Не богу ты служил и не россии анализ стихотворения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Главное в отношении поэта к России – вера в ее великую миссию: именно Великая Русь, по убеждению Федора Тютчева, сплотит все славянские народы и станет всеславянской державой.

Если мы обратимся к письмам, очеркам, статьям разного времени и перечитаем их, то увидим, насколько русским по своим взглядам и убеждениям был Федор Иванович, насколько волновала его судьба и репутация России, ее отношения с другими государствами и их отношение к России.

Вневременность стихотворения.

Широко известна эпиграмма, или маленькое злое стихотворение - несколько поэтических строк, приписываемых знаменитому нашему поэту Фёдору Ивановичу Тютчеву:

Не Богу ты служил, и не России,

Служил лишь суете своей

И все дела твои, и добрые, злые, -

Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

Не гул молвы прошёл в народе,

Весть родилась не в нашем роде -

То древний глас, то свыше глас:

«Четвёртый век уж на исходе, -

Свершится он - и грянет час!

И своды древние Софии,

В возобновлённой Византии,

Пади пред ним, о царь России, -

И встань, как всеславянский царь!

Нет, мера есть долготерпенью,

Бесстыдству также мера есть.

Клянусь его венчанной тенью,

Не всё же можно перенесть!

И как не грянет отовсюду

Один всеобщий клич тоски:

Прочь, прочь австрийского Иуду

От гробовой его доски!

Прочь с их предательским лобзаньем,

И весь апостольский их род

Будь заклеймён одним прозваньем:

Не так вёл себя только что провозглашённый император Николай Павлович. Он вовсе не сразу прибег к оружию. Несколько часов он пытался уговаривать мятежников разойтись, обещая полное прощение. Он выходил к народу и сам читал собравшимся людям манифест о вступлении на престол, вовсе не боясь, что его могут убить. А могли убить и запросто. Но уже тогда фигура нового царя внушала простым людям какое-то глубинное уважение. На него никто никогда не покушался. Это будет и во всё дальнейшее царствование Николая. Известно, что государь никогда не прятался от народа за тройными кордонами охранников, как это делают сейчас наши демократические правители. Императора Николая можно было видеть свободно разъезжающего в открытых санках, или коляске по Петербургу без всякой охраны. Он мог остановиться на улице и разговориться с любым простолюдином. Мог зайти в храм, на рынок, в госпиталь, он бывал даже в холерных госпиталях, не чураясь общения с заразными людьми, и одним этим он успокаивал впадающий в панику народ. Он мог общаться на равных с кем угодно, вовсе не возносясь перед простым человеком. И на него никогда не было никаких покушений, хотя врагов, конечно, у императора хватало. Но общее благожелательное отношение народа хранило его. Так уж не вёл себя после никогда ни один правитель России.

Федор Тютчев

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
№ 4 Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Ne bogu ty sluzhil i ne Rossii,
Sluzhil lish suyete svoyey,
I vse dela tvoi, i dobrye i zlye, —
Vse bylo lozh v tebe, vse prizraki pustye:
Ty byl ne tsar, a litsedey.

Yt ,jue ns cke;bk b yt Hjccbb,
Cke;bk kbim cetnt cdjtq,
B dct ltkf ndjb, b lj,hst b pkst, —
Dct ,skj kj;m d nt,t, dct ghbphfrb gecnst:
Ns ,sk yt wfhm, f kbwtltq/

Стихотворение "Умом Россию не понять" Тютчев написал 28 ноября 1866 г. Впервые опубликовано в 1868 г.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

  • И.С. Аксаков писал, что "любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели Тютчевым могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего издыхания". воспринимал революцию как "нравственный факт общественной совести, обличающий внутреннее настроение человеческого духа и оскудение веры в Западной Европе". В статье "Россия и революция", написанной в 1848 г., он сравнивал Россию с всплывающим над "громадным крушением Западных царств" "святым ковчегом".

Стихотворение "Умом Россию не понять" читает :

Вариации на тему "Умом Россию не понять" . Едва ли музыка тютчевского четверостишия кого-то оставила равнодушным. Это – одна из вершин русской поэзии. Но вот, музыка отзвучала, и появляются мысли. У некоторых в стихах:

Давно уже пора начать
Умом Россию понимать
И прекратить наивный бред –
России в этом только вред.
Ну, как же так, Россию-мать
Умом не вышли понимать!
Когда очнёмся мы от бреда,
Что наша участь – только вера?

Ничего привлекательного, а тем более, романтичного, в сочетании непонимания и веры нет. В одном из рассказов Бунин написал: "Из русского народа, как из дуба, выходит и икона, и дубина". Почти тысячу лет из него делали икону, а в 1917 г. оказалось, что получилась дубина. Ну, а про "особую стать" в "Дубинушке" сказано:

Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрёл за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Он затянет родную дубину.

Всё-таки надо понимать Россию, чтобы в очередной раз народ-богоносец не разочаровал верящих в него.

Над этой тёмною толпой

Стихотворение "Над этой тёмною толпой" написано 15 августа 1857 г. под впечатлением от поездки в окрестностях Овстуга. Тогда же Тютчев написал о судьбе крестьян в связи с предстоящей реформой 1861 г.: "Власть в России на деле безбожна, ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаёшь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол. Вот почему мне кажется неизбежным, что в продолжение первого времени, по крайней мере, истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечён во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий".

Над этой тёмною толпой
Непробуждённого народа
Взойдёшь ли ты когда, свобода,
Блеснёт ли луч твой золотой.
Блеснёт твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы.
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, –
Кто их излечит, кто прикроет.
Ты, риза чистая Христа.

Последнее четверостишие с надеждой в чудесное спасение – крик отчаяния. Потому и стоит многоточие.

Стихотворение читает Александр Кутепов:

Над этой тёмною толпой ►

Эти бедные селенья

Стихотворение "Эти бедные селенья" написано 13 августа 1855 г.

  • И.И. Панаев – издатель демократического "Современника" – летом 1857 г. писал либералу И.С. Тургеневу: "Не правда ли, это вещь, глубоко захватывающая за сердце? Вот такие стихотворения печатать приятно".
  • Священник Иоанн Филевский по поводу стихотворения написал: "Народ русский – это духовное олицетворение святости Христовой, смирения и страданий. Как умилительна и бессмертна эта тема и этот идеал христианской религиозности нашего великого народа в путях и опытах всечеловеческой радости и всеобщего успокоения".
  • Консерватор А.А. Фет сдержанно заметил: "Стихотворение 'Эти бедные селенья' нельзя назвать современным. Оно точно так же было бы современным за две тысячи лет, как, вероятно, и будет ещё на неопределенное время". Кстати, он купил в степи бедный хутор, который за семнадцать лет превратил в образцовое хозяйство.
  • Монархист А.К. Толстой, в 1869 г. написал ответ на "Эти бедные селенья", который заканчивался словами:

Мы беспечны, мы ленивы,
Всё у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы –
Этим нечего хвалиться!

Пророчество

Стихотворение "Пророчество" написано 1 марта 1850 г.

Не гул молвы прошёл в народе,
Весть родилась не в нашем роде –
То древний глас, то свыше глас:
"Четвёртый век уж на исходе, –
Свершится он – и грянет час!"

Стихотворение "Пророчество" впервые опубликовано в 1854 г. в мартовском выпуске "Современника". Незадолго до этого началась Крымская война: 4 октября 1853 г. России объявила войну Турция, а 15 марта 1854 г. – Великобритания и Франция.

Тютчев, считал православную Россию преемницей Византийской империи, а наступивший в 1853 г., 400-летний юбилей её падения, хорошим поводом для захвата Стамбула и водружения над мечетью ай-Софья православного креста. В связи с этим он призывал Николая I стать "всеславянским царем". Пророчество не оправдалось: Севастополь пал, и Россия на 15 лет была ограничена в правах на действия в Чёрном море. Раздражённый прорицатель написал на Николая I эпиграмму "Не богу ты служил и не России".

Не богу ты служил и не России

Стихотворение "Не богу ты служил и не России" , написанное в 1855 г., является эпиграммой на Николая I. Впервые опубликовано в журнале "Былое" в 1922 г. Долгое время существование эпиграммы поддерживалось только семейной традицией. Пока внуки поэта не нашли альбома своей тётки, Марии Фёдоровны Бирилёвой. Автограф найти не удалось. Эрнестина Тютчева "весьма смущалась самим фактом существования такого документа". Возможно, его уничтожили.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Единого мнения, что послужило поводом для написания эпиграммы нет:

  • Г.И. Чулков считает, что стих "Не богу ты служил и не России" – эпиграмма-эпитафия Николаю I, умершему 18 февраля 1855 г.
  • К.В. Пигарев, уверен, что эпиграмма – реакция на падение Севастополя в августе 1855 г., которое показало несостоятельность политики Николая I.

А начиналось с верноподданнического "Пророчества".

Напрасный труд

По словам И.С. Аксакова, "ничто не раздражало" Тютчева "в такой мере, как скудость национального понимания в высших сферах, правительственных и общественных, как высокомерное, невежественное пренебрежение к правам и интересам русской народности. Его ирония, обыкновенно необидная, становилась едкою; он сыпал сарказмами".

Напрасный труд – нет, их не вразумишь.
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

М.П. Погодин стихотворение "Напрасный труд" назвал "меткой эпиграммой для наших самозванцев прогрессистов".

Славянам

Стихотворение "Славянам" написано 11-16 мая 1867 г. У стихотворения эпиграф – Man muss die Slaven an die Mauer drucken – "Славян должно прижать к стене" (нем.).

Да, стенка есть – стена большая, –
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла.

Так пусть же бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К её бойницам и затворам, –
Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их, –
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнёт она своих.

Стихотворение "Славянам" Тютчев написал "на случай" и называл "довольно ничтожными стихами". Поводом был приезд в Москву в 1867 г. делегации славян из Австро-Венгрии. Эпиграфом взяты слова австрийского министра иностранных дел гр. Фридриха Фердинанда фон-Бейста (1809-1886), который проводил политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии.

Тютчев считал, что "немецкий гнёт. истекает из той мысли, что преобладание немца над славянином – право естественное. Отсюда неразрешимое недоразумение и вечная ненависть". И ещё:

  • "Австрия – по существу своему – есть и не может не быть федеративным государством. самое её существование немыслимо вне этого условия. Мы нисколько не обязаны признавать Австрию исключительно немецкою или мадьярскою державою, – для нас она, по преимуществу, славянская, и желанием, чтобы славянскому большинству принадлежала подобающая ему в судьбах Австрии доля влияния, мы свидетельствуем о желании установить и упрочить с этою державою самые дружественные отношения".
  • "Можно с уверенностью сказать, что, когда настанет день великой битвы, Россия не предаст Прагу".

Кстати, о Праге. В 1918 г. образовалась Чехословацкая Республика. В 1990 г., освободившись от "коммунистического ига", она стала Чехословацкой Федеративной Республикой. Процесс "освобождения" на этом не закончился. Тут же возник спор, писать название республики слитно – Чехословакия, или через дефис – Чехо-Словакия. В результате с 29 марта 1990 г. официальным названием стало "Чешская и Словацкая Федеративная Республика" (ЧСФР). Однако стремление посткоммунистических элит к абсолютной свободе привело 1 января 1993 к распаду государства на Чехию и Словакию.

История вынесла приговор идее славянофилов объединить славян, в том числе и западных, под эгидой православной России.

Да, вы сдержали ваше слово

Стихотворение "Да, вы сдержали ваше слово" написано в ноябре - начале декабря 1870 г. Обращено к князю А.М. Горчакову.

И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.

3 ноября 1870 г. была обнародована декларация государственного канцлера князя А.М. Горчакова о расторжении 14-й статьи Парижского мирного договора 1856 г., ограничивавшей права России на Чёрном море. Декларация вызвала резкое недовольство Англии, Австро-Венгрии, Пруссии, Франции и Италии. Однако Горчаков выбрал для её опубликования момент, когда Франция была разгромлена Пруссией, но мир между ними ещё не был заключен, и Пруссия была заинтересована в нейтралитете России. Поэтому попытка Англии образовать коалицию против России не удалась.

Чёрное море

Стихотворение "Чёрное море" написано в начале марта 1871 г.

Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя;
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово;
То слово – русского царя.

И всё, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой,
Так нагло, так самоуправно,
Пред честностью его державной
Всё рушилось само собой.

Опять зовёт и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В своё сочувственное лоно,
Отдашь ты нам – и без урона –
Бессмертный черноморский флот.

Тема Чёрного моря затронута также в стихотворении "Да, вы сдержали ваше слово".

Читайте также: