Можно ли пересказывать кратко подробно частично произведения познавательного характера

Обновлено: 07.07.2024

Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи. Дети приобщаются к подлинно художественной речи , запоминают эмоциональные , образные слова и словосочетания , учатся владеть живым родным языком , то есть развиваются их речевые умения .

ВложениеРазмер
pereskaz_kak_sredstvo_formirovaniya_svyaznoy_rechi.docx 27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ как средство формирования связной речи

1. Обучение связной речи в начальной школе.

Основная задача обучения связной речи – научить школьников сознательно строить высказывание (устное или письменное), то есть сформировать определённый комплекс речевых умений, то этот комплекс выступает в качестве ведущего содержательного компонента системы.

Сохин Ф.А. выделяет другие частные задачи обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться, помогает выразить мысль наиболее точно и полно;

2) формирование грамматического стоя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).

Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

К видам связной речи относятся развёрнутые ответы на вопросы, разнообразные виды изложений и сочинений и другие. С изложениями (пересказами) и сочинениями элементарного типа (пусть величиной в 2-3 предложения) ученики могут иметь дело уже в 1-2 классах.

В начальной школе приняты следующие виды упражнений в связной речи:

1) развёрнутые ответы на вопросы;

2) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений;

3) записи по наблюдениям;

4) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

5) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному плану или сюжету;

6) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

7) импровизация сказок (обычно - устно), зачатки литературно - художественного творчества - сочинение стихов, рассказиков;

8) письменные изложения образцовых текстов;

9) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и прочее) как устно, так и письменно;

10) различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов;

11) письменные сочинения разнообразных типов;

12) статейки в газеты, отзыв о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

13) деловые бумаги: объявления, заявления.

В приведённом списке представлена речь и устная, и письменная; преобладает речь монологическая.

Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего – то своего, нового, оригинального.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Таким образом, обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

2. Пересказ, как средство обучения связной речи, его виды.

Проблемами обучению пересказу занимались многие педагоги и методисты начальной школы: Алексеева М.М., Яшина В.И., Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., Сохин Ф.А, Бородич А.М., Горецкий В.Г., Ушинский К.Д., Дридзе Т.М., Рождественский Н.С., Ладыженская Т.А. и другие

Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение.

Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:

  • прослушивать произведение;
  • понять его основное содержание;
  • запоминать последовательность изложения;
  • запоминать речевые обороты авторского текста;
  • осмысленно и связно передавать текст;

Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа Алексеева М.М. и Яшина В.И. выдвигают следующие требования:

  1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
  2. быть доступным по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
  3. иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;
  4. должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  5. доступны по объёму.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Осеевой, Н. Калинкиной и других.

Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

При обучении пересказу художественных произведений Сохин Ф.А. вводит новые виды занятий:

  • пересказ по готовому плану, составленному или одним учителем, или совместно с детьми;
  • пересказ по выбору детей, когда из двух – трёх знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;
  • пересказ в лицах или драматизация произведения.

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придаёт им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.

Методисты Рамзаева Т.Г. и Львов М.Р. утверждают, что дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу:

  1. осмысленность, то есть полное понимание текста, является главным в обучении;
  2. полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения;
  3. последовательность и связность пересказа;
  4. использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами;
  5. плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;
  6. выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Методисты - словесники Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов выделяют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с творческими дополнениями.

Подробный или близкий к тексту пересказ.

Это вид пересказа ведётся на небольших рассказах или законченных по содержанию отрывках. Он служит средством закрепления содержания прочитанного во всех его деталях и связях, средством усвоения логики образца и его языковых средств.

Небольшие по объёму тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть.

Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и других предметов), элементы рассуждения.

Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.

Определённую роль в пересказе играют вопросы.

Известны типичные недостатки подробного пересказа:

  • неумение начать
  • искажение или неполнота передачи заключительных частей текста
  • обеднение языка

Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, Нои кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное. Школьник должен выбрать основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Он должен передать главное содержание своими словами, по – своему. Не рекомендуется для сжатого пересказа высокохудожественные тексты; тексты, содержание диалог.

Обучать пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие.

План может послужить неплохой опорой для пересказа.

В любом устном пересказе может быть творческий элемент. К числу творческих работ относятся пересказы с перестройкой текста и с дополнениями школьников.

Пересказ с изменением лица рассказчика требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании.

Высок творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей.

На более высоких ступенях пересказов подробного типа школьники должны не только передать какие – то сцены с позиции одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа – к творческим дополнениям в тексте.

Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами,

аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения – это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учениками.

Посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

Школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передаёт содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей.

Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия.

Исследования З.М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчает запоминание и сохранение текста в памяти.

Бородич А.М. утверждает, что на некоторых занятиях полезно сочетать 2 текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно лёгкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

Наиболее успешно решаются задачи, связанные с методикой организации работы детей при пересказе, которая выстраивается в следующую систему: чтения, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста на смысловые части, их озаглавливание, определение в каждой части словесных выражений и образов, которые раскрывают основную мысль каждой части, составление плана к пересказу, пересказ.

Такая работа обеспечивает его успешность. Однако довольно часто дети, выполняя под руководством учителя сложную аналитико–синтетическую работу, затрудняются воспроизвести прочитанное, что приводит к непродуктивному овладению лексическим, синтаксическим, текстовым материалом.

В качестве причин малоэффективности детских пересказов следует выделить:

  1. низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности;
  2. невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы;
  3. отсутствие у них необходимого личного опыта;
  4. многократное перечитывание текста;
  5. незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

Среди причин, снижающих роль пересказа в овладении учащимися собственной речью, особо можно отметить следующее:

  1. непонимание детьми значимости и перспективности пересказа;

б) отсутствие последующей работы по использованию языковых средств пересказываемого произведения в собственной речи учащихся;

в) невладение младшими школьниками умением строить пересказ прочитанного.

Всё это приводит к тому, что пересказ не выступает как продуктивная форма речи, при которой слова, выражения, синтаксические конструкции текста присваиваются детьми. Следовательно, одной из основных проблем является обеспечение продуктивности пересказа, при котором возрастает уровень присвоения детьми лексического, синтаксического и другого текстового материала.

Исходя из того, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а, также имея в виду, что его основная функция – приучить детей правильно (с логической и грамматической точки зрения), без искажения передавать чужую мысль, пересказ относится к репродуктивной форме изложения.

Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлёмся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: «Если дитя с помощью учителя поймёт мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это ещё не значит, что оно упражняет свой дар слова; оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно неразвитой.

Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовой материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идёт об обучении детей продуктивному пересказу.

Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывают с пониманием структуры текста.

Самым распространённым видом связной речи на уроках чтения является пересказ.

Необходимо, чтобы занятия пересказыванием стали активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.

Методист Яковлева В.И. считает: цель пересказывания ставится после уяснения главной мысли или определения настроения, которым произведение проникнуто. Необходим целенаправленный анализ деталей произведения и речевых средств, которыми эта мысль, настроение выражено. Постепенно повышается самостоятельность учащихся на том или ином этапе подготовки. Учитель иногда показывает детям образец пересказывания, точный по языку и живой по интонации.

Опорой для пересказывания являются:

  • ясно выраженная цель (что надо показать);
  • выбранные учащимися основные мысли абзацев (развитие действия), для дополнения которых дети сознательно отбирали детали рассказа.

Если произведение глубоко эмоционально, то автор обычно достигает этого богатством изобразительных средств. Работа над этими произведениями требует вдумчивого наблюдения над языком.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.

(методические рекомендации).

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Подробный пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

Составляю рассказ (вслух или мысленно).

Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:

с изменением последовательности событий;

с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).

Краткий пересказ

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.

Составлю рассказ, опираясь на главное.

Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.

Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).

Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.

Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.

Проверю краткость и последовательность пересказа.

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).

То же сделаю по другим частям.

Пользуясь планом, кратко перескажу текст.

Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.

Ученикам и студентам часто задают пересказ прочитанного материала по литературе, русскому языку и другим предметам. Когда ребёнок проговаривает вслух важные факты, он быстрее их запоминает. Специалисты считают, что научиться пересказывать текст нужно ещё в дошкольном возрасте. Такое умение необходимо для развития речи и логического мышления, этим навыком нужно овладеть любому учащемуся.

  • Важность изложения
  • Возможные проблемы
  • Разновидности пересказа
  • Основные правила
  • Работа с детьми старшего возраста
  • Ошибки родителей
  • Полезные советы

Как научиться пересказывать текст

Важность изложения

Пересказ текста

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Ребёнок не умеет читать

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

Разновидности пересказа

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

Ребенок читает текст

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

Ученица занимается

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

Привычка перебивать своё чадо

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

Как научить ребенка пересказывать текст

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.

Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.

Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.


Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды .


Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

- О чем текст (рассказ, сказка)?
- Что нового (интересного) ты узнал?
- Что произошло (описывается)?
- Кто главный герой?
- Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Как привить ребенку любовь к чтению

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя - цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.


Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

- Что бы ты изменил?

- Хотел бы ты жить там и почему?

- Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Читайте также: