Что является экономической деятельностью учеба в школе

Обновлено: 03.07.2024

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, призванному сформировать экономическое мышление, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Сегодня экономическая подготовка, основы которой должны быть заложены в школе, стала необходимым условием любой целесообразной деятельности.

Среди целей школьного экономического образования можно выделить:

- формирование у школьников основы системного и экономического мышления, позволяющего приобрести умения и навыки осмысления новых экономических институтов, их взаимосвязей, и на основе этого аргументировано объяснять экономические явления и прогнозировать свои действия;

- воспитание экономически грамотного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы, способного включиться в экономическую жизнь страны;

- помощь в приобретении опыта самостоятельного принятия решений в жизненных ситуациях (как гражданина, потребителя и т. д.) и формирование готовности использовать этот опыт в дальнейшей общественной и трудовой деятельности. [1, 2, 3].

На наш взгляд обучение экономике в школе должно быть выстроено на деятельностной основе непосредственно через задачный подход. Именно благодаря учебным задачам наиболее эффективно формируется мышление, практические навыки и умения. Отказ от репродуктивных методов в пользу деятельностного обучения требует разработки дидактических материалов адаптированных для школы, разработку соответствующих методик обучения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности преподавания экономики в школе на различных ступенях образования

Пихтерева Марина Алексеевна, преподаватель 1 категории, СТИ НИТУ МИСиС, Белгородская обл., г Старый Оскол, Белгородская обл.

На сегодняшний момент важной особенностью преподавания экономики в школе является возрастной аспект, то есть с какого возраста можно и необходимо включать такие знания в образовательную программу. Более того, данный вопрос уже на протяжении многих лет является предметом дискуссии между педагогами.

Естественно, что каждая ступень образования предъявляет свои требования к содержанию, формам и методам преподавания экономики.

При этом мнения сходятся на том, что важно соблюдать принципы преемственности и непрерывности образования.

Отметим, что в настоящее время образовательное учреждение самостоятельно определяет возраст учеников, с которого начинается преподавание экономики. Отдельные, небольшие элементы могут вводиться уже с 1 класса [2, c .90].

Данная тема актуальна и среди ученых, так проблематикой обучения экономики младших школьников занимались А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов и другие [2, c .96]. При чем предметом исследования выступал как вопрос, связанный с формированием экономической культуры, так и вопрос, связанный с экономическим воспитанием учеников начальной школы.

В целом, на основе выводов ученых, можно заключить, что процедура подготовки младших школьников должна быть систематической и целенаправленной, учитывающая при этом психологическую готовность детей.

Здесь же стоит особо отметить, что преподавание экономики в начальной школе представляет собой достаточно сложный и проблемный вопрос. Это объясняется рядом факторов:

- экономические вопросы не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и учебные предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части Базисного учебного плана

- основная масса методического обеспечения не нацеливает школы на организацию факультативных занятий по экономике для младших школьников.

- трудности восприятия материала младшими школьниками.

В связи с этим, отметим, что многие психологи полагают, что экономическое воспитание должно начинаться в семье – образ жизни родителей дает ребенку Перове понятие о деньгах, покупках, тратах [1, c .27]. То есть именно родители, по мнению психологов, должны объяснять ребенку элементарные экономические понятия, прививать интерес к данному предмету.

Что же касается проблемы восприятия, связанной с возрастом, то здесь уместно применение игровой формы занятий. Часто школьная программа не предусматривает выделение отдельных часов для проведения факультатива по экономике. В данном случае возможно добавление базовых экономических понятий в другие дисциплины – математику, чтение, окружающий мир.

Применение на таких уроках экономических игр, загадок, ребусов также будет способствовать более качественному усвоению материала.

При изучении экономики в средней школе упор делается на создание у обучающегося базового научного представления об экономической науке. Школьнику предлагается знакомство с такими понятиями как банки, налоги, предпринимательство, маркетинг. При этом, в данном случае возникает гораздо меньше проблем, поскольку существуют и специализированные образовательные программы, и ученики имеют некоторый багаж знаний, что, несомненно, облегчает усвоение материала [3, c. 24].

Преподавание экономики в старших классах ставит своей целью развитие мыслительной деятельности, формирование аналитического подхода и оценке процессов, задач и ситуаций. На этом этапе обучения возникает минимальное количество проблем, так как перед нами – сформировавшаяся личность, целенаправленно стремящаяся к овладению конкретными знаниями. Добавим, что учебно-методическая составляющая для данного возраста представлена наиболее широко.

В заключении можно сделать следующие выводы:

- преподавание экономики различным возрастным категориям имеет свои особенности;

- наибольшую трудность вызывает младший школьный возраст, что связано с недостатком материала и восприятием предмета самих обучающихся, однако о важности привития экономического мышления с раннего возраста говорят и психологи, и ученые.

- преподавание экономики в средней и старшей школе наименее проблематично, поскольку существуют и стандарты, и значительная методологическая база; ученики уже более восприимчивы к изучению конкретного понятийного аппарата и знакомству с базовыми экономическими явлениями и процессами.

Список использованных источников :

1. Груздева М.Л. Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза - будущих менеджеров / М.Л. Груздева, А.А. Червова // Наука и школа. – 2018. - № 3. - С. 26-28.

2. Мальчевская м.Л. Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы/ М.Л. Мальчевская// Молодой ученый.-2016.-№14, С.89-97

На сегодняшний день экономически безграмотным является большая часть населения России. При таком положении наша страна не сможет выйти из экономического кризиса и твердо встать на ноги. Остро встает вопрос подготовки подрастающего поколения способного решать задачи, связанные не только с реформированием экономики, но и с решением ряда других социально- экономических проблем.

Пока ещё не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму.

ВложениеРазмер
vvedenie_ekonomicheskih_znaniy.docx 28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Шефер Н.В., учитель начальных классов

МОУ гимназия №12

На сегодняшний день экономически безграмотным является большая часть населения России. При таком положении наша страна не сможет выйти из экономического кризиса и твердо встать на ноги. Остро встает вопрос подготовки подрастающего поколения способного решать задачи, связанные не только с реформированием экономики, но и с решением ряда других социально- экономических проблем.

Пока ещё не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение должно создавать прочную базу для дальнейшего успешного обучения в ВУЗе.

Каким образом нужно преподавать экономику в школе, чтобы решить очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения готового поднять экономику нашего региона на более высокий уровень? Разговор на эту тему начался с самых первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников и рекомендаций дают разные варианты подхода к преподаванию экономики.

Ясно одно - чем раньше ребенок начнет получать социально-экономические знания, тем больше вероятности, что в конце образовательного маршрута мы получим грамотную личность хорошо разбирающуюся в вопросах экономики, умеющую социально - экономически правильно прогнозировать различные ситуации, готовую к правильному выбору методов и способов решения экономических задач. Ведь от уровня и качества экономической подготовки подрастающего поколения зависит стабильность будущего волгоградского региона, а значит и экономическая стабильность России.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя, является проблема изучения предмета школьниками разного возраста. Очень часто приходится слышать от учителей, что целесообразно преподавать экономику только старшеклассникам, но я считаю, что " работать с малышами"- это более трудный, но не менее важный вопрос. Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников.

Я, как учитель начальных классов, хочу затронуть вопрос изучения социально- экономических вопросов младшими школьниками. Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

В начальной школе знакомство с этим предметом носит пропедевтический характер, поэтому начальное экономическое образование должно реализоваться в рамках других предметов или факультативно.

Экономика - один из самых актуальных школьных предметов, поскольку тесно связан с событиями, происходящими в нашей жизни каждый день. А чтобы ребята с удовольствием приходили на эти уроки, нужно уделять особое внимание его организации. Для детей начальной школы изложение материала должно вестись образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.

Существуют основные подходы к преподаванию экономики, которых я стараюсь придерживаться, приспособив их к использованию в начальной школе:

  1. Организация преподавания экономики в начальной школе, без включения содержания в учебные планы.
  2. Внедрение основ экономических знаний в другие учебные дисциплины (окружающий мир, историю, технологию, математику).
  3. Наукообразный подход (знакомство с экономическим словарем в пределах необходимого уровня для ученика начальной школы в доступной непосредственной форме).
  4. Профессионально-ориентированный подход, который делает акцент на знакомство обучающихся с разнообразием профессий, связанных с экономикой.
  5. Культурно-функциональный подход, который включает в себя формирование общей экономической культуры обучающихся и привитие функциональной экономической грамотности.

Целью экономического начального образования в условиях современного рынка будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в средних и старших классах. Основными задачами обучения экономики в начальной школе являются:

  • в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
  • в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
  • в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Реализация поставленных задач и целей может идти путем:

  1. Интеграции экономики с математикой, окружающем миром, историей или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность и др.).
  2. В рамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы

Министерством образования, например УМК под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или авторские разработки.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям, консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о результатах занятий, консультации, собрания, участие в конкурсах, обмен опытом между родителями.

По опыту работы в начальной школе (уроки и факультативные курсы) эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, экономии, об условиях труда и его оплаты, о рациональных способах выполнения работы, о природе и сохранении её богатств и т.п.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием.

Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младших школьников, расширяют кругозор.

По опыту своей работы могу утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

  1. значительно увеличивает активность детей на уроке;
  2. развивает внутреннюю мотивацию к учению;
  3. усиливает познавательные мотивы;
  4. расширяет личный опыт учеников;
  5. преодолевает оторванность математики от реальной жизни;
  6. повышает качество и прочность знаний;
  7. повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
  8. приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

В оценке экономической подготовленности обучающихся при прохождении курса выделяются три критерия:

Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

Анализ практических занятий показывает, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности, и мы – педагоги должны заложить эту ступеньку как можно прочней.

Читайте также: