Что такое утренний круг в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Согласно ФГОС ДО основной принцип организации образовательного процесса — это принцип интеграции образовательных областей.

Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного учреждения подразумевает подбор таких видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. В соответствии с ФГОС ДО, нам необходимо было пересмотреть модель образовательного процесса, и, в частности, способ организации утреннего отрезка времени.

Утренний круг - одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.

Утренний круг позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие.

Целью организации утреннего круга:

обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. , научить детей планировать свою деятельность.

С учетом этого основными задачами утреннего круга являются:

  • Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”
  • Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

(учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)

  • Социально- коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

К образовательным результатам Утреннего круга можно отнести способность ребенка:

Контролировать свое поведение;

Устанавливать контакты; выражать свое отношение;

Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;

Присваивать полученную информацию в доступной ребенку форме;

Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,

Высказываться в связи с высказываниями других, использовать элементарные нормы общения;

Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.

Утренний круг - длится 10-15 минут.

У меня есть приглашающий сигнал, это звучание бубна с мерцающими лампочками

Приглашаю принять участие в практической деятельности.

Круг радости

  • Приветствие. Минутка вхождения в день
  • Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена.

Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Свое имя назови!

(5 участников называют свои имена и становятся в круг, все здороваются и повторяют имя).

У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.

А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому? Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами. Замечательно!

  • Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)

- А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому, задаю вопросы.

Следующий момент нашего Утреннего круга — это Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

практикуются такие виды игровой деятельности, которые: заставляют детей смеяться

При этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе.

(Совместное планирование деятельности на текущий день) Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки, изображающей занятие и работы в центрах активности.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым "ритуалом" и для детей, и для взрослых. Утренний Круг, по моему глубокому убеждению, технология, которую можно (и нужно) ввести в жизнь каждой программы, ориентированной на ребенка, на педагогику развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №102 г.Томска

Воспитатель: Пронькина С.А.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Проанализировав методическую литературу, я заинтересовалась формой организации детей – утренним кругом или как его ещё называют утренний круг радости. Утренний круг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослым: воспитателем.

Утренний круг позволяет гармонично в себя включить несколько образовательных областей: социально – коммуникативное, физическое и речевое развитие. Ведь согласно ФГОС ДО основной принцип организации образовательного процесса – это принцип интеграции образовательных областей.

Целью организации утреннего круга является:

обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность.

С учётом этого основными задачами утреннего круга являются:

2.Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками

3.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной речи.

К образовательным результатам утреннего круга можно отнести способность ребёнка:

· Контролировать своё поведение;

· Устанавливать контакты; выражать своё отношение;

· Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;

· Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомлённости и опыта;

· Высказываться в связи с высказываниями других;

· Использовать элементарные нормы общения;

· Сотрудничать со взрослыми и детьми в предложенных формах.

3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика

4. Игра по теме периода

5. Планирование или календарь дел

Утренний круг длится 10 – 15 минут в младших группах, в средней группе 15-20 минут, в старших группах 20 -25 минут

1 этап утреннего круга - приветствие

Каждая группа выбирает себе собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга.

Это может быть весёлая песня о дружбе, звон колокольчика, звон бубна, дудочка, речёвка.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица. Используются пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, комплименты. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресовано приветствие. Это может быть игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, клубок, микрофон.

2 этап утреннего круга – обмен новостями

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

  • Кого вы встретили по дороге в садик?
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями.

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник, сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек, кого больше, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе). Каждый день дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

3 этап – пальчиковая или дыхательная гимнастика

Затем проводится дыхательная или пальчиковая гимнастика по теме недели.

4 этап – игра по теме периода

Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности:

В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения. Дети свободно выражают мимикой и жестами своё видение "расстроенного зайца", "испуганной мышки", "гордого петуха".

"Связующая нить". Дети сидя в кругу и передают друг другу клубок таким образом, чтобы можно было взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствуют, хотят пожелать.

Придумать окончание к предложению "Я превращаюсь в . " (облачко и лечу по небу; в шоколадку и таю на солнышке и пр.).

Дети 1-2 мин сидят в тишине, затем рассказывают об услышанных звуках.

5 этап – планирование или календарь дел

Этот этап утреннего сбора направлен на расширение информации о тематическом проекте (т.е. здесь сообщается о том, какой будет проект на неделю, сообщаются новые знания, и обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным человеком , показ презентации и т. д). Детям предлагается самим выбрать деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать, и выбрать центр активности. Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. . Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключится на непосредственную образовательную деятельность.

Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе:

- игра- считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;

- обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Пример утреннего круга для детей

1. Позывной для сбора детей в утренний круг

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа друг

Вместе за руки возьмёмся и

И друг другу улыбнёмся.

Я с утра сюда пришла,

Здравствуйте мои друзья!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Это я (имя и отчество воспитателя)

Это я (каждый ребёнок по очереди называет своё имя)

- И Маша здесь … И Оля здесь…

Все здесь! А кого сегодня нет в группе? Кого бы вам ребята хотелось больше всего увидеть? Скажите, а сколько сегодня в группе девочек? Сколько мальчиков? Кого сегодня в группе больше и на сколько?

Я рада видеть вас всех весёлыми и в хорошем настроении. Мне бы очень хотелось, чтобы такое настроение у вас сохранилось бы до самого вечера. А для этого мы с вами должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем целый день радовать друг друга.

Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постойте, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

2. Обмен информацией

Ребята, давайте сейчас поработаем с календарем. Вспомните, какой сегодня день недели? Какой будет завтра день недели? Какой день недели самый последний? Какой день недели самый первый? Какое сегодня число? Месяц? Время года? Ребята, а скажите, какие дни недели считаются выходными?

Вы отдыхали в субботу и в воскресенье. Сейчас каждый из вас расскажет, как он провёл выходные дни? А рассказывать будет тот, у кого в руках окажется мячик.

Напоминаю правила:

- Говорит тот, у кого в руках мяч.

- Говорить кратко, но самое значимое и интересное.

- Не перебивать говорящего.

3. Следующий момент нашего утреннего круга - это пальчиковая игра

Скажите, а какие животные могут быть добрыми. Наверное вы догадались, о каких животных сегодня пойдет речь?

5. Планирование дня

Я вам сейчас расскажу, какие центры у нас с вами сегодня работают.

В центе искусства из пластилина вы сможете слепить кошку.

В центре познания вы узнаете всё про домашних животных. На ноутбуке вы посмотрите презентацию о домашних животных.

Теперь я прошу вас закрыть глазки и подумать, в каких центах вы бы хотели поработать. Сегодня первый свой выбор будет делать каждый второй.

Я желаю вам сегодня быть успешными, чтобы у вас всё получалось. Удачного дня.

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для взаимопонимания и сотрудничества между детьми, взрослыми и детьми. Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад.

Утренний круг стал любимым моментом и для детей, и для взрослых группы. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Утренний круг предназначен для эффективного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых

Хорошее начало — половина дела.

предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность

конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и

Утренний круг предоставляет большие возможности для фор­мирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуника­тивных способностей, саморегуляции детей. Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний сбор задаёт тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.

Утренний круг – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

Неслучайно утреннему кругу детей в ДОУ педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для формирования хорошего настроения.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

Создание эмоционального настроя на весь день — “задать тон”.

Создание условий для межличностного и позновательно-делового общения

детей и взрослых.

Установление комфортного социально-психологического климата в детском

коллективе через свободное общение со сверстниками.

Развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

Учить внимательно слушать других детей.

Участники утреннего круга (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться. Например, сегодня рассаживаются по росту,завтра по — датам рождения или по очереди: мальчик-девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.

Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно свободно варьировать.

Подготовительные действия:

Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.

— Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто

— Какое у вас настроение?

— Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые,

приветливые, улыбающиеся) лица?

— Кто очень хочет задать вопрос?

— Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями,

— О чём бы вы хотели узнать?

— Что бы вы хотели посоветовать?

— Как бы вы поступили в подобной ситуации?

— Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Примерная структура утреннего круга:

1. Позывные для утреннего круга.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.

2. Организация утреннего круга.

Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это

Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы

можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков,девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня.

Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

6. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.

7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением

8. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на

9. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Пример структуры утреннего круга, вовсе не означает, что она должна строго соблюдаться и не может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

Роль ребёнка в утреннем кругу.

Важно помнить, что утренний круг– это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие. Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего круга работу или игру или принять участие нем; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в утренний круг с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в утреннем кругу.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы: обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании; установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале,

который актуален для них;

помогать ребятам выбирать и планировать работу; оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего круга. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Автор: Омельченко Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад к/в №1

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Кущевская

Позывные для утреннего круга

1. Приветствие.

-Типичные приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Привет!

- Формы приветствий разных народов.

- Приветствия с действиями: С добрым утром! - стоя лицом к лицу. С обниманием, хлопками.

- От имени литературных героев или лиц проекта.

- Приветствие с передачей мяча (шарика, клубка, микрофона, сердечка).

- Приветствие с комплиментами.

- Пантомима, игровые моменты.

- Песни, считалки, речевки.

Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Педагог начинает приветствие, показывает, как это делается.

2 .Игра

- дыхательная и пальчиковая гимнастика;

3.Обмен новостями

- обмен информацией: календарные (погода, день недели, время года, праздник), групповые (сколько детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует; ближайший день рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе?).

- все, что переполняет, волнует душу ребенка ( «что ещё никто, кроме меня, не знает.

Темы новостей могут быть свободными или заданными .

Все дети одновременно поделится новостями не могут, поэтому можно предложить им коллегиально решить:

а) какое количество и кого мы сегодня выслушаем(девочек, мальчиков) ;

б) сегодня делиться новостями будут те, у кого есть в одежде что-то зеленое.

Правила подачи новостей:

- не отбираем (только хорошие);

- не вытягиваем (мы еще не слышали твоих новостей);

- не запрещаем (об этом мы не говорим; запретных тем нет).

Рекомендации:

- правила независимо от их содержания всегда:

- правила вводятся, когда в них возникает потребность.

- правила и их формулировки обговариваются с детьми.

- правила оформляются словесно, рисунком, символом, значками.

- вывешиваются на видном месте.

4 .Составление плана дня

Этот этап направлен на расширение информации о теме дня, тематической неделе, проекте (сообщается о том, какой будет проект на день, неделю, новые знания, обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным человеком, презентация; плавный переход к непосредственно-образовательной деятельности.

Примечание:

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься ( сами выбрают деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать). Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный. Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на НОД.

Тематика утренних кругов может быть понедельной .

-по проектной деятельности;

-по календарно-тематическому планированию;

-по обстоятельствам (ссора, конфликт; день рождение).

Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации.

Для педагогов утренний круг - это способ организации свободного общения и развития речи детей, создание атмосферы коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Для детей - возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

1этап-Приветствие
Воспитатель звонит в колокольчик, дети собираются возле неё.

- Друзья мои, я приглашаю вас в наш добрый, дружный круг!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Я очень рада всех вас видеть сегодня. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. Я улыбнусь вам, и Если каждый из вас улыбнётся - утро доброе начнётся.

У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. А чтобы наше утро и весь день были по настоящему добрыми, предлагаю поиграть.

Дети сидят в кругу. Выбранный (или желающий) ребёнок становится Царевной Несмеяной. Каждый старается её рассмешить. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать улыбку Царевны.

Игра - тренинг (1 вариант)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

ответную искру зажечь.

Игра - тренинг (2 вариант)

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Игра - тренинг (3 вариант)

Если стало вдруг кому-то
Очень грустно почему-то,
И не знаешь - как же быть?
Как его развеселить? (Дети мимикой и интонацией передают грусть, пожимают плечами)
Мы возьмём стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их весёлкой размешаем,
В тонкий юмор раскатаем,
Обваляем в прибаутках,
Запечем в горячих шутках.
Кто попробует кусочек -
Непременно захохочет! (Дальше по тексту имитируют приготовление пирога, весело смеются)

3 .Обмен новостями (введение проблемной ситуации)

Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей).

А вы знаете, что одна минутная улыбка равна одной съеденной шоколадной конфете?! А вам что - ни будь известно о пользе улыбок? Что вы знаете об этом? А как вы думаете животные, птицы могут улыбаться? А как вы смотрите на то, что сегодняшний день мы назовем Днем улыбок? Прекрасно!

4.Составление плана дня

Читайте также: