Что такое гимнастика кратко определение

Обновлено: 02.07.2024

Гимнастика занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения, особенно детей и подростков. Многообразные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, в лазании, поднимании и переноске тяжестей, равновесии, на гимнастических, многопредметных и специальных снарядах, тренажерах, в акробатике способствуют развитию у занимающихся силы, силовой выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также воспитанию смелости, решительности, настойчивости, упорства, дисциплинированности и организованности.

Гимнастические и атлетические упражнения применяются на физкультурных занятиях по всем разделам программы физического воспитания в дошкольных учреждениях, в школе и вузах, их включают в содержание утренней физической зарядки и физкультминуток, в программы спортивной и физкультурно-оздоровительной работы перечисленных категорий детей и молодёжи, а также взрослого населения.

В данном пособии также представлены учебно-методические задания по формированию у студентов методических навыков и умений обучения гимнастическим упражнениям, организации и проведении частей урока по гимнастике, требования к контролю и оценке выполнения этих заданий.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей факультета, проводящих занятия по указанной дисциплине. В процессе его написания использованы рекомендации специалистов физической культуры и тренеров по гимнастике и атлетической подготовке, изложенных в учебниках и методических пособиях и представленных в списке литературы, а также собственный спортивный и педагогический опыт авторов пособия.

Глава 1. Гимнастика в системе физического воспитания населения

Понятие гимнастики, её задачи и краткая историческая справка о развитии

Существуют и другие понятия гимнастики. Наиболее краткое и ёмкое определение её звучит следующим образом: гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического развития и воспитания людей (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2002).

Основными задачами гимнастики являются:

1. Развитие и совершенствование таких физических способностей (качеств) как сила, силовая выносливость, быстрота, гибкость, координация, а также двигательных умений и навыков в кувырках, лазанье, прыжках.

2. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств, прежде всего дисциплинированности, организованности, смелости и решительности, настойчивости и упорства.

3. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, формирование правильной осанки.

Гимнастика как вид двигательной деятельности зародилась в далёкой древности. В эпоху первобытного общества все двигательные действия гимнастического характера носили прикладную направленность и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей (в добывании пищи, строительстве жилья и др.), а также в военном деле для отстаивания своей или захвата чужой территории.




В рабовладельческом и феодальном обществе гимнастика использовалась в основном для подготовки воинов. Наибольшее распространение она получила в древней Греции. Надо сказать, что всё, что было связано с физическими упражнениями, в древности называли гимнастикой. В её содержание включали приёмы рукопашного боя, владения оружием, преодоления препятствий, с её помощью развивали выносливость, силу, воспитывали решительность, смелость, упорство и дисциплинированность. Подготовку начинали с 7-летнего возраста в специальных школах с жёсткой системой воспитания. Самая известная из них – школа в Спарте. Её воспитанников называли спартанцами и они отличались отменной физической подготовкой, хорошим владением оружием, необыкновенным мужеством и смелостью.

Кроме того, гимнастика в древней Греции использовалась для укрепления здоровья и лечения болезней. С помощью гимнастики лечили больных древнегреческие врачи Геродик и Гиппократ. В частности, установленные Гиппократом закономерности в течение некоторых болезней, позволили ему создать стройную систему лечения и реабилитации больных. Например, при многих заболеваниях в период выздоровления больных Гиппократ предписывал определённые физические упражнения и прогулки.

Надо сказать, что гимнастика в лечебных целях использовалась не только на Западе, но и на Востоке. Больше того, китайская гимнастика широко применялась не только для лечения, но и для профилактики заболеваний, в основном в среде китайской знати. Её разрабатывали китайские медики. В истории известен случай, когда медик китайского императора получал зарплату лишь тогда, когда его император не болел.

С возникновением новой общественной формации - капитализма, гимнастика получила своё дальнейшее развитие. На это, наряду с требованием к повышению производительности труда, связанного с более прогрессивным способом производства, повлияло и развитие науки, культуры. В это время начали появляться национальные системы гимнастики: немецкая, французская, шведская и др., в том числе и российская, основоположником которой по праву считается П.Ф. Лесгафт. Физические упражнения стали использоваться не только в физическом воспитании взрослого населения, но и в системе образования детей и учащейся молодёжи.

С появлением такого социального явления как состязания, гимнастика получила своё дальнейшее развитие, так как возникла необходимость в подготовке к ним. В этот период гимнастику стали делить по видам спорта и упражнениям, входящим в их содержание. Для целенаправленной подготовки к соревнованиям начали создаваться спортивные гимнастические общества, кружки, клубы. Они же организовывали и проводили соревнования, в том числе и международные. Впоследствии для более качественной организации этих соревнований и их проведения в 1881г. создается Международная федерация гимнастики. Благодаря её стараниям и массовости гимнастики в мире она в 1912 г. была включена в программу Олимпийских игр.

В России соревнования по гимнастике впервые были проведены в 1885 году и в них приняли участие 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 году при участии А.П. Чехова. После революции 1917 г. и в последующие годы наши гимнасты участвовали только во внутренних соревнованиях. После второй мировой войны наша Национальная федерация по гимнастике была принята в Международную федерацию гимнастики, что позволило нам участвовать в международных соревнованиях, а с вступлением в Международный олимпийский комитет и в Олимпийских играх. Первые Олимпийские игры, в которых участвовали наши спортсмены и среди которых были и представители спортивной гимнастики, проводились в 1952 г. в Хельсинки (Финляндия). Наши гимнасты одержали на них блестящую победу. Абсолютными чемпионами в многоборье стали В. Чукарин и М. Гороховская. Серебряными призёрами стали В. Муратов и Н. Бочарова. В общем итоге мужчины завоевали 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль, женская - 4 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовую награду. В последствие наши гимнасты продолжили успешное выступление на различных международных турнирах, включая чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. Всему миру известны имена многократных чемпионов мира, Европы и олимпийских игр по гимнастике, таких как Н. Андрианов, А. Немов, Е. Давыдова, С. Хоркина и многих других, в том числе представителей Санкт-Петербургской гимнастической школы гимнастики двукратных олимпийских чемпионов А. Детятина и Е. Шушунову.

Введение

Гимнастика занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения, особенно детей и подростков. Многообразные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, в лазании, поднимании и переноске тяжестей, равновесии, на гимнастических, многопредметных и специальных снарядах, тренажерах, в акробатике способствуют развитию у занимающихся силы, силовой выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также воспитанию смелости, решительности, настойчивости, упорства, дисциплинированности и организованности.

Гимнастические и атлетические упражнения применяются на физкультурных занятиях по всем разделам программы физического воспитания в дошкольных учреждениях, в школе и вузах, их включают в содержание утренней физической зарядки и физкультминуток, в программы спортивной и физкультурно-оздоровительной работы перечисленных категорий детей и молодёжи, а также взрослого населения.

В данном пособии также представлены учебно-методические задания по формированию у студентов методических навыков и умений обучения гимнастическим упражнениям, организации и проведении частей урока по гимнастике, требования к контролю и оценке выполнения этих заданий.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей факультета, проводящих занятия по указанной дисциплине. В процессе его написания использованы рекомендации специалистов физической культуры и тренеров по гимнастике и атлетической подготовке, изложенных в учебниках и методических пособиях и представленных в списке литературы, а также собственный спортивный и педагогический опыт авторов пособия.

Глава 1. Гимнастика в системе физического воспитания населения

Понятие гимнастики, её задачи и краткая историческая справка о развитии

Существуют и другие понятия гимнастики. Наиболее краткое и ёмкое определение её звучит следующим образом: гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического развития и воспитания людей (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2002).

Основными задачами гимнастики являются:

1. Развитие и совершенствование таких физических способностей (качеств) как сила, силовая выносливость, быстрота, гибкость, координация, а также двигательных умений и навыков в кувырках, лазанье, прыжках.

2. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств, прежде всего дисциплинированности, организованности, смелости и решительности, настойчивости и упорства.

3. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, формирование правильной осанки.

Гимнастика как вид двигательной деятельности зародилась в далёкой древности. В эпоху первобытного общества все двигательные действия гимнастического характера носили прикладную направленность и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей (в добывании пищи, строительстве жилья и др.), а также в военном деле для отстаивания своей или захвата чужой территории.

В рабовладельческом и феодальном обществе гимнастика использовалась в основном для подготовки воинов. Наибольшее распространение она получила в древней Греции. Надо сказать, что всё, что было связано с физическими упражнениями, в древности называли гимнастикой. В её содержание включали приёмы рукопашного боя, владения оружием, преодоления препятствий, с её помощью развивали выносливость, силу, воспитывали решительность, смелость, упорство и дисциплинированность. Подготовку начинали с 7-летнего возраста в специальных школах с жёсткой системой воспитания. Самая известная из них – школа в Спарте. Её воспитанников называли спартанцами и они отличались отменной физической подготовкой, хорошим владением оружием, необыкновенным мужеством и смелостью.

Кроме того, гимнастика в древней Греции использовалась для укрепления здоровья и лечения болезней. С помощью гимнастики лечили больных древнегреческие врачи Геродик и Гиппократ. В частности, установленные Гиппократом закономерности в течение некоторых болезней, позволили ему создать стройную систему лечения и реабилитации больных. Например, при многих заболеваниях в период выздоровления больных Гиппократ предписывал определённые физические упражнения и прогулки.

Надо сказать, что гимнастика в лечебных целях использовалась не только на Западе, но и на Востоке. Больше того, китайская гимнастика широко применялась не только для лечения, но и для профилактики заболеваний, в основном в среде китайской знати. Её разрабатывали китайские медики. В истории известен случай, когда медик китайского императора получал зарплату лишь тогда, когда его император не болел.

С возникновением новой общественной формации - капитализма, гимнастика получила своё дальнейшее развитие. На это, наряду с требованием к повышению производительности труда, связанного с более прогрессивным способом производства, повлияло и развитие науки, культуры. В это время начали появляться национальные системы гимнастики: немецкая, французская, шведская и др., в том числе и российская, основоположником которой по праву считается П.Ф. Лесгафт. Физические упражнения стали использоваться не только в физическом воспитании взрослого населения, но и в системе образования детей и учащейся молодёжи.

С появлением такого социального явления как состязания, гимнастика получила своё дальнейшее развитие, так как возникла необходимость в подготовке к ним. В этот период гимнастику стали делить по видам спорта и упражнениям, входящим в их содержание. Для целенаправленной подготовки к соревнованиям начали создаваться спортивные гимнастические общества, кружки, клубы. Они же организовывали и проводили соревнования, в том числе и международные. Впоследствии для более качественной организации этих соревнований и их проведения в 1881г. создается Международная федерация гимнастики. Благодаря её стараниям и массовости гимнастики в мире она в 1912 г. была включена в программу Олимпийских игр.

В России соревнования по гимнастике впервые были проведены в 1885 году и в них приняли участие 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 году при участии А.П. Чехова. После революции 1917 г. и в последующие годы наши гимнасты участвовали только во внутренних соревнованиях. После второй мировой войны наша Национальная федерация по гимнастике была принята в Международную федерацию гимнастики, что позволило нам участвовать в международных соревнованиях, а с вступлением в Международный олимпийский комитет и в Олимпийских играх. Первые Олимпийские игры, в которых участвовали наши спортсмены и среди которых были и представители спортивной гимнастики, проводились в 1952 г. в Хельсинки (Финляндия). Наши гимнасты одержали на них блестящую победу. Абсолютными чемпионами в многоборье стали В. Чукарин и М. Гороховская. Серебряными призёрами стали В. Муратов и Н. Бочарова. В общем итоге мужчины завоевали 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль, женская - 4 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовую награду. В последствие наши гимнасты продолжили успешное выступление на различных международных турнирах, включая чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. Всему миру известны имена многократных чемпионов мира, Европы и олимпийских игр по гимнастике, таких как Н. Андрианов, А. Немов, Е. Давыдова, С. Хоркина и многих других, в том числе представителей Санкт-Петербургской гимнастической школы гимнастики двукратных олимпийских чемпионов А. Детятина и Е. Шушунову.

ГИМНА́СТИКА [греч. γυμναστιϰή , от γυμ ­ νάζω – тре­ни­ро­вать(ся), уп­раж­нять(ся)], сис­те­ма спе­ци­аль­но по­доб­ран­ных фи­зич. уп­раж­не­ний, ме­то­дич. приё­мов, при­ме­няе­мых для ук­ре­п­ле­ния здо­ро­вья, гар­мо­нич­но­го фи­зич. раз­ви­тия и со­вер­шен­ст­во­ва­ния дви­га­тель­ных спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка, си­лы, лов­ко­сти, бы­ст­ро­ты дви­же­ний, вы­нос­ли­во­сти и др. Объ­ём при­ме­няе­мых уп­раж­не­ний по­зво­ля­ет воз­дей­ст­во­вать на весь ор­га­низм в це­лом и раз­ви­вать отд. груп­пы мышц и ор­га­ны, ре­гу­ли­ро­вать на­груз­ку с учё­том по­ла, воз­рас­та, уров­ня фи­зич. под­готовлен­но­сти.

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений.

  1. Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, колоде, коне, бревне.
  2. Художественная гимнастика — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавой, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки пользуются одновременно мячами и обручами или одним видом предметов.
  3. Командная гимнастика происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.
  4. Цирковая гимнастика — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).
  5. Акробатическая гимнастика — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.
  6. Спортивная аэробика — спорт, в котором упражнения сложно скоординировать, также нужно взаимодействовать между партнерами, выполняя своеобразные аэробные шаги. В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международую федерацию гимнастики.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр — военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 году.

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

  • Ритмическая гимнастика состоит из прыжковых, беговых движений, наклонов, приседаний, которые исполняются под быструю, танцевальную музыку.
  • Йога — разные позы (асаны), упражнения по дыханию и психорегуляции. Именно особенности психорегуляции приводят к выводам, что йога — не что иное, как своеобразная восточная секта, пагубно влияющая на психику, так как в основе лежат религиозные индийские практики. Асаны приводят к чрезмерным нагрузкам и ненужным растяжениям, оздоровительный эффект возможен в основном посредством самовнушения. Вред йоги еще не до конца изучен. Поскольку гимнастика связана с подвижностью, а йога в основном статическая, гимнастическими здесь можно назвать только методы растяжек.
  • Оздоровительная ходьба практикуется в ускоренном режиме, скорость более семи километров в час. Поскольку при таких темпах бежать легче, чем ходить, это гимнастический вид рекомендуется только при наличии противопоказаний, например болезней сердца. Практикуется на занятиях по физкультуре.
  • Производственная гимнастика также относится к физкультуре. Принцип — активизация мышц, нужных для отдельного вида работы, а также усиление кровообращения при сидячей работе, где от физического самочувствия зависит производительность труда.
  • Утренняя гимнастика имеет гигиенические цели, тренировка организма после пробуждения.
  • Женская гимнастика предназначена для облегчения материнства, развивается выносливость мышц, живота, спины, ног, таза. Гимнастика для беременных, после родов также относятся к этому виду.
  • Профессиональная гимнастика повышает возможности организма для определенного направления физической деятельности, улучшения профессионального мастерства.
  • Атлетическая гимнастика направлена на рост мышечной массы, выносливости, силы. К увеличению мышц нужно относится осторожно, так как оно может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям. Развиваться нужно гармонично — улучшать дыхательную систему, укреплять сосуды.
  • Лечебная физкультура (ЛФК) — вид простых гимнастических упражнений, которые помогают преодолевать последствия разных болезней, в основном ортопедического характера.

Гимнастика в России

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века професор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Гимнáстика (др.-греч. γυμναστική , от γυμνάζω — тре­ни­ро­вать, уп­раж­нять [1] , от др.-греч. γυμνός — голый, обнажённый [2] [3] ) — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробная гимнастика.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:

Читайте также: