Современные школьные технологии в контексте педагогической инноватики

Обновлено: 02.07.2024


В статье говорится об основах инноваций в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновация, процесс, образовательная деятельность, сфера образования, образование.

На сегодняшний день образование должно подстраиваться под современные реалии жизни, быстро адаптироваться к новейшим технологиям. Эта приспособляемость образовательной деятельности и вариативность образования играют важнейшую роль в развитии современного общества.

Еще с середины прошлого столетия люди в западных странах начали изучать инновационные процессы в образовании. В нашей стране инновации в педагогической деятельности начали активно развивать только двадцать лет назад. Хотелось бы рассмотреть инновации с точки зрения педагогического процесса, в данном процессе сама инновация будет представлять из себя изменение в содержании и цели, методах и формах преподавания, а также организации совместной деятельности учителей и школьников.

Для того чтобы прогресс двигался вперед и не стоял на месте, необходимо привнести инновации в процесс обучения школьников. Одной из разновидностей социальных инноваций является педагогическая инновация.

Современная российская действительность диктует принципиально иное видение в развитии образовательной деятельности, т. к. модернизационные процессы привели к двоякому осмыслению полученных итоговых продуктов психолого-педагогической, учебно-воспитательной деятельности [2, с. 42].

Стоит отметить, что инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на духовные потребности самого человека, а также на социальные и политические преобразования, новые явления общественной жизни. Появление инновационных процессов указывает на рост потребностей общества в новом качестве жизни и образования. По этой причине характерной особенностью развития российской школы будет наличие инновационных процессов, устремление школьного педагогического коллектива преобразовать образовательное учреждение и педагогический процесс в целом. В образовательных учреждениях возникает проблема создания непрекращающейся системы развития профессиональной компетентности педагогов, включающая дифференцированную подготовку педагогов, внедрение разнообразных форм повышения профессиональной компетентности в соответствии с их уровнем подготовки и нуждами социума и самого учителя.

Инновации, происходящие в современной российской школе, зачастую остаются без особого внимания, потому что из-за небольшого количества обучающихся получается низкая валидность результатов, недостаточная остепененность педагогического состава, большое количество статистической и документальной работы не позволяют педагогам-новаторам в полной мере осуществлять инновационную деятельности [1, с. 68].

Все новшества в системе образования происходят в структурах и образовательных процессах и необходимы для реализации целей и задач образования. Инновации в сфере образовательной деятельности в школе необходимы для улучшения качества образования и ее услуг [3].

Суть использования инновационных технологий на уроках в школе состоит в направлении учебного процесса на вероятные возможности самого человека и их реализацию.

Технологические инновации оказывают значительное влияние на образовательные системы всех уровней. Онлайн-курсы, учебные пособия, образовательные программы, инструменты социальных сетей и другие новые технологии разрушают традиционную классную среду. Понимание влияния технологических инноваций на учащихся, учителей и школы имеет решающее значение для разработки стратегий и методов управления и использования технологий в образовании.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач. Основная цель внедрения инновационных компьютерных технологий в школы — изменить способ сбора, доступа, анализа, представления и передачи информации учителями и учениками. Это может сделать информацию в классах более демократичной, а также помочь дифференцировать обучение, особенно для учащихся с особыми потребностями.

Теория инноваций в образовании — новая область научно-педагогических знаний; это парадигма неразрывного единства и взаимосвязи трех основных педагогических процессов в сфере образования: создания новшеств, их усвоения и применения. Другими словами, предметом теории инноваций являются исследования интеграции разработки, освоения и интеграции новинок [5, с. 49].

Раскрывая понятие инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо дать определение данному определению. Так, мы рассматриваем инновации в сфере образования как процесс, в котором происходят качественные изменения в связи с нуждами общества. Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта инновационных процессов в образовании:

  1. Социально-экономическом;
  2. Психологическом;
  3. Организационно-нормативном.

Данные аспекты помогают определить общий климат и условия, которые помогают или препятствуют инновационному процессу. Инновационный процесс сознательно регулируется человеком, он не может возникнуть спонтанно.

Существует две основные проблемы педагогики, а именно:

  1. Проблема в изучении, обобщении и распространении инновационного педагогического знания;
  2. Проблема введения инноваций в процесс обучения.

Хотелось бы сказать, что все инновационные технологии разрабатываются и применяются именно педагогами и организациями образования и науки.

В связи с вышеизложенным, главной закономерностью проектирования инноваций в сфере образования будет понимание того, что чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Значит, сам предмет инновационного процесса, его содержание и механизмы должны находиться в зависимых между собой процессах, т. е. в результате применения данных инноваций они должны показать, что будут оказывать благотворное воздействие на школьников. Данные характеристики помогают подчеркнуть факт существенности преподавательской деятельности по изучению, созданию, использованию различных педагогических инноваций. Должность педагога многообразна в своем проявлении, он может быть и автором инноваций, исследователем, а также пользователем инновационных методик [4, с. 127].

Подводя итоги, следует отметить, что педагогические инновации являются фактором и инструментом развития образования. Инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на потребности участников процесса и сформированные к моменту внедрения возможности. Проявление инновационных процессов определяет динамику развития образовательных средств. При этом важно понимать, что каждая инновация должна оцениваться по степени эффективности реализации.

Инновационный процесс проходит три основных фазы, а именно:

  1. Развитие самой идеи;
  2. Работа над идеей и способах ее применения;
  3. Внедрение данного нововведения в педагогическую практику.

В связи с вышеперечисленным, инновационный процесс подразумевает под собой процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этих изменений в социально-педагогической среде.

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высшая школа, 1991.207 с.
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001. 192 с.
  3. Лаздина Т. И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Лаздина Т. И.// Начальная школа плюс до и после. -2006- № 2
  4. Мартиросян, Б. П. Оценка инновационной деятельности школы / Б. П. Мартиросян. — М., 2003, 324 с.
  5. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М., 2007. 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, процесс, инновация, образовательная деятельность, сфера образования, образование, инновационная деятельность, образовательное учреждение, педагогический процесс, самый человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Наряду с традиционными методами педагогики в последнее время выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения.

Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Понимая, что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться в школе.

Наша школа имеет возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Учителя школы стараются работать в инновационном режиме, применяют информационно-коммуникационных технологии, работают с одаренными детьми.

Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Учебный процесс учителя строят так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главная цель работы школы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе, создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения инновационных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения современных педагогических технологий в школе.

Современные образовательные технологии, использованные учителями на уроках:

Информационно- коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Все активнее применяют учителя школы на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, уроки становятся более интересными, познавательными. Учителя и учащиеся умело отбирают информацию по своему предмету, используя дополнительные Интернет ресурсы, что способствует строить процесс общения на уроке более эффективно. ИКТ применяется на уроках всеми учителями школы. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

Личностно- ориентированное обучение. Применяется учителями на уроках русского языка, литературы (Гордиенко В.И.), биологии и географии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языка (Бексултанов А.С., Жуманазаров Т.Б.), математики (Уркумбаева Г.М., Марущак Е.А.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), истории (Баянова И.А.), физкультуры (Байер В.Н.). Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям учащихся, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим школьника. Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Результатом данной технологии является создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, школе. Здоровьесберегающие технологии применяются учителями школы на всех уроках, это утренние зарядки, физминутки, подвижные игры на переменах (КПП, начальные классы).

Технология критического мышления через чтение и письмо. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочнность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Применяется на уроках русского языка и литературы (Семенкевич В.А., Шварцкоп В.Ю.), химии (Боксбергер И.В.), истории (Баянова И.А.), в начальных классах (Громада Л.П., Чайка М.В., Савченко Л.В.)

Блочно – модульная технология. Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащегося. При организации блочно-модульн6ого обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельного вида деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Эта технология применяется учителями на уроках русского языка (Гордиенко В.И.), биологии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языков (Бексултанов А.С., Альжанова Р.С.), физики (Абенова А.А.).

Игровые технологии. Игровые технологии применяют на уроках для повышения интереса к предмету, для концентрации внимания учащихся на уроке. Игры применимы на всех этапах урока. Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть ярко оформлена, с понятными и достижимыми целями. Детей привлекает все необычное и красивое. В основном игры проходят в форме уроков-соревнований, уроков-путешествий. На таких уроках успешно решаются учебные задачи, обобщаются и интегрируются изучаемые понятия темы, осуществляется контроль знаний и умений, но при этом внимание школьников сосредоточено, в первую очередь на игровом поле. Таким образом, повысив эмоциональное восприятие учебного материала, предотвращаются физическая и умственная перегрузки. Игровые технологии применяются учителями на всех уроках, в классах предшкольной подготовки, начальном звене.

В школе наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий не только на уроках по предметам, но и в обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников, это позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, школы в целом.

Развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы. Можно проследить динамику роста качества знаний за три года:

5 инноваций для педагога

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.







-Что у них общего? Чем они отличаются?
-Какую фигуру можно назвать окружностью? Почему?
-Давайте выясним, почему 1-ую фигуру мы не можем назвать окружностью.
Сейчас выйдет группа экспериментаторов из 7 человек и встанет в круг.



Что мы построили: круг или окружность?
-Каждый из вас – точка в этой окружности. Я встану в середину и буду центром окружности.
Слушаем внимательно вопрос: от какой точки окружности центр будет дальше всего (ближе всего)?
-На каком же расстоянии находятся все точки окружности от центра?
-Давайте еще раз проверим это. Я приготовила ленточку. С ее помощью можно проследить длину расстояния от центра до точек окружности. Я буду держать ленточку за один конец, а вы другой конец будете передавать друг другу и следить за длиной ленточки.
-Сделайте вывод: изменялась ли длина ленточки?
-Расстояние между какими точками мы измеряли? Менялось ли это расстояние?
Какой вывод мы должны сделать?
Вывод: все точки окружности равноудалены от центра.
-Это и есть свойство окружности.
Так что же такое окружность? (использование слайдов презентации)
3 этап эксперимента: радиус и диаметр


Читайте также: