Что вы знаете о традициях и обычаях право кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правовой обычай – это традиция поведения, которое сложилось ввиду его использования на протяжении длительного временного отрезка, и притом признается государством.

Основополагающие признаки

Длительность существования

Традиция весьма пуристична и согласуется не столько с будущим эволюции общества, сколько с его прошлым. Традиция укрепляет то, что формировалось в течение длительного временного отрезка общественной практики, и отражает как всеобщие нравственные и духовные ценности масс, так и в изрядной мере предубеждения, нетерпимость на почве расы и религии, неравноправие по половой принадлежности и т.п. Поэтому государство относится различно к разным обычаям: одни возбраняет, иные поддерживает и всячески помогает в развитии.

Незыблемость выполнения

Это условие необходимо, чтобы традиция в большинстве случаев, как модель поведения в определенной ситуации не пропала, ведь она остается как правило только в умах масс и нигде документально не обозначена.

Традиция

Традиция имеет, в большинстве случаев, местный тип, т.е. используется в рамках относительно маленьких групп людей либо же на относительно маленькой территории. Она зачастую непосредственно связан с религией. В Индии, допустим, обыкновенное право находит место в системе индусского права.

Традиция признается государством посредством понимания его судебным либо административным опытом. Но если обслуживание обыкновенной нормы выражается в нормативных актах, в данной ситуации источником права будет являться уже не традиция, а нормативный акт.

Комплекс обычаев, когда их внушительное количество, называется обычным правом. Обычное право – структура правовых норм, которые базируются на традиции, регламентирующая социальные взаимоотношения в конкретном государстве, в конкретной местности или для этой этнической или социальной группы.

Роль традиции в истории России

Традиция – основная форма регламентирования поведения в догосударственном социуме, в среде родового строя.

Колоссальную значимость как источника права ей вменяли в древних государствах и при феодальном строе. Ранние правовые памятники содержали в себе в основном традиции. С ходом развития правотворческого вида деятельности государства обычное право в ощутимой части поглотилось писаным, позитивным правом.

В России до революционного 1917 года традиция регламентировала взаимоотношения среди крестьян. Ученые, исследовавшие этот временной отрезок, отмечали, что в области частного права весомая доля населения России (80 млн. человек) пользуется обычным правом, а писаные законы предназначены для меньшей доли населения. Даже в последствие революции большевикам не удалось моментально отказаться от обычного права, что несомненно показывает его значимость. Статьи 8, 77 ЗК РСФСР 1922 г. имели допущения использования традиции при решении имущественных, семейных и других взаимоотношений между крестьянами.

Правовая концепция Советского Союза негативно относилась к правовому обычаю. Оно и понятно — ради формирования и упрочнения обычного права надо много времени, а новосозданный социалистический социум, возникший после революции, согласуясь с главенствующими тогда представлениями кардинально отличались как по принципу, так и по качеству, от строя, существовавшего раньше.

В наше время традиция в основном применяется при решении социальных отношений в государствах Азии, Африки, Океании. В более развитых государствах традиция имеет намного меньшее значение, в сравнении с иными источниками права – нормативным актом и судебной практикой. Традиция принимается в первую очередь как норма, которая дополняет закона в ситуациях, когда надлежащее указание в законе в принципе отсутствует либо не полно. Впрочем, к примеру, во Франции или ФРГ на сегодняшний день в области гражданский и торгового права не исключено использование традиции не только для дополнения, но и вопреки закону.

Вплотную к традициям так называемые деловые обыкновения – тайные законы поведения, которые сложились на базе непрерывного и однообразного применения их в фактической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных формирований, укрепляющие в первую очередь конкретный регламент ведения дел.

Преимущественно они также имеют местную форму, т.е. распространены на определенное количество формирований, или только на конкретный вид деятельности. Ясного разграничения обыкновений от традици провести не представляется возможным, подавно что в законе данные определения не отличаются, а в некоторых странах применяются как взаимозаменяемые. Изредка в литературе примеры из гражданского и морского права, которые приведены выше служат подтверждением существования как раз деловых обыкновений, ибо здесь следование определенным правилам навязывается не обычаями или особенностями нации, а в первую очередь хозяйственной и административной рациональностью. Изредка деловые обыкновения, называют традициями сегодняшнего дня, которым несколько лет или десятилетий.

Не стоит быть поспешным с принятыми в теории государства и права недвусмысленными выводами касательно чрезвычайно ограниченной области использования правовых обычаев как источников права. Как отмечали в изданиях последних нет, сегодня в правовой науке нет целостного понимания традиции в качестве источника права; вдобавок данный вопрос не изучался подобающим образом.

Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости.

В собственном смысле под обычаями понима­ют правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы.

К большинству традиций, ритуалов и обря­дов право индифферентно. В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обыч­ное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи по­тому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразу­меваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессив­ные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права.

Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи, разные по уровню и глубине своего идейного содержания в зависимости от исторических судеб народа. К ним люди привыкли, веками почитают их. Поэтому нелегко бывает им отрешиться даже от того, что заведомо устарело, потеряло свое значение для новых условий жизни. В этом, собственно, трудность работы по преодолению негативного в традиционных представлениях людей. Свое отношение к традициям они определяют не на основе теоретического анализа, а на уровне обыденного сознания. Возникает серьезный психологический барьер, который порой трудно бывает перешагнуть. Здесь требуется осторожность, такт выяснений того, что прогрессивно, а что устарело.

Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Обычаи же — относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями, и которые передаются из поколения в поколение.

Обычаи имеют отношение, главным образом, к нравственной стороне жизни людей, рода, племени и других этнических образований, обычай — это один из важных составных структурных элементов традиций. Следовательно, традиция — более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни — нравственные отношения.

Обычай - это правило поведения, которое было установлено в социуме после его неоднократного применения в различных сферах общества.

Под обычаями мы понимаем сложившиеся в обществе устои, обряды и различные ритуалы социального значения. Обычаи формируются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи являются одной из самых первых систем, формирующая какие-то определенные общественные нормы, возникающие одновременно с самим обществом. Обычаи представляют собой определенный результат жизни, социального опыта. Древнейшее право возникло главным образом из обычаев, которые санкционировались государством и приобретали тем самым правовой характер.

Обычаи формируются в повседневной жизни, на работе, в семье и других отношениях. Внешне они выражаются в привычном поведении людей. Стоит отметить, что обычаи просто неотделимы от общества, людей, потому что без них они не смогут формироваться и существовать.

Вообще, обычаи отличаются своим консервативным характером. Ведь они могут существовать в обществе очень долгое время, при этом не меняя свою форму и направленность. Но это совсем не значит, что обычаи не способны видоизменяться. Если меняется само общество, то будут видоизменяться и те обычаи, которые в нем существуют. Одни обычаи постепенно вытесняются другими, новыми, отражающими уже другие, со временем сформированные, цели и потребности общества.

Действующие в обществе обычаи не являются какой-то объединенной или единой совокупностью норм. Чаще всего обычаи представляют собой несколько различных систем, которые не зависят друг от друга. К тому же, обычаи еще и действуют в различных слоях и сферах социума. В то же время обычаи довольно разнообразны. Ведь существуют не только сами обычаи в их чистом виде, но еще и различные устои, обряды и многочисленные ритуалы.

Готовые работы на аналогичную тему

Различия между правом и обычаями можно увидеть, если классифицировать их:

  • по способу их формирования;
  • по типу выражения обычаев в обществе;
  • по степени точности;
  • по необходимости;
  • по методу представления и по некоторым другим критериям.

По тому, как они возникают, право и обычаи отличаются тем, что закон устанавливается или санкционируется государством, а обычаи всегда формируются стихийно. Они развиваются в результате неоднократного применения одних и тех же образцов, правил и норм поведения, которые со временем становятся привычкой и перерастают в общее правило поведения.

Если рассматривать обычаи и право по типу их внешнего выражения, то, стоит отметить, что они различаются тем, что верховенство права закреплено в основной массе официальных письменных источников, в то время как обычаи нигде официально не закреплены, но они находятся в сознании, в голове человека и представляют собой отдельную сферу социальной психологии.

С точки зрения точности право и обычаи различаются тем, что право состоит в основном из формально зафиксированных норм и образцов поведения. Обычаи, с другой стороны, не имеют формальной определенности, поскольку они внешне выражаются в конкретных актах поведения.

В зависимости от степени связанности различие между правом и обычаями состоит в том, что закон состоит из общеобязательных правил поведения, в то время как обычаи не являются общеобязательными правилами поведения. Они чаще всего носят локальный характер и распространяются только на небольшой круг субъектов. Исключение составляют обычаи, действовавшие в первобытном обществе. Там они были в целом обязательными правилами поведения. Получается, в первобытном обществе никогда не было обычного права.

По способу обеспечения право и обычаи различаются тем, что право обеспечивается государством, а обычаи государством не обеспечивается. Обычаи создаются в силу привычки и общественного мнения. Только легальные обычаи, санкционированные государством, получают государственную защиту, но в этом случае они уже становятся нормами позитивного права.

Кроме того, разграничение права и обычаев может проводиться по некоторым другим критериям (например, по масштабу действия - закон действует в рамках всего общества, обычаи носят локальный характер; или по системным характеристикам - закон представляет собой единую систему норм, а обычаи для всей страны носят полисистемный характер, т. е. представляют собой неопределенный набор локальных систем).

Взаимосвязь права и обычаев

Взаимодействие права и обычаев выражается также в их взаимовлиянии друг на друга. Хотя закон не так тесно связан с обычаями, как с моралью, поскольку закон имеет много индифферентных обычаев в обществе, тем не менее существует определенное взаимное влияние между законом и обычаями. Это выражается в следующем. С одной стороны, закон оказывает определенное влияние на обычаи. Этот эффект проявляется в том, что некоторые наиболее вредные для общества обычаи закон под угрозой наказания запрещает. Например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации подробнее в пункте " л " части 2 статьи 105 предусматривает ответственность за убийство, мотивированное кровной местью, то есть за соблюдение обычая кровной мести. Другое, полезное с точки зрения государства и общества, право, напротив, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая им государственную защиту. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативных правовых актов (например, обычай, согласно которому старейший депутат открывает первую сессию Законодательного органа По данной теме мы уже выполнили реферат Стадии законодательного процесса подробнее следующего созыва, в настоящее время закреплен во многих нормативных актах законодательных органов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ), другие санкционируются государством как правовые путем отнесения нормативных актов к таможне (например, статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на обычаи делового оборота, придает последним юридическое значение).

С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на закон:

  • Во-первых, государство использует некоторые обычаи в качестве готовых регуляторов общественных отношений, зарекомендовавших себя на практике, санкционируя их в качестве правовых норм и включая в действующую систему права.
  • Во-вторых, право обязательно должно учитывать все те обычаи, которые уже сформированы в обществе. К тому же, право ни в коем случае не должно вторгаться или ломать уже существующие обычаи, если в этом нет необходимости. Стоит отметить, что вторжение права в существующие в обществе обычаи вряд ли может привести к желаемому результату.

Итак, правовой обычай - это исторически сформированная отрасль права и норма поведения. Впоследствии она часто санкционировалась государством и включалась в его систему правовых норм. Наконец, стоит отметить, что обычаи считаются отраслью и источником права далеко не во всех странах.

Правовой обычай – это традиция поведения, которое сложилось ввиду его использования на протяжении длительного временного отрезка, и притом признается государством.

Основополагающие признаки

Длительность существования

Традиция весьма пуристична и согласуется не столько с будущим эволюции общества, сколько с его прошлым. Традиция укрепляет то, что формировалось в течение длительного временного отрезка общественной практики, и отражает как всеобщие нравственные и духовные ценности масс, так и в изрядной мере предубеждения, нетерпимость на почве расы и религии, неравноправие по половой принадлежности и т.п. Поэтому государство относится различно к разным обычаям: одни возбраняет, иные поддерживает и всячески помогает в развитии.

Незыблемость выполнения

Это условие необходимо, чтобы традиция в большинстве случаев, как модель поведения в определенной ситуации не пропала, ведь она остается как правило только в умах масс и нигде документально не обозначена.

Традиция

Традиция имеет, в большинстве случаев, местный тип, т.е. используется в рамках относительно маленьких групп людей либо же на относительно маленькой территории. Она зачастую непосредственно связан с религией. В Индии, допустим, обыкновенное право находит место в системе индусского права.

Традиция признается государством посредством понимания его судебным либо административным опытом. Но если обслуживание обыкновенной нормы выражается в нормативных актах, в данной ситуации источником права будет являться уже не традиция, а нормативный акт.

Комплекс обычаев, когда их внушительное количество, называется обычным правом. Обычное право – структура правовых норм, которые базируются на традиции, регламентирующая социальные взаимоотношения в конкретном государстве, в конкретной местности или для этой этнической или социальной группы.

Роль традиции в истории России

Традиция – основная форма регламентирования поведения в догосударственном социуме, в среде родового строя.

Колоссальную значимость как источника права ей вменяли в древних государствах и при феодальном строе. Ранние правовые памятники содержали в себе в основном традиции. С ходом развития правотворческого вида деятельности государства обычное право в ощутимой части поглотилось писаным, позитивным правом.

В России до революционного 1917 года традиция регламентировала взаимоотношения среди крестьян. Ученые, исследовавшие этот временной отрезок, отмечали, что в области частного права весомая доля населения России (80 млн. человек) пользуется обычным правом, а писаные законы предназначены для меньшей доли населения. Даже в последствие революции большевикам не удалось моментально отказаться от обычного права, что несомненно показывает его значимость. Статьи 8, 77 ЗК РСФСР 1922 г. имели допущения использования традиции при решении имущественных, семейных и других взаимоотношений между крестьянами.

Правовая концепция Советского Союза негативно относилась к правовому обычаю. Оно и понятно — ради формирования и упрочнения обычного права надо много времени, а новосозданный социалистический социум, возникший после революции, согласуясь с главенствующими тогда представлениями кардинально отличались как по принципу, так и по качеству, от строя, существовавшего раньше.

В наше время традиция в основном применяется при решении социальных отношений в государствах Азии, Африки, Океании. В более развитых государствах традиция имеет намного меньшее значение, в сравнении с иными источниками права – нормативным актом и судебной практикой. Традиция принимается в первую очередь как норма, которая дополняет закона в ситуациях, когда надлежащее указание в законе в принципе отсутствует либо не полно. Впрочем, к примеру, во Франции или ФРГ на сегодняшний день в области гражданский и торгового права не исключено использование традиции не только для дополнения, но и вопреки закону.

Вплотную к традициям так называемые деловые обыкновения – тайные законы поведения, которые сложились на базе непрерывного и однообразного применения их в фактической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных формирований, укрепляющие в первую очередь конкретный регламент ведения дел.

Преимущественно они также имеют местную форму, т.е. распространены на определенное количество формирований, или только на конкретный вид деятельности. Ясного разграничения обыкновений от традици провести не представляется возможным, подавно что в законе данные определения не отличаются, а в некоторых странах применяются как взаимозаменяемые. Изредка в литературе примеры из гражданского и морского права, которые приведены выше служат подтверждением существования как раз деловых обыкновений, ибо здесь следование определенным правилам навязывается не обычаями или особенностями нации, а в первую очередь хозяйственной и административной рациональностью. Изредка деловые обыкновения, называют традициями сегодняшнего дня, которым несколько лет или десятилетий.

Не стоит быть поспешным с принятыми в теории государства и права недвусмысленными выводами касательно чрезвычайно ограниченной области использования правовых обычаев как источников права. Как отмечали в изданиях последних нет, сегодня в правовой науке нет целостного понимания традиции в качестве источника права; вдобавок данный вопрос не изучался подобающим образом.

Читайте также: