Звеном в структуре управленческого цикла определяющим успех деятельности школьного коллектива является

Обновлено: 17.05.2024

Ранее мы рассмотрели вопрос о сущности управления и знаем, что оно возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи. Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, значительной группой людей ,в которую входят преподаватели, учащиеся, руководители школы, родители учащихся. Для согласованности их действий, успешности достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом.

Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом?

Прежде всего необходимо выделить уровни образовательного процесса и далее выявить особенности управления на каждом из них.

В педагогике выделяются четыре уровня изучения образовательного процесса.

Первый уровень – теоретический, представление образовательного процесса как системы. Первый уровень образовательного процесса определяет понимание сущности всех последующих уровней.

Здесь роль преподавателя в управлении велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и другие компоненты связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей возможностями для развития и, следовательно, для повышения качества образования.

Роль учащегося практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда преподаватель уже осуществляет образовательный процесс. У учащегося постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной учебной деятельности. Важно, чтобы учащийся овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправление учением.

Таким образом, овладение преподавателем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, движущих силах является первым и важнейшим условием успешного управления образовательного процесса на практике.

Реализация основных названных условий будет способствовать эффективной совместной деятельности преподавателя и учащегося в образовательном процессе.

Можно порекомендовать преподавателям делать образовательный процесс открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на учебном занятии используются именно эти методы и формы, каковы их преимущества. Тогда учащийся осмысленно будет относиться к своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не специально, а естественным путем.

Однако на первом уровне образовательного процесса ведущую роль играет преподаватель , который специально готовится к этой деятельности, получая педагогическое образование. Учащийся же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретических вопросов при осуществлении образовательного процесса на практике.

Второй уровень образовательного процесса – это уровень образовательной программы школы, проекта учебного плана школы, плана организации воспитывающей деятельности, программ по изучаемым предметам.

Образовательная программа школы – это нормативно –управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации педагогического процесса. Программа должна показывать, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации образовательного процесса. Поэтому образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной, отражающей потребности и возможности участников педагогического процесса конкретного образовательного учреждения.

В образовательной программе должны быть отражены : цели и приоритетные направления образования в конкретной школе; конкретные задачи на определенном этапе деятельности педагогического коллектива; набор обязательных учебных программ, соответствующих федеральному и региональному стандартам; набор программ воспитательной деятельности, а также программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами.




Структуру образовательной программы определяют следующие компоненты: 1) анализ результативности работы педагогического коллектива; 2) приоритетные направления образовательного процесса, его цели и задачи; 3) обоснование учебного плана школы; 4) перечень учебных предметов и программ , их обеспечивающих в вариативном ( школьном) компоненте учебного плана; 5) набор программ дополнительного образования; 6) учебно-методическое обеспечение вариативной части учебного плана; 7)описание особенностей организации образовательного процесса( воспитания и обучения) ; 8) управление реализацией программ через педагогический мониторинг.

Как правило, образовательная программа разрабатывается на 2-3 года и определяет деятельность педагогического коллектива на этот период. Такая программа позволяет образовательному учреждению последовательно осуществлять работу по моделированию содержания образовательного процесса не только в условиях процесса обучения, но и в условиях внеурочной деятельности.

В учебный план образовательного учреждения входят обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, который определяется самим образовательным учреждением. Через учебный план осуществляется управление содержанием школьного образования. Образовательное учреждение имеет право принять коллективное решение об удовлетворении образовательных потребностей учащихся посредством введения профильного образования, углубленного изучения отдельных предметов. Это вызовет введение дополнительных учебных курсов, перераспределение времени на изучение учебных предметов. При принятии такого решения руководители образовательного учреждения предварительно изучают запросы учащихся, их родителей, общества, а также кадровый потенциал образовательного учреждения и учебно-материальное обеспечение.

Учебный план образовательного учреждения наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме основного содержания областей знаний и требований к уровню образовательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уровне идет конкретизация первого

(теоретического) уровня, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях.

На втором уровне ведущую роль играют руководители школы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образовательного учреждения. Но без анализа образовательных потребностей населения и, прежде всего, самих детей они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей.

Третий уровень- это создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планов на год, на учебную тему, отдельное занятие. На третьем уровне основная управленческая деятельность осуществляется преподавателем.

Четвертый уровень- это уровень реального процесса, на котором реализуются все предшествующие уровни. Особенность взаимодействия всех отмеченных уровней состоит в том, что каждый предшествующий обеспечивает успешность протекания последующего, его направленность и качество.

На четвертом уровне задача преподавателя состоит в стимулировании деятельности учащихся посредством использования системы методов, средств и форм организации образовательного процесса. Иными словами, на этом уровне быть гибкой , обеспечивающей самоуправление учащихся в образовательном процессе.

В целом для управления образовательным процессом следует использовать полный управленческий цикл: получить информацию о его результатах, проанализировать ее, выявить проблемы и сформулировать цели дальнейшего развития образовательного процесса, спланировать их достижение, организовать себя и учащихся ( а в школе в целом – весь школьный коллектив) на выполнение плана, проконтролировать результаты , на основе анализа которых провести регулирование как самого процесса, так и управления им.

Ранее мы рассмотрели вопрос о сущности управления и знаем, что оно возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи. Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, значительной группой людей ,в которую входят преподаватели, учащиеся, руководители школы, родители учащихся. Для согласованности их действий, успешности достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом.

Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом?

Прежде всего необходимо выделить уровни образовательного процесса и далее выявить особенности управления на каждом из них.

В педагогике выделяются четыре уровня изучения образовательного процесса.

Первый уровень – теоретический, представление образовательного процесса как системы. Первый уровень образовательного процесса определяет понимание сущности всех последующих уровней.

Здесь роль преподавателя в управлении велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и другие компоненты связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей возможностями для развития и, следовательно, для повышения качества образования.

Роль учащегося практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда преподаватель уже осуществляет образовательный процесс. У учащегося постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной учебной деятельности. Важно, чтобы учащийся овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправление учением.

Таким образом, овладение преподавателем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, движущих силах является первым и важнейшим условием успешного управления образовательного процесса на практике.

Реализация основных названных условий будет способствовать эффективной совместной деятельности преподавателя и учащегося в образовательном процессе.

Можно порекомендовать преподавателям делать образовательный процесс открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на учебном занятии используются именно эти методы и формы, каковы их преимущества. Тогда учащийся осмысленно будет относиться к своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не специально, а естественным путем.

Однако на первом уровне образовательного процесса ведущую роль играет преподаватель , который специально готовится к этой деятельности, получая педагогическое образование. Учащийся же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретических вопросов при осуществлении образовательного процесса на практике.

Второй уровень образовательного процесса – это уровень образовательной программы школы, проекта учебного плана школы, плана организации воспитывающей деятельности, программ по изучаемым предметам.

Образовательная программа школы – это нормативно –управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации педагогического процесса. Программа должна показывать, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации образовательного процесса. Поэтому образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной, отражающей потребности и возможности участников педагогического процесса конкретного образовательного учреждения.

В образовательной программе должны быть отражены : цели и приоритетные направления образования в конкретной школе; конкретные задачи на определенном этапе деятельности педагогического коллектива; набор обязательных учебных программ, соответствующих федеральному и региональному стандартам; набор программ воспитательной деятельности, а также программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами.

Структуру образовательной программы определяют следующие компоненты: 1) анализ результативности работы педагогического коллектива; 2) приоритетные направления образовательного процесса, его цели и задачи; 3) обоснование учебного плана школы; 4) перечень учебных предметов и программ , их обеспечивающих в вариативном ( школьном) компоненте учебного плана; 5) набор программ дополнительного образования; 6) учебно-методическое обеспечение вариативной части учебного плана; 7)описание особенностей организации образовательного процесса( воспитания и обучения) ; 8) управление реализацией программ через педагогический мониторинг.

Как правило, образовательная программа разрабатывается на 2-3 года и определяет деятельность педагогического коллектива на этот период. Такая программа позволяет образовательному учреждению последовательно осуществлять работу по моделированию содержания образовательного процесса не только в условиях процесса обучения, но и в условиях внеурочной деятельности.

В учебный план образовательного учреждения входят обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, который определяется самим образовательным учреждением. Через учебный план осуществляется управление содержанием школьного образования. Образовательное учреждение имеет право принять коллективное решение об удовлетворении образовательных потребностей учащихся посредством введения профильного образования, углубленного изучения отдельных предметов. Это вызовет введение дополнительных учебных курсов, перераспределение времени на изучение учебных предметов. При принятии такого решения руководители образовательного учреждения предварительно изучают запросы учащихся, их родителей, общества, а также кадровый потенциал образовательного учреждения и учебно-материальное обеспечение.

Учебный план образовательного учреждения наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме основного содержания областей знаний и требований к уровню образовательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уровне идет конкретизация первого

(теоретического) уровня, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях.

На втором уровне ведущую роль играют руководители школы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образовательного учреждения. Но без анализа образовательных потребностей населения и, прежде всего, самих детей они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей.

Третий уровень- это создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планов на год, на учебную тему, отдельное занятие. На третьем уровне основная управленческая деятельность осуществляется преподавателем.

Четвертый уровень- это уровень реального процесса, на котором реализуются все предшествующие уровни. Особенность взаимодействия всех отмеченных уровней состоит в том, что каждый предшествующий обеспечивает успешность протекания последующего, его направленность и качество.

На четвертом уровне задача преподавателя состоит в стимулировании деятельности учащихся посредством использования системы методов, средств и форм организации образовательного процесса. Иными словами, на этом уровне быть гибкой , обеспечивающей самоуправление учащихся в образовательном процессе.

В целом для управления образовательным процессом следует использовать полный управленческий цикл: получить информацию о его результатах, проанализировать ее, выявить проблемы и сформулировать цели дальнейшего развития образовательного процесса, спланировать их достижение, организовать себя и учащихся ( а в школе в целом – весь школьный коллектив) на выполнение плана, проконтролировать результаты , на основе анализа которых провести регулирование как самого процесса, так и управления им.

19. ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРИНЯТИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ И ПЛАНА НЕОБХОДИМЫХ ДЕЙСТВИЙ – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ _____________
20. СИСТЕМА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - ________________ ТЕХНОЛОГИЯ
21. НАУЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ГАРАНТИРУЮЩИХ УСПЕХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ__________________
22. ЗАДАЧА, КОТОPАЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ PЕШЕНА НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ ТЕОPИЙ И АЛГОPИТМОВ -_______________
23. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА, СФОРМУЛИРОВАННАЯ В ТЕРМИНАХ И УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ, С КОТОРОЙ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ НА ПРАКТИКЕ СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ - _______________ ______________
Установите соответствие

25. ДИДАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ - ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ


  1. производственные

  2. исследовательские

  3. квалификационные или аттестационные

  4. дидактические (учебные)

  5. соревновательные

  6. ролевые

  1. превращение игрового действия в самоцель

  2. активная позиция обучающихся

  3. повышается мотивация, степень эмоциональной включенности в учебный процесс

  4. знания приобретают личностныйхарактер

  5. игра сопровождается неизменным интересом, любопытством.

  6. игровые технологии относительно некритичны к числу участников.

  1. фpагмент содеpжания обpазования, хаpактеpизующийся явно обозначенными целью усвоения, составом объектов изучения, условиями начала изучения, плановой пpодолжительностью изучения, напpавленностью и значимостью pезультатов усвоения, фоpмами отчетности и шкалой оценок pезультатов

  2. целевая программа действий

  3. методические рекомендации по успешной реализации

  1. сочетание комплексных, интегpиpующих и частных дидактических целей

  2. пpинцип обpатной связи

  3. принцип гуманизма

  4. пpактическая напpавленность деятельности

  1. проверка достижений (текущий контроль)

  2. выходной контроль

  3. представление материала модуля в виде учебных элементов

  4. четкая формулировка целей

  5. предварительный тест

  6. входной контроль

  1. список необходимого оборудования и материалов

  2. игра

  3. учебный материал в виде краткого конкретного текста

  4. практические занятия для отработки необходимых навыков и умений

  5. контрольная работа

  1. формирование новых поведенческих моделей

  2. создание условий для получения обратной связи

  3. развитие когнитивных способностей

  4. развитие эмпатийных способностей

  5. развитие коммуникативных навыков

  6. тренировка навыков уверенного поведения

5. Информационная
46. К МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ОТНОСИТСЯ

1. Инструкция для участников

2. Итоговый тест

3. Набор карточек-заданий

4. Необходимая документация, справочные материалы

5. Инструкция для преподавателя
Установите правильную последовательность

47. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

1. определить цель создания кейса

2. оформить кейс в виде, доступном для других пользователей 3. провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса

4. собрать информацию и данные для кейса

5. подготовить первичный материал для представления его в кейс

6. соотнести отобранные ситуации с главной целью работы с этой информацией

7. обсудить кейс и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией, при необходимости – откорректировать

2. команда утверждения

3. команда отрицания

2. контекстного обучения

3. модульного обучения

4. экспертно-оценочным
50. К СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОТНОСЯТ

3. обучение в сотрудничестве

5. проекты и кейс- технологии


  1. коллегиальным

  2. гуманистическим

  3. системным

  4. деятельностным

02. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ЭТО


  1. доведение экспертного заключения до сведения аттестуемого

  2. личную ответственность педагогов

  3. оценивание деятельности аттестуемого специально назначенными экспертами

  4. возможность прохождения аттестации всеми

  1. моделям

  2. конструктам

  3. системам

  4. проектам

  1. демократии

  2. светскости

  3. непрерывности образования

  4. децентрализации

  1. образовательным учреждением

  2. Федеральным органом управления образованием

  3. местным органом управления образованием

  4. попечительским советом

  1. ректорский

  2. студенческий

  3. профсоюзный

  4. ученый

  1. социально-психологическим

  2. прогностическим

  3. организационно-административным

  4. систематическим

  1. выбор направлений деятельности

  2. деятельность педагогического коллектива по осуществлению воспитательной работы

  3. разработку содержания деятельности образовательного учреждения

  4. определение целей работы учебного заведения

  5. выявление уровня качества обучения

  1. контрактом

  2. приказом

  3. соглашением

  4. договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

  1. коллегиальности

  2. гуманизма

  3. доступности обучения

  4. децентрализации управления

12. ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ЭТО


  1. обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

  2. сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства

  3. создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

  4. получение образования на родном языке

  1. начальные, средние, высшие

  2. конфессиональные, светские

  3. мужские, женские

  4. общеобразовательные, профессиональные

  1. методами

  2. концепцией

  3. закономерностями

  4. принципами

  1. начальным профессиональным образованием

  2. средним профессиональным образованием

  3. бакалавриатом

  4. высшим профессиональным образованием

  1. 3 года

  2. 1 год

  3. 10 лет

  4. 5 лет

  1. совет школы

  2. совет учащихся

  3. педагогический совет

  4. методический совет

  1. правильный режим деятельности

  2. устранение формализма

  3. успешность функционирования педагогической системы

  4. действенность

  5. результативность

  1. системам

  2. конструктам

  3. проектам

  4. моделям

  1. сертификацией

  2. стандартизацией

  3. контролем

  4. инспектированием

  1. указания на межпредметные связи

  2. пояснительную записку

  3. распределение по годам обучения

  4. тематическое содержание

  5. продолжительность каникул

  1. принятие оптимального решения

  2. диагностика

  3. учет результатов деятельности учащихся

  4. организация деятельности

  1. разграничивает компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней

  2. обеспечивает право на равноценное образование

  3. является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования

  4. гарантирует получение бесплатного общего и на конкурстной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

  1. негосударственных

  2. специальных

  3. профильных

  4. муниципальных

  1. организационной структурой

  2. управленческими функциями

  3. уровнями управления

  4. системой управления

  1. сеть образовательных учреждений

  2. методы управления

  3. закономерности управленческой деятельности

  4. педагогический процесс

  1. создании общественных органов, состоящих из представителей учительского, ученического коллективов, родителей и общественности

  2. привлечении спонсоров (родителей) для финансирования деятельности образовательных учреждений

  3. объединении социальных институтов для создания

  4. создании в школах ученического самоуправления

  1. манипуляция

  2. маркетинг

  3. менеджмент

  4. технология

  1. финансово-хозяйственная деятельность

  2. личностный фактор руководителя

  3. благоприятный морально-психологический климат в коллективе

  4. организация инструктивно-методической работы

  5. обоснованное принятие управленческого решения

  1. децентрализация

  2. демократизация

  3. общедоступность

  4. светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях

  5. непрерывность

  1. федеральной власти

  2. местного самоуправления

  3. образовательного учреждения

  4. судебной власти

  1. гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

  2. обеспечивает право на равноценное образование

  3. разграничивает компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней

  4. является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования

  1. присвоение квалификационной категории и разрядов в соответствии с уровнем профессионализма учителя

  2. определение разрядов для оплаты труда в соответствии с единой тарифной сеткой

  3. определение срока преподавательской деятельности

  4. стимулирование роста квалификации и профессионализма учителя

  1. деятельность по составлению расписания

  2. развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы

  3. организация деятельности учащихся по применению знаний

  4. перспективы развития контингента учащихся по годам

  5. задачи школы на планируемый период

37. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ЭТО

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Звеном в структуре управленческого цикла, определяющим успех деятельности школьного коллектива, является

Звеном в структуре управленческого цикла, определяющим успех деятельности школьного коллектива, является

Звеном в структуре управленческого цикла, определяющим успех деятельности школьного коллектива, является

31. В основе гибкости школьного менеджмента в США лежит:
• поддержка творческих идей и инноваций

32. В основе концепции конфликта К. Левина лежит теория:
• поля

33. В основе концепции школьного менеджмента в США лежит теория:
• ситуационного менеджмента и лидерства

37. В России концепция человеческого фактора в управлении была сформулирована:
• Н.А. Витке

38. В управленческой деятельности необходимо учитывать принцип:
• личностноориентированный

39. В управленческой деятельности руководителя большое место занимают:
• межличностные коммуникации

40. Важнейшим звеном деятельности руководителя любого ранга является:
• принятие управленческих решений

41. Важнейшим принципом развития трудового коллектива в целом является чувство
• соревновательной активности

42. Важной частью реконструкции национальной системы образования США стала концепция
• школьного менеджмента

43. Важным фактором эффективной работы школы является:
• доверие

44. Важным элементом в совместной работе педагогов является фактор
• доверия

45. Важным элементом реализации нового плана школьного менеджмента в США является совет
• родителей

Читайте также: