В чем своеобразие древнеиндийского семейного права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Брачно-семейные отношения.Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны

были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

19. Источники развода по законам Ману.

Артхашастра различает несколько форм брака (почти в точности совпадающих с соответствующими римскими обычаями): правильный или торжественный брак (при этом приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом (покупкой жены): брак, основанный на свободном соглашении супругов, и, наконец, похищение жены - умыкание, возникшее из обычая брать женщин в бою, как берут трофей.

В принципе признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж - в молодости, сыновья - в старости: "женщина никогда не пригодна для самостоятельности".

По Артхашастре, "муж обязан учить жену поведению и может ударить ее 3 раза по спине: расщепленной тростью, веревкой или рукой".

Супружеская верность поддерживается суровыми карами. В то же время допускается самая широкая добрачная половая свобода девушек. Сын, которого девушка родит в доме своего отца, будет считаться "сыном замужней девушки". После он станет сыном того, кто на ней женится. Такие дети не были препятствием к браку.


В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков. И Законы Ману лишь отразили объективную реальность – существование большой патриархальной семьи, в которой глава семьи (отец) обладал огромной, почти неограниченной властью. По отношению к главе семьи все, состоявшие под его властью, находились на положении рабов. И жена, и дети могли быть им проданы, сданы в наем и даже убиты.

Особенно тяжелым было положение женщины в семье. Она полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману предписывали содержать женщину под опекой в течение всей ее жизни. Считалось, что ни девочка, ни пожилая женщина не имеют права что-либо делать по своей воле даже в собственном доме. В детстве женщина должна была подчиниться своему отцу, в молодости – своему мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Женщина никогда не должна быть предоставлена самой себе.

Имущественные права женщины были ограничены. Предполагалось, что женщине может принадлежать лишь то, что дано ей при брачном огне, при свадебном шествии, что получено от брата, матери или отца в виде приданого.

Характеристика брачно-семейных отношений

Брачно-семейным отношениям в Законах Ману посвящены главы III и IX.

В них выделены восемь форм брака, распространенных в Индии. Первые четыре поощрялись брахманами:

  • асура (покупка невесты);
  • гандхарва (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей);
  • ракшасу (похищение невесты);
  • пайшачу (насилие над девушкой, находящейся в состоянии опьянения, или безумной).

Не запрещалось брать в жёны несовершеннолетних. Многожёнство не поощрялось, но муж имел право взять вторую жену, если первая была злобна, склонна к пьянству или расточительна.

Сваямвара — это практиковавшийся обычай выбора жениха девушкой. О проведении сваямвары решение принимал отец девушки. Для церемонии выбирались благоприятные место и время. Цари посылали в соседние царства гонцов, приглашая царевичей участвовать в сваямваре. Простые люди приглашали претендентов из округи. Претенденты в назначенный день прибывали в дом к отцу девушки и просили её руки. Родители оценивали их качества и мужество в соревнованиях. Сделав выбор, девушка надевала на избранника гирлянду из цветов, после чего проводилась свадьба.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика брачно-семейных отношений

Виваха — это обозначение брака в индуизме; одна из 16-ти выполняемых индусами санскар.

Для Древней Индии были характерны большие патриархальные семьи. Главой семьи являлся муж. Женщина находилась в полной зависимости от супруга и сыновей. Брак собой представлял имущественную сделку, результатом которой была покупка мужем жены, которая становилась его собственностью.

Отец обладал всесильной властью над своими детьми. Все семейное имущество было общим достоянием, но управлял им глава семьи. После смерти родителей имущество делилось сыновьями или оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделять им для приданого по 1/4 доли. В древнеиндийском праве не было наследования по завещанию.

Артхашастра выделяет несколько форм брака (совпадающих с римскими обычаями):

  • торжественный или правильный брак (приданое жены при этом становится собственностью мужа);
  • брак с выкупом жены;
  • брак, основанный на соглашении супругов;
  • похищение жены.

Признавалось, что женщина должна находиться под опекой мужчин: отец охраняет ее в детстве, муж – в зрелости, сыновья – в старости.

Институт брака – один из древнейших институтов человеческого общества. Особенности брака в Древней Индии определялись традициями варновой системы, которая влияла на все общественные отношения в государстве. По этой системе древнеиндийское общество изначально делилось на четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (слуги).

Наряду с системой варн существовала система ашрамов, согласно которой человеческая жизнь делится на четыре периода: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. Каждая из этих ступеней помогает человеку достичь одну из основных целей жизни. Грихастха – это период семейной жизни, куда входит вступление в брак, рождение детей, поддержание семьи.

Одной из дхармашастр является Манава-дхармашастра, более известная как Ману-самхита или Законы Ману. Традиционно составление текста относят к периоду между II в. до н.э. и II в. н.э. Этот памятник древнеиндийской литературы является сборником предписаний, которым следовал благочестивый человек. Брачно-семейным отношениям посвящены в основном главы III и IX.

Далее говорится, что для брахманов приемлемы первые шесть форм брака, для кшатриев – последние четыре; для вайшьев же и шудр – те же четыре, кроме брака ракшаса. Браки асура и пишача не приветствуются дхармой.

Читайте также: