План урока стихотворения блока
Обновлено: 05.07.2024
Цели урока:
- познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока;
- показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;
- развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, эмоционально на них откликаться;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
- способствовать развитию художественного вкуса подростков;
- воспитывать интерес учащихся к лирике А.Блока.
Оценить 5994 0
Конспект урока по литературе
- познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока;
- показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;
- развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, эмоционально на них откликаться;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
- способствовать развитию художественного вкуса подростков;
- воспитывать интерес учащихся к лирике А.Блока.
I .Организационный момент
II . Знакомство с биографией поэта
1. Вступительное слово учителя
Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов серебряного века А.А.Блоком.
Поэтом, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового - 20, таким образом, соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство.
2. Детство и юность
28 ноября 1880 года в Петербурге родился Александр Блок.
Отец поэта, Александр Львович Блок, обрусевший немец. Видный юрист, профессор Варшавского университета.
Мать, Александра Андреевна Бекетова, дочь знаменитого профессора – ботаника Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Переводчица художественной литературы.
Детство и юность А. Блок проводит в доме деда Андрея Николаевича Бекетова и в подмосковном имении Бекетовых— Шахматове. Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.
Егодед— знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет.
Будущий поэт рос в обстановке всеобщей любви и заботы, но рос вдали от отца. Чувство безотцовщины в дальнейшем скажется на характере мальчика: Саша был замкнут и необщителен.
Блок рано начал писать, ещё в пятилетнем возрасте.
В1891 году будущий поэт поступает в петербургскуюВведенскую гимназию. Его увлечения гимназических лет —сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров.
Университет. Начало творческого пути.
Окончив гимназию в 1898 году, Александр Блок поступилна юридический факультет Петербургского университета, однако в1901 г. перевёлся на филологический факультет (окончил в 1906г.).
Летом1898г. Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Молодые люди полюбили друг друга.
С начала 1900 г. Александр Блок сближается с поэтами – символистами. Свой поэтический путь Блок начал каксимволист.
Символизм— одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Главным средством изображения непознанной тайны мира становится символ.
В1903 г. в журнале "Новый Путь" был опубликован его цикл "Из посвящений".
История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.
1). Выразительное чтение стихотворения (подготовленным учеником) стр. 73
-Какова тема стихотворения? (природа, весна)
-Стихотворения, в которых изображаются картины природы, мы относим к жанру пейзажной лирики. Пейзажная лирика - это описание того, что человек видит вокруг себя. Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустьюи переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души.
– Какое впечатление производит на вас это стихотворение? (рассказ о природе и в то же время о чувствах лирического героя).
2). Чтение стихотворения учащимися
Намёк – слабое подобие чего - нибудь
Бездонной лазури - очень глубокая лазурь
Реять-летать плавно, медленно двигаться в высоте
3). Беседа по содержанию.
-Каков жанр произведения? ( Это лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру).
- Что вы можете сказать о характере этого стихотворения? (стихотворение очень напевное, мелодичное, музыкальное)
-Какие приметы, детали говорят о скором приходе весны?
-Как влияет приход весны на поэта? (Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце).
- Попробуйте определить настроение стихотворения (светлое, таинственное)
- Какими образами создается это настроение?(настроение создается звуковыми и цветовыми образами: плакали бури; плакали струны мои; бездонной лазури)
- Какие слова указывают нам на таинственность происходящего?(издалека, намек, где-то, метафора: сумерки весны, олицетворения: ветер принес, плакали бури, плакали струны)
- В чем особенности синтаксиса стихотворения? (автор использует повторы слов и предложений)
- Какие композиционные особенности увидели? (кольцевая композиция: начинается и заканчивается одинаковыми конструкциями замыкающей фразой служит “ветер принес издалека“).
- Так о чем же это стихотворение?( Основная тема стиха – это предчувствие весны. А втор передает свое состояние предчувствия, ожидания прихода в свою жизнь чего-то нового и светлого; предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной).
-Какова идея стихотворения? (Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто).
-Лирический герой пережил чувство любви, но теперь остались лишь воспоминания, поэтому автор подбирает слова-символы: песни весенней НАМЕК, ЗВЕЗДНЫЕ СНЫ (мечты, ведь в снах часто люди видят сказку или то, что не может сбыться наяву) . Лирический герой уже успокоился, забыл, но вдруг нахлынули воспоминания с приходом весны (ветер принес издалека звучные песни твои (когда любишь - душа поет, поэтому звучит).
-Назовите художественные средства:1) автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя (плакали зимние бури, плакали струны мои, ветер принес издалека песни весенней намек, ветер принес издалека звучные песни твои) . С помощью этого средства автор передает влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой.
2) эпитеты (песни весенней, бездонной лазури, близкой весны, зимние бури, звездные сны, звучные песни), с помощью которых автор передает красоту природы и рисует картинку реальной жизни человека.
3) олицетворения (ветер принес, плакали бури, плакали струны), с помощью которых автор оживляет природу, чтобы передать ее сходство с чувствами и эмоциями, присущими лирическому герою.
1). Выразительное чтение стихотворения (подготовленным учеником) стр. 74
-Какова тема стихотворения? (любовь к жизни, роль поэта в обществе и поэтическое творчество;эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга).
2). Чтение стихотворения учащимися
– Какое впечатление производит на вас это стихотворение? (В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе;рассказ о чувствах лирического героя).
Словарная работа
Безумно – очень сильно
Грядущий– следующий во времени, наступающий
Угрюмство– невесёлость, суровость
3). Беседа по содержанию.
-Каков жанр произведения? (Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна).
Элегия- лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
- Какова композиция стихотворения? ( Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память).
— В чем же высшая цель человека и поэта?
. Всё сущее — увековечить,
— Что это значит? Как вы понимаете эти слова?
— Легче ли стала жизнь на земле для лирического героя стихотворения? Найдите соответствующие строки.
— Почему жизнь названа сном? (Жизнь не есть единственная реальность, есть реальность высшая, скрытая, и поэтому жизнь — сон, а подлинная жизнь — в тайном мире.)
— А если жизнь – лишь сон, то имеет ли смысл существования поэта? Как поэт говорит об этом?
(Существование поэта имеет смысл, и этот смысл становится ясен из обращения в будущее:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!)
-Какова идея стихотворения? ( Основная идея стихотворения - человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след).
Вывод: Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя.
Заключительное слово учителя
А. Блок своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового - 20, таким образом, соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство.
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии.
Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание элементов самых различных стилей.
Читайте также: