Что такое зона роста в биологии 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.

Почвенное питание

Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Корень. Функции корня

Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:

Типы корней

В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

корень таблица

корень

Внутреннее строение корня

Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.

Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена oбразoвательная ткань — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Клеточное строение корня

клеточное строение корня

Зоны корня на продольном разрезе:

  1. Корневой чехлик.
  2. Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
  3. Зонa ростa — осуществляет рост корня в длину.
  4. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
  5. Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

строение корня

Видоизменения корней.

Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).


В корне можно выделить несколько участков, отличающихся строением и функцией. Такие участки называют зонами корня.


Как расположены зоны

Главный корень развивается из зародыша и растёт исключительно вглубь почвы. Корень разделяется на пять зон. Ниже описаны зоны корня по порядку от кончика (верхушки) к стеблю.

  • Корневой чехлик. Это более плотное и тёмное образование на самом конце корня. Чехлик можно увидеть без лупы. Он не меняется в размерах и всегда, на протяжении всей жизни защищает зону деления корня.
  • Зона деления.

Внутреннее строение корня

Рис. 1. Схема корневых зон.

Место, где корень переходит в стебель, называется корневой шейкой. Обычно это часть тёмная и напоминает по плотности кору.

Корневые зоны и их функции

Клетки каждой зоны отличаются морфологией и функциями. В таблице “Зоны корня и их функции” описаны основные процессы, происходящие в разных частях корня.

Клетки

Функция

Уплотнённые, быстро отмирают, выделяют слизь

Защита молодых клеток от повреждений почвы

Мелкие, быстро делящиеся

Происходит непрерывное увеличение корня в длину за счёт деления клеток

Имеют цилиндрическую, вытянутую форму, мелкие вакуоли сливаются в одну большую

Клетки растягиваются и способствуют продвижению корня вглубь почвы

Имеют тонкую мембрану и всасывающие волоски

Из почвы с помощью волосков с водой всасываются минеральные вещества

Зона проведения и боковых корней

Вверх по стеблям к листьям проводятся питательные вещества, полученные из почвы, а вниз – органические вещества для питания клеток корня.

Корень растения обладает положительным геотропизмом, то есть постоянно растёт вниз, к центру Земли.

Свойства тканей

Во внутреннем строении корня можно выделить три участка:

  • ризодерма(эпиблема) – внешняя кожица;
  • первичная кора – включает экзодерму, мезодерму, эндодерму;
  • центральный, осевой цилиндр или стела – состоит из клеток образовательной, проводящей и основной ткани.

Рассмотрим подробнее особенности каждой части корня.

которые читают вместе с этой





  • Ризодерма. Каждый корневой волосок в зоне всасывания длиной 8–10 мм – это часть клетки ризодермы. Тонкие волоски плотно расположены друг к другу. На один квадратный миллиметр приходится до 300 волосков. Большую часть клетки занимает вакуоль, которую окружает тонкий слой цитоплазмы. Благодаря создающемуся давлению через мембрану в клетку попадает вода и минеральные соли. Волоски отмирают через 10–12 дней. За это время в нижней части зоны вырастают новые отростки. Такая смена клеток позволяет волоскам оставаться на одинаковом расстоянии от кончика и постоянно по мере увеличения корня углубляться в почву.
  • Первичная кора. Экзодерма содержит более крупные клетки, по сравнению с внутренними слоями. Когда ризодерма отмирает, её место занимает экзодерма. В мезодерме происходит накопление питательных веществ. Эндодерма образована одним клеточным слоем, опоясывающим осевой цилиндр.
  • Стела (осевой цилиндр) включает ткани двух типов – ксилему или древесину и флоэму или луб. В состав более плотной ксилемы входят сосуды, доставляющие из зоны всасывания воду и минеральные вещества в стебли и листья. По тонкому лубу, содержащему ситовидные трубки, приходят органические вещества к каждой клетке корня.

Из-за постоянно растущего кончика клетки постепенно замещают друг друга в разных зонах. Верхние поделившиеся клетки по мере продвижения корня в почву растягиваются и становятся клетками зоны растяжения. Эти клетки, образуя со временем корневые волоски, становятся частью зоны всасывания.

Что мы узнали?

Каждый участок корня выполняет определённую функцию за счёт особых клеток, образующих ткани. Корень растет верхушкой к центру Земли, всасывает из почвы воду и минеральные соли, обеспечивая ими надземные органы растений.

Рост – количественное изменение (увеличение размера, объёма и массы организма) за счет увеличения количества и размеров клеток.

Развитие – качественное изменение (усложнение или упрощение строения) особи с момента зарождения до конца жизни.

*Онтогенез – индивидуальное развитие организма от зарождения до естественной смерти.

*Филогенез – историческое развитие организмов в процессе эволюции.

*Эмбриональное развитие – зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма начинается с момента первого деления зиготы и заканчивается рождением или выходом из яйца.

*Постэмбриональное развитие – процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятие о росте и развитии организма. Рост – это количественные изменения организма животного, которые проявляются в увеличении массы, размеров тела в целом и отдельных органов. Различают рост массовый, объемный и линейный. В практике учитывают обычно массовый рост путем взвешивания и линейный - путем взятия промеров отдельных частей тела животного.

Развитие – это процесс морфологических и физиологических изменений в организме животного от момента зачатия до конца жизни.

Различают индивидуальное развитие (онтогенез) и историческое (филогенез). Индивидуальное развитие -это изменения особи, индивидуума, историческое же развитие – это изменения, происходящие у животных данного вида в течение всего периода существования этого вида на Земле. Индивидуальное и историческое развитие являются неразрывными сторонами единого процесса развития живой природы. Индивидуальное развитие совершается путем обмена веществ и является сложным процессом качественных превращений и количественных изменений, происходящих в организме животного. Важнейшими закономерностями индивидуального развития являются: неравномерность, периодичность и ритмичность.

Рост и развитие теснейшим образом связаны между собой и представляют разные стороны единого процесса – онтогенеза.

Стадии постэмбрионального развития у млекопитающих, их характеристика.

Период новорожденности – наиболее ответственный период послеутробного развития. Длится 2 – 3 недели, начиная со момента рождения. При появлении на свет животное переходит к легочному дыханию, к питанию через рот, а не через пуповину. Вырабатываются постепенно на основе врожденных условные рефлексы. В этот период основной, а иногда и единственной пищей является молоко матери.

Молочный период – продолжается несколько месяцев (до отъема молодняка от матери или до прекращения выпойки его молоком). Наряду с молоком, которое в этот период остается основным кормом, животное потребляет во все возрастающих количествах и растительные корма. Они стимулируют усиленное развитие органов пищеварения и способствуют подготовке животных к их дальнейшему развитию на растительных кормах. Продолжается интенсивный рост животных.

Период полового созревания – характеризуется существенными изменениями внутренних условий развития (под влиянием гормонов эндокринных желез) и заметными изменениями пропорций тела (приобретаются черты взрослых животных). В этот период усиленно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (ясно вырисовывается половый диморфизм); к концу периода наступает половая зрелость и животные способны размножаться. Рост животных в этот период замедляется.

Период физиологической зрелости. Это период наивысшей воспроизводительной способности, максимальной продуктивности и жизнедеятельности животного. У различных видов животных данный период наступает в разном возрасте: у скороспелых раньше, но продолжается обычно не долго; у позднеспелых - позже. Кроме того, на продолжительность этого периода большое влияние оказывают условия воспитания молодняка, кормление, содержание и использование животных.

Период старения организма – характеризуется затуханием воспроизводительных функций, снижается усвояемость кормов, уменьшается продуктивность, снижается общий жизненный тонус организма.

Пример и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Зачеркните неверные предложения в тексте.

Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это качественные изменения в организме. Он обусловлен делением и ростом клеток. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить минимальное жизненное пространство.

Рост растений может быть непрерывным и временным. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.

Правильный вариант ответа:

Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это качественные изменения в организме. Он обусловлен делением и ростом клеток. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить минимальное жизненное пространство.

Рост растений может быть непрерывным и временным. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

Рассмотрим корень проростка пшеницы.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике. какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.

Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Рассмотрим в микроскоп корневой волосок и клетки кожицы лука:

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

И у корневого волоска, и у клетки кожицы лука есть оболочка, вакуоль, ядро и цитоплазма. Но у корневого волоска ещё есть пластиды, а у клеток кожицы лука — поры оболочки.

Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука, так как назначение корневого волоска — это всасывание воды и растворённых в ней минеральных веществ из почвы. Для большего объема всасывания необходима как можно большая поверхность оболочки корневого волоска. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.

Вывод:

Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Рассматривая молодой корень можно различить 5 зон корня: корневой чехлик, зону деления, зону роста, зону всасывания (с корневыми волосками) и зону проведения .

2. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает верхушку корня от повреждения твёрдыми частицами почвы.

3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток корня находится прямо над корневым чехликом. Клетки этой зоны очень мелкие и плотно прилегают одна к другой. Они постоянно делятся и, благодаря этому, число этих клеток постоянно увеличивается.

4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения находится между зоной деления и зоной всасывания. Клетки этой зоны постоянно вытягиваются, что приводит к росту корня в длину.

5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Каждый такой волосок — это одна клетка, которая состоит из клеточной оболочки и находящихся внутри неё цитоплазмы, вакуоли, ядра и бесцветных пластид.

6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Участок корня, на котором расположены корневые волоски, называют зоной всасывания. Именно в этой зоне, благодаря корневым волоскам, проникающим между частицами почвы, происходит активное всасывание растением воды, насыщенной питательными минеральными веществами.

7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

Зона проведения находится над зоной всасывания. Она соединяет стебель растения с остальными частями корня. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

8. Что такое ткань?

Ткань — это совокупность клеток, обладающих одинаковым строением и общими свойствами.

9. Какие ткани различают в корнях растений?

В корне растений различают покровную ткань, образовательную ткань, проводящую ткань, механическую ткань и основную ткань.

Подумайте

Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?

Да, при помощи различных методов человек может стимулировать рост тех или иных частей корня.

Например, метод пикировки позволяет увеличить количество придаточных корней, а метод окучивания — расширить зону всасывания.

Задания

Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

Пикировка — отщипывание кончика корня, приводит к тому, что корень перестаёт активно расти в длину (вниз) и начинает расширяться в ширь. В результате придаточные корни становятся более сильными и многочисленными, способными извлечь из почвы максимальное количество воды с минеральными питательными веществами.

Используя рекомендации памятки на с. 11 —12, проведите анализ строения корня.

Анализ строения корня

  1. Корень растения состоит из главного корня (вырастающего из зачаточного корешка), а также придаточных и боковых корней. В зависимости от развитости главного и придаточных корней различают стержневые и мочковатые корневые системы.
  2. У каждого растения корень состоит из пяти зон: корневого чехлика, зоны деления, зоны роста, зоны всасывания и зоны проведения.
  3. У каждой из зон корня имеются особенности, отличающие её от других зон. Так, корневой чехлик состоит из клеток покрывной ткани — довольно плотной и грубой. Зона деления состоит из клеток соединительной ткани, которые умеют быстро делиться, чтобы клеток становилось все больше. Зона роста также состоит из соединительной ткани, но её клетки уже не делятся, а вытягиваются, растут. Зона всасывания обладает клетками специальной формы — корневыми волосками. Зона проведения состоит из клеток 4 видов: покровной ткани, проводящей ткани, механической ткани и основной ткани.
  4. Каждая часть корня связана с другими частями:
    • корневой чехлик защищает нежные, только что созданные клетки зоны деления;
    • зона деления обеспечивает новыми клетками зону роста;
    • зона роста поставляет новые поверхности для образования корневых волосков зоны всасывания;
    • зона всасывания обеспечивает все зоны корня питанием и водой;
    • зона передачи поставляет все добытые корнем вещества в другие части растения.
  5. Каждая из зон корня обладает собственными функциями. Корневой чехлик предназначен для защиты верхушки корня от повреждений. Зона деления корня отвечает за деление клеток корня и увеличение их количества. Зона роста обладает функцией вытягивания клеток корня и обеспечивает рост корня в длину. Зона всасывания необходима корню для всасывания воды и питательных минеральных веществ из почвы.Зона проведения служит для проведения впитанных минеральных веществ в стебель и другие части растения.

Задания для любознательных

Задания для любознательных

1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.

Наибольшее количество почвы пристало к зоне всасывания корня, поскольку в этой зоне на корне вырастают корневые волоски, которые буквально присасываются к почве для получения из неё воды с минеральными веществами.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.

Растения с отщипнутыми кончиками корня развиваются быстрее и выглядят более сильными: с толстыми стеблями и большими листьями.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Корневой чехлик — это часть корня, защищающая верхушку корня от повреждений.

Корневой волосок — это наружные клетки зоны всасывания корня. Эти клетки имеют особую форму, позволяющую им эффективно впитывать влагу из почвы.

Зона деления — это часть корня, клетки которой постоянно делятся.

Зона растяжения — это зона корня, клетки которой все время растут, растягиваются в длину.

Зона всасывания — это зона корня, на поверхности которой имеется много корневых волосков, всасывающих влагу из почвы.

Зона проведения — это зона корня, которая обеспечивает передачу впитанных корнем из почвы питательных веществ стеблю и остальным частям растения.

Читайте также: