Как правильно поощрять детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании и поддержке родителей. Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них.

Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной.

Родители должны понимать, что поощрение и поддержка ребенка относится к основным инструментам семейного воспитания.

Здоровая, а главное счастливая семья обладает следующими качествами:

1. Это семья, в которой установилось хорошее, честное, открытое общение.

2. В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении.

3. Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом.

4. Родители и дети помогают друг другу.

5. Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.

6. Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.

7. Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.

8. Большинство проблем решается совместно.

Помните, что семьи, которые обладают этими качествами, характеризуются стабильностью и будут функционировать как здоровая семейная система. В таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и растут в атмосфере общей любви.

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО :

- Опираться на сильные стороны ребенка;

- Избегать подчеркивания промахов ребенка;

- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

-Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

- Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

-Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Овладеть искусством поощрения помогут несколько простых правил, усвоив которые, можно избежать множества воспитательных ошибок.

Поощрять детей дошкольного возраста нужно:

• Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, быть уверенным, что поощрений в количественном отношении больше.

Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

• Использовать минимальные вознаграждения, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.

• Дети дошкольного возраста чувствительны к словам, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

• Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

• Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.

Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.

Как правильно поощрять ребенка.

2. Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях.

5. Никогда не поощряйте детей материально. Важно, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.

Самое главное поощрение и поддержка в жизни ребенка – это любовь, внимание и понимание родителей. Позитивная атмосфера в семье, взаимное уважение и правильное воспитание позволят вам вырастить ребенка таким, каким вы хотели бы его видеть.

Надеемся, что данные рекомендации будут вашими помощниками в этом.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Методы эффективного поощрения учеников начальной школы.

ВложениеРазмер
metody_effektivnogo_pooshchreniya_uchenikov_nachalnoy_shkoly.docx 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методы эффективного поощрения учеников начальной школы.

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Разве он должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств.

И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поэтому первое правило - использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты тогда, когда они помогают детям выработать верные убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться понять, почему он поступил так, а не иначе.

Покупка какой-нибудь вещи - самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное - умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление положительных качеств.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Развитие личности, начавшиеся в дошкольном детстве, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими и взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика зависит в этот период развитие его личности.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди многих мотивов учения, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия. Более того, в классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают соответствующий статус.

Учебная деятельность является основной для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

1. Осуществляется регулярно.

2. Сопровождается пояснением: что конкретно достойно поощрения.

3. Проявляет заинтересованность в успехах ученика.

4. Дает ребенку сведения о значимости достигнутых результатов

5. Ориентирует ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов

6. Сопровождается сравнением прошлых и настоящих достижений ученика, отмечается любой успех.

7. Поощрение соразмерно усилиям, которые затратил ребенок.

8. Связывает успехи со стараниями ребенка.

9. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что успех в работе зависит от его собственных усилий.

1. Осуществляется от случая к случаю.

2. Делается в общих чертах.

3. Проявляет минимальное, формальное участие в успехах ребенка.

4. Ориентирует ребенка на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.

5. Достижения ученика оцениваются в сравнении с другими.

6. Поощрение не зависимо от усилий, затраченных учеником.

7. Взрослый объясняет успех ученика его врожденными способностями или удачей.

8. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что прогресс в учебе зависит от усилий учителя ли родителя.

Поощрение – самый распространенный метод воспитания, но его эффективность во многом зависит от адекватности применения в конкретной жизненной ситуации.

Возраст и способы поощрения

Для каждого возраста существуют наиболее значимые в этот период способы и мотивы поощрения.

До трех лет детей стоит поощрять за все значительные достижения: за правильно выговоренное слово, собранный пазл, за проявления самостоятельности, хороший аппетит…

Для маленьких детей важны не столько слова, сколько тактильные ощущения — объятия, поцелуи, нежные поглаживания. По мнению специалистов, этот метод поощрения наиболее подходит детям данного возраста. Примерно такое же значение малыши придают играм и игрушкам.

Психологи и педагоги уверены, что счастливое детство не будет таковым без радости от своих успехов и достижений, поэтому необходимо давать простор самостоятельности и высоко ценить ее даже в раннем возрасте.

Дошкольников необходимо поощрять за творческую деятельность — желание и умение делать что-то своими руками, за интеллектуальные достижения — выученные стихи, буквы, цифры, за умение обслуживать себя, за хорошее поведение и помощь близким.

Методы поощрения в этом возрасте: словесная похвала, ласка, сладости, совместные игры с родителями, подарки, прогулки и поездки.

Каждый ребенок стремится к тому, чтобы взрослые проводили с ним как можно больше времени. Поэтому подарок малышу в виде дополнительного времени для совместных развлечений и игр – это очень действенный способ поощрения. Для мотивации можно использовать фразу: «Мы поиграем/погуляем/поедем как только ты …. уберешь игрушки, дорисуешь картинку, выучишь стишок к празднику и т.д.

Детей младшего школьного возраста надо стимулировать за успехи в учебе, помощь по дому, творческую работу, хорошее поведение, послушание, доброту и отзывчивость. Поощряем их похвалой, подарками, прогулками, поездками, походами, совместными играми и общением с друзьями.

Подростков следует поощрять за серьезное отношение к учебе, за помощь родителям, за наличие хобби, за личные достижения.

Подростки ценят похвалу, подарки и деньги, дополнительное время на пользование компьютером, расширение границ дозволенного, общение с друзьями.

В период ранней юности старшеклассников надо поощрять за ответственность, самостоятельность, за стремление к достижению целей, за помощь, за сознательные поступки и добросовестный труд.

Для юношей и девушек по-прежнему важна похвала, но не менее интересны для них деньги и подарки, расширение границ дозволенного, встречи и общение с друзьями.

Старшеклассники считают себя взрослыми, поэтому приветствуют расширение границ дозволенного. Разумно будет сначала установить строгие правила, а убедившись в том, что повзрослевшим детям на данном этапе можно доверять, понемногу ослаблять контроль и давать больше привилегий. Границы дозволенного будут зависеть от степени доверия.

Как мы видим, способов поощрения довольно много, и если использовать их творчески, учитывая возраст и особенности своего ребенка, то позитивный воспитательный эффект не заставит себя долго ждать.

Некоторые общие правила

Похвала должна быть заслуженной. Иногда родители начинают хвалить своих детей за естественное для их возраста поведение, например, если школьник самостоятельно ест или одевается. Поощрение надо использовать, когда ребенок прикладывает определенные усилия для того, чтобы что-то сделать (например, выучить стихотворение, приготовить ужин, помочь пожилой соседке и др.).

Поощрение должно соответствовать приложенным усилиям. Не стоит захваливать ребенка за то, что не составило для него труда: надо учитывать характер поступка, мотивацию, степень прилагаемых усилий.

Поощрения не должны быть очень частыми, чтобы не сформировать самоуверенность и эгоизм, и не быть крайне редкими, чтобы не создать заниженную самооценку. Любое поощрение должно быть уместным и объективным.

Методы поощрения ребенка должны соответствовать приемам воспитания. Однако это палка о двух концах. Это может как стимулировать ребенка, так и одновременно расслаблять его, после чего поведение ухудшается, а капризов становится больше.


Так что с этим главное знать меру и то, когда можно поощрять, а когда этого делать не стоит.
















Краткое содержимое статьи

Способы и методы поощрения

Поощрение ребенка в семье может происходить с помощью разных видов стимулирования:

  1. Простая похвала, которая подразумевает под собой словесную поддержку и одобрение. Похвалить можно за хорошее поведение, за успехи – причин может быть множество;
  2. Ласка, объятия, физическое поглаживание – еще один вид, которые предполагает физический контакт. Часто такой способ применяют к маленьким детям, которым еще может быть не до конца ясен смысл слов. Но и со взрослыми детьми он бывает иногда эффективнее, чем словесное выражение;
  3. Есть и другой вид поощрения, который заключается в мотивации. Например, пообещать что-то ребенку в обмен на совершенное им действие: купить что-то, если он приберет вещи или выучит уроки;
  4. Часто для подросших детей бывает эффективно снятие определенных запретов, полное или частичное. Например, можно отпустить подольше погулять подростка за хорошие оценки;
  5. Материальное поощрение детей тоже допустимо. За хорошее поведение или учебу можно вознаграждать их карманными деньгами или какой-то покупкой. Но стоит пользоваться этим с осторожностью, потому что часто они начинают просить поощрение за все, что даже не стоит внимания.


Можно чередовать несколько видов, чтобы достичь максимального результата.


Ошибки родителей

Система поощрения детей должна быть полностью продумана, чтобы не был нанесен вред ни ребенку, ни даже самому родителю. Часто бывает так, что дети начинают себя вести хорошо только на людях, чтобы получить похвалу.


Иногда ее бывает слишком, так что дети начинают пользоваться этим и даже искать свою выгоду.

  • Дети способны манипулировать взрослыми через систему поощрения. Осознавая, за что их благодарят или одаривают, они начинают делать это постоянно.
  • Или наоборот, вести себя плохо, чтобы за очередной хороший поступок получить что-то приятное.
  • Часто родители использует еще один неверный метод похвалы. Они сравнивают его с другими детьми, критикуя или хваля его по отношению к остальным ребятам.










Лучше сравнивать ребенка с самим собой, используя для этого динамику его прогресса.


Поощрение хорошего поведения

Любой вид поощрения ребенка должен всегда выглядеть естественно и уместно.


Современные психологи составили несколько советов, которые можно применять на практике:

  1. Похвала должна быть только за дело и справедливой. Если ребенок выполняет какие-то базовые навыки, которые он и должен делать в этом возрасте, например, надеть кофту или зашнуровать ботинки, то не нужно его хвалить. А если он вам в чем-то помог, причем сам проявил инициативу, то это однозначно стоит отметить вниманием;
  2. Лучше всего хвалить не самого ребенка, а его действие. Если он прибрался, то похвалите чистоту комнаты, а не просто назовите его умницей. Лучше всего отметить какие-то конкретные детали, например, заметить, как красиво на рисунке изображены цветы. Общие разы будут не очень интересны и не произведут такого впечатления, как отметка деталей;
  3. Дети часто ждут не похвалы, а то, что они научились чему-то новому, что их результат был замечен родителями. Скажите ребенку, что вы очень счастливы и рады за него, что он научился кататься на велосипеде. Обычная поддержка тут может сыграть большую роль.







Денежное поощрение

Многие спорят по поводу поощрения детей в детском саду в материальном плане. С одной стороны, ребенок в этом возрасте еще мал, чтобы понимать их ценность и правильно распоряжаться, с другой, он будет рад и мелочи, потому что потребности у него еще невелики.


К тому же ребенок может привыкнуть выполнять какие-то поручения исключительно за оплату, в том числе и домашние дела. Но такое стимулирование может и принести пользу, потому что даже малыш может завести копилку и откладывать туда собственные средства.


Ребенок со временем начнет понимать это, возникнут проблемы. Лучше всего просто разговаривать с малышом, знать о его тревогах и проблемах. Дети растут слишком быстро, так что в погоне за карьерой можно потерять те доверительные отношения, который установились в самом начале процесса воспитания.







Как поощрять подростка

Воспитанию можно нанести большой вред, если использовать необдуманные способы поощрения. Если хвалить ребенка за каждое верное решение и правильный шаг, границы дозволенности и недозволенности будут размыты.

  • Начнутся проблемы с поведением, истерики, скандалы. Также может развиться комплекс перфекциониста, когда каждое неверное решение и ошибки будут даваться болезненно.
  • Если чрезмерно хвалить ребенка, он может вырасти эгоистичным и себялюбивым. Если в детстве это будет не так заметно, то в подростковый период это начнет проявляться все сильнее.
  • Но как хвалить подростка? Купить что-то вкусненькое будет уже недостаточно. Да и деньги нужно давать аккуратно. Часто, если не хочется поощрять материально, родители предлагают ему какую-то помощь, в том числе и проведение совместного отдыха с поездкой куда-либо.







Можно отпускать подростка подольше гулять или ложиться позднее спать. Возможно, он захочет пойти куда-то на вечеринку, это может тоже стать одним из видов поощрения или стимулирования.


Поощрение – это часть системы воспитания. Сложно сказать, насколько тот или иной вид эффективен, стоит только смотреть на всю систему в целом.

Читайте также: