В каком ряду нет ни одного оксюморона школьные поделки

Обновлено: 05.07.2024

5. Тренировка в умении находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль.

6. Дети испытывают затруднение в употреблении фразеологизмов, поэтому включаю в занятие задания с их употреблением в речи.

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Горький)

Слово учителя: Сегодня мы совершим путешествие по лексике, то есть области, в которой сосредоточено основное богатство языка. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия. Максим Горький подчёркивает неразрывную связь между содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать "по мерке" и со "вкусом". В первую очередь, важно учитывать присущее каждому слову значение.

Выберите правильный вариант употребления слова. (ПАМЯТКА. Для того чтобы определить, в каком из предложений правильно использовать нужное слово, необходимо, в первую очередь, понять различие между этими словами. Определив лексическое значение этих слов и внимательно прочитав сами предложения, приступаем к анализу словосочетаний с данными словами).

1 команда (7 класс)

1. Самые (высокие - высотные) дома находятся в новых кварталах города.

2. Мы с братом живём в одном доме, но на (разных - различных) этажах.

3. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.

4. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым - виновным) видом.

5. Всё вокруг привлекательно: и (близкие - ближние) озёра, и дальние холмы.

2 команда (11 класс)

1. Вкусный и (сытый - сытный) обед прибавил нам силы.

2. Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря.

3. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой - тенистой) стороне улицы.

4. В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт.

5. Мы живём в (геройскую - героическую) эпоху покорения человеком космоса.

Слово учителя. Важнейшим условием обогащения речи, её разнообразия и выразительности является использование синонимов. Наш язык, богатый синонимами, позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов. Например, в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина слово "говорил (проговорил)" имеет более 30 синонимов: брякнул, буркнул, бухнул, воскликнул, выдавил из себя, загвоздил, заикнулся, залаял, икал, курлыкал, заметил, калякал, обратился, повествовал, подхватил, пустил шип по-змеиному, рассуждал, рявкнул, сболтнул, хлопнул и т. д. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста.

Найдите контекстуальные синонимы

11 класс

Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт. (С.Я. Маршак)

7 класс

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой: (Ф.И. Тютчев)

К данным фразеологическим оборотам одного ряда подберите синонимичные фразеологизмы из другого ряда (в карточках, которые получают дети, фразеологизмы расположены в беспорядке). Объясните значения этих фразеологизмов. (Задания для обеих команд одно, отвечают представители от команды по очереди)

Девать некуда пруд пруди
На всех парах сломя голову
Не отходя от кассы по горячим следам
Согнуть в бараний рог загонять в угол
Лизать пятки рассыпаться мелким бесом
Поминай как звали и след простыл
Далеко пойти идти в гору
Держать камень за пазухой иметь зуб
При царе Горохе во время оно
Мелко плавать кишка тонка
Мухи не обидит воды не замутит
От аза до ижицы от а до я
От доски до доски от корки до корки
Открывать Америку изобретать велосипед
Откуда ни возьмись как гром среди ясного неба

Слово учителя. При повторении синонимов мы знакомились с таким понятием, как градация. Что это такое?

Из данных предложений выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.

11 класс

1) "Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках. С безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. "Ты лжёшь, мерзавец!" - вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева".

Не вздумай бежать!
Это я
Вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу! (В. В. Маяковский)

7 класс

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

4) "Озеро подёрнулось морщинами; тени на воде заколыхались; облака прикрыли солнце; вокруг стало хмуро, неуютно". (В. П. Астафьев)

Слово учителя. Маленькие дети, естественно, не задумываются над важностью лексического значения слова и часто понимают слова по-своему. Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы подумайте над вопросом: "Что создаёт комический эффект в этой миниатюре?" (слова-омонимы или слова с омонимичными корнями).

"Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа - грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат - наследник. Ещё бы! Когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: "Опять везде наследил". Дедушка работает следователем, потому что он любит охоту, и всё время следует по следам зверей. Дедушка у меня весёлый. Он называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колени дедушке.

А недавно у нас произошло такое событие - нас обеспечили, то есть вынесли из дома старую печь. Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я, некогда. Меня в школе опять озадачили - такую трудную задачу задали".

ВОПРОС: какова роль омонимов в произведениях художественной литературы? (Яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры, могут рифмоваться).

Слово учителя. А сейчас я расскажу вам анекдоты. Да, анекдоты. А вы поясните, на каком лексическом явлении они основаны?

1) К женщине нужно подходить с лаской. А ещё лучше с норкой или соболем.

2) - Как сделать заливное из осетрины?

- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр.

Слово учителя. Изучая антонимы, мы связываем это понятие с антитезой. Что это такое?

Я буду произносить первую часть названия литературного произведения, а вы - вторую.

7 класс 11 класс
"Война и мир" "Волки и овцы"
"Живые и мёртвые" "Дни и ночи"
"Толстый и тонкий" "Отцы и дети"

  • Водой не разольёшь - как кошка с собакой.
  • От горшка два вершка - ростом с косую сажень.
  • Засучив рукава - спустя рукава.
  • Рукой подать - за тридевять земель.
  • Одержать победу - потерпеть поражение.
  • Воспрянуть духом - упасть духом.
  • Себе на уме - олух для царя небесного.
  • Рта не закрывает - слова не вытянешь.
  • Выйти из себя - взять себя в руки.
  • Во все лопатки - черепашьим шагом.

Слово учителя. Наряду с антитезой есть ещё один стилистический приём, который основан на применении антонимов. По толкованию определите, как он называется: ": - это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия, например: сладкая скорбь, звучная тишина, молодая старость и т. д. Этот приём используется для создания оригинальных, противоречивых в своей основе образов". (Оксюморон)

Найдите оксюморон в тексте:

7 класс 11 класс
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин)
Таланту, а не возрасту будь равен.
Пусть разница смущает иногда,
Ты не страшись быть молодым, да ранним.
Быть молодым, да поздним - вот беда. (Е. Евтушенко)

Какие приёмы и фигуры заключены в следующих выражениях?

1. Фразеологизмы: гореть на работе, вылететь в трубу, лизать пятки.

Нос корабля, закат пылает, заря жизни, говор волн, льётся речь, град пуль. (Метафора)

В сто сорок солнц закат пылал.

Его добрый конь да богатырский // С горы на гору стал перескакивать. (Гипербола)

3. С больной головы на здоровую; и стар и млад.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

"Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт". (А. С. Пушкин)

4. Переливать из пустого в порожнее; ум за разум заходит.

Одного поля ягоды - два сапога пара - из одного теста сделаны - одним миром мазаны - оба на одну колодку - сиамские близнецы.

5. Из года в год; с минуты на минуту; в конце концов; со дня на день, плоть от плоти; рука об руку.

"И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой". (М.Ю. Лермонтов)

(Повторы служат для подчёркивания деталей в описании, создают экспрессивную окраску)

6. Глуп как пробка; как гром среди ясного неба; как у Христа за пазухой. (сравнение)

Слово учителя. Знание лексики является необходимым условием как для глубокого овладения родным языком, так и для воспитания культуры речи. Чем больше человек познаёт мир и самого себя, тем больше он открывает в нём нового. Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. К. Г. Паустовский писал: "Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов"

Чтение стихотворения В. Солоухина. Читает учащийся наизусть

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

1) Мы знакомы домами.

2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина – наш общий дом.

4) Летом мы были в доме отдыха

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

2) тонкие пальцы

3) зал аплодирует стоя

В каком примере слово КЛЮЧ употреблено в прямом значении?

3) в оптимистическом ключе

4) действовать в едином ключе

В каком ряду представлены синонимы?

1) жизненный – житейский

2) высокомерие – надменность

3) высокий – низкий

4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться

В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу

2) с ног до головы

3) ни в зуб ногой

4) жить на широкую ногу

В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

1) гутарить, компьютер

3) интернет, притаранить (принести)

4) курень, предки (родители)

В каком предложении вместо слова костный нужно употребить слово костяной?

1) Костный панцирь черепахи очень прочен.

2) Живая костная ткань человеческого организма пропитана неживым веществом – минеральными солями.

3) Мы увидели красивый костный нож.

4) В ежедневный рацион животных должна входить костная мука.

В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина – наш общий дом.

4) Летом мы были в доме отдыха

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

2) тонкие пальцы

3) зал аплодирует стоя

В каком примере слово КЛЮЧ употреблено в прямом значении?

3) в оптимистическом ключе

4) действовать в едином ключе

В каком ряду представлены синонимы?

2) высокомерие – надменность

3) высокий – низкий

4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться

В каком ряду нет фразеологического оборота?

2) с ног до головы

3) ни в зуб ногой

4) жить на широкую ногу

В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

3) интернет, притаранить (принести)

4) курень, предки (родители)

В каком предложении вместо слова костный нужно употребить слово костяной?

2) Живая костная ткань человеческого организма пропитана неживым веществом – минеральными солями.

3) Мы увидели красивый костный нож.

4) В ежедневный рацион животных должна входить костная мука.

В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

2) Заработную плату выплатили с опозданием.

3) В конце года сотрудникам выплатили премию.

4) Писателю в издательстве выплатили гонорар.

В каком примере нет лексической ошибки?

2) романтическая история

4) каждая минута времени

В каком ряду не все слова являются синонимами?

2) воображение, фантазия, вымысел

3) усердие, одолжение, услуга

4) холм, пригорок, возвышенность

Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

2) вставлять палки в колёса, перебегать дорогу

3) втирать очки, водить за нос

4) гнуть спину, проливать пот

Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

жестикулировать – сопровождать речь жестами

2) абстрактный – отвлечённый

3) каллиграфия – умение писать правильно

4) земляк – уроженец одной с кем-то местности

Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

аббревиатура – сложносокращённое слово

2) деспотичный – склонный к подавлению воли и желаний других

3) исчерпывающий – всесторонний, полный, законченный

4) ностальгия – неприятные воспоминания

В каком ряду нет ни одного оксюморона?

2) обыкновенное чудо, мягкая вода

3) школьные поделки, свежая газета

4) сухое вино, черный день

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания?

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

3) шёлковые волосы

В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?

2) железная воля

3) железная логика

4) железная хватка

Какой пример не содержит фразеологического оборота?

2) На экзамене я взял себя в руки.

3) Он прибрал к рукам всё производство.

4) Я трудился не покладая рук.

В каком ряду все слова являются разговорными?

2) дикторша, охламон, весельчак

3) жадина, картошка, ежиха

4) электричка, старьевщик, неразбериха

В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

2) реальная действительность

3) решать реальные задачи

4) добиться реальных успехов

В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

2) Это была явная ложь.

3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

4) Ребенок этот был явным вундеркиндом.

В каком примере допущена лексическая ошибка?

2) особая значимость

3) выполнять продукцию

4) существо вопроса

В каком примере неправильно дана пара синонимов?

2) фиаско – победа

3) приоритет – первенство

4) функционировать – работать

Какая пара слов не является антонимами?

2) радоваться, горевать

3) ускорение, замедление

4) цветок, дерево

Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

этикет – установленный порядок поведения

2) иронизировать – тонко вышучивать, насмехаться

3) циркулировать – пользоваться циркулем

4) акционер – владелец акций

В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?

2) Мы долго рассуждали, как теплее одеться завтра.

3) Хочу одеть новое пальто и показать вам его

4) Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Мещерякова Гюзяль ГайяровнаНаписать 1716 14.06.2018

Номер материала: ДБ-1699532

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.06.2018 1926
    14.06.2018 301
    14.06.2018 773
    14.06.2018 594
    14.06.2018 1140
    14.06.2018 325
    14.06.2018 854
    14.06.2018 1657

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно


В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тест. 9 класс. Лексика. Фразеология. Орфография


Лексика. Фразеология. Орфография.

1.Укажите неверное утверждение.

а) С течением времени лексические значения слов могут изменяться.

б) Антонимы обязательно относятся к одной части речи.

в ) Омонимы — слова, противоположные по лексическому значению.

г) Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

2.Найдите синонимические пары:

а) воззрения — предположения;

б) потворство — либерализм;

в) лицемерный — ошибочный;

г) негласный — тайный;

е) судьба — фортуна.

3.Выберите пары антонимов:

а) ложный — истинный; г) рутина — истина;

б) оптимист — труженик; д) симпатия — хвала;

в) заносчивый — скромный; е) экспорт — импорт.

а) география; г) биография;

б) биология; д) экология;

в) философия; е) астрономия.

5.найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Сообщи в газету о свободных вакансиях.

б) Мы вернулись в родные пенаты.

в ) Плеяда великих поэтов прошлого века.

г) Оплатите услуги строго по прейскуранту.

6.Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов:

а) коричневый платок; г) карий чулок;

б) степенный автомобиль; д) степенный человек;

в) пахать землю; е) пахать воду

7.Найдите предложения с фразеологизмами.

а) К 10 часам утра караул, одетый с иголочки, вышел из казармы.

б) Партизан, словно иголка в стогу сена, затерялся в лесу.

в ) Мать искала иголку в запутанных нитках.

г) Он сидел как на иголках: ему уже давно пора было идти домой.

а) не покладая рук; г) сломя голову;

б) до седьмого пота; д) во все лопатки;

в) выбиться из сил; е) на всех парусах.

9. Найдите однокоренные слова к слову РАСТИ

Занятие 1 Темы: Цели и задачи курса. Анализ структуры теста (2 часть работы – части А и В). Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемzavuch.info

Похожие презентации

1 Занятие 1 Темы: Цели и задачи курса. Анализ структуры теста (2 часть работы – части А и В). Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа.

2 2-я часть работы состоит из двух блоков заданий: Задания с выбором ответа (А1 – А7), связанные с содержательным анализом напечатанного текста и проверяющие умение извлекать из него основную информацию при чтении, аргументировать (доказывать) те или иные тезисы, определять принадлежность текста к определённому функционально-смысловому типу речи, квалифицировать средства речевой выразительности Задания открытого типа с кратким ответом (В1 – В14), проверяющие умение анализировать текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса

3 При выполнении заданий части А соблюдайте последовательность работы: 1.Внимательно прочитайте текст. 2.Сформулируйте его тему и основную мысль. 3.Начинайте по порядку выполнять задания теста на черновике. 4.В случае затруднения необходимо перечитать соответствующую часть текста.

6 А3 Как характеризует героя рассказа информация, заключённая в предложениях 14 – 15? 1.Герой был человеком, который всего боится. 2.Герой – впечатлительный человек, склонный всё преувеличивать. 3.Герой – чуткий мальчик, он любит родителей и хочет, чтобы они были вместе. 4.Герой – эгоистичный человек, он боится за себя.

8 А5 В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 1.(4) А в ночь под Новый год мама с папой поссорились. (5) Я не знаю из-за чего, но утром они не разговаривали друг с другом… 2.(13) Я надеялся, что всё пройдёт, но за несколько дней они не сказали друг другу ни слова. (14) Сначала отвыкнут разговаривать друг с другом, а потом… 3.(5) Я не знаю из-за чего, но утром они не разговаривали друг с другом… (7) Уж лучше бы пошумели, поспорили и помирились. 4.(20) Мне надо было исчезнуть из дома, временно потеряться. (21) И я сказал родителям, что пойду к Женьке на двадцать минут.

10 А7 Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм 1.После пятого его звонка родители уже не отходили от телефона. 2.Это и был самый счастливый день моих зимних каникул. 3.Мне надо было исчезнуть из дома, временно потеряться. 4.Женьку я попросил звонить моим родителям, пока не почувствует, что они от волнения сходят с ума.

13 А3 Как характеризует героя рассказа информация, заключённая в предложениях 32 – 34? 1.Герой-рассказчик – сентиментальный человек, поэтому он и рассказал нам эту историю. 2.Герой-рассказчик – отзывчивый, искренний человек, он сочувствовал бабушке и хотел видеть её счастливой. 3.Герой-рассказчик – человек стыдливый, поэтому испытывал чувство вины перед бабушкой. 4.Герой-рассказчик – энергичный человек, поэтому с воодушевление относился к любому делу.

17 А7 В каком предложении текста средством выразительности речи является инверсия? 1.Он решил победить её одиночество… 2.Она…волшебная актриса! 3.В ожидании тоже есть прелесть… 4.Они бы поняли, как легко сделать её счастливой!

18 Лексика и фразеология Слово может быть однозначным и многозначным. однозначные слова – имеют только одно значение (человек, два) (моносемия), многозначные слова – имеют несколько значений, как правило, связанных между собой (гнездо, отличный, бороться, генератор, серый и т.п. ) (полисемия) Большая часть слов в русском языке полисемичны. Первое значение слова называют прямым (голова человека), а остальные, возникшие на основе внешнего, функционального или смежного сходства, — переносными (голова сыра).

19 Синонимы – слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи (метель, пурга, вьюга, буран; храбрый, смелый, отважный, бесстрашный; лицо, личико, морда, физиономия)

20 Антонимы – слова одной и той же части речи, но с противоположным лексическим значением (друг – враг; храбрый – трусливый; горячий – холодный; спешить — медлить)

21 Паронимы – слова, имеющие сходство в морфологическом составе и, следовательно, в звучании, но различные по значению (остатки – останки; представить – предоставить; одеть – надеть; глиняный – глинистый; абонент — абонемент)

22 Омонимы – слова одной части речи, разные по значению, но одинаковые по написанию (гриф, бум, лук)

23 Лексика с точки зрения происхождения и употребления заимствованные слова — космос, грамматика, республика исконно русские слова — мать, берёза, молодой

24 Общеупотребительная лексика — слова, употребляемые всеми носителями языка) Необщеупотребительная лексика: диалектизмы — слова, употребляемые только жителями определённой местности) — кочет — петух, гуторить — говорить, баской — красивый жаргонизмы — слова, употребляемые представителями определённых групп – заливать — врать, стрельнуть — попросить, стипуха – стипендия термины (профессионализмы) — слова, относящиеся к различным областям науки, техники, искусства – анамнез, госпитализация – из медицины

25 Неологизмы — слова, недавно появившиеся в языке, новые слова — биополе, мегабайт, нанотехнологии Устаревшие слова — архаизмы (вышедшие из употребления и заменённые новыми) — ланиты — щёки, лицедей – актёр и историзмы (вышедшие из употребления вместе с предметами, которые они обозначали) – боярин, помещик, аршин

26 Фразеологизмы — устойчивые словосочетания с переносным значением; соотносятся с определённым понятием, обозначают нечто единое по смыслу, являются одним членом предложения – камень преткновения — затруднение, повесить нос – загрустить, ни свет ни заря – рано, скрепя сердце — неохотно

27 Укажите слово с неверным лексическим значением 1.амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие 2.заглавный – самый важный 3.дипломант – лауреат конкурса 4.вернисаж – торжественное открытие художественной выставки 1.изморось – очень мелкий моросящий дождь 2.пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега 3.яство – еда, кушанье 4.невежда – грубый, невоспитанный человек

28 Укажите неверно составленное словосочетание 1.болотистый район 2.черепаший шаг 3.дефектный ребёнок 4.грозовой ливень 1.фанатичный человек 2.глинистая почва 3.нетерпимые муки 4.взрывной характер

29 Укажите многозначное слово 1.гимнаст 2.барабан 3.календарь 4.жалюзи Укажите однозначное слово 1.праздник 2.рукав 3.форма 4.свёкла

30 В каком ряду все слова могут употребляться в переносном значении? 1.спокойствие, ветряной, бюджет, архив 2.ветреный, коснуться, соль, прорыв 3.золотой, сердечный, придорожный, внеклассный 4.желторотый, вяз, бредить, заезд

31 В каком ряду все слова могут употребляться только в прямом значении? 1.осанка, линейка, бремя, автомат 2.грунтовать, мягкий, оживить, нарядный 3.караван, император, горячий, бархатный 4.плющ, муляж, каникулы, гимнаст

32 Какое из словосочетаний употреблено в переносном значении? 1.тяжёлый характер 2.золотое кольцо 3.чёрствый хлеб 4.лёгкий портфель 1.смелый человек 2.горит костёр 3.свинцовые тучи 4.полноводная река

33 Укажите строку, в которой все слова являются синонимами 1.тихий, беззвучный, бледный, безмолвный 2.неповторимый, своеобразный, особенность, самобытный 3.безграничный, бескрайний, необъятный, необозримый 4.выдающийся, замечательный, видный, заурядный

34 Укажите синонимы 1.мелкий – глубокий (ручей) 2.свежий – старый (журнал) 3.свежий – чистый (снег) 4.много стекла – вода стекла Укажите антонимы 1.широкий – неглубокий 2.суровый – бледный 3.быстрый – медленный 4.грамотный – безграмотность

35 Укажите неправильно подобранную антонимическую пару 1.высокий – низкий 2.молчать – говорить 3.глупость – умный 4.яркий – тусклый Подберите антоним к слову естественный 1.натуральный 2.искусный 3.искусственный 4.редкий

36 Укажите заимствованное слово 1.город 2.музыка 3.гладь 4.длина Укажите исконно русское слово 1.скамья 2.кольраби 3.аккорд 4.холод

37 Укажите устаревшее слово 1.горизонт 2.космос 3.уста 4.сувенир Укажите неологизм 1.отрок 2.толкиенист 3.перст 4.хлад

38 Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими 1.голод, берег, дерево, сторона 2.вестибюль, ворота, сторож, молоко 3.лоб, крепость, концерт, соха 4.орало, серебро, рюкзак, шоссе Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными 1.рукавица, перчатки, варежки, платок 2.подосиновик, подснежник, подберёзовик, подстаканник 3.терраса, бутерброд, кукла, календарь 4.фойе, золото, часовой, бюджет

39 Укажите, какое слово является диалектизмом 1.атмосфера 2.бурак 3.свёкла 4.вода Укажите, какое слово является профессионализмом 1.ботфорты 2.омолаживание 3.скальпель 4.рассказ

40 Укажите предложение, в котором есть фразеологизм 1.Коля быстро бежал по лестнице. 2.Ребята прочитали книгу до конца. 3.Василий Петрович поднял сына и поставил на ноги. 4.Если Игорь растерялся, значит, произошло нечто из ряда вон выходящее. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма 1.Привалов вздохнул свободнее, и у него тоже гора свалилась с плеч. 2.Он бы со своей ухваткой всю жизнь вверх тормашками поставил. 3.В детстве я любил слушать бабушкины сказки. 4.Кто-нибудь запоёт грустную песню, и Митя в три ручья плачет.

1. В каких предложениях использована антитеза?
1) Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.
2) Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый.
3) Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
4) Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

2. В каких предложениях использовано многосоюзие?
1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
1) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
2) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
4) Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту. (П.Г. Антокольский)

3. В каких предложениях использовано бессоюзие?
1) Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. (Н.А. Некрасов)
2) В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы, белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме.
3) И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность: пролеток черных быстротечность, рабочий, гимназист, кадет. Проходят, ветер взвив одежды, глупцы, ученые, невежды. (А. Белый)
4) Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту. (П.Г. Антокольский)

4. В каких предложениях использован эллипсис?
1) Прямо дороженька, насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. (Н.А. Некрасов)
2) Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка (М.Е. Салтыков-Щедрин).
3) Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин)
4) День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь — в смерть… А ты. Ты в меня! (Г.Гейне)

5. В каких предложениях использована инверсия?
1) И томных дев устремлены на вас внимательные очи. (А. С. Пушкин)
2) И к мудрому старцу подъехал Олег. (А. Пушкин)
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
4) Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин)

6. В каких предложениях использована парцелляция?
1) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н.А. Некрасов)
2) Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В.М. Шукшин)
3) Приедут к часу открытия музыки и сидят до окончания всех номеров. И смотрят в одно направление.
4) Полночь сошла, непроглядная темень.

7. Какой художественный прием использует автор?
Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печтю; кистенем и обухом, а не бабьим наговором. (А.Пушкин).
1) Инверсия.
2) Антитеза.
3) Многосоюзие

8. Какой художественный прием использует автор?
Под вечер, осенью ненастной, в далёких дева шла местах. (А.С. Пушкин)
1) Инверсия.

2) Антитеза.
3) Многосоюзие

9. Какой художественный прием использует автор?
Конечно, не блистал ни чувством, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством. [/b] (А.С. Пушкин)
1) Инверсия.
2) Антитеза.
3) Многосоюзие

10. Определите средства выразительности.
1) Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2) И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице, где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин)
3) Ты красив — я страшен.
4) Тучки грозовые по небу плывут.
5) Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди.
А — инверсия, Б — риторический вопрос, В — парцелляция, Г — эллипсис, Д — антитеза.

11. Назовите синтаксический прием, который:
1) подчеркивает авторскую мысль:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (А.С. Пушкин)
2) использован для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет, опять родной увидит край. (А.А. Фет)
3) придает яркость описанию природы:
Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой — водопад из поднебесья. И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится. (В. Ф. Тендряков)
4) использован для усиления выразительности речи в строке:
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Р. Державин)
5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:
Нет; я хотел … быть может, вы … я думал,
Что уж барону время умереть.
(А.С. Пушкин)

А — анафора, Б — антитеза, В — умолчание, Г — инверсия; Д — эллипсис.

1. 2),3)
2. 1), 4)
3. 1), 3)
4. 2), 4)
5. 1), 2)
6. 2), 3)
7. 2)
8. 1)
9. 3)
10. 1) Б, 2) Г, 3) Д, 4) А, 5) В
11. 1) Г, 2) А, 3) Д, 4) Б, 5) В
12. 1) Б, 2) В, 3) Д, 4) А, 5) Г
13. 2)
14. 4)
15. 2)
16. 1)
17. 3)

Читайте также: