Нужна ли по вашему мнению цензура в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разумеется, цензура не является необходимым условием развития литературы. Для развития литературы, как бы это неожидано не прозвучало, нужна сильная экономика и большая империя.

Много денег и людей – вот что нужно писателям. Во времена расцвета Российской Империи появились наши звезды – Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов и т. д. Почему они появились? Потому что аудитория, которая их читала – была относительно большой по тем временам. К тому же у правящего класса России и самого государство было много денег. Россия могла влиять на остальной мир. Поэтому ее литературой интересовались.

Аналогично с литературой Великобритании, Франции, Германии и США. Чти книги и фильмы и в последнее время читаем и смотрим? Правильно – гегемона мира США. Также последнее время просыпаются китайские писатели. Все потому, что Китай по ВВП обогнал США.

Великую литературу и культуру в целом миру дал Советский Союз. Вспомним хотя бы Шолохова или Шукшина. Советский Союз был красной империей. Он владел половиной мира.

Так что цензура тут вообще ни при чем. Решающее значение имеет могущество государства, где живет писатель.

Рассчитываю, что мой ответ был вам полезен. Я ведь, как мне кажется, изложила всю суть. Если же вы со мной не согласны и хотите высказать свою точку зрения, оставляйте комменты под ответом!

И снова чужие блоги натолкнули меня на мысль. Вернее один-единственый комментарий (так обычно и бывает, высказывается много кто, ты впитываешь все эти идеи, перевариваешь, рассуждаешь и вдруг один из многих заставляет тебя остановится в размышлениях на чем-то конкретном).

Поднятая многими тема насилия в литературе вызвала массовые обсуждения, высказывания в защиту и против. Мне же запомнилось ярче всего предложение запретить писать об этом(разумеется, это был сарказм). Однако, любая идея имеет своих сторонников и тех, кто способен превратить её в законы и порядки.

Мы сейчас живем в свободном обществе и каждый пишет то, что хочет. Каждый может читать то, что хочет. Каждый может думать так, как хочет. С одной стороны, свобода - это хорошо. А с другой, не ведет ли такая свобода к деградации личности? Ведь вместо Толстого(к примеру) начинают читать дешевые любовные романы, в них обнаруживают разные непристойные сцены, увлекаются и вместо образованного человека мы получаем развратного слюнопускателя. Литература - это неофициальный воспитатель. Тот, который вкладывает в головы мысли не из-под палки, не навязчиво, а как бы незвначай, играючи. Ты просто читаешь и впитываешь в себя знания, мысли, понимание хорошего и плохого.

Так нужна ли в литературе жесткая цензура? Кто-то считает, что сцены насилия в любовных романах - это зло. Я в какой-то мере согласна с этим. Но вдобавок внесла бы в список запрещенной литературы и книги о гомосексуализме(это моё личное мнение). Кто-то другой согласится и с одним, и с другим, и добавит еще и книги о войне (там же тоже жестокость). А третий скажет "да вы с ума сошли, все три идеи имеют право на существование".

Как быть и что делать? Нужно ли запрещать что-то и кто должен отвечать за эти запреты(нужна ведь адекватная оценка запрета) или же любая писанина имеет право быть написанной, выложенной и прочитанной?

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Цензура_2

История цензуры уходит корнями в далёкое прошлое. Ещё Платон в Афинах ратовал за изгнание поэтов как возмутителей спокойствия, смущающих общественные нравы.
Аристотель тоже выступал за цензуру. Он считал, что искусство не безразлично к морали, политике, к вопросу воспитания личности, поэтому при использовании искусства в качестве средства воспитания, необходимо соблюдать строгий контроль за художественной деятельностью.
Древнеримский поэт Овидий был выслан из Рима в далёкую провинцию из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике.

Цензура была официально ликвидирована в Англии в 1794 году, во Франции – в 1830. Первые судебные процессы в Англии против издателей были связаны с публикациями не порнографической литературы, а социальной прозы французских писателей Золя, Флобера, Бурже и Мопассана. Видный британский издатель Генри Визеттели был дважды предан суду за публикацию английского перевода романа Эмиля Золя и в семидесятилетнем возрасте отправлен в тюрьму.

В начале 1930-х годов цензурой были запрещены упоминания о голоде в СССР, о стихийных бедствиях и даже о плохой погоде. Цензурному запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них.

После ареста Лаврентия Берии в 1954 году каждый подписчик БСЭ получил по почте от редакции рекомендацию вырезать портрет и биографическую статью о враге народа и приклеить вместо неё „Берингов пролив“.

Цензура вырезано

Постепенно возникла "самоцензура" – когда авторы и редакторы сами подстраивались под цензурные ограничения. "Самоцензура" превратила, по оценке А.И.Солженицына, официально существовавшую литературу в "ненастоящую".

А вот Иосиф Бродский считал, что преодоление цензурных рогаток стимулировало его творчество и развивало талант.

Каждая моя научная публикация (тезисы или статья) вначале проходила экспертизу в институте, а потом отправлялась в Главлит, где цензоры решали, нет ли в тексте разглашения государственной тайны или какого-либо инакомыслия.

Цензура не болтай

В середине 90-х один известный писатель жаловался мне на свою невостребованность. При СССР, КГБ поручал ему читать произведения и рукописи на предмет выявления антисоветских настроений. Сегодня этот автор снова при делах…

Сейчас цензура в России официально запрещена. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 г., включая Статью 10, закрепляющую свободу слова.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается.

Цензурой в средствах массовой информации считается требование со стороны власти или общественных объединений предварительного согласования материала. Запрет на публикацию также квалифицируется как цензура.

Сейчас функции цензора фактически лежат на главном редакторе, поскольку именно он принимает решение о публикации произведения. Поэтому редактор должен проверить произведение автора на предмет отсутствия в нём призывов к свержению государственного конституционного строя, подстрекательства к терроризму, оскорбления чувств верующих, пропаганду наркотиков и гомосексуализма, порнографию, возбуждения ненависти по признаку национальности, и много другого.

Экстремизм – не шутка.
Даже виртуальный!
С ним легко попасть на дно –
Срок дадут реальный.
УК РФ ст.282,280.
(рекламный плакат в вагоне метро).

Я принципиально отказываюсь вступать в какой бы то ни было союз писателей (хотя мне предлагали). Это уже не модно. Да и привилегий никаких, как раньше.

Сегодня писателями стали все, или почти все. Книги пишут футболисты, стилисты, певцы, политики, журналисты, депутаты, адвокаты, – в общем, все кому не лень. Написать и издать книгу не может только ленивый. Писатель – это уже не профессия, и не призвание, а всего-навсего хобби.

В правительстве рассматривается три альтернативы: либо зарегистрировать на бирже труда как безработных, либо присвоить статус индивидуальных предпринимателей, либо привлекать к административной (и даже уголовной) ответственности.
Есть ещё вариант: вернуться к советской системе, когда члены Союза писателей имели трудовую книжку и считались трудоустроенными.
Но сейчас таких союзов писателей развелось несметное количество. И какой из них считать действительным – не понятно.
Вряд ли власти захотят встревать в писательские разборки: кого считать настоящим писателем, а кого графоманом и тунеядцем.

Иосифа Бродского в своё время осудили как тунеядца и выслали из страны. А когда он получил Нобелевскую премию, власти покаялись, сняли с него обвинение в тунеядстве и приглашали вернуться.
Близкий друг Иосифа Бродского Яков Гордин считает, что обвинение Иосифа Бродского в тунеядстве было надуманным.

Я не считаю себя писателем, хотя и создал два романа. Меня скорее можно назвать исследователем.
В моём понимании, писатель – это посредник между Небесами и людьми.
Задача писателя – будить совесть читающих людей.
Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.

Я против нецензурной лексики, хотя иногда, ради правды жизни она необходима. Ведь настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её.
Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.

Время ускорилось настолько, что человек не может потратить несколько дней на чтение большой книги, – он предпочтёт посмотреть экранизацию или видеоролик. Аудио-визуальное восприятие (смотреть и слышать) более естественно для человека, нежели читать чужой текст и пытаться представить, что же хотел сказать писатель.

Литературу убивает Интернет. Во-первых, потому что размещённое в Сети произведение можно легко скачать в любое время, в любом месте, причём совершенно бесплатно. Читают теперь в основном на ридерах и смартфонах on-line. Бумажная книга постепенно по экономическим и экологическим мотивам вскоре прекратит своё существование.


Проще всего, конечно, ввести цензуру и запрещать. Гораздо сложнее предложить альтернативный вариант.

Сегодня на смену цензуре идеологической пришла цензура коммерческая. Появилась формула: "можно всё – не интересно ничто".
Стремясь привлечь к себе внимание, некоторые писатели намеренно эпатируют публику описанием негативных сторон жизни. У многих из таких авторов нет позитивных и конструктивных идей, а потому они спекулируют на пороках человеческой натуры. К тому же, негативная информация быстрее распространяется, а отрицательная реклама эффективнее положительной.

Цензура_3

Миром правит Её Величество ЛОЖЬ!
Поэтому люди и хотят правды, и боятся её.
Лично я красивости предпочитаю ясность.

Мне возражают: существующая свобода – это свобода разрушать. В настоящее время, в связи с абсолютной свободой слова и неконтролируемым потоком информации в обществе наблюдается некоторый нравственный спад, что делает весьма актуальным постановку вопроса о восстановлении цензуры как формы государственного управления, регулирующей и отбирающей информацию, доводимую до потребителя.

Да, художник имеет право свободно творить. Но распространять свои творения в обществе – для этого нужно получить разрешение, чтобы не навредить общественным устоям.

Что важнее: свобода творчества или охрана общественных устоев?

Весь вопрос, что именно будет запрещено цензурой. Лично я против рекламы алкоголя, табака, безнравственного поведения и нездорового образа жизни.
Если обществу требуется цензура, значит оно внутренне неустойчиво и духовно больно, в нём отсутствуют здоровые моральные ценности.

Поскольку СССР всё-таки развалился – значит цензура была губительна для общества и страны.
Возвращение цензуры будет означать отказ от демократических ценностей.

Однако сторонникам цензуры не стоит переживать. Официально или не официально, но цензура есть везде.
Цензура – это прежде всего самоцензура как внутренняя культура личности.


Как известно, каждая серьезная книга, которая выходит в свет, рано или поздно проходит цензуру. Произведения отсеивают по политическим, сексуальным, религиозным или социальным мотивам. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что даже самые известные произведения, которые сейчас включены в школьную программу, в свое время были под запретом и являлись нежелательными к прочтению. Цензоры спорили, родители гневались, а правители отправляли за неугодную книгу в ссылку. Стоит только представить, через что пришлось пройти авторам, чтобы их произведения со временем все же получили общественное признание. Реже цензура охватывает книги детской тематики.

Читайте также: