это совокупность умственных установок, привычек мышления, фундаментальных верований индивида". В советской исторической науке первым попытался сформулировать понятие ментальности А.Я. Гуревич, который является страстным пропагандистом традиций школы "Анналов" в России: "Ментальность это наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя". Как видно, французское определение делает упор на индивидуальность. В определении А.Я. Гуревича идет речь об общественном сознании. В силу этого последнее определение в исторических описаниях является более предпочтительным, так как история имеет дело прежде всего с общественными системами. Ментальность, при всей кажущейся эфемерности категории, формирует социальное поведение общества, групп, индивидов. А.Я. Гуревич писал: "Хаотичный в разнородный поток восприятии перерабатывается сознанием в более или менее упорядоченную картину мира, и это мировидение налагает неизгладимый отпечаток на все поведение человека. Субъективная сторона исторического процесса, способ мышления и чувствована присущий людям данной социальной или культурной общности, включается в объективный процесс их истории". В более широком историческом контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания. Для того, чтобы понять сущность цивилизации, надо реконструировать присущий людям этой цивилизации способ восприятия действительности, то есть менталитет.

Взяв за основу все сказанное выше, сформулируем рабочее определение цивилизации. Оно не претендует на глубокую научность, но им удобно пользоваться при анализе исторического материала. Цивилизация это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. Как видно из определения, при цивилизационном подходе в центре исторического процесса человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общее как саморазвивающаяся система. Такой подход позволяет освободиться от марксистского экономического редуционизма, то есть от жесткой привязки любых исторических явлений к экономическому интересу, способу производства. Исчезновение отживших цивилизаций и возникновение новых вызвано не развитием производительных сил, а пре всего изменениями в ментальности, в системе основополагающих ценностей и идеалов. Человек и его миропонимание первооснова всего. Он начало и конец земного мира.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Характер развития многовариантен, плюралистичен. На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались или их разрушали, другие возникали на их обломках, усваивая предшествующее наследие. Какова продолжительность существования цивилизации? Сколько-нибудь определенного мнения на этот счет не существует, но высказывались различные гипотезы. А.Тойнби и О.Шпенглер утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно I тысячу лет. Л.Гумилев иного мнения: 1,5 тысячи лет. В 1848 г. бельгиец Кетле, используя чисто математические методы, пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации на примере древних империй составляет 1461 г., затем он уточнил, что погрешность в его расчетах составляет +/ 185 лет. Очевидно, уровень знаний о закономерностях существования цивилизаций таков, что, видимо, пока логичнее вести речь о продолжительности существования конкретных цивилизаций, поскольку их возникновение, расцвет и гибель обусловлены слишком большим, трудно поддающимся усредненному учету количеством факторов.

Предпринимались попытки выявить общий принцип формирования цивилизаций, систематизировать их многообразие. А.Тойнби, изучая всемирную историю, попытался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми чертами. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей концепцией, он последовательно сокращал их число: до 36, потом до 21 и, наконец, до 13. Остальные общества он считал вариантами самостоятельных цивилизаций. Ф.Бродель, П.Сорокин полагали, что каждую цивилизацию надо изучать такой, какая она есть и не надо стремить

Читайте также: