Что такое закон в обществознании 9 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Право - система общеобязательных норм, обеспеченных государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями.

Право - совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

• Объективное право: Право как юридическая норма (закон) Пример: Римское право стало основой для всех европейских правовых систем.
• Субъективное право: Право как возможность поступать определенным образом. Пример: Иван Иванович обращается в суд для защиты своих прав.

Признаки права

1. Носит системный характер
2. Установлена и охраняется государством (хотя выработаны обществом)
3. Имеет общеобязательный характер
4. Закреплено в официальных источниках
5. Основано на принципах справедливости и ценностях, уважаемых обществом
6. Носит общеобязательный характер (влечет юридическую ответственность)

Источник права – это формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока обществознания в 9 классе

Учителя истории МБОУ Ёлкинской СОШ

Яковлевой Елены Викторовны

1. Образовательная: Формирование базисных знаний о государстве, праве, правах человека; познакомить учащихся с понятием , что такое юридическая ответственность и каковы её виды. правонарушение и преступление, выяснить их особенности.

2. Развивающая: продолжить работу по формированию умений анализировать предложенные ситуации, сопоставлять и соотносить их по категориям; навыков решения учебно -познавательных задач, а также ведения дискуссии и отстаивания собственной позиции.

3. Воспитательная : показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока : право, правонарушение, проступок, преступление, вина, юридическая ответственность, уголовная ответственность, презумпция невиновности.

План урока (40 мин.):

2. Юридическая ответственность: признаки понятия.

3. Виды юридической ответственности.

4. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Приветствие учащихся. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня эпиграфом к уроку будут слова Эпикура

Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые постараемся дать ответы.

Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

1. Образовательная: Формирование базисных знаний о государстве, праве, правах человека; познакомиться с понятием, что такое юридическая ответственность и каковы её виды, правонарушение и преступление, выяснить их особенности.

2. Развивающая: продолжим работу по решения учебно -познавательных задач и предложенных ситуаций,

3. Воспитательная : показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

2. Юридическая ответственность: признаки понятия.

3. Виды юридической ответственности.

4. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Домашнее задание

Не смотря на то, что существуют юридические консультации, профессиональные юристы, к которым можно и нужно обращаться за помощью и советом. Законы надо знать! Не знание – приводит к правонарушению.

Ссылка на правовую неграмотность не смягчает вину.

Невежество в правовой области приводит к весьма печальным последствиям, как для личности, так и для государства.

Вернемся в наше время.

Вопрос: В каких основных документах изложены ваши на данный момент права и

обязанности школьников? ( в Уставе школы, Правилах для учащихся.)

В масштабе нашей страны. Что является законом и подлежит исполнению всеми гражданами

Конституция РФ (да)

Решение классного собрания (нет)

Указ Президента РФ (да)

Приказ директор завода (нет)

Постановления и распоряжения министерств РФ (да)

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на_________(личную неприкосновенность).

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на_________(получение бесплатного образования).

3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ________(пользоваться учреждениями культуры).

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино________(иметь имущество в собственности).

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на_________(неприкосновенность жилища).

6.Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом________(уехать из своей страны и вернуться на родину).

Учитель: Я сейчас приведу вам примеры жизненных ситуаций

Группа подростков прогуливалась вечером. Развлекаясь, сломали телефон – автомат.

Пятнадцатилетняя Маша Сидорова и её мама опаздывали на электричку. Для того, чтобы успеть на неё. Маша решила позвонить на вокзал и сообщить о том, что в электричке заложена бомба.

Костя Михайлов, ученик 8 класса, вошёл в класс. На одном из столов лежал сотовый телефон, забытый учеником из параллельного класса Женей Петровым. Костя был очень сердит на Женю и разбил его телефон

. К сожалению, ситуация взята из реальной жизни, а кто прав и виноват будет решать суд.

Каждый из вас, приходя домой, включая телевизор или Интернет, в разговорах с родителями слышит о таких происшествиях, а может быть, знает о них не по наслышке. Кроме того, если вы проанализируете свое поведение за последний месяц, то обнаружите, что мы сами можем оказаться в ситуациях, когда совершаем противоправные деяния, мелкие проступки, которые можно было бы предотвратить . Вот почему необходимо знать о юридической ответственности за неправомерное поведение, а также основы законодательства о правонарушениях.

Учитель: Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Запись понятия: правонарушение – это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

• преступление

В чем их отличия?

Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход.

2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. От полученных травм Сергей скончался в больнице.

Преступление отличают от проступка три признака:

1 . Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Без вины нет преступления. Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям . Рассмотрим ситуации:

1. Преступная группа лиц занималась перепродажей оружия за рубеж, о чем стало известно одному из журналистов. Он хотел сделать сенсационный репортаж, но был замечен одним из членов банды. По договоренности с руководителем банды киллер убивает журналиста.

2. У подъезда завязалась драка парней, которые не смогли разрешить возникший спор. Желая проучить неприятеля, один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от ударов его бывший друг скончался.

3 . Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

(ответы учеников) Вина может быть выражена в форме:

а) прямого умысла;

б) косвенного умысла;

в) неосторожности.

Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2): Грабеж(2), торговля с рук в неустановленных местах(1), кража(2), невыполнение договора(1), неоплаченный проезд в транспорте(1), вымогательство(2), повреждение телефона-автомата(1), мошенничество(2), опоздание на уроки(1),

Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия. Приведите пример преступного действия и бездействия.

3. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения по этому вопросу.

Класс делится на три группы для обсуждения причин преступности.

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, расстройства и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(от каждой группы выступают ученики и излагают свои идеи и доказательства)

4. "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Какие из перечисленных качеств личности могут препятствовать, а какие способствовать правонарушениям?

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития.

Право – это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе. Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права:

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права.

Норма права, или правовая норма, - это общеобязательное правило поведения, которое отражает уровень прав и свобод человека. Норма права – это один из элементов системы права. Самый простой пример правовой нормы – это любой закон.

Структура нормы права:

  1. Гипотеза. Отражает условие и адресата нормы.
  2. Диспозиция. Элемент, отражающий правило поведения.
  3. Санкция. Меры юридической ответственности при правонарушении.

Если гражданин (гипотеза) ограбит банк (диспозиция), то сядет в тюрьму (санкция).

Норма права не имеет личностный характер, она направлена на всех людей либо на какую-то конкретную группу людей (пенсионеры, студенты), также она рассчитана на неоднократное применение.

Источники права.

Источник права – также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение – международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с моральными нормами. Это соотношение мы рассмотрим в следующей главе.

Конституция РФ

Обществознание

Задачи Конституции РФ

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. Принимал ее народ на общем голосовании (референдуме).

Основными задачами Конституции РФ являются:

  • определение и установление прав человека и гражданина;
  • упорядочение государственной власти;
  • утверждение правосудия.

Признаки и принципы

Основной закон РФ обладает рядом признаков. Они отличают его от множества иных нормативных актов государства:

Девушка читает Конституцию РФ

  • Его положения (нормы) носят обязательный характер, и их обязательное исполнение обеспечивается силой принуждения от имени государства.
  • Закон выражает и закрепляет волю народа РФ, общества.
  • Он наделен высшей юридической силой, то есть является главным законом государства, и все остальные законы и подзаконные акты РФ должны приниматься на его основании и не противоречить его нормам.
  • Еще одной особенностью является исключительный порядок его принятия и изменения.

Если развернуть данную тему, можно привести еще ряд примеров признаков Конституции.

Содержание Конституции РФ, направление ее нормативного регулирования предопределяется принципами, то есть основополагающими идеями, к каковым относятся:

Суверенитет РФ

  • Народовластие означает, что народ России — единственный источник власти в стране, и только он может решать судьбу государства.
  • Преобладание прав, свобод человека (гражданина) над всеми остальными ценностями общества и государства.
  • Государственный суверенитет говорит: РФ — независимое государство, которое самостоятельно решает свои внутренние вопросы, и вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо.
  • Разделение властей означает разделение органов власти РФ в соответствии с полномочиями органов на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную.
  • Равноправие всех граждан страны означает наличие у них равного количества юридических прав.

Структура основного закона

Конституция РФ сформирована из 2 разделов, которые включают в себя 9 глав. Краткое содержание Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом.

В 1 главе закреплены основы конституционного строя РФ.

Во 2 главе изложены фундаментальные права, свободы граждан РФ, гражданство в РФ, статус гражданина.

Субъекты РФ

3 глава определяет форму государственного устройства РФ. Россия является федеративным государством. В ней приведены наименования всех субъектов, входящих в состав РФ, а также принципы взаимодействия между центральной властью и регионами.

В состав РФ входят 89 субъектов РФ (республики, края, области и др.)

Территория Российской Федерации является целостной, и Конституция не допускает выхода субъектов РФ из ее состава по какой бы то ни было причине.

4 глава говорит о Президенте РФ. По своему статусу он является главой государства. В этой главе описывается процедура его вступления в должность, его права и обязанности (полномочия) и иные вопросы.

5 глава посвящена Федеральному Собранию РФ (парламенту): определяется структура, полномочия его палат — Совета Федерации и Государственной думы.

Правительство РФ

6 глава регламентирует функционирование Правительства РФ: раскрывает его структуру, компетенцию, основания отставки.

7 глава определяет судебную систему государства, регламентирует деятельность высших судов РФ.

8 глава определяет принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

9 глава устанавливает процедуру изменения и пересмотра основного закона.

Подводя итог, кратко можно сказать, что Конституция РФ представляет собой единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами и содержанием, который формулирует целостное представление о государстве и обществе.

Читайте также: