Что является основой любого проекта ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда вы сталкиваетесь с созданием проекта (неважно MVP это инновационной идеи или уже будущий highload сервис, который вам поручило реализовать руководство), он всегда будет проходить через ключевые точки. От того как вы расставите приоритетность этих точек, как подготовитесь к ним и как зафиксируете результат — будет зависеть успех проекта.

Для начала немного теории. Что же такое проект?

Это выполнение уникальной работы. У вас есть начало и конец + некий путь между этими двумя точками. Этот путь вы представляете себе как прямую линию (или почти прямую линию), из точки А в точку Б, где вы и должны получить результат, по которому измеряется успешность вашего проекта.

Хотим отметить, что регулярные (рутинные) процессы, которые вы ежедневно выполняете — не равны проектной деятельности. Проектные и процессные задачи не должны перемешиваться между собой. Проектные задачи должны регламентироваться отдельными правилами и нормами в вашей компании или команде.

Итак, чем мы можем управлять в проекте:

Мы любим сравнивать IT проект со строительством. Так понятнее становятся многие вещи для Заказчика (ведь они превращаются в осязаемые процессы).

Давайте представим себе конструирование загородного дома. Его проектирование можно оптимизировать, выполнив адекватное планирование. Если создавать все в неверном (пусть даже местами) порядке — трудно будет создавать, тестировать и отлаживать процесс постройки (идея, проект, закупка материалов, закладка фундамента, возведение стен и т.д).

Очень часто причиной закрытия так и не вышедшего в свет проекта — является нехватка бюджета. Большая часть этой нехватки — связана с неверным планированием в начале пути.

Тщательное планирование необходимо.

“Вы можете спланировать основные структурные компоненты и позднее решать, чем покрыть пол, в какой цвет покрасить стены, какой использовать кровельный материал и т. д. Хорошо спланированный проект открывает больше возможностей для изменения решения на более поздних этапах работы.” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный код”)

Разные проекты (CRM, ERP, e-commerce, агрегаторы объявлений и т.д.) — требуют разного подхода в планировании. Существуют классические и гибкие методологии (постепенность процессов против коротких повторяющихся итераций) для управления проектами. Все методологии помогают нам расставить приоритеты и минимизировать потери на проекте, но не дают “серебрянной пули”.

Невозможно реализовать проект быстро, дешево, с максимально возможной функциональностью, без рисков для вас и с наивысшим качеством. Так или иначе, все аспекты придут в баланс и будут друг другу соответствовать.

Любой проект проходит через фазы развития. Каждую из них можно пройти циклично по несколько раз, перед тем как переходить к следующей.

Какие фазы проекта вас ожидают?

  • Первая и самая начальная фаза, это зафиксировать для себя требования . Описать проект: его историю (описать как он возник), изменение бизнес-среды (может быть связано с экономикой, конкуренцией и т.д.), какой путь развития выбран для проекта и пояснить причину выбора. Определить конкретные результаты и выгоды, которые будут достигнуты.
  • Планирование бюджетов и сроков . Обязательно установите временные рамки, в которые ожидается достижение целей. Желательно зафиксировать бюджет на риски, взять от максимальной планки около 30% (пусть это и будет запас на “Черный День”). Зарезервировать ресурсы (не только финансовые, но и временные, а также, необходимые специалисты — тоже являются ресурсами) для рисков, которые могут повлиять на проект. Если рисков слишком много, то необходимо переосмыслить задачу в голове.
  • Содержание проекта. Представляете себе финальную точку и начинаете декомпозицию работ (это всегда должен быть актуальный и регулярно обновляющийся документ) или иерархическая структура работ (выписать все шаги по проекту, объединив в блоки).
  • Этапы работы над проектом. Подходы к разработке зависят от предварительного понимания всех требований к системе, если на этапе проектирования возможно определить около 80% требований, то процесс будет более последовательным (скорее всего, это будут проекты, с уже отработанным бизнес-процессом, перенесение проекта на новые технологии, либо системы, которые влияют на здоровье/жизнь людей).

Если на предварительном этапе выработки требований к проекту, можно описать только малую часть, то рекомендуется придерживаться более гибких методологий разработки и управлять проектом фрагментарно, определив на старте минимальные жизненно важные требования к проекту. Дополнительные требования добавляются по мере развития проекта.

Определить критический путь проекта. Есть те работы, которые идут параллельно или идут последовательно и их невозможно сделать, не выполнив предыдущую задачу.

  • Управление рисками . Рисковое событие — это все факторы, влияющие на ход развития проекта. Произведите взвешивание по категориям: вероятность — случится это событие или нет, и влияние событий — низкое / высокое. Зарезервируйте ресурсы для рисков. Если рисков слишком много, то необходимо переосмыслить весь проект.

Определите и зафиксируйте антирисковые мероприятия.

  • Зафиксируйте, что входит в проект и что выходит за его границы . Если вы меняете содержание — меняются сроки и бюджет. Нельзя внезапно захотеть делать вещи, которые изначально не предполагались.
    “Помните о бизнес-модели проекта. Многие проблемы с требованиями исчезают при воспоминании о коммерческих предпосылках проекта. Требования, которые сначала казались прекрасными идеями, могут оказаться ужасными, когда вы оцените затраты” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный код”)
  • Зафиксируйте план управления вехами (события) — ориентиры, чтобы понять прибыли ли вы в точку, которая отражает необходимый результат или ещё нет. Веха — это результат события, но никак не процесс. Будьте внимательны! Перечислите и кратко опишите важные достижения проекта, которые будут служить основными контрольными точками оценки хода выполнения проекта и его стоимости. Как правило, это точки, в которых выполнение какого-либо действия или группы действий приводит к тому, что проект достигает вехи, производя очень заметный или значительный результат.

Совет:
Обращайтесь за помощью к специалистам из финансовой, юридической, экономической, технической сферы, чтобы верно спланировать проект и не столкнуться в середине пути с тем, что нужно было решить вначале. Рекомендуем обращаться к потенциальным подрядчикам, т.к. это поможет определиться с выбором подрядчика и включиться им в работу.

“Внимание к требованиям помогает свести к минимуму изменения системы после начала разработки. Обнаружив при кодировании ошибку в коде, вы измените несколько строк, и работа продолжится. Если же во время кодирования вы найдете ошибку в требованиях , придется изменить проект программы, чтобы он соответствовал измененным требованиям. Возможно, при этом придется отказаться от части старого проекта, а поскольку в соответствии с ней уже написан некоторый код, на реализацию нового проекта уйдет больше времени, чем могло бы. Вы также должны будете отказаться от кода и тестов, на которые повлияло изменение требований, и написать их заново. Даже код, оставшийся нетронутым, нужно будет заново протестировать для гарантии того, что изменение не привело к появлению новых ошибок” (Цитата С. Макконнелл “Совершенный Код”)

  • Интеграция или внедрение проекта . Определите сферы деятельности, на которые влияют в течение всего срока действия или завершение проекта, и укажите, как они влияют. Например, если проект является проектом разработки приложений, некоторым организациям может потребоваться выполнять процессы вручную, пока не будет внедрен новый автоматизированный процесс.
  • Распределение ролей и зон ответственности между всеми участниками проекта. Помните, что вся ответственность за успешность или (тьфутьфутьфу) не успешность проекта — лежит на основателе.

Функциональные области в проекте это сроки, бюджет (стоимость), задачи (качество их выполнения), риски, выгоды, команда, интеграция (объединение всех областей). Всё нужно описать еще на старте и дальше переходить к выполнению этапов проекта.

Какие же это будут этапы?

  • Бюджетирование проекта. От чего зависит стоимость разработки?
  • Техническое задание. Как правильно составлять?
  • Проектирование и прототипирование проекта. Как правильно собрать данные и спроектировать понятный интерфейс с минимальным количеством переделок/доработок.
  • Реализация проекта (как двигаться из точки А в точку Б). Первый релиз (альфа/бета/полноценный запуск)
  • Поддержка проекта. Что входит и сколько это должно стоить ?

Заказчик отвечает за грамотную постановку цели, а Исполнители - помогает в достижении этой цели, делиться своим опытом. Грамотное управление и планирование приведет проект к поставленной цели (но помните, что есть еще внешние факторы и держите “руку на пульсе”).

Для полной картины стоит рассмотреть обязательные составляющие проекта:

· Пояснение актуальности проблемы

· Цели и задачи проекта

· Критерии оценки эффективности

Титульный лист.Оформляется на отдельном листе. Может включать в себя: название проекта, сроки начала и конца проекта, список рабочей группы (ФИО + контактная информация), полная общая стоимость проекта, география проекта.

Пояснение актуальность проблемы.Любой проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы. Необходимо учитывать реальные личные возможности и возможности организации при определении проблемы, а также ее актуальность для молодежи и общества в целом. Пред разработкой проекта всегда полезно провести небольшой опрос, действительно ли эта проблема является острой для других людей (т. е. нужно ли это будет кому – то кроме вас).

Цели и задачи.Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель проекта – полное или частичное решение поставленной проблемы. Задачи проекта – это шаги к достижению Цели. Задачи должны быть четко сформулированы и выстроены в логической и временной последовательности их решения. Проект может иметь несколько Целей, в таком случае необходимо будет разработать отдельный спектр задач для каждой из поставленных целей.

Механизмы реализации.В этом пункте необходимо четкое описание конкретных действий в рамках КАЖДОГО шага проекта. Механизмы реализации могут зависеть от масштаба проекта, возможностей организации, бюджета и других ресурсов.

Календарный план реализации проекта.Неспособность уложиться в сроки становится серьезной проблемой перед многими на пути реализации проекта. Но в большинстве случаев это связано с халатным отношением к срокам у самих людей. Ключом к успешному проекту является грамотное планирование. Зачастую планирование проектов игнорируется, и работа начинается как можно быстрее. А между тем грамотно спланированная работа экономит время, деньги и позволяет избежать многих проблем.

Бюджет проекта - план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Главная функция бюджета — отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Представляет собой самый важный документ. Он должен быть тщательно проработан.

После составления бюджета, необходимо обосновать статьи расходов. Это нужно как для вас, так и для ваших спонсоров.

По завершению проекта вам необходимо будет представить отчет о проделанной работе. Форма отчета может быть практически любой: это может быть официальный документ, а может быть и один из вариантов выходов проекта: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, выставка, журнал, законопроект, система школьного самоуправления, и многое другое.

Когда проект закончен, отчет прочитан и проблема решена, то следующим очень важным этапом является анализ.

Критерии оценки эффективности:

· Понравилось ли целевой аудитории?

· Следующий проект будут лучше, потому что…

· Планы на будущее

Анализ – очень важный этап проекта, но не заключительный. Остается еще один: по завершению анализа в силу вступит уже известное вам последействие, т.е. внедрение в работу предложений по улучшению ведения, организации, планирования, реализации проекта. И вот этот этап может длиться вплоть до конца следующего проекта.




Для полной картины стоит рассмотреть обязательные составляющие проекта:

· Пояснение актуальности проблемы

· Цели и задачи проекта

· Критерии оценки эффективности

Титульный лист.Оформляется на отдельном листе. Может включать в себя: название проекта, сроки начала и конца проекта, список рабочей группы (ФИО + контактная информация), полная общая стоимость проекта, география проекта.

Пояснение актуальность проблемы.Любой проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы. Необходимо учитывать реальные личные возможности и возможности организации при определении проблемы, а также ее актуальность для молодежи и общества в целом. Пред разработкой проекта всегда полезно провести небольшой опрос, действительно ли эта проблема является острой для других людей (т. е. нужно ли это будет кому – то кроме вас).

Цели и задачи.Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель проекта – полное или частичное решение поставленной проблемы. Задачи проекта – это шаги к достижению Цели. Задачи должны быть четко сформулированы и выстроены в логической и временной последовательности их решения. Проект может иметь несколько Целей, в таком случае необходимо будет разработать отдельный спектр задач для каждой из поставленных целей.

Механизмы реализации.В этом пункте необходимо четкое описание конкретных действий в рамках КАЖДОГО шага проекта. Механизмы реализации могут зависеть от масштаба проекта, возможностей организации, бюджета и других ресурсов.

Календарный план реализации проекта.Неспособность уложиться в сроки становится серьезной проблемой перед многими на пути реализации проекта. Но в большинстве случаев это связано с халатным отношением к срокам у самих людей. Ключом к успешному проекту является грамотное планирование. Зачастую планирование проектов игнорируется, и работа начинается как можно быстрее. А между тем грамотно спланированная работа экономит время, деньги и позволяет избежать многих проблем.

Бюджет проекта - план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Главная функция бюджета — отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Представляет собой самый важный документ. Он должен быть тщательно проработан.

После составления бюджета, необходимо обосновать статьи расходов. Это нужно как для вас, так и для ваших спонсоров.

По завершению проекта вам необходимо будет представить отчет о проделанной работе. Форма отчета может быть практически любой: это может быть официальный документ, а может быть и один из вариантов выходов проекта: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, выставка, журнал, законопроект, система школьного самоуправления, и многое другое.

Когда проект закончен, отчет прочитан и проблема решена, то следующим очень важным этапом является анализ.

Критерии оценки эффективности:

· Понравилось ли целевой аудитории?

· Следующий проект будут лучше, потому что…

· Планы на будущее

Анализ – очень важный этап проекта, но не заключительный. Остается еще один: по завершению анализа в силу вступит уже известное вам последействие, т.е. внедрение в работу предложений по улучшению ведения, организации, планирования, реализации проекта. И вот этот этап может длиться вплоть до конца следующего проекта.

Проектная работа состоит из различных разделов, часть из них является обязательными при выполнении работы и без их включения проект не будет принят (например, Содержание, Введение, Теоретическая и Практическая главы, Заключение, Список литературы), часть разделов является необязательными (например, Глоссарий, Аннотация, Приложения и т.д.), но они способствуют раскрытию темы, а также облегчают восприятие информации, при этом часть разделов проектной работы не могут быть использованы при написании проекта совместно (Аннотация, Паспорт, Пояснительная записка), рассмотрим подробно структуру проектной работы и что должен включать каждый из разделов.

Обязательные разделы проектной работы

Рассмотрим, из каких разделов должна состоять стандартная проектная работа для школ и колледжей.

Титульный лист проектной работы

Титульный лист проектной работы

Содержание проектной работы

Содержание проектной работы

Введение проектной работы

Введение проектной работы

Стандартная структура введения включает следующие блоки:

  • Актуальность темы исследования.
  • Цель работы.
  • Задачи.
  • Объект исследования.
  • Предмет исследования.
  • Гипотеза.
  • Основные источники получения информации.
  • Практическая значимость работы.
  • Методы исследования.
  • Структура работы.

Кроме вышеперечисленных блоков, во введении может быть указана проблема исследования, теоретическая значимость.

Основная часть проектной работы

Основная часть проектной работы

Заключение проектной работы

Заключение проектной работы

Список литературы использованной при написании проектной работы

Список использованной литературы проектной работы

Дополнительные разделы проектной работы

Кроме вышеперечисленных разделов, в некоторых проектных работах требуется включение дополнительных разделов:

Паспорт проектной работы, аннотация и пояснительная записка являются взаимозаменяемыми разделами, ведь каждый из них кратко описывает проектную работу, поэтому не следует подготавливать каждый из них, следует подготавливать лишь тот который заявлен в положении или в требованиях, представленных руководителем.

Дополнительные материалы к проектной работе

Помимо подготовки самой проектной работы для её защиты могут потребоваться следующие документы:


Независимо от размера проекта движение по этапам одинаково. Он инициируется или начинается с устава, который определяет управляющего и описывает важность всей предстоящей деятельности.

Что же происходит на самом деле при разработке любого бизнес-проекта? Разберемся подробнее.

Основные этапы

Как только проект был инициирован, переходят к этапу планирования. Здесь основные и рабочие группы определяют необходимую работу, которая должна быть выполнена для достижения масштаба деятельности, и разрабатывают сметы и оценки времени, затрат, ресурсов и рисков.

После фазы планирования работа начинается и происходит в определенном порядке, необходимом для перехода от предшествующей деятельности к последующей. Зависимости проекта играют важную роль на этом этапе.


В то время как выполнение продолжается, менеджер и члены команды следят, отчитываются и контролируют весь проект с акцентом на критических действиях пути. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будет завершена фаза выполнения и проект не будет доставлен заказчику.

Заключительный этап, закрытие проекта, включает в себя завершение работы, оценку извлеченных уроков и перерыв команды, чтобы участники могли перейти к своей следующей инициативе.

Для гибких или итеративных проектов планирование и выполнение осуществляются в короткие периоды времени или с ускорением, причем этапы повторяются до тех пор, пока проект не будет завершен, а клиент удовлетворен.


Инициирование проекта

Надежная инициация проекта не только подготовит его к успеху, но и заложит основу для всех будущих этапов. Во время инициации вы получите назначение членов проектной команды, ознакомите их с общими целями проекта и зададите клиенту или владельцу как можно больше вопросов, чтобы вы могли эффективно планировать дальнейшую деятельность. Это также прекрасное время для создания командного энтузиазма по поводу проекта и сбора любых последних подробностей, которые могут повлиять на планирование. Дополнительные шаги включают в себя:

  • Анализ заинтересованных сторон.
  • Назначение исполнительного спонсора.
  • Разработка уставных документов и коммуникация.
  • Официальная стартовая встреча.

Планирование

Начав проект и собрав всю необходимую информацию, вы приступите к планированию. Этот этап зависит от размера вашего проекта, объема информации, которую вы должны организовать, и размера вашей команды. Результатом планирования должен быть четкий план или график, из которого каждый будет следовать своим назначенным задачам. Использование специальной программы, такой как Microsoft Project или Basecamp, чрезвычайно полезно. Если у вас нет доступа к одной из этих программ, выполните общий поиск в Интернете бесплатного программного обеспечения.


Хотя это не всегда необходимо. Использование Excel и Word для создания плана и передачи его команде одинаково эффективно.

Конкретные задачи на этапе планирования включают в себя:

  • Создание плана коммуникации для различных заинтересованных сторон.
  • Разработка подробной структуры работ.
  • Определение критического пути.
  • Распределение ресурсов по плану проекта и уточнение последовательности работ на основе зависимостей проекта и ограничений по ресурсам.
  • Разработка подробного графика. Оценка рисков и разработка плана определения приоритетов и смягчения рисков.

Выполнение проекта

Теперь, когда у вас есть четкий план проекта, команда может приступить к выполнению в соответствии со своими задачами. Это этап, когда все начинают делать свою работу. Вы захотите официально начать этап исполнения с личных встреч, чтобы у каждого было то, что ему нужно, чтобы начать выполнять свою часть проекта. Начало работы команды в правильном направлении является неотъемлемой частью успеха, поэтому четко сформулируйте график и план коммуникаций.


Мониторинг и контроль

Пока проект находится в стадии выполнения, вы начнете контролировать его, чтобы обеспечить его движение в соответствии с планом. Существует множество способов мониторинга и управления проектом. Эффективны случайные проверки с руководителями групп, организованные ежедневные собрания или более официальные еженедельные статусные совещания. Информация, которая поступает с этих встреч или каналов связи, расскажет об обратной связи и в конечном итоге о любом перепланировании и корректировках, которые необходимы для проекта.


Дополнительные важные действия на этом этапе включают в себя:

  • Придерживайтесь вашего заранее установленного плана коммуникации, чтобы обеспечить осведомленность заинтересованных сторон о статусе проекта.
  • Мониторинг рабочих групп и рабочих мероприятий на критическом пути.
  • Выявление возможностей для повышения производительности расписания за счет быстрого отслеживания или параллельного выполнения операций.
  • Анализ фактических и плановых затрат.
  • В некоторых случаях осуществляется расчет и отчетность о заработанной стоимости для плана проекта.
  • Мониторинг, снижение рисков и уточнение плана рисков по мере необходимости.

Закрытие проекта

После того как все детали и задачи вашего проекта будут завершены и утверждены клиентом или владельцем, вы можете, наконец, закрыть свой проект. Это так же важно, как и инициация, планирование и выполнение. Вы захотите документировать всю информацию из проекта и аккуратно организовать ее, чтобы вы могли вернуться к ней при необходимости. Это также хорошее время для проведения анализа, чтобы все члены команды могли подумать о том, что было сделано правильно или неправильно.

Читайте также: